Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ РАБОТНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Дубинская А.Н. 1
1 Уральский государственный университет путей сообщения
В данной статье рассматривается проблема самоактуализации личности в профессиональной деятельности на этапе завершения трудового пути. На основе теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных авторов получена комплексная информация о возрастных изменениях в поведении работников старшего возраста в процессе трудовой деятельности. Сделаны выводы о том, что личность успешно самоактуализируется на этом возрастном этапе, в следствии постоянной умственной деятельности и социальной активности, которые поддерживают когнитивные и социальные навыки на должном уровне и не дают почвы для образования профессиональных деструкций в позднем возрасте. Среда, в которой находится человек, деятельность, которой он занимается, влияет на его интеллектуальные способности. Интеллект в повседневной жизни, как интеллект, базирующийся на опыте, до 70 лет не уменьшается, и даже в некоторых случаях увеличивается. Социальный интеллект играет важную роль в межличностном общении, помогает прогнозировать поведение других людей, обостряет интуицию и предусмотрительность, а также обеспечивает психологическую выносливость. Выводы используются для определения возможности работников старшего возраста приносить социально-экономическую пользу, продолжая трудовую деятельность в качестве наставника.
работники старшего возраста
самоактуализация
наставничество
завершение трудовой деятельности
самоактуализация в профессиональной деятельности
1. Федеральная служба государственной статистики. Численность пенсионеров и cредний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 12.12.2022).
2. Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Психология выбора. М.: Смысл, 2015. 463 с.
3. Воробьев Ю.Л., Попов А.А. Духовная жизнь пожилых людей в современном российском обществе // Вестник Самарского Государственного Университета. 2007. № 1(51). С. 15-23.
4. Пигров К.С., Секацкий А.К. Бытие и возраст: монография в диалогах. СПб.: Алетейя, 2017. 249 с.
5. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 264 c.
6. Глуханюк Н.С., Юртаева М.Н. Непрерывное образование: возрастной аспект проявлений Я (самооценка, самоотношение, самоактуализация). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. С. 23-41.
7. Быченко Ю.Г. Развитие человеческого капитала в современном обществе // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 3. С. 132-138.
8. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
9. Костакова И.В., Белоусова (Григорьева) С.С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. 2014. № 3(15). С. 84-89.
10. Куликов Л.В. Социально-психологические аспекты помощи пожилым людям в сохранении активности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Вып. 1. Т. 27. С. 36-44.
11. Шахматова Н. В. Работающие пенсионеры в России и регионе: тенденции и проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21. Вып. 4. С. 413-420.
12. Демидова И.Ф. Психологические критерии прекращения трудовой деятельности в пожилом возрасте // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # V, 2015. 118 с.
13. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. 395 с.
14. Cantor N., Kihlstrom L. Personality and social intelligence. Prenlice-Hall, 1987. P. 46-49.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2020. 420 с.
16. Cattell R.B. Abilities: tlieir structure, growth and action. Boston: Houghton Millin company, 1971. P. 138-156.
17. Selman R. The growth of interpersonal understanding: Developmental and clinical analyses. N.Y.: 1980. the analysis / eds. L. Porta, P. Bruni. New York: Oxford University Press, 2006. P. 29–64.
18. Baltes P., Baltes M. Psychological perspectivespn successful aging: A model of selective optimization with compensation. In Baltes P., Baltes M., Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences. Cambridge. U.K., 1990. P. 216-270.
19. Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Толстого Л.Н. 2015. №3(7). С. 26-32.

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2022 г. в России около 7,7 млн чел. являются работающими пенсионерами по старости, то есть это люди, которые продолжают свою трудовую деятельность по достижении ими возраста 55 – 65 лет [1]. Право на труд является одним из экономических прав человека в обществе. Трудовая деятельность позволяет человеку относить себя к профессиональному сообществу, а значит, и к социальной группе, так же трудовая деятельность дает возможность человеку определять свой социально-экономический статус. Для периода старшего возраста понятие самоактуализация своей трудовой деятельности выходит на первый план.

Цель исследования – анализ проблемы самоактуализации работников старшего возраста в трудовой деятельности и обоснование возможности применения трудового потенциала работников старшего возраста в качестве наставников.

Материал и методы исследования

В работе используются статистические методы обработки информации, метод наблюдения. Методологической основой для исследования служили мнения отечественных и зарубежных ученых, исследующих проблему самоактуализации личности, социально-экономические и психологические аспекты трудовой деятельности работников старшего возраста, обобщался экспертный опыт.

