Международные публичные финансы – финансовые активы, эмитированные на международном уровне. Необходимое условие – надгосударственный, а не транснациональный характер соглашений. История межгосударственного публичного финансирования началась с 1930 г. с создания Банка международных расчётов в г. Базеле, Швейцария. Важнейшими организациями, осуществляющими регулирование международной валютной системы, являются учреждённые в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе, США, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (позже он стал ключевым элементом Группы Всемирного банка, существующей в настоящем виде с 1988 г.). Именно они являются предметом изучения данной статьи.
Бреттон-вудская система, в рамках которой были созданы международные финансово-кредитные учреждения, базировалась на принципах жёстко фиксированного курса доллара с привязкой его к стоимости тройской унции золота и установлении фиксированных валютных курсов и валютных коридоров при возможности их изменения только при существенных нарушениях платёжного баланса.
Международный валютный фонд как наднациональный орган действует согласно Статьям Соглашения. Его активность базируется на следующих целях [11]:
- способствование международному сотрудничеству в сфере финансово-валютного консультирования;
- содействие сбалансированному росту и развитию мировой торговли;
- способствование стабильности валютных режимов;
- оказание помощи для создания многосторонних расчётных систем;
- временное предоставление ресурсов Фонда государствам-членам для создания у них состояния уверенности и при выполнении ими гарантий;
- сокращение масштабы нарушений равновесия внешних платёжных балансов.
В настоящий момент МВФ насчитывает 188 государств-членов. Все они представлены в Исполнительном совете, который обсуждает последствия экономической политики каждого государства и принимает решение о выделении кредитов государствам-членам для преодоления временных проблем и для развития потенциала. Три его основные функции – надзор, кредитование и развитие потенциала [4].
На рисунке приведены данные по странам, являющимся наиболее крупными кредитополучателями МВФ (т.е. теми странами, чьи непогашенные обязательства перед МВФ на 31 декабря указанного года превышали 1 млрд СДР).
Крупнейшие дебиторы МВФ (более 1 млрд СПЗ), СПЗ
Примечательно, что из 13 стран, представленных в данной совокупности, пять (т.е. практически 38 %) являются систематически крупными должниками за рассматриваемые четыре года. Это Греция, Ирландия, Пакистан, Португалия и Украина [10].
Высокие долговые обязательства Португалии связаны с получением с 2011 года помощи на примерно 80 млрд. евро в связи с мировым финансовым кризисом. Аналогичные кредиты получила и Ирландия, которая также является одним из крупнейших должников МВФ и Еврозоны.
В мае 2014 года Португалия заявила о своём намерении отказаться от получения дальнейших кредитов и желании досрочного их погашения. Это объясняет отрицательную динамику кредитования на временном промежутке 2014-2015 гг. Объём кредитов, выданный МВФ Португалии, составляет 26,5 млрд евро, средний срок обслуживания – 7 лет, а процентная ставка – 3,7 %.
Однако МВФ отмечает существенный риск проводимой Португалией политики и рекомендует ей ряд мер. Рекомендуется отложить смягчение налогово-бюджетной и социальной политики или полностью отказаться от него, если сокращение государственных расходов или налоговые поступления не смогут профинансировать дефицит бюджета.
Достаточно серьёзным испытанием стали и рекомендации МВФ по рынку труда. Как результат проводимой политики наблюдалось падение и числа жителей, и числа рабочей силы в стране. Всё это послужило объектом критики правительства. Однако, как отмечает премьер-министр страны, Португалии удалось преодолеть «один из самых сложных кризисов в её истории» [7].
Аналогичная ситуация наблюдалась в Ирландии, которой удалось вернуть экономическую самостоятельность к концу 2013 г. [5].
Весьма значимы вклады МВФ в Украину. По таблице можно заметить, что она является периодическим заёмщиком в МВФ, что объясняется необходимостью вливаний дополнительной ликвидности. Таким образом, нынешние события экономической ситуации на Украине не являются стихийными, они складывались на протяжении достаточно большого периода времени.
Таблица 1
Непогашенные займы членов в МБРР и МАР, млн долл. США
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
МБРР |
99050 |
105698 |
120103 |
132459 |
136325 |
МАР |
113542 |
112894 |
113474 |
125287 |
123576 |
Источник: Группа Всемирного Банка.
В пресс-релизе МВФ № 15/107 (R) отмечается утверждение договорённости о немедленном выделении 5 млрд. долларов и предоставлении кредита в 17,5 млрд долларов по механизму расширенного кредитования, в отличие от имеющихся договорённостей «стенд-бай» [9]. При этом было заявлено, что конфликт в восточной части страны «оказал существенное влияние на экономику и финансовую систему в результате нарушений в торговле и промышленном производстве, утраты доверия, которые способствовали оттоку капитала и привели к резкому падению курса национальной валюты».
Деятельность Группы Всемирного банка рассмотрим на примере двух её важнейших составных учреждений: МБРР и МАГ. В настоящее время Группа Всемирного банка осуществляет 1660 проектов, из них 549 в Африке, 290 – в Восточной и Тихоокеанской Азии, 234 – в Центральной Азии, 223 – в Латинской Америке [2]. Большинство проектов связаны с энергетикой (218), транспортом (214) и социальным развитием и урбанизацией (194). Объём финансирования можно изучить в табл. 1, а структуру крупнейших заёмщиков – в табл. 2.
