Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Горбунова В.В. 1
1 Ставропольский государственный медицинский университет
В статье анализируются социально-экономические последствии старения населения для развития современного российского общества. Рост численности граждан пенсионного возраста в структуре населения, появление социальных рисков, вызванных ухудшением состояния здоровья, снижением социальной активности и уровня социально-экономического положения обуславливают актуальность проблемы анализа влияния старения на социально-экономическое развитие современного общества с целью выработки эффективной социальной политики в отношении пожилых. Описаны тенденции развития системы социального обслуживания в интересах граждан пожилого возраста, выделены проблемы, связанные с получением медицинской помощи. Обозначен ряд проблем в сфере занятости граждан пожилого возраста, связанных с негативными демографическими тенденциями и ростом потребности в трудовых ресурсах среди пожилых. Сделан вывод о том, что старение населения приводит к увеличению бюджетных расходов на финансирование социальных программ и конституционных обязательств государства; изменению структуры рынка занятости и безработицы; увеличению доли граждан старшего возраста, в том числе и послепенсионного возраста, в структуре занятости; изменению потребительского спроса на товары и услуги для граждан пожилого возраста; развитию новых видов товаров и услуг, социальной инфраструктуры, ориентированной на удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста.
старение населения
социально-экономические последствия
граждане пожилого возраста
социальная политика
социальная сфера
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения: 03.02.2019).
2. Горбунова В.В., Иванов Н.П., Киселева И.Н. Повышение социально-экономической эффективности социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2017. № 9–2. С. 418–422.
3. Бородина О.Д., Савченко В.В. Инновационные формы социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста на дому // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2–2. С. 321–324.
4. Корнилова М.В. Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Социологические исследования. 2011. № 8. С. 94–97.
5. Пожилое население России: проблемы и перспективы // Социальный бюллетень. 2016. Март [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8485.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
6. Зорина Е.Н. Старение населения и уровень жизни населения третьего возраста // Вестник Института экономических исследований. 2017. № 4 (8). С. 102–108.

Демографические тенденции, связанные со старением населения, являются сегодня основной проблемой развития современной цивилизации. Увеличение продолжительности жизни вызвано повышением уровня жизни населения, калорийности и качества питания, качества медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами, социальной помощи, что позволяет продлевать активную жизнь пожилых людей своевременно выявляя и предупреждая развитие многих заболеваний.

Cтарение населения приводит к изменению демографической структуры общества, структуры занятости и рынка труда, потребительского спроса на товары и услуги, увеличению бюджетных расходов на обеспечение конституционных обязательств по пенсионному, социальному, медицинскому страхованию. С другой стороны, процесс старения приводит к увеличению факторов социальных рисков, вызванных ухудшением состояния здоровья, приобретенной инвалидностью, изменением социального статуса, снижением материального благосостояния, появлением новых социальных потребностей, ориентированных на новые стратегии и стереотипы поведения граждан пожилого возраста.

Цель исследования: выявление социально-экономических последствий старения населения в современном российском обществе и возможных путей минимизации негативных последствий.

Материалы и методы исследования

Основным методом исследования был выбран анализ статистических данных, характеризующих меры социальной поддержки граждан пожилого возраста, представленных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно расчетам, проведенным Федеральной службой государственной статистики в Российской Федерации, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 25,4 % в 2018 г. до 27,4 % в 2025 г. и согласно среднему варианту прогноза составит более 40,2 млн человек. По состоянию на 1 января 2018 г. из 146,9 млн человек каждый четвертый (37,3 млн человек) находился в возрасте старше трудоспособного, что составляет 25,4 % ко всему населению страны. В современном обществе ярко проявляется устойчивый рост лиц старше трудоспосбного возраста и рост иждивенческой нагрузки на трудоспособное население [1].

Основными факторами, обеспечивающими рост численности пожилых людей, является снижение уровня смертности и увеличение продолжительности жизни. Сокращение возрастных коэффициентов смертности пожилого населения характерно для обоих полов. При этом показатели смертности среди мужчин пожилого возраста превышают аналогичные показатели у женщин во всех возрастных группах. При этом по сравнению с 2006 г. этот разрыв не сокращается, а, наоборот, возрастает (табл. 1).

Таблица 1

Коэффициенты смертности среди граждан пожилого возраста (численность умерших на 1000 чел. населения)

 

2006

2017

Возраст (лет)

Мужчины

Женщины

Уровень смертности мужчин относительно женщин ( %)

Мужчины

Женщины

Уровень смертности мужчин относительно женщин ( %)

60–64

41,7

15,1

276

32,0

11,2

286

65–69

55,1

22,3

247

41,4

16,6

249

70–74

75,5

37,6

201

60,4

28,4

213

75–79

106,0

63,9

166

83,5

47,3

177

80–84

134,7

105,1

128

121,4

87,9

138

85 и более

213,3

214,6

99

176,9

169,9

104

Негативными последствиями данных демографических тенденций являются усиливающиеся диспропорции в гендерной структуре граждан пожилого возраста: в 2018 г. в возрасте 60–64 года на 1 000 мужчин приходилось 1412 женщин, в возрасте 65–69 уже 1599 женщин, а на мужчин старше 70 лет – 2377 женщины [1]. Это приводит к росту проблем одиночества среди большинства женщин пожилого возраста, необходимости постоянного ухода, посторонней помощи в ведении домашнего хозяйства, в том числе и потребности в социально-психологической помощи.

