Под промышленным парком (ПП) понимается договорная межфирменная производственная сеть малых и средних хозяйствующих субъектов (резидентов ПП), расположенных на специально созданной и управляемой промышленной зоне с единой инженерной инфраструктурой и технологически связанных с крупным предприятием (интегратором ПП), осуществляющим разработку и производство конечной продукции [2, с. 4].
Таким образом, ПП следует рассматривать как эффективный инструмент развития российской машиностроительной промышленности, который позволяет локализовать в России массовое серийное производство высокотехнологичной продукции.
Вместе с тем требует доработки методическая база управления промышленными парками. В этой связи актуальной является совершенствование организационно-экономического механизма развития промышленных парков, который является одним из инструментов промышленного развития РФ и направлен на решение проблем повышения конкурентоспособности и импортозамещения промышленной продукции [3, с. 142].
Одной из таких практик является инициатива китайских властей и предпринимателей, позволившая в короткие сроки существенно увеличить долю малого и среднего бизнеса в общей структуре экономики и совершить резкий прорыв в промышленности. Это стало возможным благодаря введению в оборот большого количества земель промышленного назначения. Государство взяло на себя обязательство по обеспечению данных территорий необходимыми коммуникациями и разработало упрощенную форму получения разрешения на возведение типовых производственных комплексов.
Сегодня государство принимает меры по координации развития производственных цепочек в виде кластеров для различных сфер промышленности. Такая активность приносит свои плоды, но из-за ориентированности на средний и крупный сегмент предпринимательства должное внимание не уделяется стимулированию и развитию микропредприятий и нижнего сегмента малых предприятий, а также малому и среднему бизнесу в целом. Между тем, именно малый и средний бизнес более всего нуждаются в государственной поддержке.
Анализ ситуации с развитием промышленных парков позволяет сделать также вывод о том, что промышленные парки, создаваемые частным бизнесом, в целом демонстрируют значительно большие успехи в своем развитии, нежели государственные или муниципальные. Но и они ввиду того, что создавались в большинстве своем еще до 2008 года крупными девелоперскими холдингами на землях промышленного назначения, представляют интерес лишь для крупных промышленных предприятий, а для малых и средних предприятиятий в сфере обрабатывающей промышленности неконкурентоспособны по цене (табл.1). Таким образом, инициаторы проекта задались вопросом – как объединить интересы региональных властей и частного бизнеса в целях создания оптимальных условий для развития микропредприятий и нижнего сегмента малых предприятий, а также малого и среднего бизнеса в сфере обрабатывающей промышленности [4, с. 410].
Таблица 1
Нормативы обеспеченности городов промышленными парками
Количество жителей |
Площадь одного участка |
Число сотрудников малых и средних предприятий |
1 тыс. чел. |
2 га |
30-50 чел. |
5 млн чел. |
10 тыс. га (5 тыс. участков) |
150-250 тыс. чел. |
Количество промышленных площадок проекта зависит от количества населения, проживающего в городах. Так, если численность населения составляет 5 млн человек, то есть для эффективной работы проекта необходимо выделить 5 тыс. участков площадью по 2 га каждый. В депрессивных районах или в малых городах с населением менее 50 тыс. человек инициаторы предлагают выделять участок на каждые 500-800 жителей – территория сразу получает категорию «земля промышленного назначения» без ограничений использования, за исключением складирования ядерных отходов, скотомогильников и свалок для хранения мусора.
В случае его успеха и поддержки федеральными органами исполнительной власти, впервые в России будут созданы условия для резкого увеличения доли малого и среднего бизнеса в экономике страны, появления целых секторов экономики в сфере обрабатывающей промышленности, аутсорсинга и экспортно-ориентированного импортозамещения, а также будет решена проблема моногородов. Данный проект, может быть, сопоставим с целевыми показателями стратегии развития малых и средних предприятий до 2030 года.
Для возведения объектов на территории промышленных парков предлагается создать единый для всей страны электронный реестр 10-20 видов типовых проектов быстровозводимых промышленных зданий площадью 1, 2, 3 тыс. и до 10 тыс. кв. м. Все типовые проекты будут сопровождены согласованными документами для начала строительства сразу после уплаты минимальной пошлины в размере 1 тыс. рублей за проект. После этого предприниматель сможет выбрать и скачать чертеж из электронного реестра и в тот же день приступить к возведению здания на участке без бюрократических проволочек. Полученный документ имеет электронное подтверждение «согласовано государством», также к нему автоматически прикрепляется разрешение на строительство, так как проект является типовым [5, с. 7].
Получить земельный участок предприниматель может в аренду на основании конкурса, заявки или лотереи. Обязательным условием является возведение в течение двух лет типового промышленного объекта. Стоимость аренды на период строительства минимальна и не дает арендатору права передавать землю в субаренду. Если в течение двух лет здание не возведено, участок изымается.
После строительства объекта с резидентом промышленного парка заключается договор аренды на десять лет. В рамках проекта ему будет предоставлено право получения данного земельного участка в собственность через выплату всех видов налогов на сумму, эквивалентную 1 млн долларов, в течение десяти лет или выкуп земельного участка единым платежом. Передача земли в собственность осуществляется после получения справки из ФНС. После получения подтверждения об уплате налогов компания может приобрести участок со зданием за символическую плату в 1 рубль [6, с. 29].
В течение 7-10 лет в России появится 150 тыс. новых предприятий, которые будут производить самый широкий спектр товаров: мебель, запчасти, фурнитуру, продукты питания и т.д. Средний штат такого предприятия составит 20-40 человек. А в условиях нестабильной экономической ситуации данный проект будет иметь огромное социальное значение для общества, так как создаст тысячи новых рабочих мест, а выделенные 2 га земли позволят небольшой компании выстроить долгосрочную стратегию развития с горизонтом планирования до 20 лет. Предприниматель будет заинтересован платить «белую» зарплату, все налоги и взносы, так как в будущем это позволит ему получить земельный участок в собственность. Программа даст толчок выводу предприятий из так называемой мертвой зоны городов, в свою очередь освобожденные площади заводов могут быть грамотно использованы городскими властями под реновацию. В городах оживут промышленные зоны. Это даст экономический эффект, сопоставимый со всей программой. Из вновь открывшихся предприятий, благодаря созданным условиям, смогут вырасти по-настоящему инновационные компании с уникальной продукцией, востребованной во всем мире [7, с. 38].
Затраты государства на запуск программы минимальны: выделение земли, разработка типовых проектов с участием экспертов отрасли, подключение промышленных парков к энергосетям и обеспечение транспортной доступности объектов.
По предварительной оценке, от реализации программы государство в течение десяти лет может получить до 250 млрд долларов в бюджет страны, при этом около 30% предпринимателей смогут выкупить свои участки в течение первых семи лет. А это значит, что в бюджет страны увеличится поступление от земельного налога. Государство получит более 4 млн лояльных граждан из числа представителей малого и среднего бизнеса, новых реальных товаропроизводителей. Также проект резко повысит мобильность населения РФ, особенно рабочих специальностей, что разгрузит депрессивные моногорода и поселки. Таким образом, будет наблюдаться мультипликативный эффект от программы [8, с. 59].