Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

STUDY OF THE DEVELOPMENT OF ANTI-CORRUPTION IN RUSSIA

Kimskiy I.O. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
The article considers the existing regulatory framework, which designed to prevent corruption, minimize or eliminate the consequences of corruption offenses. One of the significant shortcomings is the point adjustment of the anti-corruption legal framework, the imperfection of the terminology used, and the inconsistency of norms and rules. The analysis of the position of Russia in the world ranking of perception of corruption and the dynamics of corruption offenses was carried out. It proved that Russia has significant problems with corruption; the annual damage is about 6?% of the country’s gross domestic product. To solve corruption problems in Russia, the Poseidon program was developed based on artificial intelligence, which will allow the formation of a single anti-corruption network – a digital space that unites the existing bases of Spravka BK, the Federal Tax Service, Rosfinmonitoring, the Federal Property Management Agency, social networks and other sources of information. In foreign countries, similar analogues used, which have proven their effectiveness. Therefore, the choice of information technologies in the fight against corruption is the right and effective tool, as access to data is expanding, their transparency and accountability are increasing. Digital technologies make it possible to reliably identify, analyze, investigate, predict and monitor corruption violations. It is impossible for interested parties to influence artificial intelligence, so the reliability of the results obtained is beyond doubt.
corruption
anti-corruption
anti-corruption policy
state information system «Poseidon»
digitalization of public administration

Одной из угроз безопасности государства является коррупция, антигосударственное и общественно опасное явление, разрушающее основы государственного устройства и правовое регулирование жизни общества. Система механизмов коррупционной деятельности включает политические, экономические, социальные, механизмы шантажа, шпионажа и угроз, иную противоправную деятельность. Для борьбы с коррупцией применяют следующие стратегии: повышение уровня заработной платы чиновникам, запрет на открытие банковских счетов и владение имуществом за рубежом, создание подразделений в государственных органах по профилактике коррупционных нарушений, формирование антикоррупционных экспертиз.

В современных условиях эффективным инструментом для борьбы с коррупцией являются интеллектуальные технологии, цифровизация системы государственного управления. Информационные технологии совершенствуют антикоррупционную политику за счет открытости и прозрачности управленческих процессов, повышения доверия к правительству, государственному сектору и подотчетным компаниям. В международных отчетах организаций по противодействию коррупции к перспективным сферам применения IT-технологий относятся государственные закупки и услуги, процесс выборов, бюджетный процесс, международное сотрудничество и иные направления.

Основная цель исследования заключается в выявлении развития механизмов противодействия коррупции в России в современных условиях.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования были использованы данные официальных сайтов Президента России, МВД России, Антикоррупционного портала ВШЭ, международные рейтинги и иные источники. Методы исследования включают экономико-статистический, абстрактно-логический и системно-логический, методы сравнительного анализа, группировок и обобщения.

Результаты исследования и их обсуждение

Для противодействия коррупции в России с 2008 г. функционирует законодательная база, состоящая из Федерального закона от 25.12.2009 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национального плана противодействия коррупции от 31.07.2008 г. № Пр-1568 и Национальной стратегии противодействия коррупции от 13.04.2010 г. № 460, а также предпринимаются меры по предупреждению коррупции и активизации деятельности правоохранительных органов.

В ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ отражено понятие «коррупция»: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [1].

Соответственно, термин «коррупция» раскрыт законодателем посредством перечисления противоправных действий, которые являются типичными проявлениями коррупции, и указания на сущностный признак коррупции – незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.

Представим на рис. 1 принципы антикоррупционного законодательства в России.

Согласно Индексу восприятия коррупции, чем больше балл, тем меньше уровень восприятия коррупции. За десятилетний период Россия в Индексе восприятия коррупции существенно не продвинулась, значение индекса колеблется на уровне 28–29 баллов, что соответствует высокому индексу коррупции. Максимальный показатель зафиксирован в 2020 г. – 30 баллов, место в рейтинге 129. Отметим, что позиция в рейтинге зависит от общего количества стран, которое каждый год меняется.

missing image file

Рис. 1. Принципы антикоррупционного законодательства в России [2]

missing image file

Рис. 2. Россия в Индексе восприятия коррупции [3]

Динамика преступлений коррупционной направленности в России [4]

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Изменение, ед.

