Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОНТРОЛЛИНГА В МОДЕЛИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Ковалева В.Д. 1
1 Московский гуманитарно-экономический университет
В целях эффективного использования рыночной конъюнктуры для усиления позиций региона в российском и мировом экономическом пространстве необходимо обеспечить его социально-экономическое развитие с позиции системного подхода, применяя инновационные технологии в построении оптимальной модели управления. Мировой опыт показывает, что государственные программы могут служить эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. В Северо-Кавказском федеральном округе разрабатываются стратегии, отражающие основные аспекты и объекты экономического развития, но отсутствует типовая методика формирования стратегии, основанная на системном подходе. Преобладающие традиционные методы контроля не позволяют с максимальной эффективностью проектировать и применять на практике современные системы управления развитием региона. В этой связи требуется радикальное переосмысление подходов к реализации таких основополагающих функций управления, как планирование, контроль, учет, анализ и регулирование. Новая парадигма управления находит отражение в концепции контроллинга – интегрирующей и координирующей подсистемы контура управления, которая обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений.
региональное управление
региональная политика
стратегия
тактика
государственные программы Российской Федерации
социально-экономическое развитие
стратегическая цель
эталон развития регионов
мониторинг доходов на душу населения
подсистема контроллинга
инструментарий контроллига
математическая модель
автоматизированная система управления
1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2014 г. № 1294 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
3. Ковалева В.Д Моделирования стратегического развития предпринимательских структур региона / В.Д. Ковалева // Проблемы обеспечения экономической безопасности личности, общества и государства на современном этапе: материалы Всероссийской научно-практической конференции АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт» Ставропольский филиал НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт» (25 апреля 2013 г.) – 112 с. С.107-115.
4. Ковалева В.Д. Актуальные проблемы формирования учетно-аналитической информации в системе контроллинга / В.Д. Ковалева //Управление в социально-экономических системах: материалы XXIV международной научно-практической конференции, г. Минск, 14 мая 2015 г. Минский университет управления. – Минск: Минский университет управления, 2015.–254 с. С.79-80.
5. Ковалева В.Д. Формирование системы контроллинга в условиях становления и развития инновационной экономики / В.Д. Ковалева //Экономика и управление проблемы, решения Научно-практический журнал №4, том 2 (38) – 2016 апрель. – 1966 с. С. 180-183.
CONTROLLING TOOLS IN MODELING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Kovaleva V.D. 1
1 Moscow Humanities and Economics University

Abstract:
In order to effectively use market conditions to strengthen the position of the region in the Russian and global economic environment is necessary to ensure its socio-economic development of a systematic approach, using innovative technologies in the construction of the optimal model of management. World experience shows that government programs can be an effective tool for the implementation of government economic and social policy. In the North Caucasus Federal District is developing a strategy reflecting the main aspects and objects of economic development, but there is no typical method of forming a strategy based on a systematic approach. Prevailing traditional control methods do not allow the most efficient design and implement modern development management system in the region. This requires a radical rethinking of approaches to the implementation of these fundamental management functions such as planning, monitoring, accounting, analysis and control. The new control paradigm is reflected in the concept of controlling - integrating and coordinating subsystem control circuit, which provides instrumental and methodological base of support for management decisions.

Keywords:
regional management
regional policy
strategy
tactics
state programs of the Russian Federation
socio-economic development
the strategic goal
the standard of development of the regions
monitoring of income per capita
subsystem controlling
controlling tools
mathematical model
automated control system

Растущая межрегиональная конкуренция во всех секторах экономики и социальной сфере диктует необходимость совершенствования существующей системы регионального управления, требующей новые комплексные подходы и методы продвижения потенциала регионов на внутренний и внешний рынки. В настоящее время особая роль в системе регионального управления отводится целенаправленной государственной политике, призванной обеспечивать эффективное использование имеющихся ресурсов. В целях эффективного использования рыночной конъюнктуры для усиления позиций региона в российском и мировом экономическом пространстве необходимо обеспечить его социально-экономическое развитие с позиции системного подхода, применяя инновационные технологии в построении оптимальной модели управления.

