Демографические тенденции, связанные со старением населения, являются сегодня основной проблемой развития современной цивилизации. Увеличение продолжительности жизни вызвано повышением уровня жизни населения, калорийности и качества питания, качества медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами, социальной помощи, что позволяет продлевать активную жизнь пожилых людей своевременно выявляя и предупреждая развитие многих заболеваний.
Cтарение населения приводит к изменению демографической структуры общества, структуры занятости и рынка труда, потребительского спроса на товары и услуги, увеличению бюджетных расходов на обеспечение конституционных обязательств по пенсионному, социальному, медицинскому страхованию. С другой стороны, процесс старения приводит к увеличению факторов социальных рисков, вызванных ухудшением состояния здоровья, приобретенной инвалидностью, изменением социального статуса, снижением материального благосостояния, появлением новых социальных потребностей, ориентированных на новые стратегии и стереотипы поведения граждан пожилого возраста.
Цель исследования: выявление социально-экономических последствий старения населения в современном российском обществе и возможных путей минимизации негативных последствий.
Материалы и методы исследования
Основным методом исследования был выбран анализ статистических данных, характеризующих меры социальной поддержки граждан пожилого возраста, представленных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно расчетам, проведенным Федеральной службой государственной статистики в Российской Федерации, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 25,4 % в 2018 г. до 27,4 % в 2025 г. и согласно среднему варианту прогноза составит более 40,2 млн человек. По состоянию на 1 января 2018 г. из 146,9 млн человек каждый четвертый (37,3 млн человек) находился в возрасте старше трудоспособного, что составляет 25,4 % ко всему населению страны. В современном обществе ярко проявляется устойчивый рост лиц старше трудоспосбного возраста и рост иждивенческой нагрузки на трудоспособное население [1].
Основными факторами, обеспечивающими рост численности пожилых людей, является снижение уровня смертности и увеличение продолжительности жизни. Сокращение возрастных коэффициентов смертности пожилого населения характерно для обоих полов. При этом показатели смертности среди мужчин пожилого возраста превышают аналогичные показатели у женщин во всех возрастных группах. При этом по сравнению с 2006 г. этот разрыв не сокращается, а, наоборот, возрастает (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициенты смертности среди граждан пожилого возраста (численность умерших на 1000 чел. населения)
2006 |
2017 |
|||||
Возраст (лет) |
Мужчины |
Женщины |
Уровень смертности мужчин относительно женщин ( %) |
Мужчины |
Женщины |
Уровень смертности мужчин относительно женщин ( %) |
60–64 |
41,7 |
15,1 |
276 |
32,0 |
11,2 |
286 |
65–69 |
55,1 |
22,3 |
247 |
41,4 |
16,6 |
249 |
70–74 |
75,5 |
37,6 |
201 |
60,4 |
28,4 |
213 |
75–79 |
106,0 |
63,9 |
166 |
83,5 |
47,3 |
177 |
80–84 |
134,7 |
105,1 |
128 |
121,4 |
87,9 |
138 |
85 и более |
213,3 |
214,6 |
99 |
176,9 |
169,9 |
104 |
Негативными последствиями данных демографических тенденций являются усиливающиеся диспропорции в гендерной структуре граждан пожилого возраста: в 2018 г. в возрасте 60–64 года на 1 000 мужчин приходилось 1412 женщин, в возрасте 65–69 уже 1599 женщин, а на мужчин старше 70 лет – 2377 женщины [1]. Это приводит к росту проблем одиночества среди большинства женщин пожилого возраста, необходимости постоянного ухода, посторонней помощи в ведении домашнего хозяйства, в том числе и потребности в социально-психологической помощи.
Рост численности пожилых людей, неспособных без посторонней помощи самостоятельно удовлетворять свои базовые потребности, неизбежным образом приведет к росту нуждаемости в социальной помощи и мерах социальной поддержки, предоставляемых учреждениями социального обслуживания [2].
Тенденции к оптимизации системы социальной защиты приводят к сокращению численности государственных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов. Так, например, за последние 10 лет их численность сократилась на 235 учреждений и составила в 2017 г. 1307. Сложившейся негативной тенденцией можно считать и то, что при сокращении количества учреждений социального обслуживания возрастает число мест и граждан пожилого возраста в данных учреждениях. Данные тенденции отрицательным образом сказываются на качестве жизни граждан пожилого возраста, проживающих в данных учреждениях. Так, если в 2007 г. в среднем число проживающих в стационарных учреждениях составило 159 человек, то в 2017 г. – 216 человек (табл. 2) [1].
