Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

TO THE QUESTION OF PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC MONITORING OF HEALTH OF FIREFIGHTERS

Zhizhin K.S. 1
1 The Don State technical university
Health of employees of GPS is a subject of close attention so far. Extremely difficult conditions of conducting combat operations were the reason for that. In this regard the personnel situation very became aggravated for today at all levels of a scale of ranks of fire engineering service. In a line of a personnel problem there is especially assessment of health of the students studying the firefighter’s profession. The scientific literature analysed by us over the last 10 years shows if separate works on this perspective met, then they concerned social and economic and psychophysiological aspects of health of future firefighters a little.
fire
social and economic conditions

И даже в рамках требований соцально-экономического мониторинга в них преобладала сугубая описательность: условия учебы, режим труда, отдыха, питания, но тщательно обходится самый существенный вопрос: каковы реакции организма в сложный переход от линии поведения будущего пожарного к действиям члена реальной пожарно-спасательной части (ПСЧ).

Каково воздействие на психосоматическое состояние обучающегося пожарному делу, тех психологических несоответствий личности новой нагрузке, режимам работы, новой форме социально-экономического общения в трудовом коллективе, которые составляют сущность формирования профессиональной компетенции, рабочего динамического стереотипа[1,2].

Ни в одной работе, которая выполнялась даже в соавторстве с психологами, мы не нашли подходов к тому, как нормировать учебную и трудовую нагрузку будущего пожарного , исходя из особенностей психологического типа личности , ее экономической образованности. Это не означает, что процесс обретения компетенции должен быть абсолютно дуализированным : куратор - обучаемый. И тем не менее, никто не станет отрицать, что репрезентация любого информационного потока может успешно осуществляется только за счет включения в определенной последовательности ведущих психических функций, иерархия которых строго индивидуализирована, как показал еще в 20-х годах ХХ столетия швейцарский ученый Карл Густав Юнг[3,4,5].

Мы использовали методику современных последователей К.Юнга И. Майерс и К. Бриггс, Д. Кейрси (США. 1998-2003 гг.) по типированию личности в процессе нормирования учебной и трудовой нагрузки будущих пожарных, проходящих обучение на кафедре ПБ и ЗЧС за пеиод с 2013 по 2016 год (бакалавриат и магистратура). В лонгитудинальном естественном гигиеническом эксперименте осуществлена оценка учебной и трудовой нагрузки посредством анализа расписания занятий, составлена шкала трудности предметов с первого по последний курс. Изучены условия обучения в учебных, лекционных помещениях, уровень здоровья, структура заболеваемости интернов, ответные реакции на учебную и трудовую нагрузку с помощью распространенных, ставших классическими бланковых психофизиологических методик[6].

Проведено психологическое типирование личности будущих пожарных с выделением темпераментных групп по методике Д. Кейрси . Исследование соответствия учебной нагрузки возможностям организма студентов мы осуществляли на фоне трех режимов обучения: единое задание на все в стандартной, большой группе (12-14 чел.); индивидуальное задание каждому в большой группе (12-14 чел.); одно задание на малую группу из 2-3 человек (при случайном и целенаправленном подборе партнеров в группе).

В первой части эксперимента допускалось стихийное формирование малых групп, во второй – целенаправленное. Данные таблицы № 1 убедительно показывают, что дозированная нагрузка в коллективном труде в малой группе реализуется вдвое активнее и качественнее, в чем при других формах обучения. Когда же мы формируем малую группу целенаправленно (таблица №2) показатели умственной работоспособности обучающихся возрастают почти в три раза (при r =0,89, р<0,05). И особенно в том случае, когда формируется синергичная среда взаимодействия между членами группы . С нашей точки зрения, учет психологических особенностей личности должен играть одну из первостепенных ролей в процессе формирования её профессиональной компетенции. Игнорирование этой установки приводит к отклонениям в работоспособности на функциональном уровне, что подтверждается нашими исследованиями, а она не может не рассматриваться иначе, как доклиническое проявление снижения уровня здоровья[7-8].

