Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА

Подкопаев О.А. 1 Некипелов Р.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры»
В статье рассматриваются вопросы разработки организационно-управленческого механизма культурно-досуговой деятельности на основе инклюзивного подхода. Разработка организационно-управленческого механизма в культурно-досуговой деятельности на основе инклюзивного похода в настоящее время остро необходима, поскольку учреждения сферы культуры организуют специальные программы для людей с ОВЗ, а это требует новых подходов и организационных решений. Так, проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн чел. с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. С ратификацией в мае 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов ее принципы и нормы вошли в правовую систему Российской Федерации. В настоящее время реализуется обновленная федеральная государственная программа (рассчитана на 2011–2020 гг.) «Доступная среда», предусматривающая решение целого комплекса задач: реабилитацию, занятость, повышение уровня жизни, развитие инклюзивного профессионального образования, создание федерального реестра инвалидов, увеличение доли доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и кадровой подготовки. Разработка и внедрение современных организационно-управленческих механизмов культурно-досуговой деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать развитию их способностей и креативности.
организационно-управленческий механизм
культурно-досуговая деятельность
инклюзивный подход
лица с ограниченными возможностями здоровья
1. Даринова М.П. Инклюзивный посетитель в местах социально-культурного значения // Вестник Кем ПТТУ. 2018. № 11. С. 10–15.
2. Агумбаева А.Е., Амирова Э.Ф., Беляева С.В. Социально-экономические процессы в условиях модернизации экономики: современные вызовы, глобальные трансформации и стратегические ориентиры развития: монография. Под ред. Подкопаева О.А. Самара, 2021. 225 с.
3. Домнина С.В. Управление национальным культурным наследием России // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. VI Всероссийская научно-практическая конференция в рамках VII Всероссийского конкурса-фестиваля исполнителей и балетмейстеров народного танца имени Геннадия Власенко. 2018. С. 549–554.
4. Салынина С.Ю. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по управлению объектами культурного наследия на федеральном и региональном уровнях // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. VI Всероссийская научно-практическая конференция в рамках VII Всероссийского конкурса-фестиваля исполнителей и балетмейстеров народного танца имени Геннадия Власенко. 2018. С. 560–566.
5. Шапенова Л.Г. Инклюзия в сфере культуры. М.: Тимс-клуб, 2019. 451 с.
6. Бабина Е.Н., Бондаренко Г.В., Брюханова Н.В. Устойчивое развитие экономики России: стратегии и тактики перехода к новому качеству экономического роста: монография. Под ред. Ермолаева К.Н., Подкопаева О.А. Самара, 2021. 260 с.
7. Алексеев С.В., Бойков А.Е., Галлямов Р.Р. Трансформация социально-экономических процессов в современной России. Ульяновск, 2019. 209 с.
8. Агазаде Р.В., Алиев А.Б., Анаева З.К. Инновационно-инвестиционное развитие современной экономики: проблемы и перспективы экономического роста. Самара, 2014. 528 с.
9. Алиев А.Б., Ананьева Е.П., Бабакин М.М. Прогнозирование, планирование и моделирование: междисциплинарный подход и конвергенция знаний. Самара, 2015. 351 с.

Комплекс внешних по отношению к людям условий характеризуется устойчивым и длительным воздействием, обозначается термином «среда». В литературе до нашего времени не разработано такое понятие, как «инклюзивная» среда, чаще всего используют слово «доступная». А инклюзивный поход формулируется как специальный. Но два данных обозначения – «доступный» и «специальный» не имеют прямого отношения к людям с ОВЗ. В социально-культурной деятельности специальный поход может базироваться на отношении человека, как к профессиональному, так и к возрастному статусу. При доступной среде учреждение должно создать безопасную, инклюзивную среду, позволяющую любыми способами обеспечить людям с инвалидностью доступ к культурным ценностям, то есть обеспечить их представленность в учреждениях культуры. Однако для подлинной реализации права участия в культурной жизни людей с инвалидностью необходимо помимо присутствия обеспечить еще и их активное участие в этих культурных процессах, и в этом может помочь создание универсального организационно-управленческого механизма в культурно-досуговой деятельности на основе инклюзивного похода [1]. Инклюзивность – свойство учреждений социально-культурной сферы по обеспечению доступной среды.