Таблица 2
Показатели деятельности стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Количество учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов |
1390 |
1507 |
1542 |
1530 |
1512 |
1475 |
1417 |
1406 |
1411 |
1354 |
1293 |
1277 |
1307 |
проживающих, тыс.чел. |
235 |
239 |
241 |
245 |
244 |
245 |
245 |
247 |
247 |
248 |
246 |
253 |
283 |
По состоянию на 1 января 2018 г. очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, составляет 3 239 человек (на 1 января 2016 г. – 11 897 человек). Вместе с тем тенденции старения населения, на фоне снижения материального уровня жизни граждан пожилого возраста, приведут к росту потребности в социальных услугах, предоставляемых стационарными учреждениями социального обслуживания.
Сходные тенденции имеют и учреждения, оказывающие социальные услуги пожилым людям в нестационарных формах. Число самых востребованных среди граждан пожилого возраста услуг, предоставляемых надомными службами, сократилось с 2011 г. по 2017 г. на 24,4 %, при увеличении числа обслуживаемых пожилых граждан на 4,3 % и нагрузки на одного социального работника с 6,5 до 8,4 человек (табл. 3) [1].
Таблица 3
Показатели деятельности учреждений социального обслуживания, предоставляющих услуги гражданам пожилого возраста в нестационарных формах
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Количество центров социального обслуживания |
2185 |
2196 |
2200 |
1985 |
1988 |
1895 |
1882 |
Количество отделений социального облуживания на дому |
11395 |
11311 |
11230 |
10324 |
9784 |
8780 |
8609 |
Количество обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов в отделениях социального обслуживания на дому: всего, человек |
1088921 |
1086821 |
1090105 |
1088347 |
1151243 |
1138994 |
1138038 |
в процентах от общей численности зарегистрированных |
97,2 |
98,6 |
98,9 |
99,0 |
99,4 |
99,7 |
99,9 |
нагрузка на одного социального работника |
6,5 |
6,4 |
6,5 |
6,9 |
7,5 |
8,1 |
8,4 |
Службы (отделения) срочного социального обслуживания |
1619 |
1542 |
1436 |
1276 |
844 |
632 |
588 |
Число социально-реабилитационных служб |
556 |
687 |
825 |
864 |
869 |
840 |
818 |
Необходимо также учитывать и большую бюджетную нагрузку на содержание стационарных учреждений социального обслуживания. Так, например, расходы на предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста в домах-интернатах (пансионатах) в целом по Российской Федерации в 2017 г. составили около 30,0 тыс. руб. на одного человека в месяц, в психоневрологических домах-интернатах – около 28,5 тыс. руб. В то же время расходы на предоставление социальных услуг пожилым людям и инвалидам в надомных отделениях социального обслуживания составляют 4,8 тыс. руб. на одного человека в месяц, что составляет 16 % от стоимости расходов на проживание граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального облуживания.
В связи с этим перспективными направлениями совершенствования социальной политики в области социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов являются: расширение объема предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, поддержка развития негосударственного сектора социального обслуживания населения, внедрение стационарозамещающих технологий [3].
Положительная динамика увеличения показателей средней продолжительности жизни будет сохраняться в ближайшей перспективе при условии сохранения таких факторов их формирования, как повышение уровня и качества жизни, эффективности социального обслуживания, медицинской помощи, мер социальной поддержки и т.п.
Особую значимость для пожилых людей приобретает проблема сохранения и укрепления состояния их здоровья. Поэтому при разработке и реализации мер государственной социальной политики в отношении пожилых людей, следует учитывать возрастающие проблемы в состоянии здоровья.
1. Повышенный уровень общей заболеваемости пожилых людей. В 2017 г. он составлял 208 228,9 человека на 100 тыс. человек населения, что в 1,3 раза превышает аналогичный показатель по населению страны в целом (161 061,8 человека на 100 тыс. человек населения).
2. Наличие у пожилых людей хронических заболеваний, что приводит к росту потребности в медицинской помощи. Согласно данным комплексного наблюдения условий жизни населения каждый второй респондент в возрасте старше трудоспособного отмечает наличие хронического заболевания (2013 г. – 58,6 %, 2017 г. – 55,3 %). 2/3 пожилых людей, имеющих хронические заболевания, вынуждены постоянно находиться под диспансерным наблюдением.