В основе эффективной реализация региональной политики лежит современная стратегия, которая характеризуется качественно новым этапом своего развития, актуальность которого обусловлена растущей межрегиональной конкуренцией за ресурсы и экономическое влияние, а также необходимостью поиска и использования прогрессивных инструментов в управлении региональной экономикой.

Мировой опыт показывает, что государственные программы могут служить эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Именно такие методы управления применяются в странах Европейского Союза, США и Японии для решения стратегических задач развития, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. В США по программно-целевому методу осуществляется примерно 50% государственных расходов, а во Франции ? около 80%.

В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) разрабатываются стратегии, отражающие основные аспекты и объекты экономического развития, но отсутствует типовая методика формирования стратегии, основанная на системном подходе. Государственные программы РФ представляют стратегию правительства, основанную на исследованиях социально-экономического развития регионов. Главной целью Государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» является создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на территории СКФО [1]. Реализация мероприятий программы требует значительных затрат из различных источников финансирования (рисунок 1).

kovaliva_1.eps

Рис. 1. Источники финансирования государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года»

Для достижения стратегической цели – сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов Северо-Кавказского федерального округа – необходимо выполнить научно-исследовательские разработки по реализации механизмов и мероприятий, предусмотренных программой. Расходы финансирования Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» в разрезе субъектов Российской Федерации СКФО представлены на рисунке 2.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» имеет важное стратегическое значение для развития экономики Северного Кавказа. Об этом свидетельствует общая сумма затрат за счет всех источников финансирования, которая составила 3 896,4 млрд. руб., в том числе:

– федеральный бюджет – 2 604,3 млрд. руб.;

– бюджеты субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа – 195,2 млрд. руб.;

– внебюджетные источники – 1 096,9 млрд. руб.

kovaliva_2.eps

Рис. 2. Оценка расходов финансирования Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» в разрезе субъектов Российской Федерации СКФО

Главной причиной низкой эффективности Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» является нерешенность организационных проблем, связанных с отсутствием эффективной региональной стратегии.

Основной целью объективной оценки уровня социально-экономического развития регионов СКФО является определение возможности решения тактических и стратегических задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов, источников экономического роста, а также эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами СКФО, по реализации социально-экономической политики.

Наиболее объективно реальный портрет региона отражает денежный доход на душу населения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» направлена на снижение различий в социально-экономическом развитии регионов в установленные сроки и за счет установленного объема ресурсов, источниками которых являются федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, а также внебюджетные средства. В основе оценки ее эффективности должен лежать именно этот показатель, оперативный контроль которого отражает диаграмма, построенная на базе статистических данных социально-экономического развития России за 2015 год (рисунок 3).

Эталоном развития регионов России является прожиточный минимум, определенный Федеральным закон РФ от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», вокруг которого отображается фактическая траектория развития [2].

Диаграмма дает объективную и исчерпывающую информацию представителю Президента в СКФО о том, насколько средний доход на душу населения каждого региона отстает от среднего значения по стране и прожиточного минимума – «эталона социально-экономического развития».

kovaliva_3.eps

Рис. 3. Мониторинг доходов на душу населения в СКФО

Эта информация является основой для анализа эффективности использования запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по направлениям социально-экономического развития СКФО, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», для оперативного вмешательства и коррекции проводимой в регионе политики, чтобы своевременно устранить выявленные отклонения [3].

На диаграмме, представленной на рисунке 3, критерии социально-экономического состояния регионов определяются значениями прожиточного минимума и средними денежными доходами на душу населения в России. С позиций доходов населения Северо-Кавказский федеральный округ представлен на диаграмме тремя группами регионов.

К группе регионов с высокими доходами относятся те регионы, в которых доход на одного человека составляет от 22 до 27 тысяч рублей. Самый высокий доход на душу населения наблюдаются в Республике Дагестан (26739 руб.), Ставропольском крае (22971 руб.), Чеченской Республике (22914 руб.), Республике Северная Осетия-Алания (22007 руб.).

Группу регионов со средним доходом составляют те регионы, в которых доходы на душу населения составляют от 15 до 20 тыс. руб., что характерно для Кабардино-Балкарской Республики (19108 руб.) и Карачаево-Черкесской Республики (17255 руб.).

