Одним из важных вопросов актуального развития российской экономики состоит в переходе к инновационной модели. Ее намерение во многом связано с усовершенствованием научно-исследовательского сектора, где значимая положение отводится внедрению государственно-частного партнерства как причине, стимулирующей интересы инновационной экономики.
Цель работы заключается в исследовании на основе мирового опыта теоретико-методологических положений и методических рекомендаций по формированию механизмов совершенствования государственно-частного партнерства в инновационных проектах.
Положительный эксперимент развития государственно-частного партнерства в развитых странах представляет, что оно допускает не только оптимальные риски исполнения научно-исследовательской деятельности, но и выступает как механизм привлечения крупного бизнеса к формированию новых результатов и технологий. Эффективность устройства государственно-частного партнерства вызвана его ориентацией на обеспечение баланса интересов задействованных сторон, результата необходимого уровня инновационной активности предпринимательского подразделения, повышение свойств государственного управления. Использование различных форм государственно-частного партнерства может содействовать формированию передовых методов управления инновационных действий, ее ориентацией на решение важных экономических целей, связанных с производством новых технологий, современных товаров и услуг. Вместе с тем в ходе реализации государственно-частного партнерства в инновационной сфере имеется определенный ряд проблем, мешавших его широкому внедрению, которые связаны, в основном, с недостаточным методологическим исследованием формирования механизмов государственно-частного партнерства применительно к инновационной сфере, недооценкой реального престижа института государственно-частного партнерства на экономику страны и, прежде всего, на интересы интеграционных связей государственных и бизнес-структур в совместных проектах, что обусловливает остроту данной темы статьи [1].
Теоретическая и методологическая основа статьи опирается на смысловых положениях, содержащихся в трудах российских и зарубежных экономистов по вопросам создания и развития государственно-частного партнерства и его воздействия на инновационное продвижение экономики. В качестве методологической базы статьи использовались методы системного и комплексного анализа, экономико-статистические и сравнительные методы, а также метод экспертных оценок. Научная новизна статьи состоит в аргументации теоретических и методологических положений, содержавших основание государственно-частного партнерства в инновационной сфере, и разработке научно-практических предложений по внедрению перспективных форм государственно-частного партнерства, активизирующих формирования.
Выявлены принципы государственно-частного партнерства в сфере инноваций как системы институционально организованных взаимоотношений, развиваемых на длительной и взаимовыгодной основе в мерах объединения не только финансовых и нефинансовых средств, но и полномочия государства (лицензии и льготы) и бизнеса (опыт и знания), позволяющих обеспечивать получение вызываемого ответа и его практическое внедрение. Особенности взаимодействия бизнеса и государства в инновационной сфере отражаются в разработке и управлении объектами инфраструктуры в целях приобретения инновационного продукта в процессе реализации партнерства.
Поставлены механизмы реализации государственно-частного партнерства, которые полезны для использования в инновационной сфере. Сгруппированы формы выполнения государственно-частного партнерства в научно-исследовательском секторе в зависимости от классификации функций, обязательств и ответственности между государством и бизнесом в партнерской деятельности: совместное финансирование проектов за счет средств госбюджета и частных инвестиций; научно-исследовательские центры внедрения технологий.
Выдвинуты характеристики современной российской инновационной системы: во-первых, расширяющийся вид ее прогресса, что проявляется в большем росте государственных расходов; во-вторых, осведомленность системы на имитационный характер в связи с заимствованием готовых технологий; в-третьих, низкий уровень коммерциализации научных разработок; в-четвертых, заниженные стимулы развития инноваций у подавляющего большинства российских предприятий по причине неразвитости конкурентной среды.
Развернута роль государственно-частного партнерства в создании институциональной модели инновационной инфраструктуры российской экономики, где оно выступает соединяющей причиной ведущих участков: академических и отраслевых институтов, научно-образовательных институтов, корпораций и государственных предприятий. Эта связь воплощается путем технологических платформ, которые призваны стимулировать усилия по созданию перспективных коммерческих услуг, а также содействовать привлечению вспомогательных возможностей.
Практическая и теоретическая роль статьи состоит в том, что разработанные в работе положения о ценности государственно-частного партнерства в институциональной схеме инновационной инфраструктуры и направлениях ее усовершенствования усиливают теоретические описания о формах развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере и его влиянии на рост конкурентоспособности экономики в современных условиях.
