Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

INVESTING IN THE OIL SECTOR: REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK

Glukhova E.V. 1
1 Samara State Economy University
The subject of this study is the study of the regulatory framework for the implementation of investment activities in Russia and, in particular, investing in enterprises in the oil sector. In the course of the study, it was found that investment issues are regulated in Russia by regulations of various levels that establish the legal forms of investment, the rights and obligations of participants in the investment process and determine guarantees for investors. Serious incentives for investment are created by special norms of tax legislation that provide additional benefits in relation to funds aimed at investing in the development of production. In terms of the oil sector, it is essential to carry out a reform of the tax burden on oil production and refining since 2014, taking into account, among other things, the features of the fields being developed by enterprises. The participation of the country in international agreements regulating, among other things, issues of investment activity, guarantees of the rights of foreign investors and the elimination of double taxation of income of participants in economic relations is important for the formation of a favorable investment environment. According to the results of the study, it was also noted that the government regulates investment activities not only through medium-term measures. The issues of attracting investments in the country’s economy are reflected in the strategies adopted by the government for the development of the main spheres of life, economic and national security strategies.
legislative framework for investment
investments
investment activity
oil industry

Создание законодательных основ инвестирования, обеспечение гарантий прав инвесторов, формирование долгосрочных «правил игры» являются базовыми условиями благополучной инвестиционной среды. В связи с этим важно формирование правовой среды, в которой требования различных отраслей права, имеющих отношение к регулированию деятельности предприятий, и нормативно-правовых документов были бы гармонизированы в целях создания наилучших условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Цель исследования – формирование представления о системе действующих в России нормативно-правовых актов в области инвестирования как в экономику в целом, так и в нефтяную отрасль в частности; определение степени развитости этой системы и предоставляемых инвесторам возможностях и гарантиях.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили федеральные законы, нормативно-правовые акты президента и правительства Российской Федерации, а также международные соглашения. Основными методами исследования стали методы анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве критериев степени развитости правового обеспечения инвестирования на уровне страны в целом могут быть выделены:

− наличие, сфера действия и степень либерализации специального инвестиционного законодательства;

− виды нормативных источников, содержащих нормы, регулирующие инвестиционные отношения;

− правовые формы осуществления инвестиционной деятельности;

− гарантии, установленные инвестиционным законодательством.

Аналогично, в соответствии с подходом, изложенным в материалах Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), интеграция страны в систему международных инвестиционных отношений может быть оценена, исходя из наличия международных договоров в области иностранных инвестиций, сферы их действия, правовых форм их осуществления и гарантий страны для инвесторов – резидентов зарубежных стран.

Законодательство РФ в части регулирования инвестиционной деятельности представлено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также нормативными актами регионального и муниципального уровней. Документы федерального уровня устанавливают правовые формы осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, основные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и действующие в отношении инвесторов ограничения.

Среди них отметим ряд документов. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [1] определил основы взаимоотношений государства, российских и иностранных инвесторов при их участии в поиске, разведке и добыче минерального сырья и его дальнейшего раздела, переработки, реализации на условиях соглашений о разделе продукции.

Законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2] были установлены правовые и экономические основы инвестиций в форме капитальных вложений, определены права и обязанности участников инвестиционного процесса, декларированы государственные гарантии прав инвесторов, независимо от формы собственности, принципы государственного участия в инвестициях и регулирования этой деятельности органами власти всех уровней властной иерархии.

Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [2] заложил основы деятельности иностранных инвесторов, установив для них равные условия и права с российскими, и гарантии иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль. Кроме того, в Законе отражена возможность введения мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на защиту национальных интересов и повышение заинтересованности внешних инвесторов соответственно. Законом определено, что правовое регулирование инвестиционной деятельности иностранных инвесторов осуществляется в согласовании с международными договорами Российской Федерации, дополняется российскими нормативно-правовыми актами, что в совокупности формирует законодательную базу для внешнего инвестирования в экономику России.

Закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает ограничения на операции иностранных инвесторов, способные привести к установлению контроля над деятельностью стратегически значимых хозяйственных обществ через преобладающее участие в их уставном капитале, а также через другие сделки, результатом которых может стать установление такого контроля. Закон устанавливает необходимость получения согласования уполномоченного Правительством РФ органа на совершение подобных сделок и ответственность за несоблюдение требований Закона. Отдельно отметим, что к приоритетным видам деятельности с точки зрения стратегического значения для страны Законом, в частности, отнесены геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, а также деятельность, направленная на изучение уязвимости и обеспечение защиты объектов топливно-энергетического комплекса от совершения актов незаконного вмешательства.

Закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [3] и принятое в его развитие постановление Правительства РФ от 13.09.2022 № 1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений» регулируют отношения, возникающие в связи с заключением таких соглашений, определяют полномочия органов власти различного уровня в сфере защиты и поощрения капиталовложений, условия и порядок заключения соглашений, ответственность за их нарушение. Закон устанавливает так называемую стабилизационную оговорку, ограничивая применение нормативно-правовых актов органов власти, принятых после заключения соглашений и ухудшающих положение их участников. Нормы закона направлены на стимулирование капиталовложений в инвестиционные проекты различных сфер экономики, при этом ряд направлений деятельности законодатель выводит из области действия Закона, в частности добычу сырой нефти и природного газа.

Приведенные нормативно-правовые акты относятся к специальным, регулирующим непосредственно инвестиционные отношения, однако инвестиционное благополучие экономики зависит и от эффективности отраслевых кодификационных и иных законодательных актов общего характера. Такие отрасли законодательства, как антимонопольное, бюджетное, валютное, таможенное, земельное, водное, лесное, законодательство о налогах и сборах, внешнеторговой деятельности, недрах, рекламе, бухгалтерском учете, градостроительной деятельности, техническом регулировании, административных правонарушениях, оказывают непосредственное влияние на условия для предпринимательства, экономическую стабильность, налоговую и инновационную среду, динамичность экономики, присущий стране уровень коррупции, развитость рынка квалифицированного труда.

В формировании инвестиционной среды особая роль отводится Налоговому кодексу РФ (НК РФ) [4]. Здесь следует отметить целый ряд норм, направленных на стимулирование инвестиционной активности.

В числе норм, рассчитанных на применение налогоплательщиками независимо от отраслевой принадлежности:

− возможность единовременного включения в расходы так называемой амортизационной премии, составляющей от 10 до 30 % первоначальной стоимости объектов амортизируемого имущества, а также от 10 до 30 % расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств;

− возможность применения нелинейного метода начисления амортизации, предполагающего признание большей части стоимости амортизируемого имущества в начале срока службы объекта;

− право на применение повышающих коэффициентов к нормам амортизации (от 2 до 3 в зависимости от сферы использования основных средств);

− право на уменьшение налоговой базы текущего налогового периода на ранее понесенные налоговые убытки (перенос убытков на будущее);

− возможность применения инвестиционного налогового вычета (в случае установления такового законами субъектов Российской Федерации).

Отдельно стоит выделить нормы НК РФ, направленные на стимулирование работодателей к вложениям в развитие кадрового потенциала и обеспечение комфортных условий труда:

− регулирующие признание расходов на добровольное личное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;

− устанавливающие требования, позволяющие признать расходы на организацию туризма и отдыха, санаторно-курортное лечение сотрудников и членов их семей;

− позволяющие признать расходы налогоплательщика на обучение его сотрудников.

Дополнительно отметим нормы налогового законодательства, дающие право на признание расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по мере передачи заказчику (независимо от их результата) и формирование резерва расходов на НИОКР.

Ряд норм НК РФ посвящены регулированию налогообложения предприятий нефтяной отрасли. Это, в частности, нормы, посвященные налогообложению (обособленно от налогообложения иных видов деятельности) прибыли при разработке новых морских месторождений углеводородного сырья и созданию резерва предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

И наконец, отдельные главы Налогового кодекса РФ (о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД)) непосредственно регулируют налогообложение предприятий нефтяной отрасли.

