Во всем мире неблагоприятная социально-экономическая обстановка, связанная с низким инновационным потенциалом страны, которая требует постоянной объективной оценки сложившейся ситуации и поиска рациональных решений проблем. При этом сложность выбора эффективных решений резко возрастает.
Особую важность экспертная деятельность получила в связи с тем, что зачастую успешностью проекта определяется именно качеством, своевременностью и целесообразностью специального заключительного анализа [1,2].
О практически значимой роли использования инновационных технологии в Туркменистане не однократно подчеркивал Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в своих выступления и в ряде подписанных Правительственных документах. Эти документы обозначили поворот от экспертно-теоретической к практической фазе административной реформы в части изменения структуры органов государственной власти и перехода к программно-целевым методам планирования и бюджетирования, ориентированного на результаты внедрения инновационных технологий. Концептуальным основанием реформ является новая модели управления и внедрения.
Анализ концепций упомянутой модели управления показывает, что реализуемый набор инструментов реформ не полон: в него не включен такой неотъемлемый компонент, как экспертная оценка политик и программ. В развитых страна институт оценки политик и программ был внедрен вслед за осуществлением реформ государственного управления, и в настоящее время значение данных институтов общепризнанны [1].
Под экспертной оценкой программ принимается аналитическая процедура, направленная на диагностику и осмысление достижения целей и воздействия государственной политики (политико-административных мероприятий) [3]. Экспертизу в области политики инновационного развития необходимо рассматривать как вариант прикладного междисциплинарного исследования, возникшего на стыке политической науки, экономики, социологии и права, а также при обязательном привлечении инженерно-технологических знаний.
Об этом пишет первый президент Германского общества оценивания X. Вольманн, «в этом случае мы отталкиваемся от широкого понимания оценивания как аналитической процедуры и инструмента, призванного добывать всю информацию для экспертной оценки производительности, процесса и результата политической программы или меры» [4].
А французский исследователь Б. Перре, «оценивание применяется по отношению к объектам различной природы (политики, программы, проекты), на различных географических уровнях (локальном, региональном, национальном) и в различных областях публичной деятельности (здравоохранение, образование, экология, безопасность, экономическое вмешательство). Оценивание может давать как эксплицитный, так и имплицитный конечный продукт: изменение решения, аналитический доклад, форму менеджмента, посредничества, обучения» [4].
Туркменистан является страной-производителем энергоносителей, прогнозные запасы углеводородного потенциала оцениваются в 45,4 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте. По проведенному аудиту компанией «Caffney», «Cline & Associates» (Великобритания) запасы месторождения Южный Ёлотан – Осман составляют от 4-х до 14 трлн. куб. метров голубого топлива, это месторождение входит в число пяти крупнейших месторождений в мире. Значительные запасы нефти и газа расположены на туркменском шельфе Каспийского моря, прогнозные запасы углеводородного сырья оцениваются более чем 12 млрд. тонн нефти и 6 трлн. куб. м природного газа [1].
Такие запасы топливно-энергетических ресурсов могут обеспечить потребность страны в тепловой и электрической энергии в течение сотен лет. Однако фактическое их использование обусловлено существенными трудностями и опасностями, не обеспечивает потребности многих районов в энергии, связано с безвозвратными потерями топливно-энергетических ресурсов, угрожает экологической катастрофой в местах добычи и производства топливно-энергетических ресурсов. Около 200 тыс. человек проживают в районах автономного энергоснабжения или ненадежного централизованного энергоснабжения, занимающих более 80% территории Туркменистана (пустыня Каракумы).
Внедрение инновационных возобновляемых энергетических технологий
Что такое инновационное развитие? Ключевое место в инновационном развитии играют инновации. В документе принят ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [5].
Для полного раскрытия сущности экспертизы политики инновационного развития необходимо обозначить конкретные цели и задачи данного института.
Основной целью инновационный путь развития является повышения экономического уровня. Для этого необходимо достичь более оперативных подцелей, которые в совокупности обеспечит желаемых конечных экономических результатов. К увеличению инновационного потенциала относится следующие уровни:
– микроэкономическом (повышение инновационного потенциала хозяйствующих объектов);
– мезоэкономическом (повышение инновационного потенциала секторов, отраслей и велаятов (областей));
– макроэкономическом (повышение инновационного потенциала страны).