Рост численности пожилых людей, неспособных без посторонней помощи самостоятельно удовлетворять свои базовые потребности, неизбежным образом приведет к росту нуждаемости в социальной помощи и мерах социальной поддержки, предоставляемых учреждениями социального обслуживания [2].

Тенденции к оптимизации системы социальной защиты приводят к сокращению численности государственных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов. Так, например, за последние 10 лет их численность сократилась на 235 учреждений и составила в 2017 г. 1307. Сложившейся негативной тенденцией можно считать и то, что при сокращении количества учреждений социального обслуживания возрастает число мест и граждан пожилого возраста в данных учреждениях. Данные тенденции отрицательным образом сказываются на качестве жизни граждан пожилого возраста, проживающих в данных учреждениях. Так, если в 2007 г. в среднем число проживающих в стационарных учреждениях составило 159 человек, то в 2017 г. – 216 человек (табл. 2) [1].

Таблица 2

Показатели деятельности стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Количество учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов

1390

1507

1542

1530

1512

1475

1417

1406

1411

1354

1293

1277

1307

проживающих, тыс.чел.

235

239

241

245

244

245

245

247

247

248

246

253

283

По состоянию на 1 января 2018 г. очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, составляет 3 239 человек (на 1 января 2016 г. – 11 897 человек). Вместе с тем тенденции старения населения, на фоне снижения материального уровня жизни граждан пожилого возраста, приведут к росту потребности в социальных услугах, предоставляемых стационарными учреждениями социального обслуживания.

Сходные тенденции имеют и учреждения, оказывающие социальные услуги пожилым людям в нестационарных формах. Число самых востребованных среди граждан пожилого возраста услуг, предоставляемых надомными службами, сократилось с 2011 г. по 2017 г. на 24,4 %, при увеличении числа обслуживаемых пожилых граждан на 4,3 % и нагрузки на одного социального работника с 6,5 до 8,4 человек (табл. 3) [1].

Таблица 3

Показатели деятельности учреждений социального обслуживания, предоставляющих услуги гражданам пожилого возраста в нестационарных формах

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Количество центров социального обслуживания

2185

2196

2200

1985

1988

1895

1882

Количество отделений социального облуживания на дому

11395

11311

11230

10324

9784

8780

8609

Количество обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов в отделениях социального обслуживания на дому: всего, человек

1088921

1086821

1090105

1088347

1151243

1138994

1138038

в процентах от общей численности зарегистрированных

97,2

98,6

98,9

99,0

99,4

99,7

99,9

нагрузка на одного социального работника

6,5

6,4

6,5

6,9

7,5

8,1

8,4

Службы (отделения) срочного социального обслуживания

1619

1542

1436

1276

844

632

588

Число социально-реабилитационных служб

556

687

825

864

869

840

818

Необходимо также учитывать и большую бюджетную нагрузку на содержание стационарных учреждений социального обслуживания. Так, например, расходы на предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в домах-интернатах (пансионатах) в целом по Российской Федерации в 2017 г. составили около 30,0 тыс. руб. на одного человека в месяц, в психоневрологических домах-интернатах – около 28,5 тыс. руб. В то же время расходы на предоставление социальных услуг пожилым людям и инвалидам в надомных отделениях социального обслуживания составляют 4,8 тыс. руб. на одного человека в месяц, что составляет 16 % от стоимости расходов на проживание граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального облуживания.

В связи с этим перспективными направлениями совершенствования социальной политики в области социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов являются: расширение объема предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, поддержка развития негосударственного сектора социального обслуживания населения, внедрение стационарозамещающих технологий [3].

Положительная динамика увеличения показателей средней продолжительности жизни будет сохраняться в ближайшей перспективе при условии сохранения таких факторов их формирования, как повышение уровня и качества жизни, эффективности социального обслуживания, медицинской помощи, мер социальной поддержки и т.п.

Особую значимость для пожилых людей приобретает проблема сохранения и укрепления состояния их здоровья. Поэтому при разработке и реализации мер государственной социальной политики в отношении пожилых людей, следует учитывать возрастающие проблемы в состоянии здоровья.

1. Повышенный уровень общей заболеваемости пожилых людей. В 2017 г. он составлял 208 228,9 человека на 100 тыс. человек населения, что в 1,3 раза превышает аналогичный показатель по населению страны в целом (161 061,8 человека на 100 тыс. человек населения).

