Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Скачков В.Ф. 1 Воронина Л.В. 1
1 ФГАОУВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Целью исследования является оценить государственное регулирование развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и определить направления его совершенствования. В условиях современного рынка малый бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства становится важным инструментом повышения качества услуг и удовлетворения потребностей населения. Интенсивное развитие Архангельской области в социально-экономической сфере неразрывно связано с реализацией мер поддержки малого бизнеса. Деятельность малых предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяет решать проблемы местной инфраструктуры, обеспечивать население необходимыми коммунальными услугами, организовывать занятость. В статье дана комплексная социально-экономическая оценка государственного регулирования малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области. Определены обозначившие в качестве приоритетной проблемы финансовые ограничения и незнание мер поддержки малого бизнеса, действующих в Архангельской области. Однако дефицит квалифицированных кадров затрудняет выполнение малыми предприятиями работ, достижение высокой эффективности и качества работы, что, в свою очередь, негативно сказывается на их финансовых результатах. Ограниченные финансовые возможности субъектов малого предпринимательства не позволяют им активно участвовать в реализации инфраструктурных проектов, направленных на развитие жилищного строительства. В ходе изучения проблемы реализации мер поддержки для измерения результативности государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области были проведены анализ количественных показателей и интервью с предпринимателями. По результатам оценки результативности государственного регулирования малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области определены направления развития, такие как информационно-консультационное, аналитическое и проектное.
малое предпринимательство
социально-экономическая сфера
жилищно-коммунальное хозяйство
Архангельская область
1. Каз М.С. и др. Регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в начале XXI века: мировой опыт: коллективная монография. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. 332 с.
2. Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Петров Д.В. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России в ретроспективе // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 33 (1). С. 8-11.
3.Воронина Л.В. Скачков В.Ф. Направления совершенствования государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Архангельской области // Экономические исследования и разработки. 2024. № 10. С. 105-118.
4. Дятлова И.И., Вялых Е.А. Инновационные меры государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 3/2. С. 188-193. DOI: 10.17513/vaael.3302.
5. Зыкова С.В. Малое предпринимательство в России: инициативы и государственная поддержка // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2023. № 1/1. С. 435-438.
6. Лопоносов Е.В., Климовских Н.В. Проблемы развития отрасли ЖКХ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 11/2 (105). С. 138-140.
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельские статистики [Электронный ресурс]. URL: https://29.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 03.02.2025).

Введение

Малый бизнес – один из ведущих секторов экономики, во многом определяющий темпы экономического роста, региональное развитие страны, состояние занятости населения, структуры и качества валового национального продукта [1, с. 5].

Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет ключевую роль в экономике любой страны, включая сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) [2]. Эта сфера включает в себя широкий спектр услуг, таких как водоснабжение, теплоснабжение, вывоз мусора, содержание и ремонт жилых и нежилых помещений [3].

В условиях современного рынка малый и средний бизнес в ЖКХ становится важным инструментом для повышения качества услуг и удовлетворения потребностей населения. Инновационные меры государственной финансовой поддержки играют решающую роль в развитии предпринимательства [4].

В настоящее время Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» планируется дополнить статьей «Поддержка хозяйствующих субъектов, утративших статус МСП». В ходе законопроекта предлагается распространить меры поддержки малого и среднего бизнеса, так как многие компании испытывают сложности с получением поддержки (https://kontur.ru/articles/4710#header_25703_4).

Проведенный обзор нормативных документов, регламентирующих методики оценки государственного регулирования и реализации мер государственной поддержки, позволил разработать авторскую методику оценки государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (https://rosstat.gov.ru/). На первом этапе разработки методики необходимо конкретизировать цели и показатели оценки. Основной целью государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области является создание условий для повышения организационно-экономических показателей малого бизнеса в сфере ЖКХ. Такими организационно-экономическими показателями являются:

− количество малых предприятий, ведущих деятельность в сфере ЖКХ Архангельской области;

− численность персонала малых предприятий сферы ЖКХ;

− объем годового оборота услуг/работ, оказываемых/выполняемых малыми предприятиями в сфере ЖКХ (в денежном выражении);

− объем финансирования (субсидирования, предоставления микрозаймов в рамках государственных программ) субъектов малого бизнеса, работающих в сфере ЖКХ;

− прирост объема работ/услуг, выполненных/оказанных субъектами малого бизнеса в рамках государственной программы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области;

− удовлетворенность субъектов малого предпринимательства сферы ЖКХ Архангельской области качеством взаимодействия с органами государственной власти и участием в государственных программах развития сферы ЖКХ.

В качестве источников данных для анализа и оценки используются данные официальной статистики, отчеты о реализации государственной программы развития сферы ЖКХ и малого предпринимательства в Архангельской области (https://29.rosstat.gov.ru/small_and_medium_enterprises11).

