Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF STATE REGULATION OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF HOUSING AND MUNICIPAL SERVICES IN THE ARKHANGELSK REGION

Skachkov V.F. 1 Voronina L.V. 1
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
1044 KB
Objective of the study: to assess state regulation of small business development in the housing and utilities sector and to determine areas for its improvement. In the conditions of the modern market, small businesses in the housing and communal services sector are becoming an important tool for improving the quality of services and meeting the needs of the population. The intensive development of the region in the socio-economic sphere is associated with the implementation of measures to support small businesses. The activities of small enterprises in the housing and communal services sector make it possible to solve local infrastructure problems, provide the population with necessary utilities, and organize employment. The article presents a comprehensive socio-economic assessment of the state of small businesses in the housing and utilities sector of the Arkhangelsk Region. Financial constraints and ignorance of small business support measures in effect have been identified as a priority problem. However, the shortage and deficit of qualified personnel make it difficult for small businesses to perform work, achieve high efficiency and quality of work, which in turn has a negative impact on their financial results. The limited financial capabilities of small businesses do not allow them actively participate in the implementation of infrastructure projects aimed at developing housing construction. In the course of studying the problem of implementing support measures to measure the effectiveness of state regulation of small business development in the housing and communal services sector of the Arkhangelsk region, quantitative indicators were analyzed and interviews with entrepreneurs were conducted. Based on the results of the assessment of the effectiveness of state regulation of small business, development areas were identified, such as information, consulting, analytical, and project areas.
small businesses
socio-economic sphere
housing and communal services
Arkhangelsk region

Введение

Малый бизнес – один из ведущих секторов экономики, во многом определяющий темпы экономического роста, региональное развитие страны, состояние занятости населения, структуры и качества валового национального продукта [1, с. 5].

Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет ключевую роль в экономике любой страны, включая сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) [2]. Эта сфера включает в себя широкий спектр услуг, таких как водоснабжение, теплоснабжение, вывоз мусора, содержание и ремонт жилых и нежилых помещений [3].

В условиях современного рынка малый и средний бизнес в ЖКХ становится важным инструментом для повышения качества услуг и удовлетворения потребностей населения. Инновационные меры государственной финансовой поддержки играют решающую роль в развитии предпринимательства [4].

В настоящее время Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» планируется дополнить статьей «Поддержка хозяйствующих субъектов, утративших статус МСП». В ходе законопроекта предлагается распространить меры поддержки малого и среднего бизнеса, так как многие компании испытывают сложности с получением поддержки (https://kontur.ru/articles/4710#header_25703_4).

Проведенный обзор нормативных документов, регламентирующих методики оценки государственного регулирования и реализации мер государственной поддержки, позволил разработать авторскую методику оценки государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (https://rosstat.gov.ru/). На первом этапе разработки методики необходимо конкретизировать цели и показатели оценки. Основной целью государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области является создание условий для повышения организационно-экономических показателей малого бизнеса в сфере ЖКХ. Такими организационно-экономическими показателями являются:

− количество малых предприятий, ведущих деятельность в сфере ЖКХ Архангельской области;

− численность персонала малых предприятий сферы ЖКХ;

− объем годового оборота услуг/работ, оказываемых/выполняемых малыми предприятиями в сфере ЖКХ (в денежном выражении);

− объем финансирования (субсидирования, предоставления микрозаймов в рамках государственных программ) субъектов малого бизнеса, работающих в сфере ЖКХ;

− прирост объема работ/услуг, выполненных/оказанных субъектами малого бизнеса в рамках государственной программы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области;

− удовлетворенность субъектов малого предпринимательства сферы ЖКХ Архангельской области качеством взаимодействия с органами государственной власти и участием в государственных программах развития сферы ЖКХ.

В качестве источников данных для анализа и оценки используются данные официальной статистики, отчеты о реализации государственной программы развития сферы ЖКХ и малого предпринимательства в Архангельской области (https://29.rosstat.gov.ru/small_and_medium_enterprises11).

Так, по данным официальной статистики, в 2023 году в сфере ЖКХ работало 67 субъектов малого бизнеса. Плановое значение установлено на уровне 70. Это означает, что необходимо создать условия для открытия 3 новых предприятий малого бизнеса в сфере ЖКХ при условии, что действующие предприятия продолжат работу [5, 6].

