Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ БРЕТТОН-ВУДСКОЙ СИСТЕМЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ПУБЛИЧНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ

Захаркина А.В. 1 Заводских А.А. 1 Лосева Е.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Орловский ГУ им. И.С. Тургенева»
В статье проведён обзор деятельности институтов, созданных в рамках бреттон-вудской системы, – Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка. Данные организации рассмотрены с точки зрения их участия в международном публичном финансировании. Выявлены и рассмотрены основные аспекты их развития. Рассматривается структура и движение основных дебиторов организаций, а также даётся обзор основных направлений по рекомендательной политике МВФ. Особое значение в изучении рекомендаций МВФ выделено примеру Украины. Деятельность Группы Всемирного Банка рассмотрена на примере двух важнейших организаций – Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР), которые, собственно, образуют Всемирный Банк. Как и в случае МВФ, основное их изучение делается посредством рассмотрения структуры основных дебиторов организаций и размеров их задолженностей.
международные финансовые институты
МВФ
Всемирный банк
1. Аузан А.А. Заложники недоверия [интервью] // Отечественные записки. – № 2 (47). – 2012. – URL: http://www.strana-oz.ru/2012/2/zalozhniki-nedoveriya, дата обращения – 05.12.16.
2. База данных Группы Всемирного банка, URL: http://maps.worldbank.org/p2e/mcmap/index.html, дата обращения – 04.12.16.
3. Годовой отчёт Всемирного банка за 2015 год, URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/22550/WBAnnualReport2015RU.pdf , дата обращения – 04.12.16.
4. Годовой отчёт МВФ за 2015 г., URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ar/2015/pdf/ar15_rus.pdf , дата обращения – 27.12.16.
5. Ирландия вернула экономический суверенитет // Российская газета, 16.12.2013, URL: http://rg.ru/2013/12/16/irlandia-site-anons.html, дата обращения – 04.12.16.
6. Материалы Группы Всемирного Банка, URL: http://pubdocs.worldbank.org/pubdocs/publicdoc/2016/4/306341459504748724/Ukraine-EU-Special-Focus-Note-April-2016-ENG.pdf , дата обращения – 04.12.16.
7. Португалия вышла из программы финансовой помощи ЕС и МВФ // Российская газета, 18.05.2014, URL: http://rg.ru/2014/05/18/portugaliya-anons.html, дата обращения – 04.12.16.
8. Пресс-релиз Группы Всемирного Банка от 01.04.16 «Ukraine: Economic stabilization signs emerging, but delay in reforms will undermine recovery and adversely affect the population», URL: http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2016/04/01/ukarine-economic-update-spring-2016 , дата обращения – 04.12.16.
9. Пресс-релиз МВФ № 15/107 (R), URL: http://www.imf.org/external/russian/np/sec/pr/2015/pr15107r.pdf, дата обращения – 04.12.16.
10. Статистика по непогашенным кредитам МВФ, URL: https://www.imf.org/external/np/fin/tad/extcred1.aspx , дата обращения – 03.12.16.
11. Статьи соглашения МВФ. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf ,дата обращения – 27.12.16.

Международные публичные финансы – финансовые активы, эмитированные на международном уровне. Необходимое условие – надгосударственный, а не транснациональный характер соглашений. История межгосударственного публичного финансирования началась с 1930 г. с создания Банка международных расчётов в г. Базеле, Швейцария. Важнейшими организациями, осуществляющими регулирование международной валютной системы, являются учреждённые в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе, США, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (позже он стал ключевым элементом Группы Всемирного банка, существующей в настоящем виде с 1988 г.). Именно они являются предметом изучения данной статьи.

Бреттон-вудская система, в рамках которой были созданы международные финансово-кредитные учреждения, базировалась на принципах жёстко фиксированного курса доллара с привязкой его к стоимости тройской унции золота и установлении фиксированных валютных курсов и валютных коридоров при возможности их изменения только при существенных нарушениях платёжного баланса.

Международный валютный фонд как наднациональный орган действует согласно Статьям Соглашения. Его активность базируется на следующих целях [11]:

- способствование международному сотрудничеству в сфере финансово-валютного консультирования;

- содействие сбалансированному росту и развитию мировой торговли;

- способствование стабильности валютных режимов;

- оказание помощи для создания многосторонних расчётных систем;

- временное предоставление ресурсов Фонда государствам-членам для создания у них состояния уверенности и при выполнении ими гарантий;

- сокращение масштабы нарушений равновесия внешних платёжных балансов.

В настоящий момент МВФ насчитывает 188 государств-членов. Все они представлены в Исполнительном совете, который обсуждает последствия экономической политики каждого государства и принимает решение о выделении кредитов государствам-членам для преодоления временных проблем и для развития потенциала. Три его основные функции – надзор, кредитование и развитие потенциала [4].

