Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

Утехина А.А. 1 Василенко Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»
Выявлены основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды: реализация национальных проектов и целевых программ, финансовое стимулирование природоохранной деятельности, развитие экотехнопарков. Актуальность рассматриваемой проблематики для нефтегазовых компаний связана с наносимым уроном окружающей природной среде в ходе разработки месторождений углеводородов. Проанализированы совокупные и частные объемы расходов на природоохранную деятельность. Сделан вывод об отсутствии единой системы экологической политики в РФ и необходимости поиска и формирования механизмов гармонизации общественных и частных интересов в области природопользования. В качестве перспективного механизма, обеспечивающего финансирование социально значимых природоохранных мероприятий, рассматривается государственно-частное партнерство. Показана и подтверждена заметная связь между уровнем развития государственно-частного партнерства в субъекте РФ и долей инвестиций у этого субъекта в основной капитал в общем объеме инвестиций. Перспективы применения государственно-частного партнерства в природоохранных проектах нефтегазовых компаний определены с учетом социального, инвестиционного и исторического аспектов. Сделан обоснованный вывод о возможности при помощи государственно-частного партнерства снизить нагрузку на государственный бюджет при одновременном повышении качества жизни людей нефтегазодобывающих регионов.
природоохранная деятельность
нефтегазовые компании
государственно-частное партнерство
расходы на охрану окружающей среды
социально значимые проекты
1. Концепция устойчивого развития / Институт планетарного развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ru.planetaryproject.com/planet_project/forward (дата обращения: 26.04.2021).
2. Nonews. Рейтинг стран по уровню экологии развития. [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/ecology (дата обращения: 26.04.2021).
3. Произведенный ВВП. Годовые данные по ОКВЭД 2 (КДЕС Ред. 2) / Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/accounts?print=1 (дата обращения: 26.04.2021).
4. Жданюк А.Б., Пономаренко Т.В. Основные принципы корпоративной социальной ответственности компаний в горной промышленности // Неделя науки СПбПУ. СПб.: СПбГЭУ, 2016. С. 282–286.
5. Калгина И.С. Модели оценки проектов государственно-частного партнерства в сфере недропользования // Записки Горного института. 2017. Т. 224. С. 247. DOI: 10.18454/pmi.2017.2.247.
6. Экологическая политика / Федеральный экологический оператор. [Электронный ресурс]. URL: https://rosfeo.ru/oxrana-prirodyi/ekologicheskaya-politika.html (дата обращения: 26.04.2021).
7. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Паспорт национального проекта. Национальный проект «Экология». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ (дата обращения: 26.04.2021).
8. Обращение с промышленными отходами / Федеральный экологический оператор. [Электронный ресурс]. URL: https://rosfeo.ru/assets/lib/assets/lib/1368/e-brochure_I-II.pdf (дата обращения: 26.04.2021).
9. Распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2017 г. № 1299-р «Об утверждении перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 26.04.2021).
10. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/(дата обращения: 26.04.2021).
11. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 г. № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf (дата обращения: 26.04.2021).
12. Марьев В.А. Экотехнопарки в законодательном поле Российской Федерации. История разработки и актуальное состояние закона об экотехнопарках. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/202652706-Ekotehnoparki-v-zakonodatelnom-pole-rossiyskoy-federacii-istoriya-razrabotki-i-aktualnoe-sostoyanie-zakona-ob-ekotehnoparkah.html (дата обращения: 26.04.2021).
13. Сироткина Т.А., Пепеляев С.Г. Опыт России и ОЭСР в стимулировании экологического бизнеса // Закон. 2017. № 5. С. 57–66.
14. Расходы на охрану окружающей среды / Федеральная служба государственной статистики. [Электронный доступ]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (дата обращения: 24.04.2021).
15. Сургутнефтегаз. Природоохранные мероприятия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.surgutneftegas.ru/responsibility/ecology/prirodookhrannye-meropriyatiya/ (дата обращения: 24.04.2021).
16. Зарубежнефть. Охрана окружающей среды. [Электронный ресурс]. URL: https://ar2019.zarubezhneft.ru/ru/strategy-report/environmental-protection (дата обращения: 24.04.2021).
17. Лукойл. Отчет об устойчивом развитии группы «ЛУКОЙЛ» за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://csr2019.lukoil.ru/ (дата обращения: 24.04.2021).
18. Пономаренко Т.В., Маринина О.А., Панченко И.А. Интеграция концепций корпоративной ответственности и проектного подхода в горных компаниях // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2018. № 4. С. 213–224.
19. Федченко А.А., Исеева Л.И. Проблемы развития государственно-частного партнерства в недропользовании // Записки горного института. 2013. Т. 201. С. 125–130.
20. Крохина Д.А., Крохин Р.А. Развитие механизма государственно-частного партнерства как способ повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом // Актуальные вопросы устойчивого развития России: Управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Челябинск, 2019. С. 125–128.
21. Инвестиции в России / Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Invest_2019.pdf (дата обращения: 24.04.2021).
22. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства за 2019 год / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiting_gchp_022020.pdf (дата обращения: 24.04.2021).
23. Бирюков М.П. Историко-теоретическое обоснование эффективности применения механизмов государственно-частного партнерства в России // Современные инновации: Современные инновации: Теория и практика современной науки. Новосибирск, 2018. С. 27–30.

