Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ

Пенджиев А.М. 1
1 Туркменский государственный архитектурно-строительный институт
В статье затрагиваются актуальные проблемы внедрения маркетинговых инновационных стратегий в деятельности современных предпринимательских структур и экспертиза внедрения. Приводится научно обоснованная классификация и методы расчета экспертной оценки. Систематизируются факторы инновационных технологий возобновляемых источников энергии, влияющие на характер эколого-экономические стратегий и выгоды. Акцентируется внимание на стратегии роста сельского хозяйство и иллюстрируется таблица солнечно-энергетических технологии и ее возможных комбинаций по показателям.
солнечно-энергетические технологий
инновационные стратегии
экспертиза технологии
Туркменистан
1.Бердымухамедов Г.М. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том 1. А.: Туркменская государственная издательская служба, 2010.
2.Материалы международной научно- практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова. Минск: ГУ «БелИСА», 2007.
3.Беляева А., Цыганков Д. Оценивая эффективность реформы: новые технологии оптимизации государственной и отраслевой политики//Вестник актуарных прогнозов. Россия. Третье тысячелетие. 2004. X® 11 http://\v\vw. politanaliz.ru/articles_389. html
4.Маршаков ВЛ. Оценивание политик и измерение результативности: мировой опыт и Российские nepcnexraBbi.URL: Политанализ.Ру. 28 февраля 2005. http: //www. politanaliz.ru /articles_505.html
5.Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие. М.: Март, 2004. Административно - управленческий портал, http://www.aup.ru/books/m 157/ 3_3_3. htm
6.Сухарев О.С. Экономика технологического развития / О.С. Сухарев. М.: Финансы и статистика, 2008.
7.Нетесова М.С. Инновационное развитие России: состояние и правовые предложения по его совершенствова-нию.иИЬ: www.rusrand.ru/naukadoklad /netesova.pdf, С. 317-319.
8.Садков В.Г., Машегов П.Н., Морозов Б.А., Павлов Ю.В., Збинякова ЕА. Критерии оценки уровня инновационное™ и системная модель управления инновационно-инвестиционными процессами в регионах России. URL: http:// bali. ostu.ru/umc/arhiv/2003/1 /doc/ 9.Sadkov_Zbinykova_Mashegov_ Pavlov_Morozov.doc. С. 2-4.
10.Приданое B.C. Приоритеты инновационной стратегии России в условиях экономического роста. Монография. М.: Научная книга, 2005. С. 88-89.
11.Пенджиев А.М., Пенжиев А.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого развития на основе возобновляемой энергетики в Центральной Азии // Альтернативная энергетика и экология – ISJAEE. 2012. № 1. С 139–156.
12.Пенджиев А.М. Методы управления «Зеленой» экономикой// Научно-политический журнал Государственная служба №4, 2015 с.45-52.
13.Стребков Д.С., Пенджиев А.М., Мамедсахатов Б.Д. Развитие солнечной энергетики в Туркменистане. Монография. М.: ГНУ ВИЭСХ, 2012.
14.Кашаев О., Хамчиев Б. Экспертиза политики инновационного развития// Научно-политический журнал Государственная служба №6, 2010 с.48-51.

Во всем мире неблагоприятная социально-экономическая обстановка, связанная с низким инновационным потенциалом страны, которая требует постоянной объективной оценки сложившейся ситуации и поиска рациональных решений проблем. При этом сложность выбора эффективных решений резко возрастает.

Особую важность экспертная деятельность получила в связи с тем, что зачастую успешностью проекта определяется именно качеством, своевременностью и целесообразностью специального заключительного анализа [1,2].

О практически значимой роли использования инновационных технологии в Туркменистане не однократно подчеркивал Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в своих выступления и в ряде подписанных Правительственных документах. Эти документы обозначили поворот от экспертно-теоретической к практической фазе административной реформы в части изменения структуры органов государственной власти и перехода к программно-целевым методам планирования и бюджетирования, ориентированного на результаты внедрения инновационных технологий. Концептуальным основанием реформ является новая модели управления и внедрения.