Так, по данным официальной статистики, в 2023 году в сфере ЖКХ работало 67 субъектов малого бизнеса. Плановое значение установлено на уровне 70. Это означает, что необходимо создать условия для открытия 3 новых предприятий малого бизнеса в сфере ЖКХ при условии, что действующие предприятия продолжат работу [5, 6].

Численность персонала малого бизнеса, работающего в сфере ЖКЖ Архангельской области, по данным статистики, в 2023 году составляла 1743 человека. Предполагается, что реализация мероприятий по развитию малого бизнеса в сфере ЖКХ Архангельской области будет способствовать увеличению количества субъектов предпринимательской деятельности, а это, в свою очередь, создаст дополнительные рабочие места. В ходе анализа численности персонала малых предприятий в сфере ЖКХ Архангельской области выявлено, что максимальная численность за период с 2019 по 2023 годы составляла 1803 человека. Поэтому предлагается установить в качестве планового значения численности персонала малых предприятий значение – 1800 человек.

Объем финансирования деятельности субъектов малого предпринимательства определен условно, исходя из планов мероприятий по развитию сферы ЖКХ в рамках государственной программы и объемов субсидирования деятельности малого бизнеса.

Цель исследования: оценить государственное регулирование развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и определить направления его совершенствования.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: анализ научной литературы и нормативной базы, систематизация и анализ статистических данных, полученных на сайте Управления федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (https://29.rosstat.gov.ru/). В интервью участвовали 40 приглашенных специалистов – представителей малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области.

Результаты исследования и их обсуждение

Для измерения результативности государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области проанализированы количественные показатели и проведено интервьюирование предпринимателей.

В таблице 1 систематизированы данные по количественным показателям оценки государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области [7]. В процессе применения методики оценки выявлено, что не все количественные показатели могут быть оценены из-за отсутствия данных. Например, нет данных по объемам финансирования (субсидирования, предоставления микрозаймов) субъектов малого бизнеса сферы ЖКХ. Также невозможно определить долю в объеме работ, выполненных субъектами малого бизнеса в рамках государственной программы развития сферы ЖКХ. Для совершенствования государственного регулирования и повышения точности оценки рекомендуется включить данные показатели в отчеты о реализации планов мероприятий по поддержке малого бизнеса и развитию сферы ЖКХ.

Таблица 1

Оценка государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области за 2023–2024 гг.

Показатель

2023

2024

Плановое значение

Отклонение от планового

значения

1

Количество малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ

67

64

70

-6

2

Численность персонала, работающего на малых предприятиях сферы ЖКХ

1743

н/д

1800

-57

3

Объем финансирования (субсидирования, предоставления микрозаймов) субъектов малого бизнеса, работающих сфере ЖКХ, тыс. руб.

н/д

н/д

15000

0

4

Доля в объеме работ, услуг, выполненных субъектами малого бизнеса в рамках государственной программы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, %

н/д

н/д

25

0

Примечание: н/д – нет данных.

missing image file

Рис. 1. Распределение участников опроса (интервью) по направлениям деятельности

Оценка уровня удовлетворенности субъектов малого бизнеса в сфере ЖКХ проводилась с использованием интервьюирования. Всего было отправлено 40 приглашений на интервью, но получено только 16 ответов. База данных участников исследования формировалась на основе личных контактов и открытых источников (сети Интернет). Распределение участников опроса по направлениям деятельности представлено на рисунке 1.

Наиболее распространенным направлением деятельности среди участников интервью является техническое обслуживание жилого фонда (75% от числа опрошенных – 12 человек). В данном направлении функционируют предприятия по предоставлению услуг текущего и капитального ремонта жилого фонда, обслуживанию систем вентиляции, кондиционирования воздуха. Наименьшую долю составляют малые предприятия, занимающиеся благоустройством территории (6% от числа опрошенных).

Одна из причин такого распределения заключается в более высокой привлекательности сферы обслуживания зданий, так как она обеспечивает стабильный и достаточно высокий доход. При этом другие сферы, в частности благоустройство территорий, водоснабжение и водоотведение, имеют высокую социальную значимость и напрямую влияют на качество жизни населения, поэтому нуждаются в дополнительной поддержке со стороны органов власти.

missing image file

Рис. 2. Распределение наиболее актуальных проблем субъектов малого бизнеса, работающих в сфере ЖКХ Архангельской области

missing image file

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы решаете возникающие проблемы»

Распределение наиболее актуальных проблем малого бизнеса в сфере ЖКХ Архангельской области представлено на рисунке 2. Участники интервью могли выбрать несколько вариантов ответов. Процентные показатели рассчитаны от общего числа ответов. Наиболее популярным вариантом ответа был «Ограничение финансовых ресурсов» – 39% участников опроса. 29% участников отметили устаревшую материальную базу и 27% участников – нехватку трудовых ресурсов. Только 2 участника опроса (5% от общего числа) отметили в качестве проблемы высокие нормативные требования к ведению бизнеса.

