В период глобализации и информатизации экономики, новых технологических, политических и финансовых реалий органам местного самоуправления приходится постоянно адаптироваться к быстроизменяющимся внешним условиям, в связи с чем, муниципальный район следует рассматривать с позиции многофункциональной и многоаспектной системы.
Выбор принципов работы органами местной власти на современном этапе опирается на качественно новые задачи в управлении территорией.
Основной задачей органов власти выступает оказание общественных услуг, а основные их действия направлены на обеспечение жизнедеятельности и создание достойных условий для повышения уровня жизни, а также социального и экономического развития региона.
Учитывая специфику ресурсов территории, выявив возможный спектр интересов их собственников и возможности их адаптации к рыночным условиям, органы власти должны применять маркетинговый подход, который в современных условиях конкуренции направлен на достижение максимального привлечения потребителей к предлагаемой услуге или товару. Использование классической маркетинговой концепции в условиях глобализации достаточно перспективно, особенно, если учесть положительный опыт территорий, городов не только за рубежом, но и в самой России [2].
Таким образом, проявляется двойственная природа маркетинга, где с одной стороны маркетинг выступает как практическая область применения особых знаний и навыков, например, организация продаж и сервисного обслуживания, а также другие операции и действия, а с другой – управленческая функция, которая подразумевает исследование рынка и его анализ, разработку деловых стратегий развития.
В настоящее время процессы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления не имеют четко отлаженной системы. В то же время именно на местном уровне происходит тесное взаимодействие общества и государства. Поэтому для повышения качества данного взаимодействия особенно важно на современном этапе развития максимально эффективно применять различные инструменты маркетинга [6].
Основными критериями, по которым можно оценить эффективность взаимодействия являются:
• уровень миграции населения;
• своевременность рассмотрения обращений населения к органам местного самоуправления;
• приток инвестиций в район;
• удовлетворенность населения качеством дорог, транспортным обслуживанием, качеством организации теплоснабжения, электроснабжением и т.д.;
• поддержка малого и среднего бизнеса.
Анализируя эффективность использования инструментов маркетинга в процессе взаимодействия необходимо проследить динамику изменений ряда показателей за последние годы, происходящих во взаимодействии органов местного самоуправления с субъектами управления.
Нижнеломовский район один из самых густонаселенных районов Пензенской области. Численность населения Нижнеломовского 01 января 2016 года составляет 38806 человек, в том числе городского 21329 человек (54,9 %), сельского 17477 человек (45,1 %). Плотность населения по району составляет 22,8 человека на 1 кв. км. [7].
Анализ показал, что демографическая ситуация в районе характеризуется снижением численности населения, основными причинами которого выступают низкая рождаемость и высокий уровень смертности анализ показателей, характеризующих демографическую ситуацию, за период с 2014 по 2016 годы показывает, снижение естественной убыли населения на 18,8 %.
Анализируя демографическую ситуацию в районе, следует уделить внимание и процессу миграции населения. Так, уровень миграции в Нижнеломовском районе свидетельствует о недостаточной привлекательности района для жизни и работы. В последние годы наблюдается рост миграции трудоспособного населения, что негативно сказывается на других приоритетных направлениях деятельности органов местного самоуправления. Причём исследования в этой области показывают, что большая доля выбывающих – высококвалифицированные специалисты молодого возраста (табл. 2).
Таблица 1
«Основные демографические показатели по Нижнеломовскому району»
Число прибывших, человек |
Число выбывших, человек |
Миграционный прирост, человек |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
630 |
812 |
679 |
1069 |
1104 |
1085 |
-439 |
-292 |
-406 |
Таблица 2
Миграционное движение населения
Наименование показателей |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Численность постоянного населения на начало года |
39737 |
39252 |
38806 |
Из общей численности населения в возрасте: |
|||
моложе трудоспособного |
5986 |
5970 |
5986 |
трудоспособном |
22027 |
21379 |
20760 |
старше трудоспособного |
11724 |
11903 |
12060 |
Плотность населения на 1 кв. км |
22,4 |
22,1 |
22,8 |
Число родившихся, всего |
359 |
357 |
406 |
Число умерших, всего |
749 |
729 |
655 |
Естественный прирост (убыль), всего |
-392 |
-372 |
-259 |
Анализ уровня миграции в Нижнеломовском районе за период с 2014 г. по 2016 г. показал, что он достаточно высок и требует принятия определенных мер [3]:.