Анализ концепций упомянутой модели управления показывает, что реализуемый набор инструментов реформ не полон: в него не включен такой неотъемлемый компонент, как экспертная оценка политик и программ. В развитых страна институт оценки политик и программ был внедрен вслед за осуществлением реформ государственного управления, и в настоящее время значение данных институтов общепризнанны [1].

Под экспертной оценкой программ принимается аналитическая процедура, направленная на диагностику и осмысление достижения целей и воздействия государственной политики (политико-административных мероприятий) [3]. Экспертизу в области политики инновационного развития необходимо рассматривать как вариант прикладного междисциплинарного исследования, возникшего на стыке политической науки, экономики, социологии и права, а также при обязательном привлечении инженерно-технологических знаний.

Об этом пишет первый президент Германского общества оценивания X. Вольманн, «в этом случае мы отталкиваемся от широкого понимания оценивания как аналитической процедуры и инструмента, призванного добывать всю информацию для экспертной оценки производительности, процесса и результата политической программы или меры» [4].

А французский исследователь Б. Перре, «оценивание применяется по отношению к объектам различной природы (политики, программы, проекты), на различных географических уровнях (локальном, региональном, национальном) и в различных областях публичной деятельности (здравоохранение, образование, экология, безопасность, экономическое вмешательство). Оценивание может давать как эксплицитный, так и имплицитный конечный продукт: изменение решения, аналитический доклад, форму менеджмента, посредничества, обучения» [4].

Туркменистан является страной-производителем энергоносителей, прогнозные запасы углеводородного потенциала оцениваются в 45,4 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте. По проведенному аудиту компанией «Caffney», «Cline & Associates» (Великобритания) запасы месторождения Южный Ёлотан – Осман составляют от 4-х до 14 трлн. куб. метров голубого топлива, это месторождение входит в число пяти крупнейших месторождений в мире. Значительные запасы нефти и газа расположены на туркменском шельфе Каспийского моря, прогнозные запасы углеводородного сырья оцениваются более чем 12 млрд. тонн нефти и 6 трлн. куб. м природного газа [1].

Такие запасы топливно-энергетических ресурсов могут обеспечить потребность страны в тепловой и электрической энергии в течение сотен лет. Однако фактическое их использование обусловлено существенными трудностями и опасностями, не обеспечивает потребности многих районов в энергии, связано с безвозвратными потерями топливно-энергетических ресурсов, угрожает экологической катастрофой в местах добычи и производства топливно-энергетических ресурсов. Около 200 тыс. человек проживают в районах автономного энергоснабжения или ненадежного централизованного энергоснабжения, занимающих более 80% территории Туркменистана (пустыня Каракумы).

Внедрение инновационных возобновляемых энергетических технологий

Что такое инновационное развитие? Ключевое место в инновационном развитии играют инновации. В документе принят ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [5].

Для полного раскрытия сущности экспертизы политики инновационного развития необходимо обозначить конкретные цели и задачи данного института.

Основной целью инновационный путь развития является повышения экономического уровня. Для этого необходимо достичь более оперативных подцелей, которые в совокупности обеспечит желаемых конечных экономических результатов. К увеличению инновационного потенциала относится следующие уровни:

– микроэкономическом (повышение инновационного потенциала хозяйствующих объектов);

– мезоэкономическом (повышение инновационного потенциала секторов, отраслей и велаятов (областей));

– макроэкономическом (повышение инновационного потенциала страны).

Основные задачи экспертизы политики инновационного развития заключается в следующием:

– идентификация - соответствие (результативность) принимаемых мер к повышению уровня инновационности технологий;

– прогнозирование - способность запланированных программных мероприятий обеспечить реализацию заявленной цели и задач;

– воздействие на результат - влияние мероприятий на достижение цели и задач;

– корректировка - необходимость изменения политической программы развития страны.