Основные задачи экспертизы политики инновационного развития заключается в следующием:
– идентификация - соответствие (результативность) принимаемых мер к повышению уровня инновационности технологий;
– прогнозирование - способность запланированных программных мероприятий обеспечить реализацию заявленной цели и задач;
– воздействие на результат - влияние мероприятий на достижение цели и задач;
– корректировка - необходимость изменения политической программы развития страны.
Локальные выгоды. Туркменистан обладает более 40 млн. га пастбищных угодий в аридной зоне горных регионов, на которых содержится более 17 млн. голов овец, коз, крупнорогатого скота, верблюдов. Пастбищные технологии выращивания животных вследствие использования природных кормовых ресурсов являются наиболее рентабельными и позволяют обеспечивать население Туркменистана отечественными мясными продуктами, а также сырьем для легкой промышленности (шерсть, кожаные изделия и т.д.).
Социально-экономические аспекты. Важнейшим средством интенсификации производства пастбищных комплексов и улучшения социально-экономических условий жизни сельских товаропроизводителей (удаленных от энергосистемы) является возобновляемая энергетика. При наличии ресурсов с помощью этих экологически чистых источников энергии можно решать локальные проблемы энергообеспечения в Туркменистане в пустынных районах, в которых проживают животноводы, буровики, железнодорожники и т.д.
Энергообеспечение пустынных территорий осуществляется за счет дизельных и бензиновых электростанций, привозного керосина и газа в баллонах, древесного топлива. Большая часть животноводческих хозяйств не имеет современных средств энергоснабжения. Указанная категория людей является потенциальным потребителем солнечной и других возобновляемых источников энергии. Развитие инновационной гелиоэнергетики на пустынных территориях позволит решить ряд социальных проблем улучшения качества жизни населения, ускорить развитие пастбищного животноводства и сельского хозяйства, устойчивое развитие экономики, развитие малого бизнеса и создание новых рабочих мест в регионах Туркменистана и содействие выполнению Национальной программы освоения пустынных территорий Центральных Каракумов.
Экологическая стратегия. Новой тенденцией развития туркменской и мировой энергетики является увеличение доли децентрализованного производства электрической и тепловой энергии экологически чистыми электростанциями. Число крупных экологически опасных электростанций будет сокращаться. Эта тенденция объясняется, с одной стороны, изменением климата и необходимостью выполнения Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов, с другой стороны, децентрализация поставок топлива и энергии увеличивает энергетическую безопасность регионов и страны в целом [1]. Туркменистан ратифицировал Конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию по борьбе с опустыниванием. Начиная с 1996 г. ведется интенсивная работа по реализации Национальной программы освоения пустынных территорий в Центральных Каракумах, в том числе строительство гелиотехнических установок в пустыне. Кроме того, распределенное и бестопливное производство энергии с использованием местных энергоресурсов снижает затраты и риски стран-импортеров нефти и увеличивает экспортный потенциал стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов. По достигнутым результатам в гелиоэнергетике технический потенциал низкопотенциальной гелиотехники в Туркменистане имеет эквивалент 1,4•109 т у.т. в год, при этом сокращение выбросов СО2 составляет 3,4 Пг [12].
Либерализация рынка электроэнергии приведет к подключению к энергосистеме миллионов малых независимых производителей энергии. Управление потоками энергии при наличии миллионов производителей и потребителей возможно только с помощью инфокоммукационных технологий и средств электронной коммерции. Поэтому проблемы развития информационных технологий и инновационной технологий солнечной энергетики тесно связаны и прогресс в каждой из этих двух областей техники будет способствовать развитию другой.
На пути развития рынка возобновляемых источников энергии существуют психологический, экономический, технологический, законодательный и информационный барьеры.
Экономические барьеры связаны с относительно высокой удельной стоимостью оборудования возобновляемой энергетики. Внутренний рынок возобновляемых энергоресурсов не развивается из-за низкого платежеспособного спроса и отсутствия законодательства, защищающего права независимых производителей экологически чистой энергии.