Одной из приоритетных важнейших проблем, требующей решения органами местного самоуправления во взаимодействии с субъектами управления является отток населения в трудоспособном возрасте в другие регионы. Для ее решения применяется ряд мер [1]:
• стимулирование развития гибких форм занятости населения, в том числе не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;
• внедрение в повседневную практику управления безопасностью работников на производстве механизмов управления профессиональными рисками;
• совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления, профсоюзных организаций с органами надзора и контроля по защите трудовых прав граждан;
• стимулирование трудовой мобильности населения через использование трудового потенциала работников старшего возраста, интеграцию в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, родителей, имеющих малолетних детей, в том числе за счет развития гибких форм занятости;
• повышение качества рабочих мест, легализацию занятости и доходов населения, усиление мер контроля и надзора за нарушением трудового законодательства;
• развитие программ профессиональной ориентации молодежи, направленных на повышение престижа рабочих профессий и стимулирование роста профессионализма работников;
• ориентация школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, а также к занятию предпринимательской деятельностью;
• расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место.
Реализация данных мероприятий позволяет осуществлять поэтапное сокращение доли работающих, условия труда которых не отвечают гигиеническим нормативам, и привлекать тем самым в базовые отрасли экономики высококвалифицированных специалистов.
Одной из ведущих отраслей экономики Нижнеломовского района является сельское хозяйство, которое обеспечивает не только продовольственную безопасность, но и определяет социальную атмосферу района, а также уровень жизни более 45 % населения района.
Главными задачами отрасли сельского хозяйства в настоящее время являются:
• увеличение объема производства продукции;
• увеличение численности работающих за счет создания малых форм хозяйствования, активизации самозанятости населения, привлечения в район инвестиций;
• объем производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах в 2016 году составил – 21740 тыс. рублей, что на 43 % больше чем в 2015 году. Объем реализации товарной продукции, выполненных работ и услуг по крупным и средним сельхозпредприятиям за 2016 год составил 1013820 тыс. рублей, что в 1,93 раза выше уровня 2015 года.
Таблица 3
«Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (млн. руб.)»
Наименование показателя |
2014 |
2015 |
2016 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
1555,6 |
1234,6 |
1678,2 |
В т.ч. |
|||
растениеводство |
902,3 |
753,2 |
973,4 |
животноводство |
653,3 |
481,4 |
704,8 |
Сельскохозяйственные организации |
613,7 |
487,0 |
1013,8 |
Хозяйства населения |
875,8 |
695,1 |
596,7 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
66,2 |
52,5 |
67,7 |
Следует отметить, что в районе созданы условия для развития сельского хозяйства. Продолжается работа по развитию сельскохозяйственной кооперации и развитию предпринимательства.
Перспективы развития Нижнеломовского района непосредственно связаны с развитием предпринимательства, так за период с 2005 года по 2016 год число субъектов малого и среднего предпринимательства возросло в 17 раз.
В районе на 01.01.2017 года в районе зарегистрировано 1322 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 1 среднее предприятие и 1321 субъект малого бизнеса (237 малых предприятий включая микро-предприятия, 1024 индивидуальных предпринимателей и 60 крестьянских фермерских хозяйств).
Нижнеломовский район обладает относительно высокой инвестиционной привлекательностью. Инвестиционная привлекательность района определяется промышленным потенциалом и развитым агропромышленным комплексом.
Объем инвестиций в основной капитал в Нижнеломовском районе продолжает расти, за период с 2005 года по 2015 год увеличился в 17,7 раз, на протяжении трех последних лет, с 2014 по 2016 год объем инвестиций увеличился в 3 раза.
В 2017 году на развитие экономики района направлено 1 миллиард 61 миллион рублей, в 2016 году – 2 миллиарда 105 миллионов рублей, что в 2 раза больше аналогичного периода прошлого года. В 2016 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 3 миллиарда 196 миллионов рублей, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2012 годом. В 2016 году основная доля инвестиций приходится на ООО «ПензаМолИнвест» – 41 % (1321079 тыс. рублей), 30,9 % (988274 тыс. руб) инвестиций приходится ООО «УК «Русмолко», 14,6 % (465951 тыс. руб) инвестиций – на реконструкцию и модернизацию производства Нижнеломовского ликеро-водочного завода от общего объема инвестиций.
Можно сделать вывод, что инвестиционная политика района направлена на постоянное привлечение инвестиций, поиск новых инвесторов, что обеспечивает бесперебойную работу предприятий и удержание высококвалифицированных специалистов в трудоспособном возрасте [5].
Для оценки эффективности использования инструментов маркетинга в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие сотрудники органов местного самоуправления.
Респондентам было предложено оценить уровень удовлетворенности работой органов местного самоуправления с позиции взаимодействия с населением. Результаты опроса представлены в табл. 4.