Локальные выгоды. Туркменистан обладает более 40 млн. га пастбищных угодий в аридной зоне горных регионов, на которых содержится более 17 млн. голов овец, коз, крупнорогатого скота, верблюдов. Пастбищные технологии выращивания животных вследствие использования природных кормовых ресурсов являются наиболее рентабельными и позволяют обеспечивать население Туркменистана отечественными мясными продуктами, а также сырьем для легкой промышленности (шерсть, кожаные изделия и т.д.).

Социально-экономические аспекты. Важнейшим средством интенсификации производства пастбищных комплексов и улучшения социально-экономических условий жизни сельских товаропроизводителей (удаленных от энергосистемы) является возобновляемая энергетика. При наличии ресурсов с помощью этих экологически чистых источников энергии можно решать локальные проблемы энергообеспечения в Туркменистане в пустынных районах, в которых проживают животноводы, буровики, железнодорожники и т.д.

Энергообеспечение пустынных территорий осуществляется за счет дизельных и бензиновых электростанций, привозного керосина и газа в баллонах, древесного топлива. Большая часть животноводческих хозяйств не имеет современных средств энергоснабжения. Указанная категория людей является потенциальным потребителем солнечной и других возобновляемых источников энергии. Развитие инновационной гелиоэнергетики на пустынных территориях позволит решить ряд социальных проблем улучшения качества жизни населения, ускорить развитие пастбищного животноводства и сельского хозяйства, устойчивое развитие экономики, развитие малого бизнеса и создание новых рабочих мест в регионах Туркменистана и содействие выполнению Национальной программы освоения пустынных территорий Центральных Каракумов.

Экологическая стратегия. Новой тенденцией развития туркменской и мировой энергетики является увеличение доли децентрализованного производства электрической и тепловой энергии экологически чистыми электростанциями. Число крупных экологически опасных электростанций будет сокращаться. Эта тенденция объясняется, с одной стороны, изменением климата и необходимостью выполнения Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов, с другой стороны, децентрализация поставок топлива и энергии увеличивает энергетическую безопасность регионов и страны в целом [1]. Туркменистан ратифицировал Конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию по борьбе с опустыниванием. Начиная с 1996 г. ведется интенсивная работа по реализации Национальной программы освоения пустынных территорий в Центральных Каракумах, в том числе строительство гелиотехнических установок в пустыне. Кроме того, распределенное и бестопливное производство энергии с использованием местных энергоресурсов снижает затраты и риски стран-импортеров нефти и увеличивает экспортный потенциал стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов. По достигнутым результатам в гелиоэнергетике технический потенциал низкопотенциальной гелиотехники в Туркменистане имеет эквивалент 1,4•109 т у.т. в год, при этом сокращение выбросов СО2 составляет 3,4 Пг [12].

Либерализация рынка электроэнергии приведет к подключению к энергосистеме миллионов малых независимых производителей энергии. Управление потоками энергии при наличии миллионов производителей и потребителей возможно только с помощью инфокоммукационных технологий и средств электронной коммерции. Поэтому проблемы развития информационных технологий и инновационной технологий солнечной энергетики тесно связаны и прогресс в каждой из этих двух областей техники будет способствовать развитию другой.

На пути развития рынка возобновляемых источников энергии существуют психологический, экономический, технологический, законодательный и информационный барьеры.

Экономические барьеры связаны с относительно высокой удельной стоимостью оборудования возобновляемой энергетики. Внутренний рынок возобновляемых энергоресурсов не развивается из-за низкого платежеспособного спроса и отсутствия законодательства, защищающего права независимых производителей экологически чистой энергии.

Технологические барьеры могут быть преодолены с помощью новых энергетических технологий, которые при их освоении промышленностью повышают конкурентоспособность возобновляемой энергетики на рынке энергоресурсов и способствуют снижению экономических барьеров.

Законодательный барьер связан с отсутствием законодательных и нормативных актов и экономических регуляторов, обеспечивающих свободную поставку и продажу электроэнергии в энергосистему малыми и независимыми производителями энергии, а также отсутствием рынка и конкуренции между производителями электроэнергии.