Технологические барьеры могут быть преодолены с помощью новых энергетических технологий, которые при их освоении промышленностью повышают конкурентоспособность возобновляемой энергетики на рынке энергоресурсов и способствуют снижению экономических барьеров.
Законодательный барьер связан с отсутствием законодательных и нормативных актов и экономических регуляторов, обеспечивающих свободную поставку и продажу электроэнергии в энергосистему малыми и независимыми производителями энергии, а также отсутствием рынка и конкуренции между производителями электроэнергии.
Сохранение единой энергетической системы в качестве монополии с контрольным пакетом акций у государства и создание регулируемого рынка производителей и потребителей энергии является необходимым условием. Регулирование объема продаж и перетоков энергии позволит обеспечить потребности в энергии в пиковые часы, сохранить стабильность энергосистемы и снизить потери в сетях [10-12].
Экспертиза инновационных технологий
В стране нет целостной системы экспертной оценки инновационной технологий и программ, присутствуют лишь ее некоторые фрагменты.
Если провести с экономическими институтами Минэкономразвития Туркменистана и совместно с экспертными организациями мониторинг реализации программ социально-экономического развития, можно было выявить существенные отклонения от целей.
Необходимость использования инструмента экспертизы в области инновационной политики развития Туркменистана, так как на протяжении ряда лет экономического роста страны, не внедрялись новые технологии на основе возобновляемых источников энергии в систематической основе рыночных отношений.
Подобные ситуаций складывается в тех случаях, когда у стран невысокий технологический, промышленный и информационный потенциал и она живет за счет своих природных богатств. В настоящее время развитие передовых наукоемких отраслей и технологий, создание продуктов с высокой добавленной стоимостью конкурентоспособных с последующей поставкой их на мировые рынки. В концептуальном плане, учитывая геополитику Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, его вклад в науку, образование и культуру, приемлем только такой ход событий, различать траекторию и двигайся вперед [12].
Статистический анализ мировых показателей показывает, что результаты государственной политики никак не коррелируются с поставленными задачами модернизации. В России расходы на НИОКР меньше, чем в США, почти в 45 раз, чем в Японии - в 22 раза, чем в Германии - в 7,5 раза. Реализуется всего 8-10% инновационных идей и проектов (в США - 62%, в Японии - 95%). Лишь 5% зарегистрированных изобретений и эффективных моделей являются объектами коммерческих сделок. Более 70% всех изобретений направляется на поддержание или незначительное усовершенствование устаревших видов техники и технологий. Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет 0,3%.
Последствия мирового финансово-экономического кризиса наглядно демонстрируют необходимость изменения сложившихся стереотипов государственного управления национальной экономикой [7]. Одним из наиболее действенных решений этой задачи является экспертиза политики инновационного развития, которая способна оценить принимаемые меры по увеличению инновационного экономического роста. Она позволит выявить состояние, укажет цели, методы, инструменты и последствия инновационной политики, сориентирует отрасли народного хозяйства на индикативное внедрение наукоемких, высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий с учетом необходимых институциональных преобразований.
Например: для измерения состояния инновационных процессов следует обратить внимание на интегральный критерий экспертной оценки, охватывающий одновременно три уровня: I - страны, II-велоята (области), III-этрапа (района).
ИЭУС(I) = [(р (T-1)/p (T) -1]*100%,
где ИЭУС (I) - инновационность экономики на уровне страны; p(Т-1) =P(T-1)/ ВВП(Т-1) - ресурсоемкость валового внутреннего продукта в базовом периоде (потребление ресурсов на единицу ВВП); Р(Т)= P(T)/ВВП(Т) - ресурсоемкость валового внутреннего продукта в анализируемом периоде.
Р = MP + ФР + TP,
где MP - объем потребления материальных ресурсов; ФР - объем потребления «фондовых» ресурсов; TP - объем затрат на использование трудовых ресурсов.
ИЭУВ (II) = [(pp (Т-1)/pp (Т)) -1]*100% ,
где ИЭУВ (II) - уровень инновационности экономики в масштабе велаята; pp (Т-1)=PP(T-1)/ВРП(Т-1) - ресурсоемкость валового велаятского продукта в базовом периоде; рp(T)=PP(T)/BPП(Т) - ресурсоемкость валового регионального продукта в анализируемом периоде.
