Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

THE REFORM OF THE RUSSIAN PENSION SYSTEM: STATUS AND FORECAST

Kaygorodtsev A.A. 1
1 S. Amanzholov East Kazakhstan State University
The article deals with the problem of reforming the Russian pension system. The adoption of the law on increasing the retirement age by five years for men and women only solves the tactical problem of maintaining the amount of funds available to the Pension Fund of the Russian Federation at a level that allows citizens to pay modest pensions. The results of the analysis carried out by the author allow us to conclude that currently the Pension Fund of the Russian Federation is able to fulfill the minimum obligations of the state to pensioners. At present, the purchasing power of the average pension is 1.53 of the consumer basket, while the required minimum is 2.3 of the consumer basket. In order to improve the living standards of pensioners, even without taking into account the aging of the Russian population, additional sources of income to the Pension Fund of the Russian Federation are needed. Based on Rosstat’s forecast data on the population dynamics in Russia for the period up to 2050, the pension system needs for funds from various sources have been calculated. The size of the expenditure part of the Pension Fund of the Russian Federation intended for payment of old-age pensions for the period up to 2050 is defined.
pension system
pension reform
efficiency of pension system
the pension system deficit
the forecast for the development of the pension system

Российская пенсионная система уже давно нуждается в изменениях. Причем не в косметическом ремонте, а в коренном реформировании. Недавние изменения, внесенные в законодательство, регулирующее пенсионную сферу, широко рекламируемые как пенсионная реформа, на самом деле таковой не являются, так как затрагивают лишь один аспект пенсионного обеспечения – возраст выхода на пенсию. Увеличение этого возраста на пять лет для мужчин и женщин позволяет решить лишь тактическую задачу – поддержание суммы средств, которыми располагает Пенсионный фонд России, на уровне, позволяющем выплачивать гражданам страны весьма скромные пенсии. В связи с этим исследования по проблеме совершенствования пенсионной системы РФ не потеряли своей актуальности.

Цель исследования: проведение анализа состояния системы пенсионного обеспечения РФ и разработка прогноза ее развития на период до 2050 г.

Материалы и методы исследования

Теоретической и методологической основой исследования являются произведения российских ученых по проблемам функционирования и развития социальной сферы и обеспечения социальной безопасности. Информационной базой исследования является официальная статистическая отчетность. В процессе исследования использовались методы экономико-статистического анализа и квазиимитационного моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведению любой реформы предшествует разработка программы, неотъемлемой частью которой является научно обоснованная цель реформирования существующей социально-экономической системы.

Целью реформирования пенсионной системы является, на наш взгляд, повышение уровня и качества жизни граждан, достигших пенсионного возраста, либо имеющих право на пенсию по иным основаниям.

Однако авторы проекта реформирования российской пенсионной системы судя по всему стремятся к ликвидации дефицита Пенсионного фонда РФ, так как увеличение возраста выхода на пенсию позволяет в течение ближайших лет поддерживать численность пенсионеров на практически неизменном уровне. Что же касается обещанного минимального повышения размеров пенсий, то оно не может привести к существенному повышению уровня жизни пенсионеров.

В табл. 1 приведены данные, характеризующие состояние российской системы пенсионного обеспечения, из которой видно, что в 2016 г. число пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, увеличилось по сравнению 2000 г. на 12,4 % и составило 43,2 млн чел. При этом доля пенсионеров в общей численности населения страны увеличилась с 26,3 до 29,4 %, а численность занятых в национальной экономике в расчете на одного пенсионера, осталась на уровне 1,68 чел., в то время как в 2010 и 2015 гг. этот показатель был равен 1,71.

Таблица 1

Основные показатели системы пенсионного обеспечения РФ

Показатели

Годы

Изменение (+, –)

2000

2010

2014

2015

2016

2016 г.

к 2000 г.

2016 г.

к 2010 г.

Численность пенсионеров, тыс. чел.

38411

39706

41456

42729

43177

112,4

108,7

Численность пенсионеров, приходящихся на 1000 чел. населения, чел.

262,5

277,9

287,9

291,6

294,0

112,0

105,8

Численность занятых, в расчете на одного пенсионера, чел.

1,68

1,71

1,64

1,71

1,68

100,0

98,2

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, руб.

427,8

2562,0

3935,0

4383,6

4558,9

1065,7

177,9

Средний размер назначенных пенсий, руб.

694

7476

10786

11986

12391

1785,4

165,7

Соотношение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, %:

             

– с величиной прожиточного минимума пенсионера

47,1

62,6

49,7

54,6

55,7

+8,6 п.п.