Признаки инклюзивного подхода:

- гибкость, обозначающая способность учреждений социально-культурной сферы быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися потребностями людей с ОВЗ, окружающего мира, социума;

- вариативность, предполагающая разные форму и методы участия людей с ОВЗ в деятельности учреждений культурной сферы;

- информативность, предусматривающая информированность людей с ОВЗ об услугах и специальных программах того или иного учреждения;

- диалогичность, связанная с установкой на совместное творчество людей с ОВЗ, коммуникация по всем субъектам;

- содержательность, представляющая тот творческий материал, который оказывает влияние на людей с ОВЗ, предоставляет ресурсы для освоения ими культуры и системы благ;

- гуманистичность, включает построение позитивной психологической атмосферы, равенства возможностей, уважения и достойных отношений друг к другу;

- безбарьерность как основная идея доступности для конкретных категорий людей с ОВЗ, связанная, как правило, с архитектурным, техническим или организационным аспектом,, позволяющим преодолевать те или иные преграды, которые затрудняют доступность людям с ОВЗ в социально-культурной сфере.

Материалы и методы исследования

В основу исследования положен системный подход, который обусловил применение общенаучных методов (диалектической логики, индукции, дедукции, анализа и синтеза). Данное исследование также базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: сбор информации, анализ, наблюдение, информативно-целевой анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Компоненты организационно-управленческого механизма социально-культурной деятельности для людей с ОВЗ представлены в таблице.

Таблица компонентов организационно-управленческого механизма в социально-культурной деятельности для людей с ОВЗ

Название компонента

Содержание компонента

Необходимость

Решение

Институциональный

Изменения организационных норм социально-культурного учреждения, наличие плана для обеспечения инклюзивности с задачами, направленными на достижение базового и долгосрочного улучшения для людей с ОВЗ в учреждении культуры; трансформация ценности и мотивационной установки специалистов учреждения, появление специализированных отделов, отвечающих за инклюзивные процессы, работы с людьми с ОВЗ

Организационные устаревшие стандарты

Институциональные программы, не отвечающие современным потребностям людей с ОВЗ

Смена организационной политики и структуры учреждения

Пространственно-предметный

Внедрение безбарьерных архитектурных инфраструктур, дающих возможности передвижения, и использование специальных технических инструментов для того, чтобы лицо с ОВЗ «имело доступ к местам социально-культурных событий»

Архитектурная /

инфраструктурная область социально-культурных учреждений, не позволявшая быть там человеку с ОВЗ по причине того, что постройка не отвечает стандартам доступной среды

Внедрить архитектурное планирование с универсальным дизайном и технические современные решения для доступности людей с ОВЗ

Содержательно- методический

Подготовка социальных контентов (содержание специальных фестивалей, спектакля, инклюзивных проектов), дающих возможность реализации прав людей с ОВЗ на формирование их особых культурных потребностей (жестовые элементы для культуры глухих), – использование своего культурного творческого художественного и интеллектуального потенциала

Нехватка компетенций и навыков специалистов по деятельности работы с людьми с ОВЗ

Сформировать специальную форму по организации экскурсионной политики, театральной постановки для людей с ОВЗ, а также скорректировать возможный способ проведения удобной для этой категории

Информационный

Техника по предоставлению людям с ОВЗ информационных сведений о работе учреждений социально-культурной сферы «в доступном формате и с использованием информационно-коммуникационного инструмента, который учитывает разные формы заболевания»

Низкий уровень оснащенности информационным обеспечением учреждения культуры.

Нехватка ресурсов для оповещения людей

Адаптация сайтов учреждений социально-культурной сферы. Распространение рекламы о специальных мероприятиях учреждений в допустимых для людей с инвалидностью формах

Коммуникативно-организационный

Создание специальной коммуникации в учреждении социально-культурной сферы между сотрудниками, посетителем с ОВЗ, построение диалогов на принципе «уважения достоинств, его собственной самостоятельности»

Существование дискриминантного признака, стереотипа и пренебрежения в общении с людьми с ОВЗ. Страх и неприязнь при виде человека не такого, как ты

Формирование у работников и посетителей сведений об этике взаимодействий с людьми с ОВЗ, знание инклюзивной культуры