УИЭП(III) = [(pn (T-1)/pn (Т)) -1]*100% ,
где УИЭП(III) - уровень инновационности экономики предприятия; рn (Т-1) = РП (Т-1)/ ДС(Т-1) - ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в базовом периоде; pn (Т) = РП(Т)/ ДС(Т) - ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в анализируемом периоде.
Из выше представленных выражений следует, что при равенстве уровней ресурсоемкости в базовом и анализируемом периодах уровень инновационности экономики будет равен нулю. При увеличении ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базовым уровенем инновационности будет иметь отрицательное значение. Соответственно, уменьшение ресурсоемкости в первом случае по сравнению со вторым покажет наличие уровня инновационности. Шкала измерения уровня инновационности экономики подобрана в процентах по аналогии со шкалой измерения уровней рентабельности [8,13].
В результаты анализа приведены в таблице эколого-экономические показатели от использования инновационных солнечных технологий в Туркменистане. Конечно, обратно - пропорциональная зависимость экспертной оценки будет иметь место при анализе динамики наукоёмкости экономики, так как увеличение доли наукоемких технологий в анализируемом периоде по отношению к базовому напрямую характеризует возрастание инновационного потенциала на определенном экономическом уровне.
Таблица эколого-эконимических показателей от использования инновационных солнечно-энергетических технологических
Название установки |
Технические показатели |
Экономические показатели |
Экологические показатели |
Гелиосушилки |
Для дыни – 80 м3 объем, удельная производительность по сухой продукции 0,8 – 1,0 кг/м2 сушеной дыни за сутки. |
Использование гелиосушилок для переработки сельскохозяйственной продукции позволит сэкономить за 20 лет 540 т у.т., ориентировочная стоимость – 7000$ США, срок окупаемости 2–4 года; для кишмиша соответственно – 4200 м3; 0.3 кг/м2; 3000 $, 3–4 года. |
Использование гелиосушилок для переработки сельскохозяйственной продукции позволит сэкономить за 20 лет 540 млн. т у.т., уменьшит выбросы СО2 на 1310,7 Тг. |
Гелиоводо-нагреватели |
В среднем на одного сельского жителя требуется 0,55 МВт в год, с помощью солнечного коллектора можно получить 85 л горячей воды температурой 60–65 С |
Использование солнечной энергии для нагрева воды позволит сэкономить за год с 1м2 водонагревательной установки 0.15 т у.т., за летний световой день при плотности солнечной радиации 1100 Вт/м2. В этих случаях можно обеспечить 80% годовой тепловой нагрузки, 20% – за счет теплового дублера. |
Использование солнечной энергии для нагрева воды позволит сэкономить за год с 1м2 водонагревательной установки 0.15 т у.т., уменьшит выбросы СО2 на 0,364 Мг. |
Гелио-опреснители |
Годовая производительность с 1 м2 установки при средней глубине заполнения 0,16 м, с предельной концентрацией соли 0,158 кг/л составляет 1,2 м3/м2 год . |
Расход теплоты на опреснение 1м3 морской воды составляет 2512 МДж (0.60 Гкал) |
Расход теплоты на опреснение 1м3 морской воды составляет 2512 МДж (0.60 Гкал), или сокращение выбросов СО2 на 0,146 Мг. |
Гелиоустановка биогаз |
Объем выделяющегося газа составляет 340 л/кг сухого вещества, характеристики выделяемого газа: 60–70% метана, 20-40% углекислого газа, 1–3% серной кислоты, примерно по 1% на водород, кислород, сульфид водорода, азота и оксид углерода. |
Внедрение новых технологий для получения биогаза позволит получить теплотворную способность биогаза 20–26 мДж/м3. |
Внедрение новых технологий для получения биогаза позволит уменьшить выбросы метана в атмосферу примерно на 4,4т СО2 эквивалента. |
Гелиоустановка для выращивания микроводорослей (хлореллы, спирулина, сцендесмуса) |
Химический анализ сухого вещества хлореллы показывает, что в нем содержится до 45% белка, 20–30% углеводов, 7–10% жира и до 23 наименований аминокислот, в том числе триптофан и метонин. |
Экономия топлива на заданный объем производства биомассы хлореллы за счет использования солнечной энергии по предварительной оценке составит 30 тыс. т у.т. в год, Расход электрической энергии на производство 1м3 кондиционной биомассы в гелиоустановке не превышает 70 кВт ч, что в 8 раз меньше, чем на обычных установках с искусственным обогревом и освещением. |
Экономия топлива на заданный объем производства биомассы хлореллы за счет использования солнечной энергии по предварительной оценке составит 30 тыс. т у.т. в год, уменьшит выбросы СО2 на 0,072 Тг. |
Сегодня актуальность экспертизы в области инновационной политики не ограничивается оценкой уровня инновационности экономики в том или ином масштабе.
