Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

THE MULTIPLICATIVE EFFECT FROM THE IMPLEMENTATION OF PROJECTS OF INDUSTRIAL PARKS

Grigoriev A.I. 1 Kuznetsova S.N. 1 Kuznetsov V.P. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Worldwide small and medium business is the driving force of the economy, is the basis for the stability of the middle class and plays a key role in the formation of gross national product. The purpose of the study is the development of new projects industrial parks focused on small and medium businesses. The project involves the creation of small industrial parks in the 20 – kilometer zone around the cities in every region of the country. A key aim of the project is the establishment of a maximum number of new industries operating in non-primary sector. The growth of small and medium industrial enterprises will allow to increase the import and direct export and create a large number of small and medium enterprises operating in the outsourcing and contract for larger companies. The study was conducted using elements of systematic and economic approaches, using the methods of systematization, analysis. The objects of study are industrial parks. The subject of the article is the economic relations arising from the integration of small and medium businesses in industrial parks. To start a new type of industrial Park requires low investment and minimal internal resources of entrepreneurs in the amount from 10 to 50 million rubles in fixed assets – buildings and structures.
regions
industrial parks
small and medium business
the effect is multiplicative

Под промышленным парком (ПП) понимается договорная межфирменная производственная сеть малых и средних хозяйствующих субъектов (резидентов ПП), расположенных на специально созданной и управляемой промышленной зоне с единой инженерной инфраструктурой и технологически связанных с крупным предприятием (интегратором ПП), осуществляющим разработку и производство конечной продукции [2, с. 4].

Таким образом, ПП следует рассматривать как эффективный инструмент развития российской машиностроительной промышленности, который позволяет локализовать в России массовое серийное производство высокотехнологичной продукции.

Вместе с тем требует доработки методическая база управления промышленными парками. В этой связи актуальной является совершенствование организационно-экономического механизма развития промышленных парков, который является одним из инструментов промышленного развития РФ и направлен на решение проблем повышения конкурентоспособности и импортозамещения промышленной продукции [3, с. 142].

Одной из таких практик является инициатива китайских властей и предпринимателей, позволившая в короткие сроки существенно увеличить долю малого и среднего бизнеса в общей структуре экономики и совершить резкий прорыв в промышленности. Это стало возможным благодаря введению в оборот большого количества земель промышленного назначения. Государство взяло на себя обязательство по обеспечению данных территорий необходимыми коммуникациями и разработало упрощенную форму получения разрешения на возведение типовых производственных комплексов.

Сегодня государство принимает меры по координации развития производственных цепочек в виде кластеров для различных сфер промышленности. Такая активность приносит свои плоды, но из-за ориентированности на средний и крупный сегмент предпринимательства должное внимание не уделяется стимулированию и развитию микропредприятий и нижнего сегмента малых предприятий, а также малому и среднему бизнесу в целом. Между тем, именно малый и средний бизнес более всего нуждаются в государственной поддержке.

Анализ ситуации с развитием промышленных парков позволяет сделать также вывод о том, что промышленные парки, создаваемые частным бизнесом, в целом демонстрируют значительно большие успехи в своем развитии, нежели государственные или муниципальные. Но и они ввиду того, что создавались в большинстве своем еще до 2008 года крупными девелоперскими холдингами на землях промышленного назначения, представляют интерес лишь для крупных промышленных предприятий, а для малых и средних предприятиятий в сфере обрабатывающей промышленности неконкурентоспособны по цене (табл.1). Таким образом, инициаторы проекта задались вопросом – как объединить интересы региональных властей и частного бизнеса в целях создания оптимальных условий для развития микропредприятий и нижнего сегмента малых предприятий, а также малого и среднего бизнеса в сфере обрабатывающей промышленности [4, с. 410].

Таблица 1

Нормативы обеспеченности городов промышленными парками

Количество жителей

Площадь одного участка

Число сотрудников малых и средних предприятий

1 тыс. чел.

2 га

30-50 чел.

5 млн чел.

10 тыс. га (5 тыс. участков)

150-250 тыс. чел.