Результаты исследования и их обсуждение

В пирамиде потребностей А. Маслоу поставил самоактуализацию на верх пирамиды над остальными базовыми потребностями человека. В зависимости от степени достижения базовых потребностей формируется потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией А. Маслоу понимал возможность воплощения в жизнь своего потенциала, желании самосовершенствования, саморазвития. Реализовать это личность может в профессии, творчестве, духовной жизни, отношениях с другими людьми. Д.А. Леонтьев трактует самоактуализацию, как процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей [2]. В рамках нашего исследования под самоактуализацией работников старшего возраста предлагаем считать работника, удовлетворившего свои базовые потребности в выбранной им профессиональной деятельности, с адекватным восприятием себя и окружающей действительности.

В Курской государственной сельскохозяйственной академии было проведено исследование, в котором приняло участие 630 возрастных людей [3]. Были исследованы аспекты смысловой направленности возрастных людей, новые ценностные конструкты, образующиеся в этом периоде жизни: 68% респондентов считают, что приближение смерти является новым определенным этапом в их жизни. Это приводит их к переоценке текущих смыслов с точки зрения всей прожитой жизни. Многое, что казалось когда-то важным, теряет свое значение. Такая ценность, как любовь, трансформируется и приобретает иное значение. «Любовь» больше ассоциируется с детьми и радостью их успехам. В таком вопросе, как: что важнее, духовное или материальное, 84% респондентов указали, что материальное – основа для духовной жизни. Труд, как потребность человеческой души и реализации указали 71% опрошенных. Вместе с тем труд, как сферу свободы и творчества, принимают только 19,4%. Из этого можно сделать вывод, что пенсионеры в России сильно ощущают нехватку материальных ресурсов, и труд для них скорее возможность выживания. Прагматичный взгляд на жизнь преобладает у возрастных людей, но в то же время они отмечают необходимость труда не только для личных целей, но и для пользы обществу, нужности того, что они делают для блага других людей. 73% опрошенных пенсионеров признались, что их духовные потребности не реализуются в полной мере так, как бы им хотелось.

Выделенная нами «триада» зрелого желания быть обращенными к младшему поколению, передавать им свой опыт и радоваться их развитию; быть материально обеспеченными; трудиться, является своеобразной базой для реализации своего профессионального потенциала в качестве наставника.

Насыщенная культурная и общественная жизнь входят в мотивационную структуру личности и являются основой для стабильной психики и развития, помогают адаптироваться к современным реалиям. Самостоятельное творчество также возглавляет иерархию смыслообразующих мотивов, в конечном счете придавая смысл потребностям и устремлениям. Возрастной человек не инициатор нового, но он хранитель значимого, он хранитель культуры, ее упорядочиватель и систематизатор [4]. Устремление в свою и чужую творческую деятельность помогает возрастному человеку улучшить креативность и приспособиться к инновационным технологиям, что очень актуально для взаимодействия с работниками, начинающими свой трудовой путь. Совместный трудовой, творческий процесс возрастного работника и только начинающего свою трудовую деятельность придаст жизни обоих осмысленность, результативность, а также разовьет социальные навыки, поможет научиться действовать в ситуации неопределенности, что означает выход из стереотипных шаблонов мышления.

Проблемы общества и его нравственность и духовность имеют важное значение в системе ценностей возрастных людей. Большинство опрошенных людей отмечают, что каждый должен в первую очередь исполнить свой долг перед обществом – 80,7%. В выборе значимых общественных ценностей преобладает «общественное благо и престиж государства» – 90,3%, «возрождение духовности, под контролем государства» – 86%, «утверждение правды и справедливости» – 85,5%, «благополучие своего народа» – 73% [3]. Возрастные люди имеют некое убеждение, что в настоящее время наблюдается снижение нравственности общества, увеличение бездуховности, общество утратило чувства сострадания, сердечности, доброжелательности. Следовательно, при взаимодействии в рамках трудового процесса возрастного и молодого работника возможны элементы воспитательной работы, передача традиций и устоев.

Люди старшего возраста считают необходимостью включения их в общественную жизнь, где они могут делиться своим опытом и знаниями, это порядка 87% опрошенных, а это подавляющее большинство. Возможность публичных выступлений удовлетворяет аналогичные потребности, в особенности потребность в самовыражении. В результате данного взаимодействия происходит трансформация личностного смысла и ценностей, развивается творческое мышление, замедляется его угасание, так характерное для позднего возраста. Общение в данном случае является и целью, и средством, посредством которых формируется духовная ориентация личности, способствующая реализации и развитию человека в целом. Вырабатывание уникальных личностных смыслов, духовных ценностей возможно только в ситуации общения с миром других людей, в ситуации обмена ценностями. Общение для возрастного человека играет очень важную и актуальную на сегодняшний день роль. А.К. Маркова утверждает, что для долголетия возрастного человека необходима совокупность факторов, создающих «активную» старость: творческая реализация, физическая, социальная, профессиональная, личностная активность. Они способствуют развитию его как субъекта жизнедеятельности с яркой индивидуальностью, продуктивной самореализацией, высокой самоорганизацией, сознательной саморегуляцией своего образа жизни [5].