–7,5 п.п.

– с минимальным размером оплаты труда

396,8

59,2

66,0

70,7

60,8

–336 п.п.

+1,6 п.п.

Соотношение среднего размера назначенных пенсий, %

             

– с величиной прожиточного минимума пенсионера

76,4

165,4

163,0

150,5

153,3

+76,9 п.п.

–12,1 п.п.

– со средним размером начисленной заработной платы

31,2

35,7

33,2

35,2

33,8

+2,6 п.п.

–1,9 п.п.

Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году

128,0

134,8

100,9

96,2

96,6

–31,4 п.п.

–38,2 п.п.

Примечание. Составлено по данным [1].

В настоящее время пенсия по старости состоит из фиксированной и страховой частей, размер которых в 2000–2016 гг. изменялся следующим образом:

– в 2010 г. размер фиксированной части страховой пенсии по старости увеличился по сравнению с 2000 г. в 6 раз и составил 2562 руб. в месяц; в 2010–2016 гг. этот показатель увеличился в 1,7 раза и составил 12391 руб.

– средний размер назначенных пенсий в 2000 г. был равен 694 руб., за период с 2000 по 2010 г. он увеличился в 10,8 раза и составил 7476 руб.; в 2010–2016 гг. средний размер пенсии увеличился в 1,7 раза и составил 12391руб.

При этом соотношение между размером фиксированной выплаты и величиной страховой пенсии по старости в 2000 г. было равно 47,1 %, в 2010 г. – 62,6 %, в 2016 г. – 55,7 %. Соотношение между величиной фиксированной выплаты и минимальным размером оплаты труда в 2000 г. было равно 396,8 %, в 2010 г. – 59,9 %, в 2015 г. – 70,7 %, в 2016 г. – 60,8 %. В 2000 г. средний размер назначенных пенсий был равен 31,2 % среднего размера начисленной заработной платы и 76,4 % величины прожиточного минимума пенсионера, в 2010 г. – 35,7 и 165,4 %, в 2016 г. – 33,8 и 153,5 %.

Таблица 2

Эффективность функционирования Пенсионного фонда РФ

Показатели

Годы

Изменение (+, –)

2000

2010

2014

2015

2016

2016 г.

к 2000 г.

2016 г.

к 2010 г.

Поступление страховых взносов и налоговых платежей в ПФРФ:

             

– млрд руб.

379,3

4577,4

6125,7

6971,6

7500,3

1977,4

163,9

– % к ВВП

5,2

9,9

7,7

8,4

8,7

+3,5 п.п.

–1,2 п.п.

– в % к предыдущему году (с корректировкой на уровень инфляции)

125,3

133,0

89,8

98,5

100,5

–24,8 п.п.

–32,5 п.п.

Расходование средств ПФРФ на выплату

пенсий и пособий:

             

– млрд руб.

331,3

4013,7

5798,9

6322,4

6677,5

2131,3

166,4

– % к ВВП

4,5

8,7

7,3

7,6

7,8

+3,3 п.п.

–0,9 п.п.

– в % к предыдущему году

107,7

130,8

94,8

94,4

98,7

–9 п.п.

–32,1

– в % от суммы поступлений страховых взносов и налогов в ПФРФ

87,3

87,7

94,7

90,7

89,0

+1,7 п.п.

+1,3 п.п.

Примечание. Составлено по данным [1].

Эффективность функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) можно охарактеризовать следующими показателями (табл. 2):

– в 2000 г. сумма поступлений страховых взносов и налоговых платежей составила 379,3 млрд руб. (5,2 % от ВВП), в 2010 г. – 4577,4 млрд руб. (9,9 % от ВВП), в 2016 г. – 7500,3 млрд руб. (3,5 % от ВВП);

– в 2000–2010 гг. размер поступлений страховых взносов и налоговых платежей увеличился в 12,1 раза, в 2010–2016 гг. – на 63,9 %;

– в 2000 г. сумма средств Пенсионного фонда РФ, израсходованных на финансирование выплат пенсий и пособий, составила 331,3 млрд руб. (87,3 % от суммы поступлений и 4,5 % от ВВП), в 2010 г. – 4013,7 (87,7 и 8,7 %), в 2016 г. – 6677,5 млрд руб. (89 и 7,8 % от ВВП);

– в 2000–2010 гг. размер выплат из Пенсионного фонда РФ увеличился в 12,1 раза, в 2010–2016 гг. – на 66,4 %;

– профицит Пенсионного фонда РФ в 2000 г. составил 4,8 млрд руб. (0,07 % от ВВП), в 2010 г. – 563,7 млрд руб. (1,22 % от ВВП), в 2016 г. – 822,8 млрд руб. (0,96 % от ВВП).