Сохранение единой энергетической системы в качестве монополии с контрольным пакетом акций у государства и создание регулируемого рынка производителей и потребителей энергии является необходимым условием. Регулирование объема продаж и перетоков энергии позволит обеспечить потребности в энергии в пиковые часы, сохранить стабильность энергосистемы и снизить потери в сетях [10-12].

Экспертиза инновационных технологий

В стране нет целостной системы экспертной оценки инновационной технологий и программ, присутствуют лишь ее некоторые фрагменты.

Если провести с экономическими институтами Минэкономразвития Туркменистана и совместно с экспертными организациями мониторинг реализации программ социально-экономического развития, можно было выявить существенные отклонения от целей.

Необходимость использования инструмента экспертизы в области инновационной политики развития Туркменистана, так как на протяжении ряда лет экономического роста страны, не внедрялись новые технологии на основе возобновляемых источников энергии в систематической основе рыночных отношений.

Подобные ситуаций складывается в тех случаях, когда у стран невысокий технологический, промышленный и информационный потенциал и она живет за счет своих природных богатств. В настоящее время развитие передовых наукоемких отраслей и технологий, создание продуктов с высокой добавленной стоимостью конкурентоспособных с последующей поставкой их на мировые рынки. В концептуальном плане, учитывая геополитику Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, его вклад в науку, образование и культуру, приемлем только такой ход событий, различать траекторию и двигайся вперед [12].

Статистический анализ мировых показателей показывает, что результаты государственной политики никак не коррелируются с поставленными задачами модернизации. В России расходы на НИОКР меньше, чем в США, почти в 45 раз, чем в Японии - в 22 раза, чем в Германии - в 7,5 раза. Реализуется всего 8-10% инновационных идей и проектов (в США - 62%, в Японии - 95%). Лишь 5% зарегистрированных изобретений и эффективных моделей являются объектами коммерческих сделок. Более 70% всех изобретений направляется на поддержание или незначительное усовершенствование устаревших видов техники и технологий. Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет 0,3%.

Последствия мирового финансово-экономического кризиса наглядно демонстрируют необходимость изменения сложившихся стереотипов государственного управления национальной экономикой [7]. Одним из наиболее действенных решений этой задачи является экспертиза политики инновационного развития, которая способна оценить принимаемые меры по увеличению инновационного экономического роста. Она позволит выявить состояние, укажет цели, методы, инструменты и последствия инновационной политики, сориентирует отрасли народного хозяйства на индикативное внедрение наукоемких, высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий с учетом необходимых институциональных преобразований.

Например: для измерения состояния инновационных процессов следует обратить внимание на интегральный критерий экспертной оценки, охватывающий одновременно три уровня: I - страны, II-велоята (области), III-этрапа (района).

ИЭУС(I) = [(р (T-1)/p (T) -1]*100%,

где ИЭУС (I) - инновационность экономики на уровне страны; p(Т-1) =P(T-1)/ ВВП(Т-1) - ресурсоемкость валового внутреннего продукта в базовом периоде (потребление ресурсов на единицу ВВП); Р(Т)= P(T)/ВВП(Т) - ресурсоемкость валового внутреннего продукта в анализируемом периоде.

Р = MP + ФР + TP,

где MP - объем потребления материальных ресурсов; ФР - объем потребления «фондовых» ресурсов; TP - объем затрат на использование трудовых ресурсов.

ИЭУВ (II) = [(pp (Т-1)/pp (Т)) -1]*100% ,

где ИЭУВ (II) - уровень инновационности экономики в масштабе велаята; pp (Т-1)=PP(T-1)/ВРП(Т-1) - ресурсоемкость валового велаятского продукта в базовом периоде; рp(T)=PP(T)/BPП(Т) - ресурсоемкость валового регионального продукта в анализируемом периоде.

УИЭП(III) = [(pn (T-1)/pn (Т)) -1]*100% ,

где УИЭП(III) - уровень инновационности экономики предприятия; рn (Т-1) = РП (Т-1)/ ДС(Т-1) - ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в базовом периоде; pn (Т) = РП(Т)/ ДС(Т) - ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в анализируемом периоде.

