Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ПОЖАРНЫХ

Жижин К.С. 1
1 Донской Государственный технический университет
Здоровье сотрудников ГПС до настоящего времени является предметом пристального внимания. Причиной тому были предельно сложные условия ведения боевых действий. В этой связи кадровая ситуация на сегодня весьма обострилась на всех уровнях иерархической лестницы пожарной службы. В линейке кадровой проблемы стоит особо оценка здоровья студентов , обучающихся профессии пожарного. Проанализированная нами научная литература за последние 10 лет показывает, если и встречались отдельные работы по данной проблематике, то они мало касались социально-экономических и психофизиологических аспектов здоровья будущих пожарных.
пожарные
социально-экномические условия
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1988. – 432с.
2. Андреева Г.М. Богомолова Н.Н. Петровская JI.A. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М.: Аспект Пресс, 2001. 288с.
3. Андреева Г.М., Шевелева А.Ю. К дискуссии о проблеме группы в социальной психологии // Вестник МГУ. Сер. 14. Психол. 1998. № 1. С. 41-52.
4. Андреева Г.М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность / Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987. С. 6-20.
5. Антипина Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. – 187 с.
6. Багрецов С.А., Львов В.М., Наумов В.В., Оганян К.М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: СПбУ МВД, 1999. – 640 с.
7. Базаров Т.Ю., Кузьмина М.Ю. Процессы социальной идентичности в организациях // Российский психологический журнал. Т.2. №1, 2005. С.30-45.
8. П.Богданов В.А. Графы групповых отношений и метод измерения сплоченности малых групп (постановка вопроса) // Психология личности и малых групп. Л.: ЛГУ, 1977. –С.64-67

И даже в рамках требований соцально-экономического мониторинга в них преобладала сугубая описательность: условия учебы, режим труда, отдыха, питания, но тщательно обходится самый существенный вопрос: каковы реакции организма в сложный переход от линии поведения будущего пожарного к действиям члена реальной пожарно-спасательной части (ПСЧ).

Каково воздействие на психосоматическое состояние обучающегося пожарному делу, тех психологических несоответствий личности новой нагрузке, режимам работы, новой форме социально-экономического общения в трудовом коллективе, которые составляют сущность формирования профессиональной компетенции, рабочего динамического стереотипа[1,2].

Ни в одной работе, которая выполнялась даже в соавторстве с психологами, мы не нашли подходов к тому, как нормировать учебную и трудовую нагрузку будущего пожарного , исходя из особенностей психологического типа личности , ее экономической образованности. Это не означает, что процесс обретения компетенции должен быть абсолютно дуализированным : куратор - обучаемый. И тем не менее, никто не станет отрицать, что репрезентация любого информационного потока может успешно осуществляется только за счет включения в определенной последовательности ведущих психических функций, иерархия которых строго индивидуализирована, как показал еще в 20-х годах ХХ столетия швейцарский ученый Карл Густав Юнг[3,4,5].

Мы использовали методику современных последователей К.Юнга И. Майерс и К. Бриггс, Д. Кейрси (США. 1998-2003 гг.) по типированию личности в процессе нормирования учебной и трудовой нагрузки будущих пожарных, проходящих обучение на кафедре ПБ и ЗЧС за пеиод с 2013 по 2016 год (бакалавриат и магистратура). В лонгитудинальном естественном гигиеническом эксперименте осуществлена оценка учебной и трудовой нагрузки посредством анализа расписания занятий, составлена шкала трудности предметов с первого по последний курс. Изучены условия обучения в учебных, лекционных помещениях, уровень здоровья, структура заболеваемости интернов, ответные реакции на учебную и трудовую нагрузку с помощью распространенных, ставших классическими бланковых психофизиологических методик[6].

Проведено психологическое типирование личности будущих пожарных с выделением темпераментных групп по методике Д. Кейрси . Исследование соответствия учебной нагрузки возможностям организма студентов мы осуществляли на фоне трех режимов обучения: единое задание на все в стандартной, большой группе (12-14 чел.); индивидуальное задание каждому в большой группе (12-14 чел.); одно задание на малую группу из 2-3 человек (при случайном и целенаправленном подборе партнеров в группе).

В первой части эксперимента допускалось стихийное формирование малых групп, во второй – целенаправленное. Данные таблицы № 1 убедительно показывают, что дозированная нагрузка в коллективном труде в малой группе реализуется вдвое активнее и качественнее, в чем при других формах обучения. Когда же мы формируем малую группу целенаправленно (таблица №2) показатели умственной работоспособности обучающихся возрастают почти в три раза (при r =0,89, р<0,05). И особенно в том случае, когда формируется синергичная среда взаимодействия между членами группы . С нашей точки зрения, учет психологических особенностей личности должен играть одну из первостепенных ролей в процессе формирования её профессиональной компетенции. Игнорирование этой установки приводит к отклонениям в работоспособности на функциональном уровне, что подтверждается нашими исследованиями, а она не может не рассматриваться иначе, как доклиническое проявление снижения уровня здоровья[7-8].

