Введение
Малый бизнес – один из ведущих секторов экономики, во многом определяющий темпы экономического роста, региональное развитие страны, состояние занятости населения, структуры и качества валового национального продукта [1, с. 5].
Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет ключевую роль в экономике любой страны, включая сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) [2]. Эта сфера включает в себя широкий спектр услуг, таких как водоснабжение, теплоснабжение, вывоз мусора, содержание и ремонт жилых и нежилых помещений [3].
В условиях современного рынка малый и средний бизнес в ЖКХ становится важным инструментом для повышения качества услуг и удовлетворения потребностей населения. Инновационные меры государственной финансовой поддержки играют решающую роль в развитии предпринимательства [4].
В настоящее время Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» планируется дополнить статьей «Поддержка хозяйствующих субъектов, утративших статус МСП». В ходе законопроекта предлагается распространить меры поддержки малого и среднего бизнеса, так как многие компании испытывают сложности с получением поддержки (https://kontur.ru/articles/4710#header_25703_4).
Проведенный обзор нормативных документов, регламентирующих методики оценки государственного регулирования и реализации мер государственной поддержки, позволил разработать авторскую методику оценки государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (https://rosstat.gov.ru/). На первом этапе разработки методики необходимо конкретизировать цели и показатели оценки. Основной целью государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области является создание условий для повышения организационно-экономических показателей малого бизнеса в сфере ЖКХ. Такими организационно-экономическими показателями являются:
− количество малых предприятий, ведущих деятельность в сфере ЖКХ Архангельской области;
− численность персонала малых предприятий сферы ЖКХ;
− объем годового оборота услуг/работ, оказываемых/выполняемых малыми предприятиями в сфере ЖКХ (в денежном выражении);
− объем финансирования (субсидирования, предоставления микрозаймов в рамках государственных программ) субъектов малого бизнеса, работающих в сфере ЖКХ;
− прирост объема работ/услуг, выполненных/оказанных субъектами малого бизнеса в рамках государственной программы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области;
− удовлетворенность субъектов малого предпринимательства сферы ЖКХ Архангельской области качеством взаимодействия с органами государственной власти и участием в государственных программах развития сферы ЖКХ.
В качестве источников данных для анализа и оценки используются данные официальной статистики, отчеты о реализации государственной программы развития сферы ЖКХ и малого предпринимательства в Архангельской области (https://29.rosstat.gov.ru/small_and_medium_enterprises11).
Так, по данным официальной статистики, в 2023 году в сфере ЖКХ работало 67 субъектов малого бизнеса. Плановое значение установлено на уровне 70. Это означает, что необходимо создать условия для открытия 3 новых предприятий малого бизнеса в сфере ЖКХ при условии, что действующие предприятия продолжат работу [5, 6].
Численность персонала малого бизнеса, работающего в сфере ЖКЖ Архангельской области, по данным статистики, в 2023 году составляла 1743 человека. Предполагается, что реализация мероприятий по развитию малого бизнеса в сфере ЖКХ Архангельской области будет способствовать увеличению количества субъектов предпринимательской деятельности, а это, в свою очередь, создаст дополнительные рабочие места. В ходе анализа численности персонала малых предприятий в сфере ЖКХ Архангельской области выявлено, что максимальная численность за период с 2019 по 2023 годы составляла 1803 человека. Поэтому предлагается установить в качестве планового значения численности персонала малых предприятий значение – 1800 человек.
Объем финансирования деятельности субъектов малого предпринимательства определен условно, исходя из планов мероприятий по развитию сферы ЖКХ в рамках государственной программы и объемов субсидирования деятельности малого бизнеса.
Цель исследования: оценить государственное регулирование развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и определить направления его совершенствования.
Материалы и методы исследования
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативной базы, систематизация и анализ статистических данных, полученных на сайте Управления федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (https://29.rosstat.gov.ru/). В интервью участвовали 40 приглашенных специалистов – представителей малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области.
Результаты исследования и их обсуждение
Для измерения результативности государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области проанализированы количественные показатели и проведено интервьюирование предпринимателей.
В таблице 1 систематизированы данные по количественным показателям оценки государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области [7]. В процессе применения методики оценки выявлено, что не все количественные показатели могут быть оценены из-за отсутствия данных. Например, нет данных по объемам финансирования (субсидирования, предоставления микрозаймов) субъектов малого бизнеса сферы ЖКХ. Также невозможно определить долю в объеме работ, выполненных субъектами малого бизнеса в рамках государственной программы развития сферы ЖКХ. Для совершенствования государственного регулирования и повышения точности оценки рекомендуется включить данные показатели в отчеты о реализации планов мероприятий по поддержке малого бизнеса и развитию сферы ЖКХ.
Таблица 1
Оценка государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области за 2023–2024 гг.
№ |
Показатель |
2023 |
2024 |
Плановое значение |
Отклонение от планового значения |
1 |
Количество малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ |
67 |
64 |
70 |
-6 |
2 |
Численность персонала, работающего на малых предприятиях сферы ЖКХ |
1743 |
н/д |
1800 |
-57 |
3 |
Объем финансирования (субсидирования, предоставления микрозаймов) субъектов малого бизнеса, работающих сфере ЖКХ, тыс. руб. |
н/д |
н/д |
15000 |
0 |
4 |
Доля в объеме работ, услуг, выполненных субъектами малого бизнеса в рамках государственной программы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, % |
н/д |
н/д |
25 |
0 |
Примечание: н/д – нет данных.
Рис. 1. Распределение участников опроса (интервью) по направлениям деятельности
Оценка уровня удовлетворенности субъектов малого бизнеса в сфере ЖКХ проводилась с использованием интервьюирования. Всего было отправлено 40 приглашений на интервью, но получено только 16 ответов. База данных участников исследования формировалась на основе личных контактов и открытых источников (сети Интернет). Распределение участников опроса по направлениям деятельности представлено на рисунке 1.
Наиболее распространенным направлением деятельности среди участников интервью является техническое обслуживание жилого фонда (75% от числа опрошенных – 12 человек). В данном направлении функционируют предприятия по предоставлению услуг текущего и капитального ремонта жилого фонда, обслуживанию систем вентиляции, кондиционирования воздуха. Наименьшую долю составляют малые предприятия, занимающиеся благоустройством территории (6% от числа опрошенных).
Одна из причин такого распределения заключается в более высокой привлекательности сферы обслуживания зданий, так как она обеспечивает стабильный и достаточно высокий доход. При этом другие сферы, в частности благоустройство территорий, водоснабжение и водоотведение, имеют высокую социальную значимость и напрямую влияют на качество жизни населения, поэтому нуждаются в дополнительной поддержке со стороны органов власти.
Рис. 2. Распределение наиболее актуальных проблем субъектов малого бизнеса, работающих в сфере ЖКХ Архангельской области
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы решаете возникающие проблемы»
Распределение наиболее актуальных проблем малого бизнеса в сфере ЖКХ Архангельской области представлено на рисунке 2. Участники интервью могли выбрать несколько вариантов ответов. Процентные показатели рассчитаны от общего числа ответов. Наиболее популярным вариантом ответа был «Ограничение финансовых ресурсов» – 39% участников опроса. 29% участников отметили устаревшую материальную базу и 27% участников – нехватку трудовых ресурсов. Только 2 участника опроса (5% от общего числа) отметили в качестве проблемы высокие нормативные требования к ведению бизнеса.
Практически все участники исследования, обозначившие в качестве приоритетной проблемы финансовые ограничения, решают эту проблему привлечением заемных средств –28% от общего числа опрошенных. 17% опрошенных принимают меры для обновления материально-технической базы, 11% отпрошенных стремятся устранить кадровый дефицит более высокой оплатой труда. При этом 39% опрошенных заявили, что ничего не делают для решения актуальных проблем бизнеса. Такая пассивность может быть обусловлена двумя причинами: отсутствием у предпринимателя личностных ресурсов для преодоления проблем и нежеланием делиться информацией (рис. 3).
