Одной из угроз безопасности государства является коррупция, антигосударственное и общественно опасное явление, разрушающее основы государственного устройства и правовое регулирование жизни общества. Система механизмов коррупционной деятельности включает политические, экономические, социальные, механизмы шантажа, шпионажа и угроз, иную противоправную деятельность. Для борьбы с коррупцией применяют следующие стратегии: повышение уровня заработной платы чиновникам, запрет на открытие банковских счетов и владение имуществом за рубежом, создание подразделений в государственных органах по профилактике коррупционных нарушений, формирование антикоррупционных экспертиз.
В современных условиях эффективным инструментом для борьбы с коррупцией являются интеллектуальные технологии, цифровизация системы государственного управления. Информационные технологии совершенствуют антикоррупционную политику за счет открытости и прозрачности управленческих процессов, повышения доверия к правительству, государственному сектору и подотчетным компаниям. В международных отчетах организаций по противодействию коррупции к перспективным сферам применения IT-технологий относятся государственные закупки и услуги, процесс выборов, бюджетный процесс, международное сотрудничество и иные направления.
Основная цель исследования заключается в выявлении развития механизмов противодействия коррупции в России в современных условиях.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования были использованы данные официальных сайтов Президента России, МВД России, Антикоррупционного портала ВШЭ, международные рейтинги и иные источники. Методы исследования включают экономико-статистический, абстрактно-логический и системно-логический, методы сравнительного анализа, группировок и обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение
Для противодействия коррупции в России с 2008 г. функционирует законодательная база, состоящая из Федерального закона от 25.12.2009 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национального плана противодействия коррупции от 31.07.2008 г. № Пр-1568 и Национальной стратегии противодействия коррупции от 13.04.2010 г. № 460, а также предпринимаются меры по предупреждению коррупции и активизации деятельности правоохранительных органов.
В ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ отражено понятие «коррупция»: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [1].
Соответственно, термин «коррупция» раскрыт законодателем посредством перечисления противоправных действий, которые являются типичными проявлениями коррупции, и указания на сущностный признак коррупции – незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.
Представим на рис. 1 принципы антикоррупционного законодательства в России.
Согласно Индексу восприятия коррупции, чем больше балл, тем меньше уровень восприятия коррупции. За десятилетний период Россия в Индексе восприятия коррупции существенно не продвинулась, значение индекса колеблется на уровне 28–29 баллов, что соответствует высокому индексу коррупции. Максимальный показатель зафиксирован в 2020 г. – 30 баллов, место в рейтинге 129. Отметим, что позиция в рейтинге зависит от общего количества стран, которое каждый год меняется.
Рис. 1. Принципы антикоррупционного законодательства в России [2]
Рис. 2. Россия в Индексе восприятия коррупции [3]
Динамика преступлений коррупционной направленности в России [4]
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Изменение, ед. |
Темп роста, % |
||
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
||||
Всего коррупционных преступлений, в том числе: |
30991 |
30813 |
35051 |
-178 |
4238 |
99,43 |
113,75 |
связанные с взяточничеством |
13867 |
14548 |
18591 |
681 |
4043 |
104,91 |
127,79 |
удельный вес в общем показателе, % |
44,75 |
47,21 |
53,04 |
2,47 |
5,83 |
105,52 |
112,34 |
связанные с коммерческим подкупом |
1294 |
1444 |
1457 |
150 |
13 |
111,59 |
100,90 |
удельный вес в общем показателе, % |
4,18 |
4,69 |
4,16 |
0,51 |
-0,53 |
112,24 |
88,70 |
Россия набирает столько же баллов, сколько наименее развитые страны – Ангола, Либерия и Мали. Лидерами рейтинга являются на протяжении многих лет Дания, Новая Зеландия и Финляндия. Партнеры России по интеграционному объединению БРИКС имеют более высокие показатели – Китай (45 баллов), ЮАР (44 балла), Индия (40 баллов) и Бразилия (38 баллов).
На основе данных Министерства внутренних дел РФ проведен анализ динамики преступлений коррупционной направленности за 2019–2021 гг. (таблица).
В 2020 г. общее количество коррупционных преступлений сократилось на 178 ед., или 0,57 %, а в 2021 г. возросло на 4238 ед., или 13,75 %. Ежегодно увеличивается количество преступлений, связанных с взяточничеством – в 2020 г. на 681 ед., или 4,91 %, в 2021 г. – на 4043 ед., или 27,79 %. Удельный вес преступлений, связанных с взяточничеством, в динамике возрастает с 44,75 % в 2019 г. до 53,04 % в 2021 г. Наблюдается увеличение за 2019–2021 гг. преступлений, связанных с коммерческим подкупом, в 2020 г. – на 150 ед., или 11,59 %, в 2021 г. – на 13 ед., или 0,9 %.
Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ в 2021 г. провел опрос 1228 компаний и оценил потери государства от коррупции в области закупок. Большая часть респондентов (71 %) указали, что процесс закупок сопровождается неформальными выплатами. Средний размер взятки составляет 22,5 % от общей стоимости контракта, а в отдельных случаях до 65 %. В 2020 г. общий объем закупок составил 29,1 трлн руб., из которых выплаты на «откаты» составили 6,6 трлн руб., что составляет 6 % ВВП России и превышает расходы консолидированного бюджета РФ на образование и здравоохранение [5].
Важно отметить, что 83 % респондентов негативно относятся к взяткам и коррупции, но при этом 37 % считают коррупционные практики единственным успешным способом заключения государственных контрактов, так как очень высока конкуренция между компаниями.