Институциональный компонент в организационно-управленческом механизме в социально-культурной деятельности для лиц с ОВЗ. Часто в учреждениях социально-культурной сферы уже сформировалась определенная организационная структура, штат работников со своими прямыми обязанностями [2]. Однако для работы с людьми с ОВЗ требуется пересмотр уже сложившейся системы взаимоотношений, перераспределение внутриорганизационных распорядков, переработка субъективных отношений работников к включению людей с ОВЗ в процессы учреждений культуры. А это значит, что руководителям учреждений надо корректировать ценности, менять цели, вырабатывать принцип управления, который бы не ущемлял людей с ОВЗ. Необходимо обучить персонал, находить ресурсы для улучшения работы в этой области.

Пространственно-предметный компонент в организационно-управленческом механизме в социально-культурной деятельности для лиц с ОВЗ. Так, всегда в отчетных работах по эффективности деятельности учреждений социально-культурной сферы обязательно рассматривают пространственно-предметный компонент [3]. Оценивая архитектурную среду и ее инфраструктуру у учреждений, нужно понимать, какой вид дизайна использовать: безбарьерный или стандартный.

Термин «безбарьерный дизайн» впервые был использован в 1960-х гг. в США для описания изменений по устранению физических барьеров для людей с ОВЗ в городских масштабах. В наше время этот термин применяется к элементам окружающей среды, где можно свободно заходить и выходить людям с ОВЗ [4, с. 114].

Безбарьерный (доступный) дизайн – это вид дизайна, который проектирует пространство различных учреждений социально-культурной сферы, при этом виде дизайна требуется дооборудование с учетом возникающих в связи с ОВЗ проблем.

Безбарьерный дизайн очень важен в организационно-управленческой структуре, поскольку не только люди с ОВЗ, но и пожилые, и люди с маленькими детьми нуждаются в том, чтобы доступ к учреждению социально-культурной сферы был нетрудным [5]. При отсутствии опыта лицо с ОВЗ должно ясно понимать, как пользоваться тем или иным предметом или приспособлением. В учреждении для этих целей нужно повесить таблички с разъяснительным материалом.

Термин безбарьерного дизайна несёт в себе новый образ мышления, поскольку предполагается, что решения по изменению среды организации социально-культурной сферы должны удовлетворять потребность всех потребителей, в том числе и лиц с ОВЗ.

Работа по заблаговременному выявлению барьера и препятствия, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ внутри организации социально-культурной сферы, и быстрое их устранение может повысить уровень подготовки учреждения для людей с особым статусом.

В теоретическом ракурсе безбарьерный дизайн подразумевает, чтобы в будущем не нужно было проводить отдельные мероприятия, специализированные под людей с ОВЗ, чтобы все мероприятия и культурные объекты были заблаговременно подготовлены и инклюзивны для разных категорий населения.

Максимально полная интеграция лиц с ОВЗ возможна при комплексном подходе: и физической доступности объекта, и доступности услуг, которые в нем предоставляются.

Основные требования к физической доступности объекта прописаны в Своде правил Минстроя России «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» от 14.11.2016 № СП 59.13330.2016. Еще по каждой зоне объекта есть свой государственный стандарт: по пандусам, лестницам, поручням и так далее. Свод правил удобен тем, что включает основные требования этих ГОСТов. Но Свод разрабатывался в первую очередь для новостроек и зданий, вводимых в эксплуатацию после реконструкции или капитального ремонта, поэтому на старых, действующих объектах применяют принципы разумного приспособления. Так, например, есть два Свода правил СП 59.13330 от 2012 и от 2016 гг. Свод правил 2012 г. действует частично, но специалисты Департамента социальной защиты населения Москвы рекомендуют учитывать требования этого документа при работе над адаптацией объекта. Проблема в том, что некоторые нормативы СП 2016 г. не соответствуют действующим ГОСТам, например ГОСТу по тактильным наземным указателям. До устранения этой правовой коллизии рекомендовано использовать нормативы СП 2012 г.

