Российская пенсионная система уже давно нуждается в изменениях. Причем не в косметическом ремонте, а в коренном реформировании. Недавние изменения, внесенные в законодательство, регулирующее пенсионную сферу, широко рекламируемые как пенсионная реформа, на самом деле таковой не являются, так как затрагивают лишь один аспект пенсионного обеспечения – возраст выхода на пенсию. Увеличение этого возраста на пять лет для мужчин и женщин позволяет решить лишь тактическую задачу – поддержание суммы средств, которыми располагает Пенсионный фонд России, на уровне, позволяющем выплачивать гражданам страны весьма скромные пенсии. В связи с этим исследования по проблеме совершенствования пенсионной системы РФ не потеряли своей актуальности.
Цель исследования: проведение анализа состояния системы пенсионного обеспечения РФ и разработка прогноза ее развития на период до 2050 г.
Материалы и методы исследования
Теоретической и методологической основой исследования являются произведения российских ученых по проблемам функционирования и развития социальной сферы и обеспечения социальной безопасности. Информационной базой исследования является официальная статистическая отчетность. В процессе исследования использовались методы экономико-статистического анализа и квазиимитационного моделирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведению любой реформы предшествует разработка программы, неотъемлемой частью которой является научно обоснованная цель реформирования существующей социально-экономической системы.
Целью реформирования пенсионной системы является, на наш взгляд, повышение уровня и качества жизни граждан, достигших пенсионного возраста, либо имеющих право на пенсию по иным основаниям.
Однако авторы проекта реформирования российской пенсионной системы судя по всему стремятся к ликвидации дефицита Пенсионного фонда РФ, так как увеличение возраста выхода на пенсию позволяет в течение ближайших лет поддерживать численность пенсионеров на практически неизменном уровне. Что же касается обещанного минимального повышения размеров пенсий, то оно не может привести к существенному повышению уровня жизни пенсионеров.
В табл. 1 приведены данные, характеризующие состояние российской системы пенсионного обеспечения, из которой видно, что в 2016 г. число пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, увеличилось по сравнению 2000 г. на 12,4 % и составило 43,2 млн чел. При этом доля пенсионеров в общей численности населения страны увеличилась с 26,3 до 29,4 %, а численность занятых в национальной экономике в расчете на одного пенсионера, осталась на уровне 1,68 чел., в то время как в 2010 и 2015 гг. этот показатель был равен 1,71.
Таблица 1
Основные показатели системы пенсионного обеспечения РФ
Показатели |
Годы |
Изменение (+, –) |
|||||
2000 |
2010 |
2014 |
2015 |
2016 |
2016 г. к 2000 г. |
2016 г. к 2010 г. |
|
Численность пенсионеров, тыс. чел. |
38411 |
39706 |
41456 |
42729 |
43177 |
112,4 |
108,7 |
Численность пенсионеров, приходящихся на 1000 чел. населения, чел. |
262,5 |
277,9 |
287,9 |
291,6 |
294,0 |
112,0 |
105,8 |
Численность занятых, в расчете на одного пенсионера, чел. |
1,68 |
1,71 |
1,64 |
1,71 |
1,68 |
100,0 |
98,2 |
Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, руб. |
427,8 |
2562,0 |
3935,0 |
4383,6 |
4558,9 |
1065,7 |
177,9 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. |
694 |
7476 |
10786 |
11986 |
12391 |
1785,4 |
165,7 |
Соотношение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, %: |
|||||||
– с величиной прожиточного минимума пенсионера |
47,1 |
62,6 |
49,7 |
54,6 |
55,7 |
+8,6 п.п. |
–7,5 п.п. |
– с минимальным размером оплаты труда |
396,8 |
59,2 |
66,0 |
70,7 |
60,8 |
–336 п.п. |
+1,6 п.п. |
Соотношение среднего размера назначенных пенсий, % |
|||||||
– с величиной прожиточного минимума пенсионера |
76,4 |
165,4 |
163,0 |
150,5 |
153,3 |
+76,9 п.п. |
–12,1 п.п. |
– со средним размером начисленной заработной платы |
31,2 |
35,7 |
33,2 |
35,2 |
33,8 |
+2,6 п.п. |
–1,9 п.п. |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году |
128,0 |
134,8 |
100,9 |
96,2 |
96,6 |
–31,4 п.п. |
–38,2 п.п. |
Примечание. Составлено по данным [1].