Не всякий инновационный рост будет обеспечивать макроэкономическую конкурентоспособность. Однако определение приемлемого сочетания темпа роста и общей конкурентоспособности - весьма важная приоритетная задача, требующая тщательного экспертного вмешательства.
Сложности в подобных оценках возникают зачастую потому, что государственные структуры, отвечающие за развитие инновационной деятельности в стране, не используют в полной мере соответствующие наработки туркменских ученых и специалистов. В то же время работы по оценке научно-технологического и инновационного потенциала Туркменистане часто проводят зарубежные эксперты, которые дают свои заключения и рекомендации туркменскому правительству исходя из своего понимания места нашей страны в мировой экономике. В результате государственная поддержка научно-технологического и образовательного комплекса часто оказывается неадекватной, что в конечном счете не позволяет решать задачи перехода экономики на инновационный путь развития [9,13]. Поэтому, считаем необходим межведомственный координационный совет по экспертизе политики инновационного развития, в состав которого вошли бы представители Минэкономразвития, Академии наук Туркменистана, Госстандарта, велаятские и этрапские органы государственной власти, частного бизнеса и т. д. Учитывая принадлежность туркменского законодательства к романно - германской системе права, считаем обратить внимание на то, что текущее состояние экспертной деятельности Туркменистана в области оценки политик и программ аналогично состоянию системы органов исполнительной власти Германии в 1989 г., которое Счетная палата ФРГ охарактеризовала следующим образом:
– упорядоченная процедура контроля эффективности государственных программ отсутствует, в лучшем случае находится в процессе формирования;
– практически во всех ведомствах уже на фазе планирования процесс построен так (с точки зрения формулировки цели, определения результатов, введения индикаторов эффективности), что полноценный контроль эффективности государственных программ невозможен;
– попытки изучения прямых и непрямых эффектов реализации государственных программ или мероприятий практически отсутствуют;
– имеющиеся возможности по оценке эффективности мер государственной политики практически не используются;
– результаты оценки эффективности в дальнейшем формировании государственных программ не используются;
– сотрудники, ответственные за проведение контроля эффективности, недостаточно хорошо понимают цели, значение и необходимость такого контроля.
Заключения. Практически все положения приведенные заключения применимы к рассматриваемой области в нашей стране. Из-за отсутствия законодательного обеспечения инновационной деятельности в нормативно-правовой базе нет надлежащей терминологии и критериев инновационности, а без единого законодательного понятийного аппарата полноценная экспертиза политики инновационного развития трудно реализуема.
Негативные последствия отсутствия унифицированного подхода к основным определениям и критериям инновационности могут привести к разработке такого инструмента управления инновационными процессами, который не даст нужных результатов. Более того, меры по поддержке инноваций достаточно легко могут использоваться в интересах коррумпированных групп.
Полноценная экспертиза в соответствии с установленными целями оценки политики инновационного развития должна нести «сквозную» нагрузку на микро- (внедрение инновационных систем в производство), мезо- (повышение конкурентоспособности промышленного сектора, развитие наукоемкой отрасли) и макро- (действия органов исполнительной, законодательной и судебной власти по стимулированию инновационного развития) экономическим уровням, с учетом мегаэкономической обстановки (достижения и практика развитых стран). Для этого необходим комплексный, включающий в себя перекрестный финансовый, политический, юридический, управленческий и технический экспертный анализ прогнозных, фактических и итоговых результатов программ инновационного развития.