Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

THE EFFICIENCY OF INTERACTION OF LOCAL GOVERNMENTS WITH SUBJECTS OF MANAGEMENT

Reznik G.A. 1 Bulykina K.A. 1
1 Penza State University of Architecture and Construction
The urgency of the problem of increase of efficiency of interaction of local governments with subjects of control stems from the fact that at the present stage of development of economy in the administration of the territory was formed qualitatively new challenges for which it seems appropriate and necessary to use various marketing tools. The article presents the results of the analysis of problems of interaction of local governments with subjects of management in key areas. The main criteria that evaluated the effectiveness of the interaction (the level of migration of population, the timeliness of consideration of complaints to the local authorities, the flow of investment to the area, population satisfaction with the quality of roads, transport services, quality of the organization of heat supply, power supply, etc., support of small and medium business). The efficiency of the use of marketing tools by local governments. The results of evaluation of the level of job satisfaction of local governments with a position of interaction with the population.
interaction marketing
local authorities
efficiency of interaction
marketing tools

В период глобализации и информатизации экономики, новых технологических, политических и финансовых реалий органам местного самоуправления приходится постоянно адаптироваться к быстроизменяющимся внешним условиям, в связи с чем, муниципальный район следует рассматривать с позиции многофункциональной и многоаспектной системы.

Выбор принципов работы органами местной власти на современном этапе опирается на качественно новые задачи в управлении территорией.

Основной задачей органов власти выступает оказание общественных услуг, а основные их действия направлены на обеспечение жизнедеятельности и создание достойных условий для повышения уровня жизни, а также социального и экономического развития региона.

Учитывая специфику ресурсов территории, выявив возможный спектр интересов их собственников и возможности их адаптации к рыночным условиям, органы власти должны применять маркетинговый подход, который в современных условиях конкуренции направлен на достижение максимального привлечения потребителей к предлагаемой услуге или товару. Использование классической маркетинговой концепции в условиях глобализации достаточно перспективно, особенно, если учесть положительный опыт территорий, городов не только за рубежом, но и в самой России [2].

Таким образом, проявляется двойственная природа маркетинга, где с одной стороны маркетинг выступает как практическая область применения особых знаний и навыков, например, организация продаж и сервисного обслуживания, а также другие операции и действия, а с другой – управленческая функция, которая подразумевает исследование рынка и его анализ, разработку деловых стратегий развития.

В настоящее время процессы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления не имеют четко отлаженной системы. В то же время именно на местном уровне происходит тесное взаимодействие общества и государства. Поэтому для повышения качества данного взаимодействия особенно важно на современном этапе развития максимально эффективно применять различные инструменты маркетинга [6].

Основными критериями, по которым можно оценить эффективность взаимодействия являются:

• уровень миграции населения;

• своевременность рассмотрения обращений населения к органам местного самоуправления;

• приток инвестиций в район;

• удовлетворенность населения качеством дорог, транспортным обслуживанием, качеством организации теплоснабжения, электроснабжением и т.д.;

• поддержка малого и среднего бизнеса.

Анализируя эффективность использования инструментов маркетинга в процессе взаимодействия необходимо проследить динамику изменений ряда показателей за последние годы, происходящих во взаимодействии органов местного самоуправления с субъектами управления.

Нижнеломовский район один из самых густонаселенных районов Пензенской области. Численность населения Нижнеломовского 01 января 2016 года составляет 38806 человек, в том числе городского 21329 человек (54,9 %), сельского 17477 человек (45,1 %). Плотность населения по району составляет 22,8 человека на 1 кв. км. [7].

Анализ показал, что демографическая ситуация в районе характеризуется снижением численности населения, основными причинами которого выступают низкая рождаемость и высокий уровень смертности анализ показателей, характеризующих демографическую ситуацию, за период с 2014 по 2016 годы показывает, снижение естественной убыли населения на 18,8 %.

Анализируя демографическую ситуацию в районе, следует уделить внимание и процессу миграции населения. Так, уровень миграции в Нижнеломовском районе свидетельствует о недостаточной привлекательности района для жизни и работы. В последние годы наблюдается рост миграции трудоспособного населения, что негативно сказывается на других приоритетных направлениях деятельности органов местного самоуправления. Причём исследования в этой области показывают, что большая доля выбывающих – высококвалифицированные специалисты молодого возраста (табл. 2).

Таблица 1

«Основные демографические показатели по Нижнеломовскому району»

Число прибывших, человек

Число выбывших, человек

Миграционный прирост, человек

2014

2015

2016

2014

2015

2016

2014

2015

2016

630

812

679

1069

1104

1085

-439

-292

-406

Таблица 2

Миграционное движение населения

Наименование показателей

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Численность постоянного населения на начало года

39737

39252

38806

Из общей численности населения в возрасте:

     

моложе трудоспособного

5986

5970

5986

трудоспособном

22027

21379

20760

старше трудоспособного

11724

11903

12060

Плотность населения на 1 кв. км

22,4

22,1

22,8

Число родившихся, всего

359

357

406

Число умерших, всего

749

729

655

Естественный прирост (убыль), всего

-392

-372

-259

Анализ уровня миграции в Нижнеломовском районе за период с 2014 г. по 2016 г. показал, что он достаточно высок и требует принятия определенных мер [3]:.