Способность возрастного человека изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями обеспечивает приобретение особого качества личности – субъектность [6]. В. А. Петровский, рассматривая активность личности как высшую форму развития, выделяет личность в качестве субъекта [7]. Реализации себя принадлежит ведущая роль в развитии и динамике личности. В процессе самореализации зрелая личность объединяет тенденции освоения социального пространства, расширения сферы влияния и повышения независимости от среды – укрепляя определенную автономность. Эти тенденции могут быть как в конкурирующих отношениях, так и в синергических [8]. И.В. Костакова, отмечая процесс самореализации как сбалансированный и гармоничный путь развития различных аспектов личности, выделяет адекватные усилия, направленные на раскрытие потенциалов: генетических, индивидных и личностных [9].

Самореализация будет достигнута только тогда, когда человек имеет сильный побудительный мотив к личностному росту. В комплексном подходе Б.Г. Ананьева под самореализацией понимается максимальное воплощение человеком себя как личности, возможность человека стать тем, кем он может стать. Самореализация – это процесс роста, становления, проявляющийся в наполнении и раскрытии личности. В общем виде – это осуществление в деятельности своего особого пути [8]. Зрелость личности в позднем возрасте определяет умение видеть и планировать свое будущее, что предполагает под собой личностную реализацию. Успешно протекающее самоопределение личности способствует более развернутой самореализации личности, удовлетворенной прожитой частью жизни и конструирующей наиболее адекватное жизненное пространство [10]. Одним из благоприятных факторов самореализации личности в позднем возрасте является умение общаться, умение конструктивно выстраивать диалог друг с другом, воспринимать себя во всей своей целостности.

Исследования подтверждают, что продолжение профессиональной деятельности в позднем возрасте улучшает адаптационные качества как с психологической, так и с социальной точек зрения, а также гибкость и приспособляемость. Человек в позднем возрасте обнаруживает некое стремление (цель) к совершенствованию, т.е. одну из высших потребностей личности, направленную не только на реализацию человеком своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих потенциалов, повышение качества своей деятельности, в основе которой лежат высшие общечеловеческие ценности [11]. Профессиональная деятельность помогает развитию когнитивных процессов и не дает им прийти в состояние «застоя». У людей пенсионного возраста имеется тенденция к изменению когнитивных и психических функций. Причем на личностном уровне не появляются какие-либо новые психические образования, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются, а негативные или психопатические черты, проявляющиеся у пожилых, были в зачатке и в молодости [12].

Показатели интеллекта не отнесены к этим группам факторов, потому что у возрастных людей, занимающихся умственным трудом, интеллектуальные способности не снижаются с возрастом, и они в незначительной степени подвергаются негативным изменениям. Здесь стоит отметить, что при рассмотрении кандидата на роль наставника, необходимо учитывать суть его трудовой деятельности и способности кандидата к научно-педагогической работе. Но не все профессии одинаково влияют на интеллектуальный уровень человека, соответственно на появление деструкций в этой области. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Здесь имеют место возрастные изменения, но основным фактором снижения являются особенности нормативно-профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников таких решений задач, как планирование процесса труда, анализа производственных ситуаций, решения профессиональных задач. Интеллектуальные способности, которые не востребованы постепенно угасают [13]. В пожилом возрасте нет необходимости решать задачи, требующие абстрактного мышления, если это не обусловлено задачами профессии.

Исследователи, в отношении к когнитивным функциям в этот период, как правило, останавливают свое внимание на тех изменениях, которые возникают как бы из самого возраста, вне связи с окружающими его обстоятельствами [14]. Но среда, в которой находится человек, деятельность, которой он занимается, влияет на его интеллектуальные способности. В исследованиях мало информации о том, как влияет произвольная и спонтанная активность на компенсацию когнитивного дефицита, каким образом связан интеллект с длительностью профессиональной карьеры, какие формы интеллекта влияют на изменения окружающей действительности и деятельности возрастного человека.

