И даже в рамках требований соцально-экономического мониторинга в них преобладала сугубая описательность: условия учебы, режим труда, отдыха, питания, но тщательно обходится самый существенный вопрос: каковы реакции организма в сложный переход от линии поведения будущего пожарного к действиям члена реальной пожарно-спасательной части (ПСЧ).
Каково воздействие на психосоматическое состояние обучающегося пожарному делу, тех психологических несоответствий личности новой нагрузке, режимам работы, новой форме социально-экономического общения в трудовом коллективе, которые составляют сущность формирования профессиональной компетенции, рабочего динамического стереотипа[1,2].
Ни в одной работе, которая выполнялась даже в соавторстве с психологами, мы не нашли подходов к тому, как нормировать учебную и трудовую нагрузку будущего пожарного , исходя из особенностей психологического типа личности , ее экономической образованности. Это не означает, что процесс обретения компетенции должен быть абсолютно дуализированным : куратор - обучаемый. И тем не менее, никто не станет отрицать, что репрезентация любого информационного потока может успешно осуществляется только за счет включения в определенной последовательности ведущих психических функций, иерархия которых строго индивидуализирована, как показал еще в 20-х годах ХХ столетия швейцарский ученый Карл Густав Юнг[3,4,5].
Мы использовали методику современных последователей К.Юнга И. Майерс и К. Бриггс, Д. Кейрси (США. 1998-2003 гг.) по типированию личности в процессе нормирования учебной и трудовой нагрузки будущих пожарных, проходящих обучение на кафедре ПБ и ЗЧС за пеиод с 2013 по 2016 год (бакалавриат и магистратура). В лонгитудинальном естественном гигиеническом эксперименте осуществлена оценка учебной и трудовой нагрузки посредством анализа расписания занятий, составлена шкала трудности предметов с первого по последний курс. Изучены условия обучения в учебных, лекционных помещениях, уровень здоровья, структура заболеваемости интернов, ответные реакции на учебную и трудовую нагрузку с помощью распространенных, ставших классическими бланковых психофизиологических методик[6].
Проведено психологическое типирование личности будущих пожарных с выделением темпераментных групп по методике Д. Кейрси . Исследование соответствия учебной нагрузки возможностям организма студентов мы осуществляли на фоне трех режимов обучения: единое задание на все в стандартной, большой группе (12-14 чел.); индивидуальное задание каждому в большой группе (12-14 чел.); одно задание на малую группу из 2-3 человек (при случайном и целенаправленном подборе партнеров в группе).
В первой части эксперимента допускалось стихийное формирование малых групп, во второй – целенаправленное. Данные таблицы № 1 убедительно показывают, что дозированная нагрузка в коллективном труде в малой группе реализуется вдвое активнее и качественнее, в чем при других формах обучения. Когда же мы формируем малую группу целенаправленно (таблица №2) показатели умственной работоспособности обучающихся возрастают почти в три раза (при r =0,89, р<0,05). И особенно в том случае, когда формируется синергичная среда взаимодействия между членами группы . С нашей точки зрения, учет психологических особенностей личности должен играть одну из первостепенных ролей в процессе формирования её профессиональной компетенции. Игнорирование этой установки приводит к отклонениям в работоспособности на функциональном уровне, что подтверждается нашими исследованиями, а она не может не рассматриваться иначе, как доклиническое проявление снижения уровня здоровья[7-8].
Таблица 1
Уровень умственной работоспособности испытуемых: а) в начале дня
№ п/п |
Вид работы |
Темпераментные группы |
|||||||
SP |
SJ |
NF |
NT |
||||||
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
||
1 |
Единое задание на всех |
438,5±27,1 |
3,3±0,08 |
448,5±29,2 |
3,0±0,09 |
418,5±20,3 |
2,9±0,08 |
338,5±17,9 |
4,3±0,26 |
2 |
Индивидуаль ное задание каждому |
412,5±23,8 |
3,3±0,09 |
