Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ

Григорьев А.И. 1 Кузнецова С.Н. 1 Кузнецов В.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им.  К.Минина»
Во всем мире малый и средний бизнес выступает движущей силой экономики, является основой стабильности среднего класса и играет ключевую роль в формировании валового национального продукта. Цель исследования состоит в развитии новых проектов промышленных парков, ориентированных на малый и средний бизнес. Проект предполагает создание небольших промышленных парков в 20 – километровой зоне вокруг городов в каждом регионе страны. Ключевая цель проекта – создание в России максимального количества новых производств, действующих в несырьевом секторе. Рост малых и средних промышленных предприятий позволит увеличить импортозамещение и прямой экспорт, а также создаст большое количество малых и средних предприятий, работающих на аутсорсинге и подряде для более крупных компаний. Исследование проводились с использованием элементов системного и экономического подходов, с применением методов систематизации, анализа. Объектами исследования являются промышленные парки. Предметом статьи являются экономические отношения, возникающие при интеграции малого и среднего бизнеса в структуры промышленных парков. Для запуска нового типа промышленного парка требуются незначительные инвестиции и минимальные внутренние ресурсы предпринимателей в размере от 10 до 50 млн рублей в основные фонды – здания и сооружения.
регионы
промышленные парки
малый и средний бизнес
эффект мультипликативный
1.Готовцева Е.А., Семенов С.В., Кузнецова С.Н. Факторы планирования товарооборота предприятия//Вестник Мининского университета. 2015. № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=3
2.Кузнецова С.Н. Развитие организационно-экономического механизма формирования промышленных парков: автореферат дисс. … канд. экономических наук / Иваново: Ивановский гос. университет, 2012 г. 24 с.
3.Кузнецова С.Н. Организационный подход к развитию промышленных парков//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-3. С. 142-146.
4.Кузнецова С.Н. Анализ объемов инвестиций промышленных парков и ответные реакции россии на санкции//Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2014. № 7 (23). С. 310-317.
5. Ленчук Е. Б. Формирование институциональной среды промышленного развития в контексте задач импортозамещения//Вестник Института экономики РАН. 2014. № 6. С. 7-21.
6.Мальцева А.А., Чевычелов В.Н. Мировые тенденции развития технопарковых структур: выборочный анализ//Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. М.: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. 2012. № 2. Т. 5. С. 29-42.
7.Мишарин М.Л., Егорова Ю.М., Ковтун А.В. Университетские инновационные системы опыт оценки состояния и направлений развития // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление», 2013. Выпуск 33. С.38-52.
8.Романовская Е.В., Кузнецов В.П. Анализ методов реструктуризации промышленного предприятия в современных условиях//Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 1. № 2-29. С. 59.
9.Fei Yu, Feng Han, Zhaojie Cui Evolution of industrial symbiosis in an eco-industrial park in China//Journal of Cleaner Production 87, 2015, p. 339-347.
10.Fujita M. Thisse J. F. Economics of Aglomeration Cities, Industrial Location, and Regional Growth, Cambridge University Press, 2002, p. 104-106.
11.Han Shi, Marian Chertow, Yuyan Song Developing country experience with eco-industrial parks: a case study of the Tianjin Economic-Technological Development Area in China//Journal of Cleaner Production 18, 2010, p. 191-199.
12.Henderson J. V. Urban Development. Theory, Fact and Illusion. Oxford: Oxford University Press. 1988, p. 325-350.
13.Industrial estate. Principles and practices: Vienna Australia.: UNIDO, 1997, p. 46.
14.Jacobs J. The economy of Cities, New York: Random House, 1969, p.268.
15.Porter M. E. On competition. Cambridge, MA: A Harvard Business Review Book. 1998, p.208.

Под промышленным парком (ПП) понимается договорная межфирменная производственная сеть малых и средних хозяйствующих субъектов (резидентов ПП), расположенных на специально созданной и управляемой промышленной зоне с единой инженерной инфраструктурой и технологически связанных с крупным предприятием (интегратором ПП), осуществляющим разработку и производство конечной продукции [2, с. 4].

Таким образом, ПП следует рассматривать как эффективный инструмент развития российской машиностроительной промышленности, который позволяет локализовать в России массовое серийное производство высокотехнологичной продукции.

Вместе с тем требует доработки методическая база управления промышленными парками. В этой связи актуальной является совершенствование организационно-экономического механизма развития промышленных парков, который является одним из инструментов промышленного развития РФ и направлен на решение проблем повышения конкурентоспособности и импортозамещения промышленной продукции [3, с. 142].

Одной из таких практик является инициатива китайских властей и предпринимателей, позволившая в короткие сроки существенно увеличить долю малого и среднего бизнеса в общей структуре экономики и совершить резкий прорыв в промышленности. Это стало возможным благодаря введению в оборот большого количества земель промышленного назначения. Государство взяло на себя обязательство по обеспечению данных территорий необходимыми коммуникациями и разработало упрощенную форму получения разрешения на возведение типовых производственных комплексов.

Сегодня государство принимает меры по координации развития производственных цепочек в виде кластеров для различных сфер промышленности. Такая активность приносит свои плоды, но из-за ориентированности на средний и крупный сегмент предпринимательства должное внимание не уделяется стимулированию и развитию микропредприятий и нижнего сегмента малых предприятий, а также малому и среднему бизнесу в целом. Между тем, именно малый и средний бизнес более всего нуждаются в государственной поддержке.