Из выше представленных выражений следует, что при равенстве уровней ресурсоемкости в базовом и анализируемом периодах уровень инновационности экономики будет равен нулю. При увеличении ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базовым уровенем инновационности будет иметь отрицательное значение. Соответственно, уменьшение ресурсоемкости в первом случае по сравнению со вторым покажет наличие уровня инновационности. Шкала измерения уровня инновационности экономики подобрана в процентах по аналогии со шкалой измерения уровней рентабельности [8,13].

В результаты анализа приведены в таблице эколого-экономические показатели от использования инновационных солнечных технологий в Туркменистане. Конечно, обратно - пропорциональная зависимость экспертной оценки будет иметь место при анализе динамики наукоёмкости экономики, так как увеличение доли наукоемких технологий в анализируемом периоде по отношению к базовому напрямую характеризует возрастание инновационного потенциала на определенном экономическом уровне.

Таблица эколого-эконимических показателей от использования инновационных солнечно-энергетических технологических

Название установки

Технические показатели

Экономические показатели

Экологические показатели

Гелиосушилки

Для дыни – 80 м3 объем, удельная производительность по сухой продукции 0,8 – 1,0 кг/м2 сушеной дыни за сутки.

Использование гелиосушилок для переработки сельскохозяйственной продукции позволит сэкономить за 20 лет 540 т у.т., ориентировочная стоимость – 7000$ США, срок окупаемости 2–4 года; для кишмиша соответственно – 4200 м3; 0.3 кг/м2; 3000 $, 3–4 года.

Использование гелиосушилок для переработки сельскохозяйственной продукции позволит сэкономить за 20 лет 540 млн. т у.т., уменьшит выбросы СО2 на 1310,7 Тг.

Гелиоводо-нагреватели

В среднем на одного сельского жителя требуется 0,55 МВт в год, с помощью солнечного коллектора можно получить 85 л горячей воды температурой 60–65 С

Использование солнечной энергии для нагрева воды позволит сэкономить за год с 1м2 водонагревательной установки 0.15 т у.т., за летний световой день при плотности солнечной радиации 1100 Вт/м2. В этих случаях можно обеспечить 80% годовой тепловой нагрузки, 20% – за счет теплового дублера.

Использование солнечной энергии для нагрева воды позволит сэкономить за год с 1м2 водонагревательной установки 0.15 т у.т., уменьшит выбросы СО2 на 0,364 Мг.

Гелио-опреснители

Годовая производительность с 1 м2 установки при средней глубине заполнения 0,16 м, с предельной концентрацией соли 0,158 кг/л составляет 1,2 м3/м2 год .

Расход теплоты на опреснение 1м3 морской воды составляет 2512 МДж (0.60 Гкал)

Расход теплоты на опреснение 1м3 морской воды составляет 2512 МДж (0.60 Гкал), или сокращение выбросов СО2 на 0,146 Мг.

Гелиоустановка биогаз

Объем выделяющегося газа составляет 340 л/кг сухого вещества, характеристики выделяемого газа: 60–70% метана, 20-40% углекислого газа, 1–3% серной кислоты, примерно по 1% на водород, кислород, сульфид водорода, азота и оксид углерода.

Внедрение новых технологий для получения биогаза позволит получить теплотворную способность биогаза 20–26 мДж/м3.

Внедрение новых технологий для получения биогаза позволит уменьшить выбросы метана в атмосферу примерно на 4,4т СО2 эквивалента.

Гелиоустановка для выращивания микроводорослей (хлореллы, спирулина, сцендесмуса)

Химический анализ сухого вещества хлореллы показывает, что в нем содержится до 45% белка, 20–30% углеводов, 7–10% жира и до 23 наименований аминокислот, в том числе триптофан и метонин.

Экономия топлива на заданный объем производства биомассы хлореллы за счет использования солнечной энергии по предварительной оценке составит 30 тыс. т у.т. в год, Расход электрической энергии на производство 1м3 кондиционной биомассы в гелиоустановке не превышает 70 кВт ч, что в 8 раз меньше, чем на обычных установках с искусственным обогревом и освещением.

