Растущая межрегиональная конкуренция во всех секторах экономики и социальной сфере диктует необходимость совершенствования существующей системы регионального управления, требующей новые комплексные подходы и методы продвижения потенциала регионов на внутренний и внешний рынки. В настоящее время особая роль в системе регионального управления отводится целенаправленной государственной политике, призванной обеспечивать эффективное использование имеющихся ресурсов. В целях эффективного использования рыночной конъюнктуры для усиления позиций региона в российском и мировом экономическом пространстве необходимо обеспечить его социально-экономическое развитие с позиции системного подхода, применяя инновационные технологии в построении оптимальной модели управления.
В основе эффективной реализация региональной политики лежит современная стратегия, которая характеризуется качественно новым этапом своего развития, актуальность которого обусловлена растущей межрегиональной конкуренцией за ресурсы и экономическое влияние, а также необходимостью поиска и использования прогрессивных инструментов в управлении региональной экономикой.
Мировой опыт показывает, что государственные программы могут служить эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Именно такие методы управления применяются в странах Европейского Союза, США и Японии для решения стратегических задач развития, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. В США по программно-целевому методу осуществляется примерно 50% государственных расходов, а во Франции ? около 80%.
В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) разрабатываются стратегии, отражающие основные аспекты и объекты экономического развития, но отсутствует типовая методика формирования стратегии, основанная на системном подходе. Государственные программы РФ представляют стратегию правительства, основанную на исследованиях социально-экономического развития регионов. Главной целью Государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» является создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на территории СКФО [1]. Реализация мероприятий программы требует значительных затрат из различных источников финансирования (рисунок 1).
Рис. 1. Источники финансирования государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года»
Для достижения стратегической цели – сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов Северо-Кавказского федерального округа – необходимо выполнить научно-исследовательские разработки по реализации механизмов и мероприятий, предусмотренных программой. Расходы финансирования Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» в разрезе субъектов Российской Федерации СКФО представлены на рисунке 2.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» имеет важное стратегическое значение для развития экономики Северного Кавказа. Об этом свидетельствует общая сумма затрат за счет всех источников финансирования, которая составила 3 896,4 млрд. руб., в том числе:
– федеральный бюджет – 2 604,3 млрд. руб.;
– бюджеты субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа – 195,2 млрд. руб.;
– внебюджетные источники – 1 096,9 млрд. руб.
Рис. 2. Оценка расходов финансирования Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» в разрезе субъектов Российской Федерации СКФО
Главной причиной низкой эффективности Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» является нерешенность организационных проблем, связанных с отсутствием эффективной региональной стратегии.
Основной целью объективной оценки уровня социально-экономического развития регионов СКФО является определение возможности решения тактических и стратегических задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов, источников экономического роста, а также эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами СКФО, по реализации социально-экономической политики.
Наиболее объективно реальный портрет региона отражает денежный доход на душу населения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» направлена на снижение различий в социально-экономическом развитии регионов в установленные сроки и за счет установленного объема ресурсов, источниками которых являются федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, а также внебюджетные средства. В основе оценки ее эффективности должен лежать именно этот показатель, оперативный контроль которого отражает диаграмма, построенная на базе статистических данных социально-экономического развития России за 2015 год (рисунок 3).
Эталоном развития регионов России является прожиточный минимум, определенный Федеральным закон РФ от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», вокруг которого отображается фактическая траектория развития [2].
Диаграмма дает объективную и исчерпывающую информацию представителю Президента в СКФО о том, насколько средний доход на душу населения каждого региона отстает от среднего значения по стране и прожиточного минимума – «эталона социально-экономического развития».
Рис. 3. Мониторинг доходов на душу населения в СКФО
Эта информация является основой для анализа эффективности использования запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по направлениям социально-экономического развития СКФО, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», для оперативного вмешательства и коррекции проводимой в регионе политики, чтобы своевременно устранить выявленные отклонения [3].
На диаграмме, представленной на рисунке 3, критерии социально-экономического состояния регионов определяются значениями прожиточного минимума и средними денежными доходами на душу населения в России. С позиций доходов населения Северо-Кавказский федеральный округ представлен на диаграмме тремя группами регионов.
К группе регионов с высокими доходами относятся те регионы, в которых доход на одного человека составляет от 22 до 27 тысяч рублей. Самый высокий доход на душу населения наблюдаются в Республике Дагестан (26739 руб.), Ставропольском крае (22971 руб.), Чеченской Республике (22914 руб.), Республике Северная Осетия-Алания (22007 руб.).