Таблица 2
10 крупнейших заёмщиков МБРР и МАР на 2015 финансовый год, млн долл. США
Страна |
Объём займов у МБРР |
Страна |
Объём займов у МАР |
Индия |
2098 |
Бангладеш |
1924 |
Китай |
1822 |
Индия |
1687 |
Колумбия |
1400 |
Эфиопия |
1395 |
Египет |
1400 |
Пакистан |
1351 |
Украина |
1345 |
Кения |
1305 |
Аргентина |
1337 |
Нигерия |
975 |
Турция |
1150 |
Танзания |
883 |
Марокко |
1055 |
Вьетнам |
784 |
Индонезия |
1000 |
Мьянма |
700 |
Польша |
966 |
Гана |
680 |
Источник: Группа Всемирного Банка.
В настоящий момент ключевыми направлениями деятельности являются:
- экономическое обновление Украины;
- содействие развитию цифровой экономики Палестины;
- улучшение санитарно-гигиенических условий Индии;
- развитие центров здравоохранения в Афганистане.
Особо хотелось бы затронуть проведение МБРР реформ по экономической стабилизации Украины.
МБРР отмечает, что запланированный объём вливаний в украинскую экономику составит 3,1 млрд. долларов вложений в 10 проектах, при том условии, что в последние 20 месяцов уже было выдано кредитов на 4,7 млрд. долларов для поддержки обслуживания бюджета, инвестиций и частного сектора [8]. Нынешние проекты касаются вопросов социальных услуг (дорог, здравоохранения, социальной защиты, обеспечения водой и медикаментами), а также развития частного сектора.
Краеугольным камнем для реализации кредитных линий, предоставленных Украине, является проект пенсионной реформы, подготовленный и предложенный МБРР. Отмечается, что нынешняя пенсионная система в стране является «главной фискальной уязвимостью», поскольку пенсионные расходы составляют 13,4 % от ВВП страны [6]. Так, к непосредственным рекомендациям МБРР относятся:
- постепенное увеличение пенсионного возраста;
- увеличение минимального стажа с 15 до 25 лет;
- пересмотреть систему льгот и социальных выплат;
- ввести мораторий на снижение пенсионного возраста;
- рекомендованный показатель выхода на пенсию – 65 лет.
Ожидается, что данные реформы помогут преодолеть 10 %-ое падение ВВП в 2015 г. и выйти на 1 %-ый рост в 2016-м при условии выполнения данных требований, согласно прогнозу экспертов МБРР.
Как можно заметить, международные кредитные институты в системе публичного финансирования помимо непосредственной процедуры выделения кредитов также стремятся оказывать влияние на внутренние вопросы страны, в том числе на проводимую ей финансовую политику.
Основные направления совершенствования мировых институтов можно изучить на примере Глобальной программе мер экономической политики директора-распорядителя Кристин Лагард [4]:
- денежно-кредитная политика: анализ связей между стабильностью и монетарной политикой и оценка воздействия расхождения курсов политики;
- финансовая политика: углубление макрофинансового анализа и консультирование по макропруденциальной политике (превентивные меры по минимизации риска системного кризиса);
- бюджетирование и налоговая политика: усиление консультационной работы по институциональным вопросам и изучение возможностей действия политики на повышение темпов долгосрочного роста;
- структурные реформы: консультирование и разработка рекомендательных мер по повышению инвестиций и усиление рекомендационных мер по реформам структурного характера.
Деятельность Всемирного банка предлагается совершенствовать по следующим направлениям [3]:
- содействие долгосрочному экономическому росту, поощрение развития частного сектора;
- инвестиции в развитие жизненно важной инфраструктуры;
- борьба с изменением климата и обеспечением устойчивости природных ресурсов;
- содействие развитию в интересах всех слоёв населения и созданию возможностей для каждого;
- повышение устойчивости к потрясением и управление рисками;
- развитие глобального взаимодействия, устойчивого ведения бизнеса и обеспечение совершенствования подотчётности операционной деятельности в рамках ГВБ.
Изучив кредитные институты бреттон-вудской системы, рассмотрев основные направления их деятельности, авторы пришли к следующим выводам:
- развитие бреттон-вудских институтов должно осуществляться в непосредственной связи с осознанием тех целей, ради которых они осуществляют свою деятельность;
- на мировом уровне необходимо способствовать обмену между странами, в том числе через учёт текущих операций, движения капитала и усовершенствование систем и правил кредитования, в том числе через расширение кредитных линий, однако при этом необходимо учитывать страновую специфику развития и предлагать меры с учётом многополярного подхода при снижении возможности диктата какой-либо одной конкретной стороны. При этом необходимо учитывать историческую перспективу и, к примеру, увеличить в системе кредитно-финансовых отношений обращение валют ряда стран Азии (включение юаня в корзину СДР является положительным толчком для этой деятельности, но доля юаня возросла преимущественно за счёт сокращения евро, а не доллара США);
- необходимо ставить вопрос о том, можно ли вообще обойтись без заимствований. Если же нет, то необходим грамотный подход к рекомендациям бреттон-вудских институтов. К примеру, А.А. Аузан в интервью ссылается на книгу Норта, Уоллиса и Вангайста «Насилие и социальные порядки» 2009 года (русский перевод – 2011), в которой отмечается, что те страны, которые следовали рекомендациям МВФ по преодолению коррупции, попадали «в очень тяжёлую ситуацию», в отличие от тех стран, кто не реализовывал предлагаемые меры [1].
Библиографическая ссылка
Захаркина А.В., Заводских А.А., Лосева Е.Д. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ БРЕТТОН-ВУДСКОЙ СИСТЕМЫ В ГЛОБАЛЬНОМ ПУБЛИЧНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 2. – С. 43-46;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=904 (дата обращения: 03.12.2024).