Экологическое состояние условий жизнедеятельности человека свидетельствует, что уже невозможно оставлять без внимания проблемы загрязнения окружающей среды, вырубки лесов и другие последствия человеческой активности, в частности добычи углеводородов. Проблемы с окружающей средой становятся с каждым годом все острее из-за потребительского отношения к ресурсам. На мировом уровне задача защиты окружающей среды нашла отражение в концепции устойчивого развития, цели которого предписывают предприятиям учитывать окружающую среду при ведении своей деятельности [1].

В международном рейтинге 180 стран по уровню экологии Центра экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy) в 2020 г. Россия находится лишь на 58 месте [2]. Это свидетельствует о необходимости реализации в РФ проектов природоохранной деятельности, особенно в сфере недропользования, где продукт горнодобывающей деятельности, занимая в ВВП долю среднем около 10 %, обеспечивает более половины доходов государственного бюджета [3]. Природоохранные мероприятия в нефтегазовом секторе крайне актуальны, так как добыча углеводородов приводит к ухудшению экологической ситуации в районе, где она производится. Именно поэтому для нефтегазодобывающих компаний крайне важно проводить грамотную природоохранную деятельность и помогать окружающей среде восстанавливаться.

Природоохранные мероприятия нефтегазовых компаний, с одной стороны, могут приводить к различного рода эффектам, существенная часть которых имеет социальное значение [4], с другой, связаны со значительными инвестициями. В ситуации сочетания общественных и частных интересов применим механизм государственно-частного партнерства [5]. Авторы полагают, что данный механизм может быть достаточно действенным для реализации природоохранной деятельности, выполняя стимулирующую и надзорную функции над усилиями частных компаний в интересах населения РФ в целом.

Целью исследования является выявление перспективности применения механизма государственно-частного партнерства для повышения результативности природоохранной деятельности нефтегазовых компаний.

Материалы и методы исследования

Материалами для исследования послужила нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды в РФ, данные официальной статистики и отчетов нефтегазовых компаний об объеме и структуре расходов на природоохранную деятельность, о размере инвестиций в основной капитал и по уровню развития государственно-частного партнерства по субъектам РФ.

В исследовании применялись методы анализа, обобщения, статистического анализа количественных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

К основным направлениям государственной политики в области охраны окружающей среды в РФ можно отнести следующие:

- реализацию национальных и федеральных программ, направленных на всестороннее внимание к сложившейся экологической ситуации;

- влияние на деятельность компаний посредством экономического стимулирования природоохранной деятельности;

- создание и развитие экотехнопарков, позволяющих компаниям более успешно осуществлять природоохранную деятельность, в частности в области утилизации отходов [6].

В рамках первого направления государственной политики можно в первую очередь выделить национальный проект «Экология», предусматривающий реализацию целого ряда экологических программ. К важнейшим целям таких программ можно отнести:

- создание благоприятных условий для модернизации производственных мощностей и процессов на основе наилучших доступных технологий с целью выполнения нормативных требований в сфере экологии;

- снижение выбросов опасных загрязняющих веществ;

- создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами [7].

Данные цели в той или иной степени направлены на природоохранную деятельность и могут быть применимы к нефтегазовому сектору. Например, к нефтегазовому сектору имеет непосредственное отношение Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» (2018–2024), на который к данному моменту уже выделено более 36 млрд руб. [8].

К основным мерам экономического стимулирования компаний в рамках второго направления государственной политики в области охраны окружающей среды можно отнести [9, 10]:

- предоставление налоговых льгот в рамках платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- выделение средств государственного бюджета на поддержку деятельности по внедрению технологий, позволяющих снизить негативное воздействие на окружающую среду;

- предоставление права амортизировать основные средства с применением повышающего коэффициента на оборудование из перечня наилучших доступных технологий и т.д.

Третье направление государственной политики в рассматриваемой области направлено на развитие деятельности экологических технопарков. Под экотехнопарком понимают «объединенный энергетическими и взаимозависимыми материально-сырьевыми потоками и связями комплекс объектов, включающий в себя здания и сооружения, технологическое и лабораторное оборудование, используемые в деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечивающий их непрерывную переработку и производство на их основе промышленной продукции, а также осуществление научной, исследовательской и (или) образовательной деятельности» [11].

К преимуществам экотехнопарков перед
традиционными технологическим парками, а также функционированием отдельных предприятий, в том числе нефтегазовых, можно отнести:

- обмен отходами между компаниями внутри технопарка, а также за его пределами, что приносит дополнительный доход;

- снижение платежей за негативное воздействие на окружающую среду;

- снижение затрат на комплекс необходимых сопровождающих услуг, например таких как образовательные семинары в экологической сфере и др. [12].

Данная инициатива также может быть использована нефтегазовыми компаниями для повышения своей экологической ответственности и для более результативного ведения природоохранной деятельности.

Несмотря на указанные усилия государства в области стимулирования природоохранной деятельности предприятий, следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации еще не сложилась единая система экологической политики [13]. Формирование такой системы требует прежде всего поиска и разработки соответствующих организационно-экономических механизмов, создающих условия для гармонизации экономических и социальных интересов различных заинтересованных сторон, прежде всего предприятий, в нашем случае нефтегазовых, а также российского населения, гарантом прав которого выступает государство.

При этом следует прежде всего принимать во внимание, что природоохранная деятельность требует значительных финансовых вложений. В табл. 1 отражен состав расходов на природоохранную деятельность в РФ в 2019 г. из различных источников.

Таблица 1

Состав расходов на природоохранную деятельность в РФ, 2019 г.

№ 

п/п

Направление затрат

Объем затрат

Млн руб.

В % к итогу

1

Охрана атмосферного воздуха и предотвращения изменений климата

139 191

15,96 %

2

Сбор и очистка сточных вод

257 214

29,50 %

3

Обращение с отходами

112 216

12,87 %

4

Защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод

35 570

4,08 %

5

Сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий

49 699

5,70 %

6

Прочее

278 103

31,89 %

 

Всего:

871 993

100,00 %

Источник: составлено автором по [14].

Как показывают данные табл. 1, в составе расходов на природоохранную деятельность в России преобладают затраты на охрану очистку воздуха, вод и обращение с отходами. Важно отметить, что 28,7 % расходов было произведено частными компаниями, 57,2 % государством и 14,1 % компаниями, предоставляющими услуги по природоохранной деятельности. В табл. 2 представлены расходы нефтегазовых компаний-лидеров, выделенных на основании рейтинга открытости экологической информации нефтегазовых компаний за 2019 г. Как показывают данные табл. 2, объемы и структуры расходов на охрану окружающей среды компаний различны, что связано со спецификой условий разрабатываемых запасов и проводимой природоохранной политикой.

Таблица 2

Расходы на охрану окружающей среды нефтегазовыми компаниями, 2019 г.

№ 

п/п

Направление расходов

Зарубежнефть

Сургутнефтегаз

Лукойл

в млн руб.

В % к итогу

в млн руб.

В % к итогу

в млн руб.

В % к итогу

1

Энерго-эффективность

215

0,73 %

4 973

9,83 %

2

Охрана водных объектов

10,31

4,73 %

180,9

0,61 %

16 104

31,83 %

3

Охрана атмосферного воздуха

7,72

3,54 %

2 662

9,02 %

24 912

49,24 %

4

Охрана земельных ресурсов

181,7

83,34 %

823,3

2,79 %

1 088

2,15 %

5

Прочее

18,3

8,39 %

25 618,8

86,84 %

3 521

6,96 %

 

Всего:

218,03

100,00 %

29 500

100,00 %

50 598

100,00 %

Источник: составлено автором по [15–17].

Несмотря на производимые затраты, экологическая обстановка в РФ продолжает ухудшаться, следовательно, проводимые государством и частными компаниями меры нельзя назвать достаточными. Именно поэтому следует искать механизмы повышения эффективности реализуемых инвестиционных нефтегазовых проектов. В качестве одного из таких механизмов авторам перспективным видится государственно-частного партнерство.

Как показало исследование, возможности повышения результативности природоохранной деятельности при помощи проектов государственно-частного партнерства обусловлены тремя основными факторами: институциональным, экономическим и историческим.

