Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

SELF-ACTUALIZATION OF OLDER WORKERS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RATIONALE

Dubinskaya A.N. 1
1 Ural State University of Communications
This article deals with the problem of self-actualization of the individual in professional activities at the stage of completion of the labor path. On the basis of theoretical and practical studies of domestic and foreign authors, comprehensive information was obtained on age-related changes in the behavior of older workers in the process of labor activity. It is concluded that the personality successfully self-actualizes at this age stage, as a result of constant mental activity and social activity, which maintain cognitive and social skills at the proper level and do not give ground for the formation of professional destruction at a later age. The environment in which a person is located, the activity in which he is engaged, affects his intellectual abilities. Intelligence in everyday life, like intelligence based on experience, does not decrease until the age of 70, and even in some cases increases. Social intelligence plays an important role in interpersonal communication, helps to predict the behavior of other people, sharpens intuition and foresight, and also provides psychological endurance. Findings are used to determine the potential for older workers to bring social and economic benefits by continuing to work as a mentor.
older workers
self-actualization
mentoring
retirement
self-actualization in professional activity

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2022 г. в России около 7,7 млн чел. являются работающими пенсионерами по старости, то есть это люди, которые продолжают свою трудовую деятельность по достижении ими возраста 55 – 65 лет [1]. Право на труд является одним из экономических прав человека в обществе. Трудовая деятельность позволяет человеку относить себя к профессиональному сообществу, а значит, и к социальной группе, так же трудовая деятельность дает возможность человеку определять свой социально-экономический статус. Для периода старшего возраста понятие самоактуализация своей трудовой деятельности выходит на первый план.

Цель исследования – анализ проблемы самоактуализации работников старшего возраста в трудовой деятельности и обоснование возможности применения трудового потенциала работников старшего возраста в качестве наставников.

Материал и методы исследования

В работе используются статистические методы обработки информации, метод наблюдения. Методологической основой для исследования служили мнения отечественных и зарубежных ученых, исследующих проблему самоактуализации личности, социально-экономические и психологические аспекты трудовой деятельности работников старшего возраста, обобщался экспертный опыт.

Результаты исследования и их обсуждение

В пирамиде потребностей А. Маслоу поставил самоактуализацию на верх пирамиды над остальными базовыми потребностями человека. В зависимости от степени достижения базовых потребностей формируется потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией А. Маслоу понимал возможность воплощения в жизнь своего потенциала, желании самосовершенствования, саморазвития. Реализовать это личность может в профессии, творчестве, духовной жизни, отношениях с другими людьми. Д.А. Леонтьев трактует самоактуализацию, как процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей [2]. В рамках нашего исследования под самоактуализацией работников старшего возраста предлагаем считать работника, удовлетворившего свои базовые потребности в выбранной им профессиональной деятельности, с адекватным восприятием себя и окружающей действительности.

В Курской государственной сельскохозяйственной академии было проведено исследование, в котором приняло участие 630 возрастных людей [3]. Были исследованы аспекты смысловой направленности возрастных людей, новые ценностные конструкты, образующиеся в этом периоде жизни: 68% респондентов считают, что приближение смерти является новым определенным этапом в их жизни. Это приводит их к переоценке текущих смыслов с точки зрения всей прожитой жизни. Многое, что казалось когда-то важным, теряет свое значение. Такая ценность, как любовь, трансформируется и приобретает иное значение. «Любовь» больше ассоциируется с детьми и радостью их успехам. В таком вопросе, как: что важнее, духовное или материальное, 84% респондентов указали, что материальное – основа для духовной жизни. Труд, как потребность человеческой души и реализации указали 71% опрошенных. Вместе с тем труд, как сферу свободы и творчества, принимают только 19,4%. Из этого можно сделать вывод, что пенсионеры в России сильно ощущают нехватку материальных ресурсов, и труд для них скорее возможность выживания. Прагматичный взгляд на жизнь преобладает у возрастных людей, но в то же время они отмечают необходимость труда не только для личных целей, но и для пользы обществу, нужности того, что они делают для блага других людей. 73% опрошенных пенсионеров признались, что их духовные потребности не реализуются в полной мере так, как бы им хотелось.