Экономия топлива на заданный объем производства биомассы хлореллы за счет использования солнечной энергии по предварительной оценке составит 30 тыс. т у.т. в год, уменьшит выбросы СО2 на 0,072 Тг.

Сегодня актуальность экспертизы в области инновационной политики не ограничивается оценкой уровня инновационности экономики в том или ином масштабе.

Не всякий инновационный рост будет обеспечивать макроэкономическую конкурентоспособность. Однако определение приемлемого сочетания темпа роста и общей конкурентоспособности - весьма важная приоритетная задача, требующая тщательного экспертного вмешательства.

Сложности в подобных оценках возникают зачастую потому, что государственные структуры, отвечающие за развитие инновационной деятельности в стране, не используют в полной мере соответствующие наработки туркменских ученых и специалистов. В то же время работы по оценке научно-технологического и инновационного потенциала Туркменистане часто проводят зарубежные эксперты, которые дают свои заключения и рекомендации туркменскому правительству исходя из своего понимания места нашей страны в мировой экономике. В результате государственная поддержка научно-технологического и образовательного комплекса часто оказывается неадекватной, что в конечном счете не позволяет решать задачи перехода экономики на инновационный путь развития [9,13]. Поэтому, считаем необходим межведомственный координационный совет по экспертизе политики инновационного развития, в состав которого вошли бы представители Минэкономразвития, Академии наук Туркменистана, Госстандарта, велаятские и этрапские органы государственной власти, частного бизнеса и т. д. Учитывая принадлежность туркменского законодательства к романно - германской системе права, считаем обратить внимание на то, что текущее состояние экспертной деятельности Туркменистана в области оценки политик и программ аналогично состоянию системы органов исполнительной власти Германии в 1989 г., которое Счетная палата ФРГ охарактеризовала следующим образом:

– упорядоченная процедура контроля эффективности государственных программ отсутствует, в лучшем случае находится в процессе формирования;

– практически во всех ведомствах уже на фазе планирования процесс построен так (с точки зрения формулировки цели, определения результатов, введения индикаторов эффективности), что полноценный контроль эффективности государственных программ невозможен;

– попытки изучения прямых и непрямых эффектов реализации государственных программ или мероприятий практически отсутствуют;

– имеющиеся возможности по оценке эффективности мер государственной политики практически не используются;

– результаты оценки эффективности в дальнейшем формировании государственных программ не используются;

– сотрудники, ответственные за проведение контроля эффективности, недостаточно хорошо понимают цели, значение и необходимость такого контроля.

Заключения. Практически все положения приведенные заключения применимы к рассматриваемой области в нашей стране. Из-за отсутствия законодательного обеспечения инновационной деятельности в нормативно-правовой базе нет надлежащей терминологии и критериев инновационности, а без единого законодательного понятийного аппарата полноценная экспертиза политики инновационного развития трудно реализуема.

Негативные последствия отсутствия унифицированного подхода к основным определениям и критериям инновационности могут привести к разработке такого инструмента управления инновационными процессами, который не даст нужных результатов. Более того, меры по поддержке инноваций достаточно легко могут использоваться в интересах коррумпированных групп.

Полноценная экспертиза в соответствии с установленными целями оценки политики инновационного развития должна нести «сквозную» нагрузку на микро- (внедрение инновационных систем в производство), мезо- (повышение конкурентоспособности промышленного сектора, развитие наукоемкой отрасли) и макро- (действия органов исполнительной, законодательной и судебной власти по стимулированию инновационного развития) экономическим уровням, с учетом мегаэкономической обстановки (достижения и практика развитых стран). Для этого необходим комплексный, включающий в себя перекрестный финансовый, политический, юридический, управленческий и технический экспертный анализ прогнозных, фактических и итоговых результатов программ инновационного развития.


Библиографическая ссылка

Пенджиев А.М. ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 5. – С. 44-50;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=843 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674