Группу регионов со средним доходом составляют те регионы, в которых доходы на душу населения составляют от 15 до 20 тыс. руб., что характерно для Кабардино-Балкарской Республики (19108 руб.) и Карачаево-Черкесской Республики (17255 руб.).
Группа регионов с низкими доходами характеризуется доходом на одного жителя значительно ниже среднего по СКФО (23023 руб. в месяц). Такая ситуация наблюдается в Республике Ингушетия – 14683 руб., что составляет 63,78% среднего дохода на одного жителя СКФО. В этой связи в Республике Ингушетия необходимо провести аудит выполнения проектов Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», выявить и устранить внутренние и внешние возмущающие воздействия в системе управления, которые препятствуют социально-экономическому развитию, и выработать стратегию использования имеющегося экономического потенциала с целью изменения ситуации.
Опыт разработки и трудности реализации проектов Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» требует концентрации усилий и интенсификации научно-исследовательских работ в данном направлении. Преобладающие традиционные методы контроля не позволяют с максимальной эффективностью проектировать и применять на практике современные системы управления развитием региона, основанные на маркетинговой стратегии. В этой связи требуется радикальное переосмысление подходов к реализации таких основополагающих функций управления, как планирование, контроль, учет, анализ и регулирование. Новая парадигма управления находит отражение в концепции контроллинга – интегрирующей и координирующей подсистемы контура управления, которая обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений [4]. Для эффективного выполнения проектов Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» требуется создание специального инструментария, который реализуется системой логически взаимосвязанных подсистем (рисунок 4).
Рис. 4. Система стратегического развития региона
Подсистема контроллинга в системе стратегического развития СКФО обеспечивает информационную базу коррекции траектории экономического развития его регионов. Оценивая взаимодействующие факторы, можно своевременно корректировать траекторию экономического развития СКФО и каждого его региона для достижения поставленной цели.
На основе инструментария контроллинга целесообразно формирование автоматизированной системы, обеспечивающей мониторинг стратегии регионов Северо-Кавказского федерального округа и ее тактическую коррекцию в соответствии с целями Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» [5].
Математическая модель автоматизированной системы управления представлена подсистемой (М), на вход которой поступают запланированные государственными программами мероприятия (Mp), а на выходе формируется сигнал о его фактическом выполнении (Mf) (рисунок 5).
Рис. 5. Математическая модель автоматизированной системы управления
Задача автоматизированной системы заключается в обеспечении выполнения запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития СКФО (Mp) в текущий момент времени с помощью управляющих воздействий (УВ), формируемых блоком контроллинга, которые устраняют возмущающие воздействия (В), которые определяются результатом выполнения запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития СКФО (Mf) :
Mp = (Mp(t), tp), (1)
где Mp(t) – запланированные мероприятия, объемы и источники финансирования по основным направлениям социально-экономического развития СКФО, которые необходимо выполнить к моменту времени t;
tp – длительность планового периода реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года».
Эффективность управления зависит от ресурсов системы, которые определяются средней скоростью выполнения мероприятий – Mc(t), предусмотренных Государственной программой Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года»:
Mp(t)= t?0Mc(t)dt (2)
Для реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» необходимо решить две задачи:
– мониторинг выполнения запланированных мероприятий, объемов и источников финансирования по основным направлениям социально-экономического развития;
– минимизация потерь информации в системе.
Таким образом, очевидно, что рассмотренные методы мониторинга, являющегося основным инструментарием контроллинга, обеспечивают непопадание системы в области, в которых она не сможет выполнить запланированные Государственной программой Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» мероприятия, объемы и источники финансирования по направлениям социально-экономического развития в плановый срок.
Индивидуальные особенности каждой подсистемы учитываются при поиске оптимального числа опросов на основе маркетинговых исследований. Скорость накопления неопределенности это параметр, характеризующий, как система отклоняется от заданной скорости движения к цели.
Предлагаемая методология моделирования стратегического развития СКФО, позволяющая на основе инструментария контроллинга создать автоматизированную систему управления является универсальной и может быть использована как для повышения эффективности выполнения мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года», так и для оптимизации траектории экономического развития Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Ковалева В.Д. ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОНТРОЛЛИНГА В МОДЕЛИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 3. – С. 46-50;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=930 (дата обращения: 23.11.2024).