Выявлено содержание и подчеркнуты особенности государственно-частного партнерства в инновационной сфере экономики.
Мировой эксперимент государственно-частного партнерства в инновационной сфере показавший высокую эффективность его применение, что обусловлено действием ряда причин, гарантированных стабильную институциональную основу проектов и правовую изученность базовых условий выполнения договоров и соглашений в пределах государственно-частного партнерства.
Происходящие в мире операции глобализации важнее изменяют понятия взаимодействия государства и бизнес-структур в экономике, что устанавливает показание в новых формах и способах их совместного пособничества. В рамках такого взаимодействия действенно осуществляется внимание обеих сторон: бизнес рассматривает его как случай создания с участием государства более благоприятных условий производственной инициативности и получения гарантированного дохода, а государство применяет сотрудничество с бизнесом для привлечения личного капитала к разработке национально значимых проектов.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует законодательное объяснение государственно-частного партнерства, так как должный закон до сих пор не принят. В связи с чем, в отечественной экономической литературе имеются разные варианты формулировки определения государственно-частного партнерства. Так, партнерство государства и частного бизнеса определяется как система сотрудничества коммерческих предприятий и организаций с государственными структурами, создаваемая для достижения общих экономических целей [2]. Другая точка зрения выделяет государственно-частное партнерство как организационный институциональный альянс между представителями государства и бизнес-сферы, создаваемый под конкретные цели, связанные с реализацией общественно-значимых проектов [3].
Данные формулировки не рассматривают направленность таких соотношений на выгодность сотрудничества, которая приобретается за счет того, что в пределах сотрудничества появляется объединение имущественных и неимущественных потенциалов, размеры которых разрешают узнать долю участника в общем заключительном итоге проекта, а также заметить распределение полномочий, ответственности и риска всех участников. В таком мнении система компаньонских отношений может быть проверена как комплексность инструментов, применяемых взаимодействующими между собой взглядами в ходе конкретных целедостижений. В рамках таких взаимоотношений, создаваемых в инновационной сфере, они пополняются объединением возможностей участников: со стороны государства это лицензии и льготы, а со стороны бизнеса – опыт и знания.
Поэтому, экономическое содержание компаньонских отношений в границах государственно-частного партнерства в сфере инноваций осуществлено на объединении государственных и частных резервах и компетенций, обеспечивающих государству вероятности успеха социально-политических задач на основе экономического развития, а бизнесу – получение образцовых условий для выполнения своих действий с целью получения гарантированного дохода. При всем различном использовании инструментов государственно-частного партнерства, все они связываются общей идеей, согласно которой главной целью в осуществлении проекта должен быть направлен на максимальное применение возможности бизнеса в совершении совместных с государством действий с целью обретения общественно значимого итога.
Поставлены механизмы и сгрупированны формы реализации государственно-частного партнерства в сфере инноваций.
Несмотря на то, что развитие науки и создание новых технологий содержат высокий уровень продвижения и конкурентоспособности экономики, в Российской Федерации это дело идет медленно, поскольку применяется наиболее установленные инструменты передачи технологий, поднятые за счет госбюджета. Они различаются наибольшей консервативностью и создаются медленно и не оперативно. Главным вопросом низкой оперативности инновационной политики в государстве содержится в присутствии разрыва между фундаментальными и технологическими изучениями и коммерческим использованием их итогов, что связано с небольшим вовлечением в этот ход фирм частного сектора.
Дефицит опыта исполнения оперативной помощи между государством и бизнес-структурами в инновационной сфере оказывается в данное время удерживающим методом результативного роста экономики. В настоящее время для воплощения концепции государственно-частного партнерства в инновационной сфере имеется два препятствия.
Во-первых, основные научные и технические исследования обычно происходят в государственном секторе за счет средств государственного бюджета. При этом не достают результативные режимы передачи этих созданий в производство в силу ограниченности числа инновационно нацеленных промышленных предприятий.
Во-вторых, сложившиеся в стране режимы вложения в научные разработки не осведомленные на коммерческое использование их итогов. За счет денег государственного бюджета оплачиваются только сами разработки, а не их введение в производство, т.е. коммерциализация.
В нынешних положениях в научно-исследовательском секторе сложились механизмы государственно-частного партнерства, созданные на общем оплачивании проектов за счет средств государственного бюджета и частных инвестиций, где внимание бизнеса показывается в приобретении прав на заключение научных разработок с миссией их следующего коммерческого применения. В значительной степени интерес бизнеса появляется к проектам, в которых они приобретают вероятность выполнять софинансирование начальных этапов коммерциализации научно-технических разработок.