Выделенная нами «триада» зрелого желания быть обращенными к младшему поколению, передавать им свой опыт и радоваться их развитию; быть материально обеспеченными; трудиться, является своеобразной базой для реализации своего профессионального потенциала в качестве наставника.

Насыщенная культурная и общественная жизнь входят в мотивационную структуру личности и являются основой для стабильной психики и развития, помогают адаптироваться к современным реалиям. Самостоятельное творчество также возглавляет иерархию смыслообразующих мотивов, в конечном счете придавая смысл потребностям и устремлениям. Возрастной человек не инициатор нового, но он хранитель значимого, он хранитель культуры, ее упорядочиватель и систематизатор [4]. Устремление в свою и чужую творческую деятельность помогает возрастному человеку улучшить креативность и приспособиться к инновационным технологиям, что очень актуально для взаимодействия с работниками, начинающими свой трудовой путь. Совместный трудовой, творческий процесс возрастного работника и только начинающего свою трудовую деятельность придаст жизни обоих осмысленность, результативность, а также разовьет социальные навыки, поможет научиться действовать в ситуации неопределенности, что означает выход из стереотипных шаблонов мышления.

Проблемы общества и его нравственность и духовность имеют важное значение в системе ценностей возрастных людей. Большинство опрошенных людей отмечают, что каждый должен в первую очередь исполнить свой долг перед обществом – 80,7%. В выборе значимых общественных ценностей преобладает «общественное благо и престиж государства» – 90,3%, «возрождение духовности, под контролем государства» – 86%, «утверждение правды и справедливости» – 85,5%, «благополучие своего народа» – 73% [3]. Возрастные люди имеют некое убеждение, что в настоящее время наблюдается снижение нравственности общества, увеличение бездуховности, общество утратило чувства сострадания, сердечности, доброжелательности. Следовательно, при взаимодействии в рамках трудового процесса возрастного и молодого работника возможны элементы воспитательной работы, передача традиций и устоев.

Люди старшего возраста считают необходимостью включения их в общественную жизнь, где они могут делиться своим опытом и знаниями, это порядка 87% опрошенных, а это подавляющее большинство. Возможность публичных выступлений удовлетворяет аналогичные потребности, в особенности потребность в самовыражении. В результате данного взаимодействия происходит трансформация личностного смысла и ценностей, развивается творческое мышление, замедляется его угасание, так характерное для позднего возраста. Общение в данном случае является и целью, и средством, посредством которых формируется духовная ориентация личности, способствующая реализации и развитию человека в целом. Вырабатывание уникальных личностных смыслов, духовных ценностей возможно только в ситуации общения с миром других людей, в ситуации обмена ценностями. Общение для возрастного человека играет очень важную и актуальную на сегодняшний день роль. А.К. Маркова утверждает, что для долголетия возрастного человека необходима совокупность факторов, создающих «активную» старость: творческая реализация, физическая, социальная, профессиональная, личностная активность. Они способствуют развитию его как субъекта жизнедеятельности с яркой индивидуальностью, продуктивной самореализацией, высокой самоорганизацией, сознательной саморегуляцией своего образа жизни [5].

Способность возрастного человека изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями обеспечивает приобретение особого качества личности – субъектность [6]. В. А. Петровский, рассматривая активность личности как высшую форму развития, выделяет личность в качестве субъекта [7]. Реализации себя принадлежит ведущая роль в развитии и динамике личности. В процессе самореализации зрелая личность объединяет тенденции освоения социального пространства, расширения сферы влияния и повышения независимости от среды – укрепляя определенную автономность. Эти тенденции могут быть как в конкурирующих отношениях, так и в синергических [8]. И.В. Костакова, отмечая процесс самореализации как сбалансированный и гармоничный путь развития различных аспектов личности, выделяет адекватные усилия, направленные на раскрытие потенциалов: генетических, индивидных и личностных [9].