2. Наличие у пожилых людей хронических заболеваний, что приводит к росту потребности в медицинской помощи. Согласно данным комплексного наблюдения условий жизни населения каждый второй респондент в возрасте старше трудоспособного отмечает наличие хронического заболевания (2013 г. – 58,6 %, 2017 г. – 55,3 %). 2/3 пожилых людей, имеющих хронические заболевания, вынуждены постоянно находиться под диспансерным наблюдением.

3. Наличие у пожилых людей барьеров, связанных с возможностями прохождения назначенного курса лечения. Согласно данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, причинами, препятствующими получению медицинской помощи, являются: ожидание очереди – 35,6 %; необходимость платного лечения, на которое нет средств – 28,9 %; отсутствие средств на покупку лекарственных препаратов – 27,1 %.

4. Наличие у пожилых людей барьеров, сдерживающих обращение за медицинской помощью в медицинские учреждения. Из данных Комплексного наблюдения условий жизни населения следует, что 41,3 % лиц пожилого возраста не обращались в 2017 г. в учреждения здравоохранения даже при наличии острой потребности в медицинской помощи. 49,6 % опрошенных предпочитают лечиться самостоятельно, 30,7 % не удовлетворяет работа медицинских учреждений, 24,7 % не рассчитывают получить эффективное лечение, 10,3 % – не могут самостоятельно добраться до медицинского учреждения без посторонней помощи.

Таким образом, можно констатировать, что существует целых ряд объективных и субъективных факторов, препятствующих получению качественной медицинской помощи гражданами пожилого возраста. Частично данные проблемы может решить развитие гериатрической службы, расширение объема социально-медицинских услуг для граждан пожилого возраста [4].

Социально-экономическое положение является основным условием обеспечения независимости, самостоятельности и социальной активности, удовлетворения жизненных потребностей и развития граждан пожилого возраста.

Доходы пожилого населения современного российского общества формируются на основании различных источников, основным из которых являются пенсии. Структура денежных доходов пожилых людей формируется в основном на основе пенсий (52 %), оплаты труда (31,2 %), пособий и социальных выплат (10,3 %) [5].

Демографические тенденции старения населения на фоне сокращения численности трудоспособного населения неизбежным образом приведут к росту востребованности экономики в использовании трудового потенциала лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Однако проблема обеспечения занятости граждан старшего поколения остается до сих пор нерешенной.

Результаты выборочного наблюдения качества и доступности услуг в социальной сфере, проведенного Росстатом в 2016 г., свидетельствуют, что экономические мотивы преобладают в числе причин, мотивирующих работающих пенсионеров продолжать трудовую деятельность. Недостаток денежных средств выступает мотивом трудовой занятости для 74 % пенсионеров, 26 % пенсионеров побуждает к работе возможность общения с людьми, 22,1 % – интерес к работе, а 19,9 % работают по привычке [5].

Вместе с тем в последние годы происходит сокращение количества пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность (рисунок). Снижение количества пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, по сравнению с 2016 г. во многом вызвано вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», который отменил индексацию пенсий пенсионерам, продолжающим трудовую деятельность.

gorb1.wmf

Количество пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, к численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда России ( %)

Таким образом, можно выделить ряд проблем в сфере занятости граждан пожилого возраста:

- рост потребности экономики в использовании труда граждан старшего возраста в связи со старением населения и сокращением трудовых ресурсов;

- в нашей стране до сих пор не внедрены эффективные механизмы, направленные на дополнительное стимулирование граждан пожилого возраста к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста;

- отсутствие системы профессионального обучения и переподготовки для граждан пожилого возраста с целью трудоустройства на вакантные рабочие места для участия в посильной трудовой деятельности после выхода на пенсию;

- несмотря на острую потребность в повышении квалификации и профессионализма рабочей силы, в нашей стране до сих пор отсутствуют эффективные механизмы использования профессиональных компетенций и мастерства граждан пожилого возраста в роли наставников подрастающего поколения на рабочем месте;

- преобладание среди работодателей и в обществе в целом негативных стереотипов в отношении трудовой занятости граждан пожилого возраста [6].

Выводы

Современные демографические тенденции определяют необходимость повышения эффективности государственной социальной политики в интересах пожилых людей, привлечения значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов для повышения уровня и качества их жизни за счет достойного социально-экономического обеспечения; создания условий для эффективной профессиональной деятельности и занятости, социальной активности и личностной самореализации; медицинского обслуживания, обеспечения лекарственными препаратами и социальной помощи.

Тенденции старения населения имеют ряд негативных последствий для социально-экономического развития страны в целом. Выделим наиболее значимые из них: увеличение бюджетных расходов на финансирование социальных программ и конституционных обязательств в области пенсионного страхования, медицинского и социального обслуживания граждан пожилого возраста; изменение структуры рынка занятости и безработицы, увеличение доли граждан старшего возраста, в том числе и послепенсионного возраста, в структуре занятости; изменение потребительского спроса на товары и услуг для граждан пожилого возраста, развитие новых типов товаров и социальных услуги; формированию социальной инфраструктуры, ориентированной на удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста.


Библиографическая ссылка

Горбунова В.В. СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 11-15;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=989 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674