3. Наличие у пожилых людей барьеров, связанных с возможностями прохождения назначенного курса лечения. Согласно данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, причинами, препятствующими получению медицинской помощи, являются: ожидание очереди – 35,6 %; необходимость платного лечения, на которое нет средств – 28,9 %; отсутствие средств на покупку лекарственных препаратов – 27,1 %.
4. Наличие у пожилых людей барьеров, сдерживающих обращение за медицинской помощью в медицинские учреждения. Из данных Комплексного наблюдения условий жизни населения следует, что 41,3 % лиц пожилого возраста не обращались в 2017 г. в учреждения здравоохранения даже при наличии острой потребности в медицинской помощи. 49,6 % опрошенных предпочитают лечиться самостоятельно, 30,7 % не удовлетворяет работа медицинских учреждений, 24,7 % не рассчитывают получить эффективное лечение, 10,3 % – не могут самостоятельно добраться до медицинского учреждения без посторонней помощи.
Таким образом, можно констатировать, что существует целых ряд объективных и субъективных факторов, препятствующих получению качественной медицинской помощи гражданами пожилого возраста. Частично данные проблемы может решить развитие гериатрической службы, расширение объема социально-медицинских услуг для граждан пожилого возраста [4].
Социально-экономическое положение является основным условием обеспечения независимости, самостоятельности и социальной активности, удовлетворения жизненных потребностей и развития граждан пожилого возраста.
Доходы пожилого населения современного российского общества формируются на основании различных источников, основным из которых являются пенсии. Структура денежных доходов пожилых людей формируется в основном на основе пенсий (52 %), оплаты труда (31,2 %), пособий и социальных выплат (10,3 %) [5].
Демографические тенденции старения населения на фоне сокращения численности трудоспособного населения неизбежным образом приведут к росту востребованности экономики в использовании трудового потенциала лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Однако проблема обеспечения занятости граждан старшего поколения остается до сих пор нерешенной.
Результаты выборочного наблюдения качества и доступности услуг в социальной сфере, проведенного Росстатом в 2016 г., свидетельствуют, что экономические мотивы преобладают в числе причин, мотивирующих работающих пенсионеров продолжать трудовую деятельность. Недостаток денежных средств выступает мотивом трудовой занятости для 74 % пенсионеров, 26 % пенсионеров побуждает к работе возможность общения с людьми, 22,1 % – интерес к работе, а 19,9 % работают по привычке [5].
Вместе с тем в последние годы происходит сокращение количества пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность (рисунок). Снижение количества пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, по сравнению с 2016 г. во многом вызвано вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», который отменил индексацию пенсий пенсионерам, продолжающим трудовую деятельность.
Количество пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, к численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда России ( %)
Таким образом, можно выделить ряд проблем в сфере занятости граждан пожилого возраста:
- рост потребности экономики в использовании труда граждан старшего возраста в связи со старением населения и сокращением трудовых ресурсов;
- в нашей стране до сих пор не внедрены эффективные механизмы, направленные на дополнительное стимулирование граждан пожилого возраста к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста;
- отсутствие системы профессионального обучения и переподготовки для граждан пожилого возраста с целью трудоустройства на вакантные рабочие места для участия в посильной трудовой деятельности после выхода на пенсию;
- несмотря на острую потребность в повышении квалификации и профессионализма рабочей силы, в нашей стране до сих пор отсутствуют эффективные механизмы использования профессиональных компетенций и мастерства граждан пожилого возраста в роли наставников подрастающего поколения на рабочем месте;
- преобладание среди работодателей и в обществе в целом негативных стереотипов в отношении трудовой занятости граждан пожилого возраста [6].
Выводы
Современные демографические тенденции определяют необходимость повышения эффективности государственной социальной политики в интересах пожилых людей, привлечения значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов для повышения уровня и качества их жизни за счет достойного социально-экономического обеспечения; создания условий для эффективной профессиональной деятельности и занятости, социальной активности и личностной самореализации; медицинского обслуживания, обеспечения лекарственными препаратами и социальной помощи.
Тенденции старения населения имеют ряд негативных последствий для социально-экономического развития страны в целом. Выделим наиболее значимые из них: увеличение бюджетных расходов на финансирование социальных программ и конституционных обязательств в области пенсионного страхования, медицинского и социального обслуживания граждан пожилого возраста; изменение структуры рынка занятости и безработицы, увеличение доли граждан старшего возраста, в том числе и послепенсионного возраста, в структуре занятости; изменение потребительского спроса на товары и услуг для граждан пожилого возраста, развитие новых типов товаров и социальных услуги; формированию социальной инфраструктуры, ориентированной на удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста.