Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Глухова Е.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»
Предметом настоящего исследования является изучение нормативно-правовых основ осуществления инвестиционной деятельности в России и, в частности, инвестирования в предприятия нефтяного сектора. В процессе исследования установлено, что вопросы инвестирования регулируются в России нормативными актами разного уровня, устанавливающими правовые формы инвестирования, права и обязанности участников инвестиционного процесса и определяющими гарантии для инвесторов. Серьезные стимулы для инвестирования создают специальные нормы налогового законодательства, предоставляющие дополнительные льготы в отношении средств, направленных на инвестирование в развитие производства. В части нефтяного сектора существенное значение имеет проведение с 2014 г. реформы налоговой нагрузки на нефтедобычу и нефтепереработку, учитывающей в том числе и особенности разрабатываемых предприятиями месторождений. Для формирования благоприятной инвестиционной среды важно участие страны в международных соглашениях, регулирующих в том числе вопросы инвестиционной деятельности, гарантий прав иностранных инвесторов и устранения двойного налогообложения доходов участников экономических отношений. По результатам исследования также отмечено, что регулирование правительством инвестиционной деятельности реализуется не только через мероприятия среднесрочного характера. Вопросы привлечения инвестиций в экономику страны находят отражение в принятых правительством стратегиях развития основных сфер жизнедеятельности, стратегиях экономической и национальной безопасности.
законодательные основы инвестирования
инвестиции
инвестиционная активность
нефтяная отрасль
1. Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370097/ (дата обращения: 22.05.2023).
2. Закон от 28.12.2022 № 569-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435730/ (дата обращения: 22.05.2023).
3. Закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73726576/ (дата обращения: 22.05.2023).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/109 00200/a9a754f9362cc6d913de8ff6886b8c4c/ (дата обращения: 22.05.2023).
5. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71 572608/ (дата обращения: 22.05.2023).

Создание законодательных основ инвестирования, обеспечение гарантий прав инвесторов, формирование долгосрочных «правил игры» являются базовыми условиями благополучной инвестиционной среды. В связи с этим важно формирование правовой среды, в которой требования различных отраслей права, имеющих отношение к регулированию деятельности предприятий, и нормативно-правовых документов были бы гармонизированы в целях создания наилучших условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Цель исследования – формирование представления о системе действующих в России нормативно-правовых актов в области инвестирования как в экономику в целом, так и в нефтяную отрасль в частности; определение степени развитости этой системы и предоставляемых инвесторам возможностях и гарантиях.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили федеральные законы, нормативно-правовые акты президента и правительства Российской Федерации, а также международные соглашения. Основными методами исследования стали методы анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве критериев степени развитости правового обеспечения инвестирования на уровне страны в целом могут быть выделены:

− наличие, сфера действия и степень либерализации специального инвестиционного законодательства;

− виды нормативных источников, содержащих нормы, регулирующие инвестиционные отношения;

− правовые формы осуществления инвестиционной деятельности;

− гарантии, установленные инвестиционным законодательством.

Аналогично, в соответствии с подходом, изложенным в материалах Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), интеграция страны в систему международных инвестиционных отношений может быть оценена, исходя из наличия международных договоров в области иностранных инвестиций, сферы их действия, правовых форм их осуществления и гарантий страны для инвесторов – резидентов зарубежных стран.

Законодательство РФ в части регулирования инвестиционной деятельности представлено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также нормативными актами регионального и муниципального уровней. Документы федерального уровня устанавливают правовые формы осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, основные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и действующие в отношении инвесторов ограничения.

Среди них отметим ряд документов. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [1] определил основы взаимоотношений государства, российских и иностранных инвесторов при их участии в поиске, разведке и добыче минерального сырья и его дальнейшего раздела, переработки, реализации на условиях соглашений о разделе продукции.

Законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2] были установлены правовые и экономические основы инвестиций в форме капитальных вложений, определены права и обязанности участников инвестиционного процесса, декларированы государственные гарантии прав инвесторов, независимо от формы собственности, принципы государственного участия в инвестициях и регулирования этой деятельности органами власти всех уровней властной иерархии.

Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [2] заложил основы деятельности иностранных инвесторов, установив для них равные условия и права с российскими, и гарантии иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль. Кроме того, в Законе отражена возможность введения мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на защиту национальных интересов и повышение заинтересованности внешних инвесторов соответственно. Законом определено, что правовое регулирование инвестиционной деятельности иностранных инвесторов осуществляется в согласовании с международными договорами Российской Федерации, дополняется российскими нормативно-правовыми актами, что в совокупности формирует законодательную базу для внешнего инвестирования в экономику России.

Закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает ограничения на операции иностранных инвесторов, способные привести к установлению контроля над деятельностью стратегически значимых хозяйственных обществ через преобладающее участие в их уставном капитале, а также через другие сделки, результатом которых может стать установление такого контроля. Закон устанавливает необходимость получения согласования уполномоченного Правительством РФ органа на совершение подобных сделок и ответственность за несоблюдение требований Закона. Отдельно отметим, что к приоритетным видам деятельности с точки зрения стратегического значения для страны Законом, в частности, отнесены геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, а также деятельность, направленная на изучение уязвимости и обеспечение защиты объектов топливно-энергетического комплекса от совершения актов незаконного вмешательства.

Закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [3] и принятое в его развитие постановление Правительства РФ от 13.09.2022 № 1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений» регулируют отношения, возникающие в связи с заключением таких соглашений, определяют полномочия органов власти различного уровня в сфере защиты и поощрения капиталовложений, условия и порядок заключения соглашений, ответственность за их нарушение. Закон устанавливает так называемую стабилизационную оговорку, ограничивая применение нормативно-правовых актов органов власти, принятых после заключения соглашений и ухудшающих положение их участников. Нормы закона направлены на стимулирование капиталовложений в инвестиционные проекты различных сфер экономики, при этом ряд направлений деятельности законодатель выводит из области действия Закона, в частности добычу сырой нефти и природного газа.

Приведенные нормативно-правовые акты относятся к специальным, регулирующим непосредственно инвестиционные отношения, однако инвестиционное благополучие экономики зависит и от эффективности отраслевых кодификационных и иных законодательных актов общего характера. Такие отрасли законодательства, как антимонопольное, бюджетное, валютное, таможенное, земельное, водное, лесное, законодательство о налогах и сборах, внешнеторговой деятельности, недрах, рекламе, бухгалтерском учете, градостроительной деятельности, техническом регулировании, административных правонарушениях, оказывают непосредственное влияние на условия для предпринимательства, экономическую стабильность, налоговую и инновационную среду, динамичность экономики, присущий стране уровень коррупции, развитость рынка квалифицированного труда.

В формировании инвестиционной среды особая роль отводится Налоговому кодексу РФ (НК РФ) [4]. Здесь следует отметить целый ряд норм, направленных на стимулирование инвестиционной активности.

В числе норм, рассчитанных на применение налогоплательщиками независимо от отраслевой принадлежности:

− возможность единовременного включения в расходы так называемой амортизационной премии, составляющей от 10 до 30 % первоначальной стоимости объектов амортизируемого имущества, а также от 10 до 30 % расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств;

− возможность применения нелинейного метода начисления амортизации, предполагающего признание большей части стоимости амортизируемого имущества в начале срока службы объекта;

− право на применение повышающих коэффициентов к нормам амортизации (от 2 до 3 в зависимости от сферы использования основных средств);

− право на уменьшение налоговой базы текущего налогового периода на ранее понесенные налоговые убытки (перенос убытков на будущее);

− возможность применения инвестиционного налогового вычета (в случае установления такового законами субъектов Российской Федерации).

Отдельно стоит выделить нормы НК РФ, направленные на стимулирование работодателей к вложениям в развитие кадрового потенциала и обеспечение комфортных условий труда:

− регулирующие признание расходов на добровольное личное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;

− устанавливающие требования, позволяющие признать расходы на организацию туризма и отдыха, санаторно-курортное лечение сотрудников и членов их семей;

− позволяющие признать расходы налогоплательщика на обучение его сотрудников.

Дополнительно отметим нормы налогового законодательства, дающие право на признание расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по мере передачи заказчику (независимо от их результата) и формирование резерва расходов на НИОКР.

Ряд норм НК РФ посвящены регулированию налогообложения предприятий нефтяной отрасли. Это, в частности, нормы, посвященные налогообложению (обособленно от налогообложения иных видов деятельности) прибыли при разработке новых морских месторождений углеводородного сырья и созданию резерва предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

И наконец, отдельные главы Налогового кодекса РФ (о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД)) непосредственно регулируют налогообложение предприятий нефтяной отрасли.

С точки зрения влияния на финансово-экономические показатели нефтяной отрасли важным нововведением последних лет (с 2014 г.) стало проведение российским законодателем так называемого налогового маневра, заключавшегося в постепенном снижении экспортных пошлин на вывоз углеводородов с одновременным повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых. Проведение такой политики направлено на повышение энергоэффективности национальной экономики и формирование стимулов к увеличению глубины переработки нефти на отечественных нефтеперерабатывающих заводах и, соответственно, обеспечение конкурентоспособности российских нефтепродуктов на мировом рынке.

Правительство РФ постоянно уделяет внимание вопросам стимулирования экономической активности в сфере нефтедобычи и нефтепереработки, отслеживает складывающуюся в нефтяной отрасли ситуацию и объем налоговых льгот (в стоимостном выражении), предоставленных их получателям. В частности, в 2021–2022 гг. Правительством РФ был предпринят ряд стимулирующих мер, среди которых применение налогового вычета при расчете налога на добычу полезных ископаемых на нефть в Иркутской области, расширение периметра применения НДД на месторождениях углеводородного сырья, расположенных в традиционных регионах нефтедобычи (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская и Омская области, Республика Коми).

В целях стимулирования и регулирования инвестиционной активности на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются законы субъектов Российской Федерации и решения представительных органов местного самоуправления о государственной и муниципальной поддержке инвестиционной деятельности. Эти нормативные документы дополняют федеральные законодательные акты в части установления форм и порядка поддержки инвесторов, устанавливают дополнительные гарантии для осуществления инвестиционной деятельности на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Вопросы инвестирования в экономику России на международном уровне регулируются международными и региональными соглашениями. Основными действующими конвенциями в области инвестирования являются Вашингтонская конвенция, Сеульская конвенция и Договор к Энергетической хартии 1994 г. В них освещены вопросы рассмотрения инвестиционных споров, страхования интересов иностранных инвесторов, поощрения и защиты инвестиций в энергетическом секторе. Российская Федерация является участницей Сеульской конвенции, но не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию и Договор к Энергетической хартии 1994 г.

Также следует отметить такие группы международных нормативных актов, как двусторонние международные договоры: − о поощрении и взаимной защите капиталовложений – Россия является участником более 40 подобных двусторонних соглашений;

− об избежании двойного налогообложения – Россия является участником более 50 таких соглашений.

Стимулирование экономической и инвестиционной активности традиционно является важной частью проводимой правительством политики. Вопросы развития инвестиционной среды находят отражение как в актах, декларирующих стратегию развития страны по различным направлениям, так и в документах среднесрочного планирования.

В «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [5] недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики выделен в числе основных вызовов и угроз развитию страны, а повышение привлекательности национальной экономики для инвестирования и предпринимательской деятельности, развитие механизмов и инструментов инвестиционно-ориентированной государственной финансовой политики выделены среди основных задач повышения эффективности экономики.

Приоритетам, направлениям развития и угрозам развития топливно-энергетического сектора посвящена принятая Правительством РФ «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года».

Стимулированию инвестиционной и экономической активности уделяется внимание при проведении бюджетной политики, что, в частности, находит отражение в документах Минфина РФ, посвященных характеристике текущей ситуации и планируемым на среднесрочную перспективу мероприятиям.

В вопросах регулирования инвестиционной деятельности государственные органы власти руководствуются интересами национальной безопасности, что отражено, в частности, как в вышеназванной стратегии экономической безопасности, так и в федеральных законодательных актах (в частности, в ранее упоминавшемся Федеральном законе от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).

Заключение

Российским законодателем на текущий момент принято большое количество нормативных правовых актов, посвященных регулированию инвестиционных отношений. Нормативными документами установлены правовые формы инвестиционных отношений, гарантии прав инвесторов и значимые для безопасности страны ограничения. Нормативная база продолжает развиваться, дополняться новыми положениями, адаптироваться к складывающей в экономике и политике ситуации. Создание благоприятной инвестиционной среды выделено правительством страны в числе основных приоритетов развития и последовательно реализуется на практике.


Библиографическая ссылка

Глухова Е.В. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2023. – № 2. – С. 15-19;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1120 (дата обращения: 30.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674