Одной из приоритетных важнейших проблем, требующей решения органами местного самоуправления во взаимодействии с субъектами управления является отток населения в трудоспособном возрасте в другие регионы. Для ее решения применяется ряд мер [1]:

• стимулирование развития гибких форм занятости населения, в том числе не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;

• внедрение в повседневную практику управления безопасностью работников на производстве механизмов управления профессиональными рисками;

• совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления, профсоюзных организаций с органами надзора и контроля по защите трудовых прав граждан;

• стимулирование трудовой мобильности населения через использование трудового потенциала работников старшего возраста, интеграцию в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, родителей, имеющих малолетних детей, в том числе за счет развития гибких форм занятости;

• повышение качества рабочих мест, легализацию занятости и доходов населения, усиление мер контроля и надзора за нарушением трудового законодательства;

• развитие программ профессиональной ориентации молодежи, направленных на повышение престижа рабочих профессий и стимулирование роста профессионализма работников;

• ориентация школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, а также к занятию предпринимательской деятельностью;

• расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место.

Реализация данных мероприятий позволяет осуществлять поэтапное сокращение доли работающих, условия труда которых не отвечают гигиеническим нормативам, и привлекать тем самым в базовые отрасли экономики высококвалифицированных специалистов.

Одной из ведущих отраслей экономики Нижнеломовского района является сельское хозяйство, которое обеспечивает не только продовольственную безопасность, но и определяет социальную атмосферу района, а также уровень жизни более 45 % населения района.

Главными задачами отрасли сельского хозяйства в настоящее время являются:

• увеличение объема производства продукции;

• увеличение численности работающих за счет создания малых форм хозяйствования, активизации самозанятости населения, привлечения в район инвестиций;

• объем производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах в 2016 году составил – 21740 тыс. рублей, что на 43 % больше чем в 2015 году. Объем реализации товарной продукции, выполненных работ и услуг по крупным и средним сельхозпредприятиям за 2016 год составил 1013820 тыс. рублей, что в 1,93 раза выше уровня 2015 года.

Таблица 3

«Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (млн. руб.)»

Наименование показателя

2014

2015

2016

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств

1555,6

1234,6

1678,2

В т.ч.

     

растениеводство

902,3

753,2

973,4

животноводство

653,3

481,4

704,8

Сельскохозяйственные организации

613,7

487,0

1013,8

Хозяйства населения

875,8

695,1

596,7

Крестьянские (фермерские) хозяйства

66,2

52,5

67,7

Следует отметить, что в районе созданы условия для развития сельского хозяйства. Продолжается работа по развитию сельскохозяйственной кооперации и развитию предпринимательства.

Перспективы развития Нижнеломовского района непосредственно связаны с развитием предпринимательства, так за период с 2005 года по 2016 год число субъектов малого и среднего предпринимательства возросло в 17 раз.

В районе на 01.01.2017 года в районе зарегистрировано 1322 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 1 среднее предприятие и 1321 субъект малого бизнеса (237 малых предприятий включая микро-предприятия, 1024 индивидуальных предпринимателей и 60 крестьянских фермерских хозяйств).

Нижнеломовский район обладает относительно высокой инвестиционной привлекательностью. Инвестиционная привлекательность района определяется промышленным потенциалом и развитым агропромышленным комплексом.

Объем инвестиций в основной капитал в Нижнеломовском районе продолжает расти, за период с 2005 года по 2015 год увеличился в 17,7 раз, на протяжении трех последних лет, с 2014 по 2016 год объем инвестиций увеличился в 3 раза.

В 2017 году на развитие экономики района направлено 1 миллиард 61 миллион рублей, в 2016 году – 2 миллиарда 105 миллионов рублей, что в 2 раза больше аналогичного периода прошлого года. В 2016 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 3 миллиарда 196 миллионов рублей, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2012 годом. В 2016 году основная доля инвестиций приходится на ООО «ПензаМолИнвест» – 41 % (1321079 тыс. рублей), 30,9 % (988274 тыс. руб) инвестиций приходится ООО «УК «Русмолко», 14,6 % (465951 тыс. руб) инвестиций – на реконструкцию и модернизацию производства Нижнеломовского ликеро-водочного завода от общего объема инвестиций.

Можно сделать вывод, что инвестиционная политика района направлена на постоянное привлечение инвестиций, поиск новых инвесторов, что обеспечивает бесперебойную работу предприятий и удержание высококвалифицированных специалистов в трудоспособном возрасте [5].

Для оценки эффективности использования инструментов маркетинга в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие сотрудники органов местного самоуправления.