Для решения текущих проблем по борьбе с коррупцией в 2021–2022 гг. предприняты беспрецедентные мероприятия. В августе 2021 г. Указом Президента РФ был принят Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 гг., который включает мероприятия по противодействию и предупреждению коррупции, минимизации и ликвидации последствий по 16 направлениям, в том числе внедрение механизма по увеличению источников информации и доступа к ним для проведения антикоррупционных проверок, пересмотр процесса регулирования конфликта интересов, расширение перечня дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Особое внимание уделяется противодействию коррупции в закупочной деятельности за счет включения в контракт информации о ежегодном представлении и актуализации сведений о связанных лицах, повышения открытости и прозрачности правил определения стоимости имущества, подготовки доклада о ходе реализации мероприятий в сфере закупок.
Несмотря на комплексный подход к разработанному Плану, в него не вошли отдельные вопросы, которые требуют изменения существующей нормативно-правовой базы. Это касается проблемы распространения антикоррупционных стандартов на организации с государственным участием.
В апреле 2022 г. Президент России подписал Указ об утверждении государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» (ГИС «Посейдон»). Координатор данной системы – Администрация Президента РФ, оператор – Федеральная служба охраны РФ, Министерство труда России ответственно за методическую и консультационную помощь по использованию ГИС [6].
ГИС «Посейдон» – это программа по информационно-аналитическому обеспечению деятельности по профилактике коррупции и иных правонарушений на основе использования IT-технологий (искусственный интеллект) анализа и проверки соблюдения законодательных ограничений, запретов и требований.
К основным задачам ГИС «Посейдон» относятся:
− автоматическое включение в систему получаемой информации от поставщиков и доступ к данным системы для проведения анализа сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах должностных лиц;
− информационно-аналитическая поддержка внутренних и внешних пользователей;
− создание статистических и аналитических материалов по противодействию коррупции и др.
Поставщики информации в ГИС «Посейдон» представлены на рис. 3.
Базой ГИС «Посейдон» является программное обеспечение «Справка-БК», которая применяется для заполнения отчетной документации должностными лицами. Также антикоррупционная программа «Посейдон» будет взаимодействовать с другими информационными системами, что позволит сформировать единую сеть по борьбе с коррупцией в России.
Рис. 3. Источники передачи информации в систему «Посейдон» [7]
По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета К. Кабанова, система является инструментом с неограниченным доступом к различным источникам информации, в том числе базам данных ФНС, Росфинмониторинга, Росимущества, внутренней документации и социальным сетям. На каждого чиновника, депутата или участника государственных закупок со стороны бизнеса будет составлен цифровой портрет, который отследит потенциальные коррупционные связи [8].
Схожая программа, которая демонстрирует высокие результаты по выявлению коррупционных правонарушений, применяется в государственной корпорации «Росатом». Также в силовых ведомствах России применяется прототип системы – «Байкал-Посейдон».
В ряде отечественных и зарубежных публикаций подтверждается эффективность использования искусственного интеллекта для борьбы с коррупционными правонарушениями [9, c. 255].
Заведующая Лабораторией антикоррупционной политики ВШЭ отмечает, что искусственный интеллект будет эффективно бороться с коррупцией при выполнении двух составляющих: формирование большого массива данных для машинного обучения и проработка существенных индикаторов коррупции экспертами и ведомствами [8].
Эффективность искусственного интеллекта по борьбе с коррупцией подтверждается результатами во многих странах мира. Например, в Китае с 2012 г. функционирует проект Zero Trust с использованием искусственного интеллекта, который позволил выявить более 8 тыс. чиновников, замешанных в коррупционных противоправных действиях. Проект был запущен в тестовом режиме в 30 удаленных городах и округах Китая. Однако со временем проект столкнулся с сопротивлением китайских чиновников, так как служащие оказались под большим давлением [10].
Организация объединенных наций (ООН) инициировала создание глобальной «Сети инновационных сетей данных», объединяющей организации и экспертов для внедрения передовой практики мониторинга и повышения эффективности деятельности. Одним из инструментов данной сети является технология SMART, которая включает контроль и анализ документации с целью последующего выявления коррупционной деятельности [11, с. 88].
В ряде европейских стран применяются мобильные технологии и приложения для противодействия коррупции. Например, в Венгрии используют приложение «Целостность», предназначенное для предоставления доступа гражданам для сообщения о случаях мошенничества и коррупции в отношении проектов, финансируемых Всемирным банком [12, c. 260].
Также в Европе совместно с Transparency International создано программное обеспечение для анализа данных государственных и частных компаний по идентификации проектов с риском мошенничества, нарушением интересов сторон и иными противоправными ситуациями. Данный инструмент повышает прозрачность, упрощает процесс управления и принятий решений в государственных электронных закупках правительств стран ЕС [11, c. 298].
Заключение
Коррупция – это серьезный барьер для социально-экономического развития государства, так как данное явление негативно воздействует на предпринимательскую деятельность, искажает механизмы конкуренции, снижает инвестиционный потенциал страны, приводит к несправедливому распределению и расходованию государственных ресурсов. В современных условиях приоритетной задачей государства является обеспечение экономической безопасности и минимизация коррупции на основе использования информационных технологий. В России высокий уровень коррупции, ежегодно возрастает количество коррупционных правонарушений, в том числе связанных с взяточничеством и коммерческим подкупом. Особенно это характерно для сферы закупок, чиновники применяют различные коррупционные схемы в виде неформальных выплат и «откатов», поэтому на государственном уровне было принято решение о внедрении многоэтапного плана противодействия коррупции и антикоррупционной программы «Посейдон». С учетом текущей коррупционной ситуации именно IT-технологии в виде искусственного интеллекта и больших данных позволят решить имеющиеся проблемы, объективно выявить нарушение законодательства, различные коррупционные правонарушения.
Библиографическая ссылка
Кимский И.О. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2022. – № 3. – С. 16-21;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1103 (дата обращения: 23.11.2024).