Анализ результатов опроса показал, что 40 % респондентов оценили работу органов местной власти в целом на «8», 20 % опрошенных оценили на «7», 26 % – на «4» и «5» и лишь 14 % опрошенных респондентов на «9» и «10». Работа Совета депутатов была оценена следующим образом: 40 % опрошенных оценили на «7», 27 % – на «8», 20 % респондентов оценили на «6» и 13 % – на «9». Работу главы администрации респонденты на «9» оценило 40 % опрошенных, на «8» оценили 20 % респондентов, на «6» и «10» 26 % опрошенных респондентов, на «4» и «7» 14 % опрошенных. Отсюда следует, что в целом работу органов местного самоуправления можно считать эффективной.
При ответе на вопрос «Своевременно ли рассматриваются (были рассмотрены) органами местного самоуправления обращения (претензии) по предоставлению жилищно-коммунальных услуг?» респонденты ответили следующим образом (рис. 1): 73 % опрошенных ответили, что все обращения рассматриваются (были рассмотрены) органами местного самоуправления своевременно и 27 % отметили, что обращения практически не поступают.
Таблица 4
Сводные данные по исследованию уровня удовлетворенности работой органов местного самоуправления
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Работа органов местного самоуправления в целом |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
13 |
20 |
40 |
7 |
7 |
Работа Советов депутатов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
40 |
27 |
13 |
0 |
Работа главы администрации |
0 |
0 |
0 |
7 |
0 |
13 |
7 |
20 |
40 |
13 |
Рис. 1. Своевременность рассмотрения обращений органами местного самоуправления
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день органы местного самоуправления достаточно эффективно взаимодействуют с населением по средствам приема жалоб и обращений.
На вопрос «Какие приоритетные задачи стоят перед органами местного самоуправления?» были получены следующие ответы (рис. 2): 29 % опрошенных респондентов ответили, что наиболее приоритетной задачей являются привлечение инвестиций и наиболее полное удовлетворение потребностей населения, 27 % считают, что это обеспечение привлекательных условий труда для персонала.
Рис. 2. Приоритетные задачи органов местного самоуправления
25 % респондентов считают, что наиболее приоритетными задачами выступают увеличение числа предприятий и развитие кадрового потенциала и 19 % опрошенных респондентов считают, что совершенствование системы управления, организационной структуры [4].
Из полученных данных вытекает, что главным приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления являются привлечение инвестиций для развития района и удовлетворение потребностей населения, что будет способствовать сокращению миграции населения в трудоспособном возрасте и повысит уровень квалификации рабочих.
На вопрос «Насколько качественно организованно транспортное обслуживание в выбранном населенном пункте?» были получены следующие данные (рис. 3): 47 % респондентов считают организацию транспортного обслуживания достаточно качественной, 33 % – недостаточно качественной, 13 % опрошенных считают, что транспортное обслуживание в населенном пункте некачественное и 7 % затрудняются ответить.
Анализ полученных данных показал, что в целом транспортное облуживание организовано на достаточно высоком уровне, но все же есть недовольство, связанное с возникновением перебоев пассажирских перевозок.
Респондентам было предложено указать способы повышения удовлетворенности организацией транспортного обслуживания населения в муниципальном районе. Полученные результаты представлены на рис. 4.
Рис. 3. Качество организации транспортного обслуживания в выбранном населенном пункте
Рис. 4. Способы повышения удовлетворенности организацией транспортного обслуживания населения в муниципальном районе
По мнению опрошенных респондентов наиболее популярными способами повышения качества организации транспортного обслуживания является изменение графика движения транспорта и улучшение технического состояния транспортных средств.
На вопрос «Насколько качественно организованно водоотведение в Вашем муниципальном районе?» были получены следующие ответы (рис. 5): 60 % опрошенных считают, что водоотведение организовано достаточно качественно, 20 % – затрудняются ответить, 13 % респондентов ответили, что водоотведение организованно недостаточно качественно и 7 % – некачественно.
Респондентам было также предложено указать способы повышения качества водоотведения. Полученные результаты представлены на рис. 6.
Рис. 5. Качество организации водоотведения
Рис. 6. Способы повышения качества водоотведения
Из рис. 6 видно, что наиболее популярными способами повышения качества водоотведения, по мнению экспертов, являются «Налаживание стабильной системы водоотведения (устранение перебоев водоотведения)» и «Соответствие предоставляемых услуг по организации водоотведения установленным нормативам».
Таким образом, анализ динамики статистических данных за последние 3 года, а также анализ результатов экспертного опроса позволил сделать вывод о том, что инструменты маркетинга достаточно эффективно используются в районе и обеспечивают высокий уровень взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления, выступая важным функциональным элементом системы управления на местном уровне.
Библиографическая ссылка
Резник Г.А., Булюкина К.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ // Научное обозрение. Экономические науки. 2017. № 4. С. 70-77;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=956 (дата обращения: 11.04.2025).