Также важным параметром продолжения трудовой деятельности является социальный интеллект. К сожалению, этот аспект тоже мало изучен исследователями. Социальный интеллект проявляется во взаимодействии с другими людьми, умении общаться и налаживать социальные связи, в чем очень нуждается пожилой человек. Важность этого аспекта смещается с психометрического интеллекта в область интеллекта социального, который выражается в умении ладить с другими людьми, знании о людях, способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, эмпатических качествах, способности критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей [14]. Социальный интеллект играет важную роль в межличностном общении, помогает прогнозировать поведение других людей, обостряет интуицию и предусмотрительность, а также обеспечивает психологическую выносливость. Человек с высоким уровнем социального интеллекта включен в широкие социальные связи, активен и гибок; как правило, более удовлетворен жизнью, умеет вписаться в новые общественные структуры и условия, противостоит многочисленным стрессам переходного времени и, соответственно, имеет больше шансов на долгую, активную, общественно полезную жизнь [15].

Как субъект профессиональной деятельности, работник старшего возраста осуществляет выбор: завершить трудовую деятельность или продолжать ее. В решении этого вопроса социальный интеллект играет важную роль. Следовательно, мы можем сделать вывод, что социальный интеллект напрямую коррелирует с самоактуализацией личности в профессиональной деятельности, так как является необходимым условием для взаимодействия человека внутри социальной группы, которой является трудовой коллектив. Людям с низкими показателями социального интеллекта сложнее взаимодействовать с трудовым коллективом, соответственно сложнее самоактуализироваться в профессиональной деятельности и межличностном общении. Возрастная динамика социального интеллекта отличается от динамики общего интеллекта [16].

Наиболее частое привлекаемое теоретическое обоснование для объяснения возрастных изменений в интеллектуальной деятельности – это различие текучих и кристаллизованных способностей [5]. Текучие способности отражают старение человека с возрастом, в то время как способность к кристаллизации информации устойчива относительно этих возрастных изменений, исключая период приближающегося конца жизни человека [17]. В данном случае стоит отметить, что человек, занимаясь определенной профессиональной деятельностью, имеет кристаллизованный интеллект, который может не ухудшаться с течением времени, но ухудшаться может текучий интеллект, вернее те его аспекты, которые не используются в решении повседневных профессиональных задач. Считается, что с возрастом происходит увеличение метакогнитивных способностей, направленных на интеграцию когнитивного, межличностного и эмоционального размышления в синтетическое осмысление мира, себя и других. Выявлено, что с возрастом человек становится более децентрированным, у него увеличивается способность к кодированию большого количества информации, проницательность как способность смотреть вперед, за поверхность непосредственно воспринимаемого [18].

Заключение

Можно сделать вывод о том, что интеллект в повседневной жизни, как интеллект, базирующийся на опыте, начинает ухудшаться ближе к 70 годам, а до этого не уменьшается, и даже в некоторых случаях увеличивается. Из этого следует, что постоянная умственная деятельность и социальная активность поддерживают когнитивные и социальные навыки на должном уровне и не дают почвы для образования профессиональных деструкций в позднем возрасте. В результате личность успешно самоактуализируется на этом возрастном этапе. Умственная и творческая деятельность препятствуют угасанию интеллектуальных способностей в позднем возрасте, что создает благополучную почву для самоактуализации.

Таким образом, самоактуализация, как конструкт, является основополагающим свойством зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации своего потенциала. Показатели самоактуализации личности отражают всю полноту и богатство ее развития, заложенные потенции, развитие таких качеств как автономность личности, способность к личностному и профессиональному самоопределению и др. Проведенный теоретический анализ самоактуализации в профессиональной деятельности в позднем возрасте позволяет нам говорить о том, что самоактуализация в общем смысле – это основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт [19].

В итоге отметим, что профессиональных деструкций возможно избежать, если уделять особое внимание личностному росту и развитию, а также развитию социального интеллекта, способствующему эффективной коммуникации и, как следствие, самоактуализации в личной и профессиональной сферах.

А социальный интеллект является важным критерием продолжения профессиональной деятельности в позднем возрасте и самоактуализации в ней. Успешное взаимодействие с трудовым коллективом влияет на решение профессиональных задач и личностное развитие индивида. Корреляция самоактуализации и общих показателей интеллекта в позднем возрасте не так очевидна, как у самоактуализации и социального интеллекта. Данные исследований показывают, что показатели общего интеллекта далеко не всегда снижаются с возрастом.

Если человек продолжает вести активную умственную жизнь, решает творческие и умственные задачи, то показатели общего интеллекта остаются на прежнем уровне. Когнитивные способности будут развиваться у самоактуализирующейся личности, следовательно, эти параметры взаимосвязаны между собой.


Библиографическая ссылка

Дубинская А.Н. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ РАБОТНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 30-34;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1110 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674