Самореализация будет достигнута только тогда, когда человек имеет сильный побудительный мотив к личностному росту. В комплексном подходе Б.Г. Ананьева под самореализацией понимается максимальное воплощение человеком себя как личности, возможность человека стать тем, кем он может стать. Самореализация – это процесс роста, становления, проявляющийся в наполнении и раскрытии личности. В общем виде – это осуществление в деятельности своего особого пути [8]. Зрелость личности в позднем возрасте определяет умение видеть и планировать свое будущее, что предполагает под собой личностную реализацию. Успешно протекающее самоопределение личности способствует более развернутой самореализации личности, удовлетворенной прожитой частью жизни и конструирующей наиболее адекватное жизненное пространство [10]. Одним из благоприятных факторов самореализации личности в позднем возрасте является умение общаться, умение конструктивно выстраивать диалог друг с другом, воспринимать себя во всей своей целостности.

Исследования подтверждают, что продолжение профессиональной деятельности в позднем возрасте улучшает адаптационные качества как с психологической, так и с социальной точек зрения, а также гибкость и приспособляемость. Человек в позднем возрасте обнаруживает некое стремление (цель) к совершенствованию, т.е. одну из высших потребностей личности, направленную не только на реализацию человеком своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих потенциалов, повышение качества своей деятельности, в основе которой лежат высшие общечеловеческие ценности [11]. Профессиональная деятельность помогает развитию когнитивных процессов и не дает им прийти в состояние «застоя». У людей пенсионного возраста имеется тенденция к изменению когнитивных и психических функций. Причем на личностном уровне не появляются какие-либо новые психические образования, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются, а негативные или психопатические черты, проявляющиеся у пожилых, были в зачатке и в молодости [12].

Показатели интеллекта не отнесены к этим группам факторов, потому что у возрастных людей, занимающихся умственным трудом, интеллектуальные способности не снижаются с возрастом, и они в незначительной степени подвергаются негативным изменениям. Здесь стоит отметить, что при рассмотрении кандидата на роль наставника, необходимо учитывать суть его трудовой деятельности и способности кандидата к научно-педагогической работе. Но не все профессии одинаково влияют на интеллектуальный уровень человека, соответственно на появление деструкций в этой области. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Здесь имеют место возрастные изменения, но основным фактором снижения являются особенности нормативно-профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников таких решений задач, как планирование процесса труда, анализа производственных ситуаций, решения профессиональных задач. Интеллектуальные способности, которые не востребованы постепенно угасают [13]. В пожилом возрасте нет необходимости решать задачи, требующие абстрактного мышления, если это не обусловлено задачами профессии.

Исследователи, в отношении к когнитивным функциям в этот период, как правило, останавливают свое внимание на тех изменениях, которые возникают как бы из самого возраста, вне связи с окружающими его обстоятельствами [14]. Но среда, в которой находится человек, деятельность, которой он занимается, влияет на его интеллектуальные способности. В исследованиях мало информации о том, как влияет произвольная и спонтанная активность на компенсацию когнитивного дефицита, каким образом связан интеллект с длительностью профессиональной карьеры, какие формы интеллекта влияют на изменения окружающей действительности и деятельности возрастного человека.

Также важным параметром продолжения трудовой деятельности является социальный интеллект. К сожалению, этот аспект тоже мало изучен исследователями. Социальный интеллект проявляется во взаимодействии с другими людьми, умении общаться и налаживать социальные связи, в чем очень нуждается пожилой человек. Важность этого аспекта смещается с психометрического интеллекта в область интеллекта социального, который выражается в умении ладить с другими людьми, знании о людях, способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, эмпатических качествах, способности критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей [14]. Социальный интеллект играет важную роль в межличностном общении, помогает прогнозировать поведение других людей, обостряет интуицию и предусмотрительность, а также обеспечивает психологическую выносливость. Человек с высоким уровнем социального интеллекта включен в широкие социальные связи, активен и гибок; как правило, более удовлетворен жизнью, умеет вписаться в новые общественные структуры и условия, противостоит многочисленным стрессам переходного времени и, соответственно, имеет больше шансов на долгую, активную, общественно полезную жизнь [15].