Темп роста, %

2020/

2019

2021/

2020

2020/

2019

2021/

2020

Всего коррупционных преступлений, в том числе:

30991

30813

35051

-178

4238

99,43

113,75

связанные с взяточничеством

13867

14548

18591

681

4043

104,91

127,79

удельный вес в общем показателе, %

44,75

47,21

53,04

2,47

5,83

105,52

112,34

связанные с коммерческим подкупом

1294

1444

1457

150

13

111,59

100,90

удельный вес в общем показателе, %

4,18

4,69

4,16

0,51

-0,53

112,24

88,70

Россия набирает столько же баллов, сколько наименее развитые страны – Ангола, Либерия и Мали. Лидерами рейтинга являются на протяжении многих лет Дания, Новая Зеландия и Финляндия. Партнеры России по интеграционному объединению БРИКС имеют более высокие показатели – Китай (45 баллов), ЮАР (44 балла), Индия (40 баллов) и Бразилия (38 баллов).

На основе данных Министерства внутренних дел РФ проведен анализ динамики преступлений коррупционной направленности за 2019–2021 гг. (таблица).

В 2020 г. общее количество коррупционных преступлений сократилось на 178 ед., или 0,57 %, а в 2021 г. возросло на 4238 ед., или 13,75 %. Ежегодно увеличивается количество преступлений, связанных с взяточничеством – в 2020 г. на 681 ед., или 4,91 %, в 2021 г. – на 4043 ед., или 27,79 %. Удельный вес преступлений, связанных с взяточничеством, в динамике возрастает с 44,75 % в 2019 г. до 53,04 % в 2021 г. Наблюдается увеличение за 2019–2021 гг. преступлений, связанных с коммерческим подкупом, в 2020 г. – на 150 ед., или 11,59 %, в 2021 г. – на 13 ед., или 0,9 %.

Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ в 2021 г. провел опрос 1228 компаний и оценил потери государства от коррупции в области закупок. Большая часть респондентов (71 %) указали, что процесс закупок сопровождается неформальными выплатами. Средний размер взятки составляет 22,5 % от общей стоимости контракта, а в отдельных случаях до 65 %. В 2020 г. общий объем закупок составил 29,1 трлн руб., из которых выплаты на «откаты» составили 6,6 трлн руб., что составляет 6 % ВВП России и превышает расходы консолидированного бюджета РФ на образование и здравоохранение [5].

Важно отметить, что 83 % респондентов негативно относятся к взяткам и коррупции, но при этом 37 % считают коррупционные практики единственным успешным способом заключения государственных контрактов, так как очень высока конкуренция между компаниями.

Для решения текущих проблем по борьбе с коррупцией в 2021–2022 гг. предприняты беспрецедентные мероприятия. В августе 2021 г. Указом Президента РФ был принят Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 гг., который включает мероприятия по противодействию и предупреждению коррупции, минимизации и ликвидации последствий по 16 направлениям, в том числе внедрение механизма по увеличению источников информации и доступа к ним для проведения антикоррупционных проверок, пересмотр процесса регулирования конфликта интересов, расширение перечня дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Особое внимание уделяется противодействию коррупции в закупочной деятельности за счет включения в контракт информации о ежегодном представлении и актуализации сведений о связанных лицах, повышения открытости и прозрачности правил определения стоимости имущества, подготовки доклада о ходе реализации мероприятий в сфере закупок.

Несмотря на комплексный подход к разработанному Плану, в него не вошли отдельные вопросы, которые требуют изменения существующей нормативно-правовой базы. Это касается проблемы распространения антикоррупционных стандартов на организации с государственным участием.

В апреле 2022 г. Президент России подписал Указ об утверждении государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» (ГИС «Посейдон»). Координатор данной системы – Администрация Президента РФ, оператор – Федеральная служба охраны РФ, Министерство труда России ответственно за методическую и консультационную помощь по использованию ГИС [6].

ГИС «Посейдон» – это программа по информационно-аналитическому обеспечению деятельности по профилактике коррупции и иных правонарушений на основе использования IT-технологий (искусственный интеллект) анализа и проверки соблюдения законодательных ограничений, запретов и требований.