301,5±37,5 |
2,3±0,09 |
358,5±27,9 |
3,0±0,06 |
438,5±23,1 |
3,9±0,17 |
3 |
Одно задание на группу из 2-3 человек при случайном подборе партнеров в группе |
548,5±20,4 |
3,3±0,11 |
548,5±21,3 |
3,1±0,12 |
442,5±27,0 |
3,5±0,03 |
427,5±24,1 |
6,3±0,06 |
б) в конце дня
№ п/п |
Вид работы |
Темпераментные группы |
|||||||
SP |
SJ |
NF |
NT |
||||||
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
||
1 |
Единое задание на всех |
300,5±21,1 |
4,3±0,07 |
348,5±29,2 |
4,0±0,06 |
352,5±20,3 |
6,9±0,07 |
277,5±17,9 |
4,1±0,26 |
2 |
Индивидуаль ное задание каждому |
269,5±22,8 |
6,3±0,06 |
289,5±37,5 |
5,3±0,09 |
234,5±27,9 |
8,0±0,06 |
366,5±23,1 |
5,9±0,07 |
3 |
Одно задание на группу из 2-3 человек при случайном подборе партнеров в группе |
428,5±20,4 |
6,9±0,11 |
467,5±21,3 |
3,7±0,12 |
400,5±18,0 |
4,5±0,03 |
369,5±24,1 |
6,9±0,06 |
Таблица 2
Уровень умственной работоспособности испытуемых при целенаправленном подборе состава групп в синергичных(а) и в антагонистичных (б) микроколлективах (на начало учебного дня) (а)
Темперамент лидера группы |
Дополняющие темпераменты в малой группе |
|||||||
SP(Р) |
SP(Р) |
SJ(Р) |
NF(Р) |
NT(Р) |
||||
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
|
451,6±24,3 |
4,9±0,09 |
460,3±20,6 |
5,2±0,02 |
471,9±18,0 |
4,8±0,03 |
455,5±17,1 |
4,1±0,06 |
|
SP(И) |
SP(И) |
SJ(И) |
NF(И) |
NT(И) |
||||
357,4±11.4 |
6,9±0,07 |
450,1±23,3 |
4,8±0,02 |
401,5±18,7 |
4,1±0,03 |
481,5±17,1 |
5,2±0,06 |
|
SJ(Р) |
SJ(Р) |
NF(Р) |
NT(Р) |
|||||
599,3±20,3 |
9,4±0,1 |
600,2±11,3 |
5,1±0,02 |
418,5±14,5 |
4,4±0,03 |
|||
SJ(И) |
SJ(И) |
NF(И) |
NT(И) |
|||||
592,1±24,4 |
7,9±0,09 |
609,5±21,3 |
4,6±0,02 |
417,5±15,1 |
4,6±0,03 |
|||
NF(Р) |
NF(Р) |
|||||||
409,3±20,3 |
8,9±0,08 |
|||||||
NF(И) |
NF(И) |
|||||||
520,1±22,4 |
5,9±0,08 |
|||||||
NT(Р) |
NT(Р) |
|||||||
493,5±17,4 |
8,9±0,06 |
|||||||
NT(Р) |
NT(И) |
|||||||
420,4±18,6 |
9,8±0,04 |
Примечание: И-иррационалы, Р-рационалы
(б)
Темперамент лидера группы |
Дополняющие темпераменты в малой группе |
|||||||
SP(Р) |
SP(И) |
SJ(И) |
NF(И) |
NT(И) |
||||
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
Знаки |
Ошибки |
|
400,6±24,3 |
4,3±0,09 |
417,3±22,6 |
5,1±0,02 |
413,9±14,0 |
4,4±0,03 |
403,5±15,1 |
4,9±0,06 |
|
SP(И) |
SP(Р) |
SJ(Р) |
NF(Р) |
NT(Р) |
||||
310,4±11.4 |
6,1±0,07 |
429,1±13,3 |
3,8±0,02 |
398,5±17,7 |
4,2±0,03 |
370,5±18,1 |
4,2±0,06 |
|
SJ(Р) |
SJ(И) |
NF(И) |
NT(И) |
|||||
500,3±20,3 |
6,4±0,1 |
555,2±14,3 |
4,1±0,02 |
400,5±13,5 |
4,3±0,03 |
|||
SJ(И) |
SJ(Р) |
NF(Р) |
NT(Р) |
|||||
479,1±24,4 |
5,9±0,09 |
562,5±191,3 |
4,9±0,02 |
356,5±15,8 |
5,6±0,03 |
|||
NF(Р) |
NF(И) |
|||||||
300,3±20,3 |
7,9±0,08 |
|||||||
NF(И) |
NF(Р) |
|||||||
468,1±22,4 |
4,9±0,08 |
|||||||
NT(Р) |
NT(И) |
|||||||
452,5±17,4 |
8,0±0,06 |
|||||||
NT(Р) |
NT(Р) |
|||||||
401,4±18,6 |
10,0±0,04 |
Примечание: синергичность - совп
Иными словами, в этом случае риск развития соматического, а главное психосоматического заболевания за счет перенапряжения адаптационных механизмов организма значительно возрастает. Психологическое типирование личности - важный элемент социально-экономического мониторинга когортного нездоровья студентов: с момента формировании контингентов абитуриентов до выхода их на самостоятельный профессиональный путь. Психологические портреты студентов по данным, находящимся в нашем активе имеют тесную крорреляционной связь с профнаправленностью личности, уровнем ее экономической грамотности. Причем, если на младших курсах подобных совпадений не более 30%, то среди старшекурсников этот показатель возрастает до 67-83%.
Резюмируя сказанное, хотим заметить, что определение психологического портрета личности индивидуума может и должно стать обязательным компонентом в вопросах формирования учебных планов ГОУ ВПО и прежде всего распределения нагрузки на всех этапах обучения в высшем учебном заведении. Это является залогом не только высокой профессиональной компетенции обучающихся, но в значительной влияет на их уровень здоровья.