На рисунке приведены данные по странам, являющимся наиболее крупными кредитополучателями МВФ (т.е. теми странами, чьи непогашенные обязательства перед МВФ на 31 декабря указанного года превышали 1 млрд СДР).

zah1.wmf

Крупнейшие дебиторы МВФ (более 1 млрд СПЗ), СПЗ

Примечательно, что из 13 стран, представленных в данной совокупности, пять (т.е. практически 38 %) являются систематически крупными должниками за рассматриваемые четыре года. Это Греция, Ирландия, Пакистан, Португалия и Украина [10].

Высокие долговые обязательства Португалии связаны с получением с 2011 года помощи на примерно 80 млрд. евро в связи с мировым финансовым кризисом. Аналогичные кредиты получила и Ирландия, которая также является одним из крупнейших должников МВФ и Еврозоны.

В мае 2014 года Португалия заявила о своём намерении отказаться от получения дальнейших кредитов и желании досрочного их погашения. Это объясняет отрицательную динамику кредитования на временном промежутке 2014-2015 гг. Объём кредитов, выданный МВФ Португалии, составляет 26,5 млрд евро, средний срок обслуживания – 7 лет, а процентная ставка – 3,7 %.

Однако МВФ отмечает существенный риск проводимой Португалией политики и рекомендует ей ряд мер. Рекомендуется отложить смягчение налогово-бюджетной и социальной политики или полностью отказаться от него, если сокращение государственных расходов или налоговые поступления не смогут профинансировать дефицит бюджета.

Достаточно серьёзным испытанием стали и рекомендации МВФ по рынку труда. Как результат проводимой политики наблюдалось падение и числа жителей, и числа рабочей силы в стране. Всё это послужило объектом критики правительства. Однако, как отмечает премьер-министр страны, Португалии удалось преодолеть «один из самых сложных кризисов в её истории» [7].

Аналогичная ситуация наблюдалась в Ирландии, которой удалось вернуть экономическую самостоятельность к концу 2013 г. [5].

Весьма значимы вклады МВФ в Украину. По таблице можно заметить, что она является периодическим заёмщиком в МВФ, что объясняется необходимостью вливаний дополнительной ликвидности. Таким образом, нынешние события экономической ситуации на Украине не являются стихийными, они складывались на протяжении достаточно большого периода времени.

Таблица 1

Непогашенные займы членов в МБРР и МАР, млн долл. США

 

2008

2009

2010

2011

2012

МБРР

99050

105698

120103

132459

136325

МАР

113542

112894

113474

125287

123576

Источник: Группа Всемирного Банка.

В пресс-релизе МВФ № 15/107 (R) отмечается утверждение договорённости о немедленном выделении 5 млрд. долларов и предоставлении кредита в 17,5 млрд долларов по механизму расширенного кредитования, в отличие от имеющихся договорённостей «стенд-бай» [9]. При этом было заявлено, что конфликт в восточной части страны «оказал существенное влияние на экономику и финансовую систему в результате нарушений в торговле и промышленном производстве, утраты доверия, которые способствовали оттоку капитала и привели к резкому падению курса национальной валюты».

Деятельность Группы Всемирного банка рассмотрим на примере двух её важнейших составных учреждений: МБРР и МАГ. В настоящее время Группа Всемирного банка осуществляет 1660 проектов, из них 549 в Африке, 290 – в Восточной и Тихоокеанской Азии, 234 – в Центральной Азии, 223 – в Латинской Америке [2]. Большинство проектов связаны с энергетикой (218), транспортом (214) и социальным развитием и урбанизацией (194). Объём финансирования можно изучить в табл. 1, а структуру крупнейших заёмщиков – в табл. 2.

Таблица 2

10 крупнейших заёмщиков МБРР и МАР на 2015 финансовый год, млн долл. США

Страна

Объём займов у МБРР

Страна

Объём займов у МАР

Индия

2098

Бангладеш

1924

Китай

1822

Индия

1687

Колумбия

1400

Эфиопия

1395

Египет

1400

Пакистан

1351

Украина

1345

Кения

1305

Аргентина

1337

Нигерия

975

Турция

1150

Танзания

883

Марокко

1055

Вьетнам

784

Индонезия

1000

Мьянма

700

Польша

966

Гана

680

Источник: Группа Всемирного Банка.

В настоящий момент ключевыми направлениями деятельности являются:

- экономическое обновление Украины;

- содействие развитию цифровой экономики Палестины;

- улучшение санитарно-гигиенических условий Индии;

- развитие центров здравоохранения в Афганистане.