Первый фактор – это институциональные особенности самого механизма государственно-частного партнерства, позволяющие гармонизировать общественные и частные интересы [18]. Механизм государственно-частного партнерства сам по себе является механизмом, призванным повышать эффективность проектов, прежде всего социально значимых [19], что и определяет причины для участия государства в данных проектах. Если же рассматривать государственно-частное партнерство с точки зрения частного партнера, то следует не забывать, что для компании такие проекты – возможность получения ресурсов, к которым обычно доступ ограничен, а также неких гарантий от государства по мере ведения долгосрочного проекта. Таким образом природоохранные проекты, реализуемые при помощи государственно-частного партнерства, соответствуют интересам и государства, и частного партнера, и общества в целом.

Применение государственно-частного партнерства в природоохранной деятельности в нефтегазовом секторе, в котором периодически случаются экологические катастрофы из-за специфики области, видится как крайне перспективный механизм, который мог бы помочь решить серьезные проблемы сферы в области ведения хозяйственной деятельности и повысить качество жизни людей [20].

Второй фактор – экономический. Для проектов в первую очередь необходимо привлечение финансов, и чем больше финансов удастся получить для реализации проектов, тем больше с их помощью можно сделать для региона присутствия. Чтобы попытаться представить, насколько эффективно государственно-частное партнерства влияет на привлечение инвестиций, можно сравнить два показателя: рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства и показатели субъектов Российской Федерации по объему инвестиций в основной капитал (табл. 3).

Таблица 3

Рейтинг субъектов РФ по уровню развития сферы государственно-частного партнерства и объему инвестиций в основной капитал в 2019 г.

№ 

п/п

Субъекты РФ

Уровень развития сферы ГЧП, баллов из 100

Объем инвестиций, в % к общему объему

1

г. Москва

98,6

14,79

2

Московская область

98

5,41

3

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

93,9

4,94

4

Свердловская область

93,5

2,33

5

Тюменская область

75,4

10,98

6

г. Санкт-Петербург

72,1

3,58

7

Красноярский край

71,4

2,21

8

Ямало-Ненецкий автономный округ

65,7

4,48

9

Краснодарский край

35,2

2,28

10

Республика Татарстан

35,2

3,32

Источник: Составлено автором по [21, 22].

Подавляющее большинство субъектов РФ из табл. 1, являющихся лидерами по инвестициям в основной капитал, расположились в рейтинге по уровню развития государственно-частного партнерства в первой двадцатке субъектов из 85. Этот вывод подтверждается расчетом коэффициентов Фехнера и Спирмена, равных 0,6 и 0,673 соответственно, что по шкале Чеддока означает наличие заметной связи между уровнем развития сферы государственно-частного партнерства и объемом инвестиций. Таким образом, в большинстве своем области с наиболее развитым присутствием проектов государственно-частного партнерства также являются и областями, в которых присутствуют значительные финансовые инвестиции.

Третий фактор, который необходимо учитывать, рассматривая использование механизма государственно-частного партнерства для повышения эффективности проектов, – исторический. Хотя нормативно-правовая база, регулирующая государственно-частное партнерство в РФ, достаточно молода, примеры подобного сотрудничества можно отметить еще в 1555 г. Большое распространение государственно-частное партнерство получило в XIX–XX вв., называемых некоторыми авторами «золотым веком концессии» [23]. Так, за период с 1921 по 1927 г. на территории СССР было заключено 163 договора концессии, представляющей собой одну из форм государственно-частного партнерства, что помогло получить необходимые инвестиции для становления молодой советской промышленности. Таким образом, механизм государственно-частного партнерства исторически не раз доказывал свою успешность.

Заключение

Проблема экологической составляющей ведения хозяйственной деятельности в РФ является чрезвычайно актуальной. Российское государство вкладывает существенные средства в реализацию проектов в данной сфере. Однако, несмотря на всю актуальность, в настоящее время отсутствует цельная система стимулирования природоохранной деятельности для компаний нефтегазового сектора, функционирование которых сопровождается значительным нанесением значительного урона окружающей среде.

В случае соединения усилий государства и частного сектора в разрезе природоохранной деятельности нефтегазовых компаний, можно не только снизить нагрузку на государственный бюджет, но и повысить эффективность подобных проектов. Статистика подтверждает, что в целом в тех регионах, где уровень развития государственно-частного партнерства выше, объем получаемых инвестиций больше.

Возможность объединения сферы природоохранной деятельности нефтегазовых компаний и соглашений государственно-частного партнерства крайне перспективным направлением, которое позволило бы повысить результативность природоохранной деятельности, создать дополнительные рабочие места, стать основой повышения качества жизни людей, проживающих в регионе ведения хозяйственной деятельности нефтегазовых компаний.


Библиографическая ссылка

Утехина А.А., Василенко Н.В. ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2021. – № 2. – С. 44-49;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1078 (дата обращения: 03.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674