Количество промышленных площадок проекта зависит от количества населения, проживающего в городах. Так, если численность населения составляет 5 млн человек, то есть для эффективной работы проекта необходимо выделить 5 тыс. участков площадью по 2 га каждый. В депрессивных районах или в малых городах с населением менее 50 тыс. человек инициаторы предлагают выделять участок на каждые 500-800 жителей – территория сразу получает категорию «земля промышленного назначения» без ограничений использования, за исключением складирования ядерных отходов, скотомогильников и свалок для хранения мусора.

В случае его успеха и поддержки федеральными органами исполнительной власти, впервые в России будут созданы условия для резкого увеличения доли малого и среднего бизнеса в экономике страны, появления целых секторов экономики в сфере обрабатывающей промышленности, аутсорсинга и экспортно-ориентированного импортозамещения, а также будет решена проблема моногородов. Данный проект, может быть, сопоставим с целевыми показателями стратегии развития малых и средних предприятий до 2030 года.

Для возведения объектов на территории промышленных парков предлагается создать единый для всей страны электронный реестр 10-20 видов типовых проектов быстровозводимых промышленных зданий площадью 1, 2, 3 тыс. и до 10 тыс. кв. м. Все типовые проекты будут сопровождены согласованными документами для начала строительства сразу после уплаты минимальной пошлины в размере 1 тыс. рублей за проект. После этого предприниматель сможет выбрать и скачать чертеж из электронного реестра и в тот же день приступить к возведению здания на участке без бюрократических проволочек. Полученный документ имеет электронное подтверждение «согласовано государством», также к нему автоматически прикрепляется разрешение на строительство, так как проект является типовым [5, с. 7].

Получить земельный участок предприниматель может в аренду на основании конкурса, заявки или лотереи. Обязательным условием является возведение в течение двух лет типового промышленного объекта. Стоимость аренды на период строительства минимальна и не дает арендатору права передавать землю в субаренду. Если в течение двух лет здание не возведено, участок изымается.

После строительства объекта с резидентом промышленного парка заключается договор аренды на десять лет. В рамках проекта ему будет предоставлено право получения данного земельного участка в собственность через выплату всех видов налогов на сумму, эквивалентную 1 млн долларов, в течение десяти лет или выкуп земельного участка единым платежом. Передача земли в собственность осуществляется после получения справки из ФНС. После получения подтверждения об уплате налогов компания может приобрести участок со зданием за символическую плату в 1 рубль [6, с. 29].

В течение 7-10 лет в России появится 150 тыс. новых предприятий, которые будут производить самый широкий спектр товаров: мебель, запчасти, фурнитуру, продукты питания и т.д. Средний штат такого предприятия составит 20-40 человек. А в условиях нестабильной экономической ситуации данный проект будет иметь огромное социальное значение для общества, так как создаст тысячи новых рабочих мест, а выделенные 2 га земли позволят небольшой компании выстроить долгосрочную стратегию развития с горизонтом планирования до 20 лет. Предприниматель будет заинтересован платить «белую» зарплату, все налоги и взносы, так как в будущем это позволит ему получить земельный участок в собственность. Программа даст толчок выводу предприятий из так называемой мертвой зоны городов, в свою очередь освобожденные площади заводов могут быть грамотно использованы городскими властями под реновацию. В городах оживут промышленные зоны. Это даст экономический эффект, сопоставимый со всей программой. Из вновь открывшихся предприятий, благодаря созданным условиям, смогут вырасти по-настоящему инновационные компании с уникальной продукцией, востребованной во всем мире [7, с. 38].

Затраты государства на запуск программы минимальны: выделение земли, разработка типовых проектов с участием экспертов отрасли, подключение промышленных парков к энергосетям и обеспечение транспортной доступности объектов.

По предварительной оценке, от реализации программы государство в течение десяти лет может получить до 250 млрд долларов в бюджет страны, при этом около 30% предпринимателей смогут выкупить свои участки в течение первых семи лет. А это значит, что в бюджет страны увеличится поступление от земельного налога. Государство получит более 4 млн лояльных граждан из числа представителей малого и среднего бизнеса, новых реальных товаропроизводителей. Также проект резко повысит мобильность населения РФ, особенно рабочих специальностей, что разгрузит депрессивные моногорода и поселки. Таким образом, будет наблюдаться мультипликативный эффект от программы [8, с. 59].