Анализ ситуации с развитием промышленных парков позволяет сделать также вывод о том, что промышленные парки, создаваемые частным бизнесом, в целом демонстрируют значительно большие успехи в своем развитии, нежели государственные или муниципальные. Но и они ввиду того, что создавались в большинстве своем еще до 2008 года крупными девелоперскими холдингами на землях промышленного назначения, представляют интерес лишь для крупных промышленных предприятий, а для малых и средних предприятиятий в сфере обрабатывающей промышленности неконкурентоспособны по цене (табл.1). Таким образом, инициаторы проекта задались вопросом – как объединить интересы региональных властей и частного бизнеса в целях создания оптимальных условий для развития микропредприятий и нижнего сегмента малых предприятий, а также малого и среднего бизнеса в сфере обрабатывающей промышленности [4, с. 410].

Таблица 1

Нормативы обеспеченности городов промышленными парками

Количество жителей

Площадь одного участка

Число сотрудников малых и средних предприятий

1 тыс. чел.

2 га

30-50 чел.

5 млн чел.

10 тыс. га (5 тыс. участков)

150-250 тыс. чел.

Количество промышленных площадок проекта зависит от количества населения, проживающего в городах. Так, если численность населения составляет 5 млн человек, то есть для эффективной работы проекта необходимо выделить 5 тыс. участков площадью по 2 га каждый. В депрессивных районах или в малых городах с населением менее 50 тыс. человек инициаторы предлагают выделять участок на каждые 500-800 жителей – территория сразу получает категорию «земля промышленного назначения» без ограничений использования, за исключением складирования ядерных отходов, скотомогильников и свалок для хранения мусора.

В случае его успеха и поддержки федеральными органами исполнительной власти, впервые в России будут созданы условия для резкого увеличения доли малого и среднего бизнеса в экономике страны, появления целых секторов экономики в сфере обрабатывающей промышленности, аутсорсинга и экспортно-ориентированного импортозамещения, а также будет решена проблема моногородов. Данный проект, может быть, сопоставим с целевыми показателями стратегии развития малых и средних предприятий до 2030 года.

Для возведения объектов на территории промышленных парков предлагается создать единый для всей страны электронный реестр 10-20 видов типовых проектов быстровозводимых промышленных зданий площадью 1, 2, 3 тыс. и до 10 тыс. кв. м. Все типовые проекты будут сопровождены согласованными документами для начала строительства сразу после уплаты минимальной пошлины в размере 1 тыс. рублей за проект. После этого предприниматель сможет выбрать и скачать чертеж из электронного реестра и в тот же день приступить к возведению здания на участке без бюрократических проволочек. Полученный документ имеет электронное подтверждение «согласовано государством», также к нему автоматически прикрепляется разрешение на строительство, так как проект является типовым [5, с. 7].

Получить земельный участок предприниматель может в аренду на основании конкурса, заявки или лотереи. Обязательным условием является возведение в течение двух лет типового промышленного объекта. Стоимость аренды на период строительства минимальна и не дает арендатору права передавать землю в субаренду. Если в течение двух лет здание не возведено, участок изымается.

После строительства объекта с резидентом промышленного парка заключается договор аренды на десять лет. В рамках проекта ему будет предоставлено право получения данного земельного участка в собственность через выплату всех видов налогов на сумму, эквивалентную 1 млн долларов, в течение десяти лет или выкуп земельного участка единым платежом. Передача земли в собственность осуществляется после получения справки из ФНС. После получения подтверждения об уплате налогов компания может приобрести участок со зданием за символическую плату в 1 рубль [6, с. 29].

В течение 7-10 лет в России появится 150 тыс. новых предприятий, которые будут производить самый широкий спектр товаров: мебель, запчасти, фурнитуру, продукты питания и т.д. Средний штат такого предприятия составит 20-40 человек. А в условиях нестабильной экономической ситуации данный проект будет иметь огромное социальное значение для общества, так как создаст тысячи новых рабочих мест, а выделенные 2 га земли позволят небольшой компании выстроить долгосрочную стратегию развития с горизонтом планирования до 20 лет. Предприниматель будет заинтересован платить «белую» зарплату, все налоги и взносы, так как в будущем это позволит ему получить земельный участок в собственность. Программа даст толчок выводу предприятий из так называемой мертвой зоны городов, в свою очередь освобожденные площади заводов могут быть грамотно использованы городскими властями под реновацию. В городах оживут промышленные зоны. Это даст экономический эффект, сопоставимый со всей программой. Из вновь открывшихся предприятий, благодаря созданным условиям, смогут вырасти по-настоящему инновационные компании с уникальной продукцией, востребованной во всем мире [7, с. 38].

Затраты государства на запуск программы минимальны: выделение земли, разработка типовых проектов с участием экспертов отрасли, подключение промышленных парков к энергосетям и обеспечение транспортной доступности объектов.

По предварительной оценке, от реализации программы государство в течение десяти лет может получить до 250 млрд долларов в бюджет страны, при этом около 30% предпринимателей смогут выкупить свои участки в течение первых семи лет. А это значит, что в бюджет страны увеличится поступление от земельного налога. Государство получит более 4 млн лояльных граждан из числа представителей малого и среднего бизнеса, новых реальных товаропроизводителей. Также проект резко повысит мобильность населения РФ, особенно рабочих специальностей, что разгрузит депрессивные моногорода и поселки. Таким образом, будет наблюдаться мультипликативный эффект от программы [8, с. 59].


Библиографическая ссылка

Григорьев А.И., Кузнецова С.Н., Кузнецов В.П. МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 5. – С. 17-19;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=837 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674