Рассмотрение форм участия бизнеса в общих инновационных планах в пределах государственно-частного партнерства представляет, что главный вопрос кроется в недоработке институциональных форм их выполнения, нехватке учета справедливых взаимосвязей и взаимоотношений между государством и бизнесом. Это вызывает потребность улучшения механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере на принципе законодательно конкретных критериев исполнения совместной работы участников отношений, в том числе развития реальности участия бизнеса в общих проектах с научно-исследовательскими государственными предприятиями и учреждениями. Институциональное оформление таких критериев процессов государственно-частного партнерства создаст действительную основу для увеличения причастности бизнеса в участии хода развития научно исследовательского сектора России, а также будет способствовать продвижению функции предпринимательских конструкций в инновационной деятельности [4].
Выдвинуты характеристики инновационного процесса в России.
Изменение инновационного хода в России в последние годы обладает заметным размером затрат федерального бюджета на науку и инновационные технологии. Главный образ принимаемых затрат напрвлены на развитие изучений в области нанотехнологий, атомной энергетики и энергосберегающих систем. Это предоставило России занять более высокое место в рейтинге развития инноваций. Хотя уровень затрат на НИОКР к ВВП (1,1 %) все еще уступает аналогичным показателям не только европейских стран, но и многим другим государствам. Российские расходы на НИОКР в совершенном отражении при пересчете по паритету покупательной способности набирают примерно такой же уровень, как и у большинства европейских государств: они ниже уровня Великобритании, но выше Италии (рисунок).
Внутренние расходы на исследования и разработки (млрд долл. США, 2011 г.)
Россия в 2011 г. по уровню этих затрат занимала 8-е место в мире, а также была одним из лидеров по целому ряду ведущих течений научных разработок, в том числе в таких сферах как нанотехнологии, защита окружающей среды, живые системы, атомная и водородная энергетика, создание прикладных программных средств, энергосберегающие технологии.
Важной особенностью изменения российских предприятий оказывается в целом небольшая потребность на инновации, а также недейственная структура обновления главных фондов – излишний перекос в сторону закупок готового оборудования за границей в убыток внедрения и развития отечественных разработок.
Отсюда следует, что в развитии инновационной среды в Российской Федерации можно выделить следующие основные характеристики:
– во-первых, сильный рост растрат государственных средств, отводимых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
– во-вторых, важное течение совершаемых расходов обращено на развитие исследований в области нанотехнологий, атомной энергетики и энергосберегающих систем;
– в-третьих, нацеленность системы на моделирующий характер в связи с заимствованием готовых технологий, а не разработке кардинальных новаций и прорывных технологий.
Развернута роль государственно-частного партнерства в инновационной инфраструктуре российской экономики.
Важный центр инновационной системы России в 2012 г. составляли: научно-исследовательские институты и центры; высшие учебные заведения; проектные и проектно-изыскательские институты; конструкторские бюро.
Государство принимает важные старания по созданию инновационной инфраструктуры с участием предпринимательского сектора. Нынешняя инновационная инфраструктура заключается в следующих звеньях: государственные научноисследовательские и конструкторские организации, учреждения высшего профессионального образования, государственные корпорации и компании с государственным участием; технологические платформы; инновационные территориальные кластеры; институты развития [3].
Следовательно, связав все институциональные структуры по главным функциональным знакам инновационную инфраструктуру можно описать в виде модели. В модели показано три основных направления – система академических и отраслевых институтов, образовательно-исследовательских институтов и институтов государственно-частного партнерства. Институты государственно-частного партнерства оказываются центральным связывающим звеном в модели инновационной инфраструктуры и содержат различные диверсифицированные структуры, содержащие коммуникационные связи, которые призваны активизировать усилия по формированию перспективных коммерческих услуг, привлекать дополнительные ресурсы для разработок.
Вывод
Исходя из этого можно подвести итоги данной статьи, подход, созданный на государственно-частном партнерстве в стране, находится в самом начале своего формирования и требует многих стараний по усовершенствованию как нормативно-правовой базы, так и методологии практического совершенствования определенных проектов.
Библиографическая ссылка
Фёдорова А.Ю., Агафонова М.С. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 3. – С. 56-60;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=821 (дата обращения: 03.10.2024).