С точки зрения влияния на финансово-экономические показатели нефтяной отрасли важным нововведением последних лет (с 2014 г.) стало проведение российским законодателем так называемого налогового маневра, заключавшегося в постепенном снижении экспортных пошлин на вывоз углеводородов с одновременным повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых. Проведение такой политики направлено на повышение энергоэффективности национальной экономики и формирование стимулов к увеличению глубины переработки нефти на отечественных нефтеперерабатывающих заводах и, соответственно, обеспечение конкурентоспособности российских нефтепродуктов на мировом рынке.

Правительство РФ постоянно уделяет внимание вопросам стимулирования экономической активности в сфере нефтедобычи и нефтепереработки, отслеживает складывающуюся в нефтяной отрасли ситуацию и объем налоговых льгот (в стоимостном выражении), предоставленных их получателям. В частности, в 2021–2022 гг. Правительством РФ был предпринят ряд стимулирующих мер, среди которых применение налогового вычета при расчете налога на добычу полезных ископаемых на нефть в Иркутской области, расширение периметра применения НДД на месторождениях углеводородного сырья, расположенных в традиционных регионах нефтедобычи (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская и Омская области, Республика Коми).

В целях стимулирования и регулирования инвестиционной активности на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются законы субъектов Российской Федерации и решения представительных органов местного самоуправления о государственной и муниципальной поддержке инвестиционной деятельности. Эти нормативные документы дополняют федеральные законодательные акты в части установления форм и порядка поддержки инвесторов, устанавливают дополнительные гарантии для осуществления инвестиционной деятельности на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Вопросы инвестирования в экономику России на международном уровне регулируются международными и региональными соглашениями. Основными действующими конвенциями в области инвестирования являются Вашингтонская конвенция, Сеульская конвенция и Договор к Энергетической хартии 1994 г. В них освещены вопросы рассмотрения инвестиционных споров, страхования интересов иностранных инвесторов, поощрения и защиты инвестиций в энергетическом секторе. Российская Федерация является участницей Сеульской конвенции, но не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию и Договор к Энергетической хартии 1994 г.

Также следует отметить такие группы международных нормативных актов, как двусторонние международные договоры: − о поощрении и взаимной защите капиталовложений – Россия является участником более 40 подобных двусторонних соглашений;

− об избежании двойного налогообложения – Россия является участником более 50 таких соглашений.

Стимулирование экономической и инвестиционной активности традиционно является важной частью проводимой правительством политики. Вопросы развития инвестиционной среды находят отражение как в актах, декларирующих стратегию развития страны по различным направлениям, так и в документах среднесрочного планирования.

В «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [5] недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики выделен в числе основных вызовов и угроз развитию страны, а повышение привлекательности национальной экономики для инвестирования и предпринимательской деятельности, развитие механизмов и инструментов инвестиционно-ориентированной государственной финансовой политики выделены среди основных задач повышения эффективности экономики.

Приоритетам, направлениям развития и угрозам развития топливно-энергетического сектора посвящена принятая Правительством РФ «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года».

Стимулированию инвестиционной и экономической активности уделяется внимание при проведении бюджетной политики, что, в частности, находит отражение в документах Минфина РФ, посвященных характеристике текущей ситуации и планируемым на среднесрочную перспективу мероприятиям.

В вопросах регулирования инвестиционной деятельности государственные органы власти руководствуются интересами национальной безопасности, что отражено, в частности, как в вышеназванной стратегии экономической безопасности, так и в федеральных законодательных актах (в частности, в ранее упоминавшемся Федеральном законе от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).

Заключение

Российским законодателем на текущий момент принято большое количество нормативных правовых актов, посвященных регулированию инвестиционных отношений. Нормативными документами установлены правовые формы инвестиционных отношений, гарантии прав инвесторов и значимые для безопасности страны ограничения. Нормативная база продолжает развиваться, дополняться новыми положениями, адаптироваться к складывающей в экономике и политике ситуации. Создание благоприятной инвестиционной среды выделено правительством страны в числе основных приоритетов развития и последовательно реализуется на практике.