Группа регионов с низкими доходами характеризуется доходом на одного жителя значительно ниже среднего по СКФО (23023 руб. в месяц). Такая ситуация наблюдается в Республике Ингушетия – 14683 руб., что составляет 63,78% среднего дохода на одного жителя СКФО. В этой связи в Республике Ингушетия необходимо провести аудит выполнения проектов Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», выявить и устранить внутренние и внешние возмущающие воздействия в системе управления, которые препятствуют социально-экономическому развитию, и выработать стратегию использования имеющегося экономического потенциала с целью изменения ситуации.

Опыт разработки и трудности реализации проектов Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» требует концентрации усилий и интенсификации научно-исследовательских работ в данном направлении. Преобладающие традиционные методы контроля не позволяют с максимальной эффективностью проектировать и применять на практике современные системы управления развитием региона, основанные на маркетинговой стратегии. В этой связи требуется радикальное переосмысление подходов к реализации таких основополагающих функций управления, как планирование, контроль, учет, анализ и регулирование. Новая парадигма управления находит отражение в концепции контроллинга – интегрирующей и координирующей подсистемы контура управления, которая обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений [4]. Для эффективного выполнения проектов Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» требуется создание специального инструментария, который реализуется системой логически взаимосвязанных подсистем (рисунок 4).

kovaliva_4.eps

Рис. 4. Система стратегического развития региона

Подсистема контроллинга в системе стратегического развития СКФО обеспечивает информационную базу коррекции траектории экономического развития его регионов. Оценивая взаимодействующие факторы, можно своевременно корректировать траекторию экономического развития СКФО и каждого его региона для достижения поставленной цели.

На основе инструментария контроллинга целесообразно формирование автоматизированной системы, обеспечивающей мониторинг стратегии регионов Северо-Кавказского федерального округа и ее тактическую коррекцию в соответствии с целями Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» [5].

Математическая модель автоматизированной системы управления представлена подсистемой (М), на вход которой поступают запланированные государственными программами мероприятия (Mp), а на выходе формируется сигнал о его фактическом выполнении (Mf) (рисунок 5).

kovaliva_5.eps

Рис. 5. Математическая модель автоматизированной системы управления

Задача автоматизированной системы заключается в обеспечении выполнения запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития СКФО (Mp) в текущий момент времени с помощью управляющих воздействий (УВ), формируемых блоком контроллинга, которые устраняют возмущающие воздействия (В), которые определяются результатом выполнения запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития СКФО (Mf) :

Mp = (Mp(t), tp), (1)

где Mp(t) – запланированные мероприятия, объемы и источники финансирования по основным направлениям социально-экономического развития СКФО, которые необходимо выполнить к моменту времени t;

tp – длительность планового периода реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года».

Эффективность управления зависит от ресурсов системы, которые определяются средней скоростью выполнения мероприятий – Mc(t), предусмотренных Государственной программой Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года»:

Mp(t)= t?0Mc(t)dt (2)

Для реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» необходимо решить две задачи:

– мониторинг выполнения запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития;

– минимизация потерь информации в системе.

Таким образом, очевидно, что рассмотренные методы мониторинга, являющегося основным инструментарием контроллинга, обеспечивают непопадание системы в области, в которых она не сможет выполнить запланированные Государственной программой Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» мероприятия, объемы и источники финансирования по направлениям социально-экономического развития в плановый срок.

Индивидуальные особенности каждой подсистемы учитываются при поиске оптимального числа опросов на основе маркетинговых исследований. Скорость накопления неопределенности это параметр, характеризующий, как система отклоняется от заданной скорости движения к цели.

Предлагаемая методология моделирования стратегического развития СКФО, позволяющая на основе инструментария контроллинга создать автоматизированную систему управления является универсальной и может быть использована как для повышения эффективности выполнения мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», так и для оптимизации траектории экономического развития Российской Федерации.


Библиографическая ссылка

Ковалева В.Д. ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОНТРОЛЛИНГА В МОДЕЛИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 3. – С. 46-50;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=930 (дата обращения: 19.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074