Таблица 1

Уровень умственной работоспособности испытуемых: а) в начале дня

п/п

Вид работы

Темпераментные группы

SP

SJ

NF

NT

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

1

Единое задание на всех

438,5±27,1

3,3±0,08

448,5±29,2

3,0±0,09

418,5±20,3

2,9±0,08

338,5±17,9

4,3±0,26

2

Индивидуаль ное задание каждому

412,5±23,8

3,3±0,09

301,5±37,5

2,3±0,09

358,5±27,9

3,0±0,06

438,5±23,1

3,9±0,17

3

Одно задание на группу из 2-3 человек при случайном подборе партнеров в группе

548,5±20,4

3,3±0,11

548,5±21,3

3,1±0,12

442,5±27,0

3,5±0,03

427,5±24,1

6,3±0,06

б) в конце дня

п/п

Вид работы

Темпераментные группы

SP

SJ

NF

NT

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

1

Единое задание на всех

300,5±21,1

4,3±0,07

348,5±29,2

4,0±0,06

352,5±20,3

6,9±0,07

277,5±17,9

4,1±0,26

2

Индивидуаль ное задание каждому

269,5±22,8

6,3±0,06

289,5±37,5

5,3±0,09

234,5±27,9

8,0±0,06

366,5±23,1

5,9±0,07

3

Одно задание на группу из 2-3 человек при случайном подборе партнеров в группе

428,5±20,4

6,9±0,11

467,5±21,3

3,7±0,12

400,5±18,0

4,5±0,03

369,5±24,1

6,9±0,06

Таблица 2

Уровень умственной работоспособности испытуемых при целенаправленном подборе состава групп в синергичных(а) и в антагонистичных (б) микроколлективах (на начало учебного дня) (а)

Темперамент лидера группы

Дополняющие темпераменты в малой группе

SP(Р)

SP(Р)

SJ(Р)

NF(Р)

NT(Р)

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

451,6±24,3

4,9±0,09

460,3±20,6

5,2±0,02

471,9±18,0

4,8±0,03

455,5±17,1

4,1±0,06

SP(И)

SP(И)

SJ(И)

NF(И)

NT(И)

357,4±11.4

6,9±0,07

450,1±23,3

4,8±0,02

401,5±18,7

4,1±0,03

481,5±17,1

5,2±0,06

SJ(Р)

SJ(Р)

NF(Р)

NT(Р)

   

599,3±20,3

9,4±0,1

600,2±11,3

5,1±0,02

418,5±14,5

4,4±0,03

   

SJ(И)

SJ(И)

NF(И)

NT(И)

   

592,1±24,4

7,9±0,09

609,5±21,3

4,6±0,02

417,5±15,1

4,6±0,03

   

NF(Р)

NF(Р)

           

409,3±20,3

8,9±0,08

           

NF(И)

NF(И)

           

520,1±22,4

5,9±0,08

           

NT(Р)

NT(Р)

           

493,5±17,4

8,9±0,06

           

NT(Р)

NT(И)

           

420,4±18,6

9,8±0,04

           

Примечание: И-иррационалы, Р-рационалы

(б)

Темперамент лидера группы

Дополняющие темпераменты в малой группе

SP(Р)

SP(И)

SJ(И)

NF(И)

NT(И)

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

400,6±24,3

4,3±0,09

417,3±22,6

5,1±0,02

413,9±14,0

4,4±0,03

403,5±15,1

4,9±0,06

SP(И)

SP(Р)

SJ(Р)

NF(Р)

NT(Р)

310,4±11.4

6,1±0,07

429,1±13,3

3,8±0,02

398,5±17,7

4,2±0,03

370,5±18,1

4,2±0,06

SJ(Р)

SJ(И)

NF(И)

NT(И)

   

500,3±20,3

6,4±0,1

555,2±14,3

4,1±0,02

400,5±13,5

4,3±0,03

   

SJ(И)

SJ(Р)

NF(Р)

NT(Р)

   

479,1±24,4

5,9±0,09

562,5±191,3

4,9±0,02

356,5±15,8

5,6±0,03

   

NF(Р)

NF(И)

           

300,3±20,3

7,9±0,08

           

NF(И)

NF(Р)

           

468,1±22,4

4,9±0,08

           

NT(Р)

NT(И)

           

452,5±17,4

8,0±0,06

           

NT(Р)

NT(Р)

           

401,4±18,6

10,0±0,04

           

Примечание: синергичность - совп

Иными словами, в этом случае риск развития соматического, а главное психосоматического заболевания за счет перенапряжения адаптационных механизмов организма значительно возрастает. Психологическое типирование личности - важный элемент социально-экономического мониторинга когортного нездоровья студентов: с момента формировании контингентов абитуриентов до выхода их на самостоятельный профессиональный путь. Психологические портреты студентов по данным, находящимся в нашем активе имеют тесную крорреляционной связь с профнаправленностью личности, уровнем ее экономической грамотности. Причем, если на младших курсах подобных совпадений не более 30%, то среди старшекурсников этот показатель возрастает до 67-83%.

Резюмируя сказанное, хотим заметить, что определение психологического портрета личности индивидуума может и должно стать обязательным компонентом в вопросах формирования учебных планов ГОУ ВПО и прежде всего распределения нагрузки на всех этапах обучения в высшем учебном заведении. Это является залогом не только высокой профессиональной компетенции обучающихся, но в значительной влияет на их уровень здоровья.


Библиографическая ссылка

Жижин К.С. К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ПОЖАРНЫХ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 1. – С. 39-42;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=887 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674