Таблица 1

Уровень умственной работоспособности испытуемых: а) в начале дня

п/п

Вид работы

Темпераментные группы

SP

SJ

NF

NT

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

1

Единое задание на всех

438,5±27,1

3,3±0,08

448,5±29,2

3,0±0,09

418,5±20,3

2,9±0,08

338,5±17,9

4,3±0,26

2

Индивидуаль ное задание каждому

412,5±23,8

3,3±0,09

301,5±37,5

2,3±0,09

358,5±27,9

3,0±0,06

438,5±23,1

3,9±0,17

3

Одно задание на группу из 2-3 человек при случайном подборе партнеров в группе

548,5±20,4

3,3±0,11

548,5±21,3

3,1±0,12

442,5±27,0

3,5±0,03

427,5±24,1

6,3±0,06

б) в конце дня

п/п

Вид работы

Темпераментные группы

SP

SJ

NF

NT

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

1

Единое задание на всех

300,5±21,1

4,3±0,07

348,5±29,2

4,0±0,06

352,5±20,3

6,9±0,07

277,5±17,9

4,1±0,26

2

Индивидуаль ное задание каждому

269,5±22,8

6,3±0,06

289,5±37,5

5,3±0,09

234,5±27,9

8,0±0,06

366,5±23,1

5,9±0,07

3

Одно задание на группу из 2-3 человек при случайном подборе партнеров в группе

428,5±20,4

6,9±0,11

467,5±21,3

3,7±0,12

400,5±18,0

4,5±0,03

369,5±24,1

6,9±0,06

Таблица 2

Уровень умственной работоспособности испытуемых при целенаправленном подборе состава групп в синергичных(а) и в антагонистичных (б) микроколлективах (на начало учебного дня) (а)

Темперамент лидера группы

Дополняющие темпераменты в малой группе

SP(Р)

SP(Р)

SJ(Р)

NF(Р)

NT(Р)

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

451,6±24,3

4,9±0,09

460,3±20,6

5,2±0,02

471,9±18,0

4,8±0,03

455,5±17,1

4,1±0,06

SP(И)

SP(И)

SJ(И)

NF(И)

NT(И)

357,4±11.4

6,9±0,07

450,1±23,3

4,8±0,02

401,5±18,7

4,1±0,03

481,5±17,1

5,2±0,06

SJ(Р)

SJ(Р)

NF(Р)

NT(Р)

   

599,3±20,3

9,4±0,1

600,2±11,3

5,1±0,02

418,5±14,5

4,4±0,03

   

SJ(И)

SJ(И)

NF(И)

NT(И)

   

592,1±24,4

7,9±0,09

609,5±21,3

4,6±0,02

417,5±15,1

4,6±0,03

   

NF(Р)

NF(Р)

           

409,3±20,3

8,9±0,08

           

NF(И)

NF(И)

           

520,1±22,4

5,9±0,08

           

NT(Р)

NT(Р)

           

493,5±17,4

8,9±0,06

           

NT(Р)

NT(И)

           

420,4±18,6

9,8±0,04

           

Примечание: И-иррационалы, Р-рационалы

(б)

Темперамент лидера группы

Дополняющие темпераменты в малой группе

SP(Р)

SP(И)

SJ(И)

NF(И)

NT(И)

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

Знаки

Ошибки

400,6±24,3

4,3±0,09

417,3±22,6

5,1±0,02

413,9±14,0

4,4±0,03

403,5±15,1

4,9±0,06

SP(И)

SP(Р)

SJ(Р)

NF(Р)

NT(Р)

310,4±11.4

6,1±0,07

429,1±13,3

3,8±0,02

398,5±17,7

4,2±0,03

370,5±18,1

4,2±0,06

SJ(Р)

SJ(И)

NF(И)

NT(И)

   

500,3±20,3

6,4±0,1

555,2±14,3

4,1±0,02

400,5±13,5

4,3±0,03

   

SJ(И)

SJ(Р)

NF(Р)

NT(Р)

   

479,1±24,4

5,9±0,09

562,5±191,3

4,9±0,02

356,5±15,8

5,6±0,03

   

NF(Р)

NF(И)

           

300,3±20,3

7,9±0,08

           

NF(И)

NF(Р)

           

468,1±22,4

4,9±0,08

           

NT(Р)

NT(И)

           

452,5±17,4

8,0±0,06

           

NT(Р)

NT(Р)

           

401,4±18,6

10,0±0,04

           

Примечание: синергичность - совп

Иными словами, в этом случае риск развития соматического, а главное психосоматического заболевания за счет перенапряжения адаптационных механизмов организма значительно возрастает. Психологическое типирование личности - важный элемент социально-экономического мониторинга когортного нездоровья студентов: с момента формировании контингентов абитуриентов до выхода их на самостоятельный профессиональный путь. Психологические портреты студентов по данным, находящимся в нашем активе имеют тесную крорреляционной связь с профнаправленностью личности, уровнем ее экономической грамотности. Причем, если на младших курсах подобных совпадений не более 30%, то среди старшекурсников этот показатель возрастает до 67-83%.

Резюмируя сказанное, хотим заметить, что определение психологического портрета личности индивидуума может и должно стать обязательным компонентом в вопросах формирования учебных планов ГОУ ВПО и прежде всего распределения нагрузки на всех этапах обучения в высшем учебном заведении. Это является залогом не только высокой профессиональной компетенции обучающихся, но в значительной влияет на их уровень здоровья.