Действительно, многие учреждения культуры находятся в зданиях, которые были введены в эксплуатацию до принятия различных законодательных актов, регламентирующих доступность, и поэтому многие управленческие решения и решения по адаптации в этих зданиях невозможно применить. Многие объекты культуры расположены в таких объектах, которые являются памятниками архитектуры, соответственно, изменяя сам объект, его внешний облик, можно потерять его историческую значимость [4]. Поэтому необходимо принятие именно тех решений, которые будут полезны для инвалидов и при этом не будут наносить ущерб культурному наследию. Учитывая все эти особенности, учреждению культуры не всегда удается самостоятельно разработать эти решения, и руководство вынуждено либо привлечь специалиста, либо обучить одного из сотрудников, который работает в самом учреждении по программе «Специалист по доступной среде». Таким образом, принцип разумного приспособления означает «внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Содержательно-методический компонент в организационно-управленческом механизме для людей с ОВЗ в социально-культурной деятельности. Он связывается с двумя аспектами деятельности учреждений культуры для лиц с ОВЗ: 1) организационная форма – процесс взаимодействия между сотрудниками и посетителям с ОВЗ; 2) контент – что именно предлагают в этом учреждении культуры (выставка или концерт).

Популярными формами включений людей с ОВЗ в работу учреждений культуры считаются: праздники, концертные благотворительные форумы, тематические беседы, встречи с артистами, литературные вечера, чтения.

В наши дни много учреждений культуры ищут тот контент, который вызвал бы интерес у людей с ОВЗ [5]. Для этого специалисты занимаются изучением потребности и запросов людей с ОВЗ. Одним из них может быть отражение проблемы инвалидности в работе организации социально-культурной сферы (появление спектакля и кинофильма, поднимающего проблемы этой категории), включение в музейные программы работ людей с ОВЗ, где они могут высказаться.

Организации культуры нацелены на развитие у себя интерактивного контента, который позволил бы из пассивных слушателей, людей с ОВЗ, сделать активных участников мероприятий [6]. Например, выставки, которые организуются в интерактивной форме, имеют ряд преимуществ: возможность непосредственного диалога сотрудников с посетителями с ОВЗ, «живое» общение с экспонатами. Человеку с ОВЗ важно не просто смотреть, а важен фактор прямого участия, если это возможно.

Информационный механизм предполагает описание цели по заранее выбранной стратегии развития учреждения культуры [7]. Информация может выражаться в виде распоряжений начальства, приказов министра культуры и т.п. А контроль – в виде актов, справок, положений по работе с людьми с ОВЗ. Соотношение управленческих ресурсов планирования и контролирования образуют информационный механизм.

Коммуникативно-организационный компонент в организационно-управленческом механизме для людей с ОВЗ в социально-культурной деятельности. Данный компонент подразумевает наличие соответствующих компетенций у сотрудников по работе с лицами с инвалидностью [8]. Издается методическая литература, предлагаются курсы повышения квалификации, проводятся семинары и вебинары, где рассказывают об отношениях с людьми с инвалидностью и взаимодействии с ними. Важно понимать, что и как объяснять лицу с ОВЗ, и избегать ошибок в коммуникации [9]. Специалисты социально-культурной деятельности должны обладать организаторскими способностями, позволяющими им привлекать новый персонал, например, для помощи в передвижении человеку, которому трудно из-за болезни передвигаться.

Заключение

Инклюзивные процессы в учреждениях культуры – это «история» не только про лицо с ОВЗ, но и про само учреждение социально-культурной сферы. Весомую роль в этом процессе играет администрация и персонал учреждений.

Таким образом, создание и даже осознание специалистами учреждений социально-культурной сферы необходимости изменений требует временных ожиданий. Однако уже сегодня можно говорить о том, что началось постепенное осмысление идей инклюзии в организациях культуры и ведется поиск путей их реализации. Представленный организационно-управленческий механизм для людей с ограниченными возможностями здоровья, по нашему мнению, должен внедряться как обязательный для всех типов учреждений, работающих с людьми с особым статусом, в том числе и в Самаре, и в Самарской области. Представленный организационно-управленческий механизм культурно-досуговой деятельности на основе инклюзивного подхода является новшеством в работе различных организаций социально-культурной сферы.


Библиографическая ссылка

Подкопаев О.А., Некипелов Р.Д. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА // Научное обозрение. Экономические науки. – 2021. – № 4. – С. 19-23;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1088 (дата обращения: 25.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674