В настоящее время пенсия по старости состоит из фиксированной и страховой частей, размер которых в 2000–2016 гг. изменялся следующим образом:
– в 2010 г. размер фиксированной части страховой пенсии по старости увеличился по сравнению с 2000 г. в 6 раз и составил 2562 руб. в месяц; в 2010–2016 гг. этот показатель увеличился в 1,7 раза и составил 12391 руб.
– средний размер назначенных пенсий в 2000 г. был равен 694 руб., за период с 2000 по 2010 г. он увеличился в 10,8 раза и составил 7476 руб.; в 2010–2016 гг. средний размер пенсии увеличился в 1,7 раза и составил 12391руб.
При этом соотношение между размером фиксированной выплаты и величиной страховой пенсии по старости в 2000 г. было равно 47,1 %, в 2010 г. – 62,6 %, в 2016 г. – 55,7 %. Соотношение между величиной фиксированной выплаты и минимальным размером оплаты труда в 2000 г. было равно 396,8 %, в 2010 г. – 59,9 %, в 2015 г. – 70,7 %, в 2016 г. – 60,8 %. В 2000 г. средний размер назначенных пенсий был равен 31,2 % среднего размера начисленной заработной платы и 76,4 % величины прожиточного минимума пенсионера, в 2010 г. – 35,7 и 165,4 %, в 2016 г. – 33,8 и 153,5 %.
Таблица 2
Эффективность функционирования Пенсионного фонда РФ
Показатели |
Годы |
Изменение (+, –) |
|||||
2000 |
2010 |
2014 |
2015 |
2016 |
2016 г. к 2000 г. |
2016 г. к 2010 г. |
|
Поступление страховых взносов и налоговых платежей в ПФРФ: |
|||||||
– млрд руб. |
379,3 |
4577,4 |
6125,7 |
6971,6 |
7500,3 |
1977,4 |
163,9 |
– % к ВВП |
5,2 |
9,9 |
7,7 |
8,4 |
8,7 |
+3,5 п.п. |
–1,2 п.п. |
– в % к предыдущему году (с корректировкой на уровень инфляции) |
125,3 |
133,0 |
89,8 |
98,5 |
100,5 |
–24,8 п.п. |
–32,5 п.п. |
Расходование средств ПФРФ на выплату пенсий и пособий: |
|||||||
– млрд руб. |
331,3 |
4013,7 |
5798,9 |
6322,4 |
6677,5 |
2131,3 |
166,4 |
– % к ВВП |
4,5 |
8,7 |
7,3 |
7,6 |
7,8 |
+3,3 п.п. |
–0,9 п.п. |
– в % к предыдущему году |
107,7 |
130,8 |
94,8 |
94,4 |
98,7 |
–9 п.п. |
–32,1 |
– в % от суммы поступлений страховых взносов и налогов в ПФРФ |
87,3 |
87,7 |
94,7 |
90,7 |
89,0 |
+1,7 п.п. |
+1,3 п.п. |
Примечание. Составлено по данным [1].
Эффективность функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) можно охарактеризовать следующими показателями (табл. 2):
– в 2000 г. сумма поступлений страховых взносов и налоговых платежей составила 379,3 млрд руб. (5,2 % от ВВП), в 2010 г. – 4577,4 млрд руб. (9,9 % от ВВП), в 2016 г. – 7500,3 млрд руб. (3,5 % от ВВП);
– в 2000–2010 гг. размер поступлений страховых взносов и налоговых платежей увеличился в 12,1 раза, в 2010–2016 гг. – на 63,9 %;
– в 2000 г. сумма средств Пенсионного фонда РФ, израсходованных на финансирование выплат пенсий и пособий, составила 331,3 млрд руб. (87,3 % от суммы поступлений и 4,5 % от ВВП), в 2010 г. – 4013,7 (87,7 и 8,7 %), в 2016 г. – 6677,5 млрд руб. (89 и 7,8 % от ВВП);
– в 2000–2010 гг. размер выплат из Пенсионного фонда РФ увеличился в 12,1 раза, в 2010–2016 гг. – на 66,4 %;
– профицит Пенсионного фонда РФ в 2000 г. составил 4,8 млрд руб. (0,07 % от ВВП), в 2010 г. – 563,7 млрд руб. (1,22 % от ВВП), в 2016 г. – 822,8 млрд руб. (0,96 % от ВВП).