Респондентам было предложено оценить уровень удовлетворенности работой органов местного самоуправления с позиции взаимодействия с населением. Результаты опроса представлены в табл. 4.

Анализ результатов опроса показал, что 40 % респондентов оценили работу органов местной власти в целом на «8», 20 % опрошенных оценили на «7», 26 % – на «4» и «5» и лишь 14 % опрошенных респондентов на «9» и «10». Работа Совета депутатов была оценена следующим образом: 40 % опрошенных оценили на «7», 27 % – на «8», 20 % респондентов оценили на «6» и 13 % – на «9». Работу главы администрации респонденты на «9» оценило 40 % опрошенных, на «8» оценили 20 % респондентов, на «6» и «10» 26 % опрошенных респондентов, на «4» и «7» 14 % опрошенных. Отсюда следует, что в целом работу органов местного самоуправления можно считать эффективной.

При ответе на вопрос «Своевременно ли рассматриваются (были рассмотрены) органами местного самоуправления обращения (претензии) по предоставлению жилищно-коммунальных услуг?» респонденты ответили следующим образом (рис. 1): 73 % опрошенных ответили, что все обращения рассматриваются (были рассмотрены) органами местного самоуправления своевременно и 27 % отметили, что обращения практически не поступают.

Таблица 4

Сводные данные по исследованию уровня удовлетворенности работой органов местного самоуправления

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Работа органов местного самоуправления в целом

0

0

0

0

13

13

20

40

7

7

Работа Советов депутатов

0

0

0

0

0

20

40

27

13

0

Работа главы администрации

0

0

0

7

0

13

7

20

40

13

 

rez1.jpg

Рис. 1. Своевременность рассмотрения обращений органами местного самоуправления

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день органы местного самоуправления достаточно эффективно взаимодействуют с населением по средствам приема жалоб и обращений.

На вопрос «Какие приоритетные задачи стоят перед органами местного самоуправления?» были получены следующие ответы (рис. 2): 29 % опрошенных респондентов ответили, что наиболее приоритетной задачей являются привлечение инвестиций и наиболее полное удовлетворение потребностей населения, 27 % считают, что это обеспечение привлекательных условий труда для персонала.

rez2.jpg

Рис. 2. Приоритетные задачи органов местного самоуправления

25 % респондентов считают, что наиболее приоритетными задачами выступают увеличение числа предприятий и развитие кадрового потенциала и 19 % опрошенных респондентов считают, что совершенствование системы управления, организационной структуры [4].

Из полученных данных вытекает, что главным приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления являются привлечение инвестиций для развития района и удовлетворение потребностей населения, что будет способствовать сокращению миграции населения в трудоспособном возрасте и повысит уровень квалификации рабочих.

На вопрос «Насколько качественно организованно транспортное обслуживание в выбранном населенном пункте?» были получены следующие данные (рис. 3): 47 % респондентов считают организацию транспортного обслуживания достаточно качественной, 33 % – недостаточно качественной, 13 % опрошенных считают, что транспортное обслуживание в населенном пункте некачественное и 7 % затрудняются ответить.

Анализ полученных данных показал, что в целом транспортное облуживание организовано на достаточно высоком уровне, но все же есть недовольство, связанное с возникновением перебоев пассажирских перевозок.

Респондентам было предложено указать способы повышения удовлетворенности организацией транспортного обслуживания населения в муниципальном районе. Полученные результаты представлены на рис. 4.

rez3.jpg

Рис. 3. Качество организации транспортного обслуживания в выбранном населенном пункте

rez4.jpg

Рис. 4. Способы повышения удовлетворенности организацией транспортного обслуживания населения в муниципальном районе

По мнению опрошенных респондентов наиболее популярными способами повышения качества организации транспортного обслуживания является изменение графика движения транспорта и улучшение технического состояния транспортных средств.

На вопрос «Насколько качественно организованно водоотведение в Вашем муниципальном районе?» были получены следующие ответы (рис. 5): 60 % опрошенных считают, что водоотведение организовано достаточно качественно, 20 % – затрудняются ответить, 13 % респондентов ответили, что водоотведение организованно недостаточно качественно и 7 % – некачественно.

Респондентам было также предложено указать способы повышения качества водоотведения. Полученные результаты представлены на рис. 6.

rez5.jpg

Рис. 5. Качество организации водоотведения

rez6.jpg

Рис. 6. Способы повышения качества водоотведения

Из рис. 6 видно, что наиболее популярными способами повышения качества водоотведения, по мнению экспертов, являются «Налаживание стабильной системы водоотведения (устранение перебоев водоотведения)» и «Соответствие предоставляемых услуг по организации водоотведения установленным нормативам».

Таким образом, анализ динамики статистических данных за последние 3 года, а также анализ результатов экспертного опроса позволил сделать вывод о том, что инструменты маркетинга достаточно эффективно используются в районе и обеспечивают высокий уровень взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами управления, выступая важным функциональным элементом системы управления на местном уровне.