Практически все участники исследования, обозначившие в качестве приоритетной проблемы финансовые ограничения, решают эту проблему привлечением заемных средств –28% от общего числа опрошенных. 17% опрошенных принимают меры для обновления материально-технической базы, 11% отпрошенных стремятся устранить кадровый дефицит более высокой оплатой труда. При этом 39% опрошенных заявили, что ничего не делают для решения актуальных проблем бизнеса. Такая пассивность может быть обусловлена двумя причинами: отсутствием у предпринимателя личностных ресурсов для преодоления проблем и нежеланием делиться информацией (рис. 3).

На рисунке 4 приведены данные, характеризующие уровень информированности предпринимателей о мерах государственной поддержки, реализуемой в Архангельской области.

missing image file

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы о мерах поддержки малого бизнеса, действующих в Архангельской области?»

Только 31% участников интервью ответили, что знакомы с мерами поддержки малого бизнеса, действующими в Архангельской области. Это недостаточно высокий показатель, учитывая, что мероприятия по информированию субъектов малого бизнеса включены в подпрограмму поддержки предпринимательства. Предполагается, что используемые способы информирования не обеспечивают полного охвата аудитории и нуждаются в совершенствовании.

В то же время 75% участников исследования ответили, что обращались в центр «Мой бизнес» по различным вопросам. В основном это касалось документального сопровождения предпринимательской деятельности, консультирования по вопросам налогообложения и ведения финансового учета. 19% участников исследования не обращались в центр «Мой бизнес» (рис. 5).

missing image file

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Обращались ли Вы в течение последнего года в центр “Мой бизнес” за консультацией, субсидией, по иным вопросам?»

Следующий вопрос был направлен на изучение активности субъектов малого бизнеса в отношении программ финансирования и иных мер финансовой поддержки. Оказалось, что только 19% опрошенных (3 человека) участвовали в программах субсидирования малого бизнеса, 81% участников опроса не подавали заявки на субсидирование и привлечение финансовых средств по программам государственной поддержки (рис. 6).

Следующий вопрос относился только к тем, что участвовал в программах субсидирования малого бизнеса. Оказалось, что в целом результат участия в программах субсидирования участников устроил (67%, или 2 человека из 3).

missing image file

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Участвовали ли Вы в течение последнего года в программах субсидирования малого бизнеса?»

Уточняющие вопросы о том, какой именно результат получили предприниматели, участвуя в программах софинансирования деятельности, могли бы прояснить ситуацию, определить значимые для предпринимателей показатели.

Следующий вопрос направлен на выявление причин, по которым субъекты малого бизнеса не принимали участия в программах финансовой поддержки. Наиболее популярным ответом был «Недостаток информации, не знал» – 39% от числа участников опроса. Это означает, что реализуемая информационная политика нуждается в изменении. 23% участников опроса заявили, что считают процедуру получения финансовой поддержки сложной. И столько же участников затруднились с выбором варианта ответа (рис. 7).

Завершающий вопрос интервью направлен на оценку общего уровня удовлетворенности субъектов малого бизнеса взаимодействием с органами власти (рис. 8).

missing image file

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Если не участвовали, то по какой причине?»

missing image file

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете взаимодействие с органами власти в целом?»

Полностью взаимодействие с органами власти устраивает только 12% участников опроса. 8 из 16 участников исследования (50% от числа опрошенных) указали на наличие отдельных проблем во взаимодействии с органами власти. 25% участников исследования оценили взаимодействие с органами власти на среднем уровне и 13% – негативно. В целом, 62,5% участников исследования удовлетворены взаимодействием с органами власти, 37,5% участников исследования не удовлетворены.

Заключение

Таким образом, проведенное измерение результативности государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области показало, что действующая политика нуждается в совершенствовании, что подтверждается отклонением от плановых показателей и низким уровнем удовлетворенности субъектов малого бизнеса взаимодействием с органами власти.

По результатам оценки результативности государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области определены направления развития, такие как информационно-консультационное, аналитическое и проектное направления. В рамках информационно-консультационного направления предлагается создать реестр малых предприятий сферы ЖКХ Архангельской области, чтобы ускорить взаимодействие и информирование об участии в программах и мероприятиях. В рамках аналитического направления предлагается включить в отчетность реализации государственной программы развития сферы ЖКХ показатели, характеризующие объем работ, выполненных субъектами малого бизнеса. Проектное направление включает мероприятия по совместной разработке и реализации проектов, направленных на решение социально значимых задач в сфере ЖКХ Архангельской области.


Библиографическая ссылка

Скачков В.Ф., Воронина Л.В. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ // Научное обозрение. Экономические науки. 2025. № 1. С. 5-11;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1147 (дата обращения: 19.04.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674