На рисунке 4 приведены данные, характеризующие уровень информированности предпринимателей о мерах государственной поддержки, реализуемой в Архангельской области.
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы о мерах поддержки малого бизнеса, действующих в Архангельской области?»
Только 31% участников интервью ответили, что знакомы с мерами поддержки малого бизнеса, действующими в Архангельской области. Это недостаточно высокий показатель, учитывая, что мероприятия по информированию субъектов малого бизнеса включены в подпрограмму поддержки предпринимательства. Предполагается, что используемые способы информирования не обеспечивают полного охвата аудитории и нуждаются в совершенствовании.
В то же время 75% участников исследования ответили, что обращались в центр «Мой бизнес» по различным вопросам. В основном это касалось документального сопровождения предпринимательской деятельности, консультирования по вопросам налогообложения и ведения финансового учета. 19% участников исследования не обращались в центр «Мой бизнес» (рис. 5).
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Обращались ли Вы в течение последнего года в центр “Мой бизнес” за консультацией, субсидией, по иным вопросам?»
Следующий вопрос был направлен на изучение активности субъектов малого бизнеса в отношении программ финансирования и иных мер финансовой поддержки. Оказалось, что только 19% опрошенных (3 человека) участвовали в программах субсидирования малого бизнеса, 81% участников опроса не подавали заявки на субсидирование и привлечение финансовых средств по программам государственной поддержки (рис. 6).
Следующий вопрос относился только к тем, что участвовал в программах субсидирования малого бизнеса. Оказалось, что в целом результат участия в программах субсидирования участников устроил (67%, или 2 человека из 3).
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Участвовали ли Вы в течение последнего года в программах субсидирования малого бизнеса?»
Уточняющие вопросы о том, какой именно результат получили предприниматели, участвуя в программах софинансирования деятельности, могли бы прояснить ситуацию, определить значимые для предпринимателей показатели.
Следующий вопрос направлен на выявление причин, по которым субъекты малого бизнеса не принимали участия в программах финансовой поддержки. Наиболее популярным ответом был «Недостаток информации, не знал» – 39% от числа участников опроса. Это означает, что реализуемая информационная политика нуждается в изменении. 23% участников опроса заявили, что считают процедуру получения финансовой поддержки сложной. И столько же участников затруднились с выбором варианта ответа (рис. 7).
Завершающий вопрос интервью направлен на оценку общего уровня удовлетворенности субъектов малого бизнеса взаимодействием с органами власти (рис. 8).
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Если не участвовали, то по какой причине?»
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете взаимодействие с органами власти в целом?»
Полностью взаимодействие с органами власти устраивает только 12% участников опроса. 8 из 16 участников исследования (50% от числа опрошенных) указали на наличие отдельных проблем во взаимодействии с органами власти. 25% участников исследования оценили взаимодействие с органами власти на среднем уровне и 13% – негативно. В целом, 62,5% участников исследования удовлетворены взаимодействием с органами власти, 37,5% участников исследования не удовлетворены.
Заключение
Таким образом, проведенное измерение результативности государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области показало, что действующая политика нуждается в совершенствовании, что подтверждается отклонением от плановых показателей и низким уровнем удовлетворенности субъектов малого бизнеса взаимодействием с органами власти.
По результатам оценки результативности государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области определены направления развития, такие как информационно-консультационное, аналитическое и проектное направления. В рамках информационно-консультационного направления предлагается создать реестр малых предприятий сферы ЖКХ Архангельской области, чтобы ускорить взаимодействие и информирование об участии в программах и мероприятиях. В рамках аналитического направления предлагается включить в отчетность реализации государственной программы развития сферы ЖКХ показатели, характеризующие объем работ, выполненных субъектами малого бизнеса. Проектное направление включает мероприятия по совместной разработке и реализации проектов, направленных на решение социально значимых задач в сфере ЖКХ Архангельской области.