Численность персонала малого бизнеса, работающего в сфере ЖКЖ Архангельской области, по данным статистики, в 2023 году составляла 1743 человека. Предполагается, что реализация мероприятий по развитию малого бизнеса в сфере ЖКХ Архангельской области будет способствовать увеличению количества субъектов предпринимательской деятельности, а это, в свою очередь, создаст дополнительные рабочие места. В ходе анализа численности персонала малых предприятий в сфере ЖКХ Архангельской области выявлено, что максимальная численность за период с 2019 по 2023 годы составляла 1803 человека. Поэтому предлагается установить в качестве планового значения численности персонала малых предприятий значение – 1800 человек.

Объем финансирования деятельности субъектов малого предпринимательства определен условно, исходя из планов мероприятий по развитию сферы ЖКХ в рамках государственной программы и объемов субсидирования деятельности малого бизнеса.

Цель исследования: оценить государственное регулирование развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и определить направления его совершенствования.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: анализ научной литературы и нормативной базы, систематизация и анализ статистических данных, полученных на сайте Управления федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (https://29.rosstat.gov.ru/). В интервью участвовали 40 приглашенных специалистов – представителей малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области.

Результаты исследования и их обсуждение

Для измерения результативности государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области проанализированы количественные показатели и проведено интервьюирование предпринимателей.

В таблице 1 систематизированы данные по количественным показателям оценки государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области [7]. В процессе применения методики оценки выявлено, что не все количественные показатели могут быть оценены из-за отсутствия данных. Например, нет данных по объемам финансирования (субсидирования, предоставления микрозаймов) субъектов малого бизнеса сферы ЖКХ. Также невозможно определить долю в объеме работ, выполненных субъектами малого бизнеса в рамках государственной программы развития сферы ЖКХ. Для совершенствования государственного регулирования и повышения точности оценки рекомендуется включить данные показатели в отчеты о реализации планов мероприятий по поддержке малого бизнеса и развитию сферы ЖКХ.

Таблица 1

Оценка государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области за 2023–2024 гг.

Показатель

2023

2024

Плановое значение

Отклонение от планового

значения

1

Количество малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ

67

64

70

-6

2

Численность персонала, работающего на малых предприятиях сферы ЖКХ

1743

н/д

1800

-57

3

Объем финансирования (субсидирования, предоставления микрозаймов) субъектов малого бизнеса, работающих сфере ЖКХ, тыс. руб.

н/д

н/д

15000

0

4

Доля в объеме работ, услуг, выполненных субъектами малого бизнеса в рамках государственной программы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, %

н/д

н/д

25

0

Примечание: н/д – нет данных.

missing image file

Рис. 1. Распределение участников опроса (интервью) по направлениям деятельности

Оценка уровня удовлетворенности субъектов малого бизнеса в сфере ЖКХ проводилась с использованием интервьюирования. Всего было отправлено 40 приглашений на интервью, но получено только 16 ответов. База данных участников исследования формировалась на основе личных контактов и открытых источников (сети Интернет). Распределение участников опроса по направлениям деятельности представлено на рисунке 1.

Наиболее распространенным направлением деятельности среди участников интервью является техническое обслуживание жилого фонда (75% от числа опрошенных – 12 человек). В данном направлении функционируют предприятия по предоставлению услуг текущего и капитального ремонта жилого фонда, обслуживанию систем вентиляции, кондиционирования воздуха. Наименьшую долю составляют малые предприятия, занимающиеся благоустройством территории (6% от числа опрошенных).

Одна из причин такого распределения заключается в более высокой привлекательности сферы обслуживания зданий, так как она обеспечивает стабильный и достаточно высокий доход. При этом другие сферы, в частности благоустройство территорий, водоснабжение и водоотведение, имеют высокую социальную значимость и напрямую влияют на качество жизни населения, поэтому нуждаются в дополнительной поддержке со стороны органов власти.

missing image file

Рис. 2. Распределение наиболее актуальных проблем субъектов малого бизнеса, работающих в сфере ЖКХ Архангельской области

missing image file

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы решаете возникающие проблемы»

Распределение наиболее актуальных проблем малого бизнеса в сфере ЖКХ Архангельской области представлено на рисунке 2. Участники интервью могли выбрать несколько вариантов ответов. Процентные показатели рассчитаны от общего числа ответов. Наиболее популярным вариантом ответа был «Ограничение финансовых ресурсов» – 39% участников опроса. 29% участников отметили устаревшую материальную базу и 27% участников – нехватку трудовых ресурсов. Только 2 участника опроса (5% от общего числа) отметили в качестве проблемы высокие нормативные требования к ведению бизнеса.