Особо хотелось бы затронуть проведение МБРР реформ по экономической стабилизации Украины.

МБРР отмечает, что запланированный объём вливаний в украинскую экономику составит 3,1 млрд. долларов вложений в 10 проектах, при том условии, что в последние 20 месяцов уже было выдано кредитов на 4,7 млрд. долларов для поддержки обслуживания бюджета, инвестиций и частного сектора [8]. Нынешние проекты касаются вопросов социальных услуг (дорог, здравоохранения, социальной защиты, обеспечения водой и медикаментами), а также развития частного сектора.

Краеугольным камнем для реализации кредитных линий, предоставленных Украине, является проект пенсионной реформы, подготовленный и предложенный МБРР. Отмечается, что нынешняя пенсионная система в стране является «главной фискальной уязвимостью», поскольку пенсионные расходы составляют 13,4 % от ВВП страны [6]. Так, к непосредственным рекомендациям МБРР относятся:

- постепенное увеличение пенсионного возраста;

- увеличение минимального стажа с 15 до 25 лет;

- пересмотреть систему льгот и социальных выплат;

- ввести мораторий на снижение пенсионного возраста;

- рекомендованный показатель выхода на пенсию – 65 лет.

Ожидается, что данные реформы помогут преодолеть 10 %-ое падение ВВП в 2015 г. и выйти на 1 %-ый рост в 2016-м при условии выполнения данных требований, согласно прогнозу экспертов МБРР.

Как можно заметить, международные кредитные институты в системе публичного финансирования помимо непосредственной процедуры выделения кредитов также стремятся оказывать влияние на внутренние вопросы страны, в том числе на проводимую ей финансовую политику.

Основные направления совершенствования мировых институтов можно изучить на примере Глобальной программе мер экономической политики директора-распорядителя Кристин Лагард [4]:

- денежно-кредитная политика: анализ связей между стабильностью и монетарной политикой и оценка воздействия расхождения курсов политики;

- финансовая политика: углубление макрофинансового анализа и консультирование по макропруденциальной политике (превентивные меры по минимизации риска системного кризиса);

- бюджетирование и налоговая политика: усиление консультационной работы по институциональным вопросам и изучение возможностей действия политики на повышение темпов долгосрочного роста;

- структурные реформы: консультирование и разработка рекомендательных мер по повышению инвестиций и усиление рекомендационных мер по реформам структурного характера.

Деятельность Всемирного банка предлагается совершенствовать по следующим направлениям [3]:

- содействие долгосрочному экономическому росту, поощрение развития частного сектора;

- инвестиции в развитие жизненно важной инфраструктуры;

- борьба с изменением климата и обеспечением устойчивости природных ресурсов;

- содействие развитию в интересах всех слоёв населения и созданию возможностей для каждого;

- повышение устойчивости к потрясением и управление рисками;

- развитие глобального взаимодействия, устойчивого ведения бизнеса и обеспечение совершенствования подотчётности операционной деятельности в рамках ГВБ.

Изучив кредитные институты бреттон-вудской системы, рассмотрев основные направления их деятельности, авторы пришли к следующим выводам:

- развитие бреттон-вудских институтов должно осуществляться в непосредственной связи с осознанием тех целей, ради которых они осуществляют свою деятельность;

- на мировом уровне необходимо способствовать обмену между странами, в том числе через учёт текущих операций, движения капитала и усовершенствование систем и правил кредитования, в том числе через расширение кредитных линий, однако при этом необходимо учитывать страновую специфику развития и предлагать меры с учётом многополярного подхода при снижении возможности диктата какой-либо одной конкретной стороны. При этом необходимо учитывать историческую перспективу и, к примеру, увеличить в системе кредитно-финансовых отношений обращение валют ряда стран Азии (включение юаня в корзину СДР является положительным толчком для этой деятельности, но доля юаня возросла преимущественно за счёт сокращения евро, а не доллара США);

- необходимо ставить вопрос о том, можно ли вообще обойтись без заимствований. Если же нет, то необходим грамотный подход к рекомендациям бреттон-вудских институтов. К примеру, А.А. Аузан в интервью ссылается на книгу Норта, Уоллиса и Вангайста «Насилие и социальные порядки» 2009 года (русский перевод – 2011), в которой отмечается, что те страны, которые следовали рекомендациям МВФ по преодолению коррупции, попадали «в очень тяжёлую ситуацию», в отличие от тех стран, кто не реализовывал предлагаемые меры [1].


Библиографическая ссылка

Захаркина А.В., Заводских А.А., Лосева Е.Д. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ БРЕТТОН-ВУДСКОЙ СИСТЕМЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ПУБЛИЧНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 2. – С. 43-46;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=904 (дата обращения: 20.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074