Как субъект профессиональной деятельности, работник старшего возраста осуществляет выбор: завершить трудовую деятельность или продолжать ее. В решении этого вопроса социальный интеллект играет важную роль. Следовательно, мы можем сделать вывод, что социальный интеллект напрямую коррелирует с самоактуализацией личности в профессиональной деятельности, так как является необходимым условием для взаимодействия человека внутри социальной группы, которой является трудовой коллектив. Людям с низкими показателями социального интеллекта сложнее взаимодействовать с трудовым коллективом, соответственно сложнее самоактуализироваться в профессиональной деятельности и межличностном общении. Возрастная динамика социального интеллекта отличается от динамики общего интеллекта [16].

Наиболее частое привлекаемое теоретическое обоснование для объяснения возрастных изменений в интеллектуальной деятельности – это различие текучих и кристаллизованных способностей [5]. Текучие способности отражают старение человека с возрастом, в то время как способность к кристаллизации информации устойчива относительно этих возрастных изменений, исключая период приближающегося конца жизни человека [17]. В данном случае стоит отметить, что человек, занимаясь определенной профессиональной деятельностью, имеет кристаллизованный интеллект, который может не ухудшаться с течением времени, но ухудшаться может текучий интеллект, вернее те его аспекты, которые не используются в решении повседневных профессиональных задач. Считается, что с возрастом происходит увеличение метакогнитивных способностей, направленных на интеграцию когнитивного, межличностного и эмоционального размышления в синтетическое осмысление мира, себя и других. Выявлено, что с возрастом человек становится более децентрированным, у него увеличивается способность к кодированию большого количества информации, проницательность как способность смотреть вперед, за поверхность непосредственно воспринимаемого [18].

Заключение

Можно сделать вывод о том, что интеллект в повседневной жизни, как интеллект, базирующийся на опыте, начинает ухудшаться ближе к 70 годам, а до этого не уменьшается, и даже в некоторых случаях увеличивается. Из этого следует, что постоянная умственная деятельность и социальная активность поддерживают когнитивные и социальные навыки на должном уровне и не дают почвы для образования профессиональных деструкций в позднем возрасте. В результате личность успешно самоактуализируется на этом возрастном этапе. Умственная и творческая деятельность препятствуют угасанию интеллектуальных способностей в позднем возрасте, что создает благополучную почву для самоактуализации.

Таким образом, самоактуализация, как конструкт, является основополагающим свойством зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации своего потенциала. Показатели самоактуализации личности отражают всю полноту и богатство ее развития, заложенные потенции, развитие таких качеств как автономность личности, способность к личностному и профессиональному самоопределению и др. Проведенный теоретический анализ самоактуализации в профессиональной деятельности в позднем возрасте позволяет нам говорить о том, что самоактуализация в общем смысле – это основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт [19].

В итоге отметим, что профессиональных деструкций возможно избежать, если уделять особое внимание личностному росту и развитию, а также развитию социального интеллекта, способствующему эффективной коммуникации и, как следствие, самоактуализации в личной и профессиональной сферах.

А социальный интеллект является важным критерием продолжения профессиональной деятельности в позднем возрасте и самоактуализации в ней. Успешное взаимодействие с трудовым коллективом влияет на решение профессиональных задач и личностное развитие индивида. Корреляция самоактуализации и общих показателей интеллекта в позднем возрасте не так очевидна, как у самоактуализации и социального интеллекта. Данные исследований показывают, что показатели общего интеллекта далеко не всегда снижаются с возрастом.

Если человек продолжает вести активную умственную жизнь, решает творческие и умственные задачи, то показатели общего интеллекта остаются на прежнем уровне. Когнитивные способности будут развиваться у самоактуализирующейся личности, следовательно, эти параметры взаимосвязаны между собой.