Практически все участники исследования, обозначившие в качестве приоритетной проблемы финансовые ограничения, решают эту проблему привлечением заемных средств –28% от общего числа опрошенных. 17% опрошенных принимают меры для обновления материально-технической базы, 11% отпрошенных стремятся устранить кадровый дефицит более высокой оплатой труда. При этом 39% опрошенных заявили, что ничего не делают для решения актуальных проблем бизнеса. Такая пассивность может быть обусловлена двумя причинами: отсутствием у предпринимателя личностных ресурсов для преодоления проблем и нежеланием делиться информацией (рис. 3).

На рисунке 4 приведены данные, характеризующие уровень информированности предпринимателей о мерах государственной поддержки, реализуемой в Архангельской области.

missing image file

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы о мерах поддержки малого бизнеса, действующих в Архангельской области?»

Только 31% участников интервью ответили, что знакомы с мерами поддержки малого бизнеса, действующими в Архангельской области. Это недостаточно высокий показатель, учитывая, что мероприятия по информированию субъектов малого бизнеса включены в подпрограмму поддержки предпринимательства. Предполагается, что используемые способы информирования не обеспечивают полного охвата аудитории и нуждаются в совершенствовании.

В то же время 75% участников исследования ответили, что обращались в центр «Мой бизнес» по различным вопросам. В основном это касалось документального сопровождения предпринимательской деятельности, консультирования по вопросам налогообложения и ведения финансового учета. 19% участников исследования не обращались в центр «Мой бизнес» (рис. 5).

missing image file

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Обращались ли Вы в течение последнего года в центр “Мой бизнес” за консультацией, субсидией, по иным вопросам?»

Следующий вопрос был направлен на изучение активности субъектов малого бизнеса в отношении программ финансирования и иных мер финансовой поддержки. Оказалось, что только 19% опрошенных (3 человека) участвовали в программах субсидирования малого бизнеса, 81% участников опроса не подавали заявки на субсидирование и привлечение финансовых средств по программам государственной поддержки (рис. 6).

Следующий вопрос относился только к тем, что участвовал в программах субсидирования малого бизнеса. Оказалось, что в целом результат участия в программах субсидирования участников устроил (67%, или 2 человека из 3).

missing image file

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Участвовали ли Вы в течение последнего года в программах субсидирования малого бизнеса?»

Уточняющие вопросы о том, какой именно результат получили предприниматели, участвуя в программах софинансирования деятельности, могли бы прояснить ситуацию, определить значимые для предпринимателей показатели.

Следующий вопрос направлен на выявление причин, по которым субъекты малого бизнеса не принимали участия в программах финансовой поддержки. Наиболее популярным ответом был «Недостаток информации, не знал» – 39% от числа участников опроса. Это означает, что реализуемая информационная политика нуждается в изменении. 23% участников опроса заявили, что считают процедуру получения финансовой поддержки сложной. И столько же участников затруднились с выбором варианта ответа (рис. 7).

Завершающий вопрос интервью направлен на оценку общего уровня удовлетворенности субъектов малого бизнеса взаимодействием с органами власти (рис. 8).

missing image file

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Если не участвовали, то по какой причине?»

missing image file

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете взаимодействие с органами власти в целом?»

Полностью взаимодействие с органами власти устраивает только 12% участников опроса. 8 из 16 участников исследования (50% от числа опрошенных) указали на наличие отдельных проблем во взаимодействии с органами власти. 25% участников исследования оценили взаимодействие с органами власти на среднем уровне и 13% – негативно. В целом, 62,5% участников исследования удовлетворены взаимодействием с органами власти, 37,5% участников исследования не удовлетворены.

Заключение

Таким образом, проведенное измерение результативности государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области показало, что действующая политика нуждается в совершенствовании, что подтверждается отклонением от плановых показателей и низким уровнем удовлетворенности субъектов малого бизнеса взаимодействием с органами власти.

По результатам оценки результативности государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области определены направления развития, такие как информационно-консультационное, аналитическое и проектное направления. В рамках информационно-консультационного направления предлагается создать реестр малых предприятий сферы ЖКХ Архангельской области, чтобы ускорить взаимодействие и информирование об участии в программах и мероприятиях. В рамках аналитического направления предлагается включить в отчетность реализации государственной программы развития сферы ЖКХ показатели, характеризующие объем работ, выполненных субъектами малого бизнеса. Проектное направление включает мероприятия по совместной разработке и реализации проектов, направленных на решение социально значимых задач в сфере ЖКХ Архангельской области.