Анализ приведенных выше показателей позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время Пенсионный фонд РФ в состоянии выполнять минимальные обязательства государства перед пенсионерами. Однако для того, чтобы повысить жизненный уровень пенсионеров, даже без учета фактора старения российского населения, необходимы дополнительные источники поступления средств в Пенсионный фонд РФ, для генерирования которых необходимо осуществление модернизации национальной экономики и выход экономики страны на качественно новый уровень развития [2].

В настоящее время покупательная способность средней пенсии составляет 1,53 величины потребительской корзины, в то время как необходимый минимум составляет 2,3 потребительские корзины [3, с. 71–72]. Следовательно, средний размер пенсии должен быть равен 18585 руб., а общая сумма пенсионных выплат – 9629,3 млрд руб. в год.

Сумма страховых взносов и налоговых платежей, поступивших в 2016 г. в Пенсионный фонд РФ, составила 7500 млрд руб. Таким образом, дефицит пенсионной системы (с учетом необходимости повышения уровня жизни пенсионеров) составляет 2130 млрд руб. в год или 2,5 % от ВВП.

На основании приведенных в [1] прогнозных данных Росстата о динамике численности населения России на период до 2050 г., приняв за основу средний вариант прогноза, который мы считаем наиболее вероятным, был выполнен расчет потребности пенсионной системы в средствах из различных источников. При этом для определения размера ежегодной индексации среднего размера начисленной пенсии с учетом инфляции был использован пороговый уровень данного показателя с точки зрения социальной и экономической безопасности, равный 6 %.

Результаты расчетов представлены в табл. 3, из которой видно, что в случае сохранения существующего среднего размера начисленных пенсий (с учетом их индексирования на уровень инфляции), в 2020 г. сумма средств Пенсионного фонда РФ, необходимых для выплаты пенсий по старости, увеличится по сравнению с 2016 г. на 33,2 %, в 2025 г. – на 47,1 %, в 2030 г. – на 59,6 %, в 2050 г. – в 2,25 раза.

Таблица 3

Прогноз средств Пенсионного фонда РФ

Год

Все население, тыс. чел.

Число пенсионеров, тыс. чел.

Средний размер назначенной пенсии, руб.

Средний рекомендуемый размер пенсии, руб.

Минимальная сумма средств в Пенсионном фонде РФ для выплаты пенсий, млрд руб.

базовый вариант

рекомендуемый вариант

2016

146804

43177

12391

18585

6420,1

9629,3

2017

147117

43688

13134

19700

6885,9

10328,0

2018

147507

44488

13923

20882

7432,6

11148,0

2019

147650

45321

14758

22135

8026,2

12038,3

2020

147742

45558

15643

23463

8552,2

12827,3

2025

148287

47472

16582

24871

9446,1

14168,0

2030

147935

48578

17577

26363

10246,2

15368,0

2040

146451

51538

19749

29622

12214,1

18319,7

2050

146115

54343

22190

33283

14470,8

21704,4

Примечание. Авторская разработка.

В случае увеличения среднего размера пенсий до уровня, позволяющего в 2,3 раза перекрыть продовольственную корзину, дефицит пенсионной системы, определяемый как разность между минимальными суммами средств в Пенсионном фонде РФ для выплаты пенсий по рекомендуемому и базовому варианту, в 2020 г. составит 4274,8 млрд руб., в 2025 г. – 7978,1 млрд руб., в 2030 г. – 5121,8 млрд руб., в 2050 г. – 7233,6 млрд руб. При этом размер расходной части в Пенсионном фонде РФ, предназначенной для выплаты пенсий по старости, в 2020 г. по сравнению с базовым уровнем 2016 г. больше 2 раза, в 2025 г. – в 2,2 раза, в 2030 г. – в 2,4 раза, в 2050 г. – в 3,4 раза.

Заключение

Для реализации рекомендуемого автором варианта развития системы пенсионного обеспечения требуется гораздо больше средств, чем по варианту Правительства РФ. В связи с этим реформирование системы пенсионного обеспечения не может быть успешным без выхода национальной экономической системы из стабилизационного тупика и перехода ее к форсированному развитию [4] на основе новой индустриализации России [5].