Анализ приведенных выше показателей позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время Пенсионный фонд РФ в состоянии выполнять минимальные обязательства государства перед пенсионерами. Однако для того, чтобы повысить жизненный уровень пенсионеров, даже без учета фактора старения российского населения, необходимы дополнительные источники поступления средств в Пенсионный фонд РФ, для генерирования которых необходимо осуществление модернизации национальной экономики и выход экономики страны на качественно новый уровень развития [2].
В настоящее время покупательная способность средней пенсии составляет 1,53 величины потребительской корзины, в то время как необходимый минимум составляет 2,3 потребительские корзины [3, с. 71–72]. Следовательно, средний размер пенсии должен быть равен 18585 руб., а общая сумма пенсионных выплат – 9629,3 млрд руб. в год.
Сумма страховых взносов и налоговых платежей, поступивших в 2016 г. в Пенсионный фонд РФ, составила 7500 млрд руб. Таким образом, дефицит пенсионной системы (с учетом необходимости повышения уровня жизни пенсионеров) составляет 2130 млрд руб. в год или 2,5 % от ВВП.
На основании приведенных в [1] прогнозных данных Росстата о динамике численности населения России на период до 2050 г., приняв за основу средний вариант прогноза, который мы считаем наиболее вероятным, был выполнен расчет потребности пенсионной системы в средствах из различных источников. При этом для определения размера ежегодной индексации среднего размера начисленной пенсии с учетом инфляции был использован пороговый уровень данного показателя с точки зрения социальной и экономической безопасности, равный 6 %.
Результаты расчетов представлены в табл. 3, из которой видно, что в случае сохранения существующего среднего размера начисленных пенсий (с учетом их индексирования на уровень инфляции), в 2020 г. сумма средств Пенсионного фонда РФ, необходимых для выплаты пенсий по старости, увеличится по сравнению с 2016 г. на 33,2 %, в 2025 г. – на 47,1 %, в 2030 г. – на 59,6 %, в 2050 г. – в 2,25 раза.
Таблица 3
Прогноз средств Пенсионного фонда РФ
Год |
Все население, тыс. чел. |
Число пенсионеров, тыс. чел. |
Средний размер назначенной пенсии, руб. |
Средний рекомендуемый размер пенсии, руб. |
Минимальная сумма средств в Пенсионном фонде РФ для выплаты пенсий, млрд руб. |
|
базовый вариант |
рекомендуемый вариант |
|||||
2016 |
146804 |
43177 |
12391 |
18585 |
6420,1 |
9629,3 |
2017 |
147117 |
43688 |
13134 |
19700 |
6885,9 |
10328,0 |
2018 |
147507 |
44488 |
13923 |
20882 |
7432,6 |
11148,0 |
2019 |
147650 |
45321 |
14758 |
22135 |
8026,2 |
12038,3 |
2020 |
147742 |
45558 |
15643 |
23463 |
8552,2 |
12827,3 |
2025 |
148287 |
47472 |
16582 |
24871 |
9446,1 |
14168,0 |
2030 |
147935 |
48578 |
17577 |
26363 |
10246,2 |
15368,0 |
2040 |
146451 |
51538 |
19749 |
29622 |
12214,1 |
18319,7 |
2050 |
146115 |
54343 |
22190 |
33283 |
14470,8 |
21704,4 |
Примечание. Авторская разработка.
В случае увеличения среднего размера пенсий до уровня, позволяющего в 2,3 раза перекрыть продовольственную корзину, дефицит пенсионной системы, определяемый как разность между минимальными суммами средств в Пенсионном фонде РФ для выплаты пенсий по рекомендуемому и базовому варианту, в 2020 г. составит 4274,8 млрд руб., в 2025 г. – 7978,1 млрд руб., в 2030 г. – 5121,8 млрд руб., в 2050 г. – 7233,6 млрд руб. При этом размер расходной части в Пенсионном фонде РФ, предназначенной для выплаты пенсий по старости, в 2020 г. по сравнению с базовым уровнем 2016 г. больше 2 раза, в 2025 г. – в 2,2 раза, в 2030 г. – в 2,4 раза, в 2050 г. – в 3,4 раза.
Заключение
Для реализации рекомендуемого автором варианта развития системы пенсионного обеспечения требуется гораздо больше средств, чем по варианту Правительства РФ. В связи с этим реформирование системы пенсионного обеспечения не может быть успешным без выхода национальной экономической системы из стабилизационного тупика и перехода ее к форсированному развитию [4] на основе новой индустриализации России [5].
Библиографическая ссылка
Кайгородцев А.А. РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 32-35;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=993 (дата обращения: 21.11.2024).