К основным задачам ГИС «Посейдон» относятся:

− автоматическое включение в систему получаемой информации от поставщиков и доступ к данным системы для проведения анализа сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах должностных лиц;

− информационно-аналитическая поддержка внутренних и внешних пользователей;

− создание статистических и аналитических материалов по противодействию коррупции и др.

Поставщики информации в ГИС «Посейдон» представлены на рис. 3.

Базой ГИС «Посейдон» является программное обеспечение «Справка-БК», которая применяется для заполнения отчетной документации должностными лицами. Также антикоррупционная программа «Посейдон» будет взаимодействовать с другими информационными системами, что позволит сформировать единую сеть по борьбе с коррупцией в России.

missing image file

Рис. 3. Источники передачи информации в систему «Посейдон» [7]

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета К. Кабанова, система является инструментом с неограниченным доступом к различным источникам информации, в том числе базам данных ФНС, Росфинмониторинга, Росимущества, внутренней документации и социальным сетям. На каждого чиновника, депутата или участника государственных закупок со стороны бизнеса будет составлен цифровой портрет, который отследит потенциальные коррупционные связи [8].

Схожая программа, которая демонстрирует высокие результаты по выявлению коррупционных правонарушений, применяется в государственной корпорации «Росатом». Также в силовых ведомствах России применяется прототип системы – «Байкал-Посейдон».

В ряде отечественных и зарубежных публикаций подтверждается эффективность использования искусственного интеллекта для борьбы с коррупционными правонарушениями [9, c. 255].

Заведующая Лабораторией антикоррупционной политики ВШЭ отмечает, что искусственный интеллект будет эффективно бороться с коррупцией при выполнении двух составляющих: формирование большого массива данных для машинного обучения и проработка существенных индикаторов коррупции экспертами и ведомствами [8].

Эффективность искусственного интеллекта по борьбе с коррупцией подтверждается результатами во многих странах мира. Например, в Китае с 2012 г. функционирует проект Zero Trust с использованием искусственного интеллекта, который позволил выявить более 8 тыс. чиновников, замешанных в коррупционных противоправных действиях. Проект был запущен в тестовом режиме в 30 удаленных городах и округах Китая. Однако со временем проект столкнулся с сопротивлением китайских чиновников, так как служащие оказались под большим давлением [10].

Организация объединенных наций (ООН) инициировала создание глобальной «Сети инновационных сетей данных», объединяющей организации и экспертов для внедрения передовой практики мониторинга и повышения эффективности деятельности. Одним из инструментов данной сети является технология SMART, которая включает контроль и анализ документации с целью последующего выявления коррупционной деятельности [11, с. 88].

В ряде европейских стран применяются мобильные технологии и приложения для противодействия коррупции. Например, в Венгрии используют приложение «Целостность», предназначенное для предоставления доступа гражданам для сообщения о случаях мошенничества и коррупции в отношении проектов, финансируемых Всемирным банком [12, c. 260].

Также в Европе совместно с Transparency International создано программное обеспечение для анализа данных государственных и частных компаний по идентификации проектов с риском мошенничества, нарушением интересов сторон и иными противоправными ситуациями. Данный инструмент повышает прозрачность, упрощает процесс управления и принятий решений в государственных электронных закупках правительств стран ЕС [11, c. 298].

Заключение

Коррупция – это серьезный барьер для социально-экономического развития государства, так как данное явление негативно воздействует на предпринимательскую деятельность, искажает механизмы конкуренции, снижает инвестиционный потенциал страны, приводит к несправедливому распределению и расходованию государственных ресурсов. В современных условиях приоритетной задачей государства является обеспечение экономической безопасности и минимизация коррупции на основе использования информационных технологий. В России высокий уровень коррупции, ежегодно возрастает количество коррупционных правонарушений, в том числе связанных с взяточничеством и коммерческим подкупом. Особенно это характерно для сферы закупок, чиновники применяют различные коррупционные схемы в виде неформальных выплат и «откатов», поэтому на государственном уровне было принято решение о внедрении многоэтапного плана противодействия коррупции и антикоррупционной программы «Посейдон». С учетом текущей коррупционной ситуации именно IT-технологии в виде искусственного интеллекта и больших данных позволят решить имеющиеся проблемы, объективно выявить нарушение законодательства, различные коррупционные правонарушения.