Экологическое состояние условий жизнедеятельности человека свидетельствует, что уже невозможно оставлять без внимания проблемы загрязнения окружающей среды, вырубки лесов и другие последствия человеческой активности, в частности добычи углеводородов. Проблемы с окружающей средой становятся с каждым годом все острее из-за потребительского отношения к ресурсам. На мировом уровне задача защиты окружающей среды нашла отражение в концепции устойчивого развития, цели которого предписывают предприятиям учитывать окружающую среду при ведении своей деятельности [1].
В международном рейтинге 180 стран по уровню экологии Центра экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy) в 2020 г. Россия находится лишь на 58 месте [2]. Это свидетельствует о необходимости реализации в РФ проектов природоохранной деятельности, особенно в сфере недропользования, где продукт горнодобывающей деятельности, занимая в ВВП долю среднем около 10 %, обеспечивает более половины доходов государственного бюджета [3]. Природоохранные мероприятия в нефтегазовом секторе крайне актуальны, так как добыча углеводородов приводит к ухудшению экологической ситуации в районе, где она производится. Именно поэтому для нефтегазодобывающих компаний крайне важно проводить грамотную природоохранную деятельность и помогать окружающей среде восстанавливаться.
Природоохранные мероприятия нефтегазовых компаний, с одной стороны, могут приводить к различного рода эффектам, существенная часть которых имеет социальное значение [4], с другой, связаны со значительными инвестициями. В ситуации сочетания общественных и частных интересов применим механизм государственно-частного партнерства [5]. Авторы полагают, что данный механизм может быть достаточно действенным для реализации природоохранной деятельности, выполняя стимулирующую и надзорную функции над усилиями частных компаний в интересах населения РФ в целом.
Целью исследования является выявление перспективности применения механизма государственно-частного партнерства для повышения результативности природоохранной деятельности нефтегазовых компаний.
Материалы и методы исследования
Материалами для исследования послужила нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды в РФ, данные официальной статистики и отчетов нефтегазовых компаний об объеме и структуре расходов на природоохранную деятельность, о размере инвестиций в основной капитал и по уровню развития государственно-частного партнерства по субъектам РФ.
В исследовании применялись методы анализа, обобщения, статистического анализа количественных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
К основным направлениям государственной политики в области охраны окружающей среды в РФ можно отнести следующие:
- реализацию национальных и федеральных программ, направленных на всестороннее внимание к сложившейся экологической ситуации;
- влияние на деятельность компаний посредством экономического стимулирования природоохранной деятельности;
- создание и развитие экотехнопарков, позволяющих компаниям более успешно осуществлять природоохранную деятельность, в частности в области утилизации отходов [6].
В рамках первого направления государственной политики можно в первую очередь выделить национальный проект «Экология», предусматривающий реализацию целого ряда экологических программ. К важнейшим целям таких программ можно отнести:
- создание благоприятных условий для модернизации производственных мощностей и процессов на основе наилучших доступных технологий с целью выполнения нормативных требований в сфере экологии;
- снижение выбросов опасных загрязняющих веществ;
- создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами [7].
Данные цели в той или иной степени направлены на природоохранную деятельность и могут быть применимы к нефтегазовому сектору. Например, к нефтегазовому сектору имеет непосредственное отношение Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» (2018–2024), на который к данному моменту уже выделено более 36 млрд руб. [8].
К основным мерам экономического стимулирования компаний в рамках второго направления государственной политики в области охраны окружающей среды можно отнести [9, 10]:
- предоставление налоговых льгот в рамках платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- выделение средств государственного бюджета на поддержку деятельности по внедрению технологий, позволяющих снизить негативное воздействие на окружающую среду;
- предоставление права амортизировать основные средства с применением повышающего коэффициента на оборудование из перечня наилучших доступных технологий и т.д.
Третье направление государственной политики в рассматриваемой области направлено на развитие деятельности экологических технопарков. Под экотехнопарком понимают «объединенный энергетическими и взаимозависимыми материально-сырьевыми потоками и связями комплекс объектов, включающий в себя здания и сооружения, технологическое и лабораторное оборудование, используемые в деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечивающий их непрерывную переработку и производство на их основе промышленной продукции, а также осуществление научной, исследовательской и (или) образовательной деятельности» [11].
К преимуществам экотехнопарков перед
традиционными технологическим парками, а также функционированием отдельных предприятий, в том числе нефтегазовых, можно отнести:
- обмен отходами между компаниями внутри технопарка, а также за его пределами, что приносит дополнительный доход;
- снижение платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
- снижение затрат на комплекс необходимых сопровождающих услуг, например таких как образовательные семинары в экологической сфере и др. [12].
Данная инициатива также может быть использована нефтегазовыми компаниями для повышения своей экологической ответственности и для более результативного ведения природоохранной деятельности.
Несмотря на указанные усилия государства в области стимулирования природоохранной деятельности предприятий, следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации еще не сложилась единая система экологической политики [13]. Формирование такой системы требует прежде всего поиска и разработки соответствующих организационно-экономических механизмов, создающих условия для гармонизации экономических и социальных интересов различных заинтересованных сторон, прежде всего предприятий, в нашем случае нефтегазовых, а также российского населения, гарантом прав которого выступает государство.
При этом следует прежде всего принимать во внимание, что природоохранная деятельность требует значительных финансовых вложений. В табл. 1 отражен состав расходов на природоохранную деятельность в РФ в 2019 г. из различных источников.
Таблица 1
Состав расходов на природоохранную деятельность в РФ, 2019 г.
№ п/п |
Направление затрат |
Объем затрат |
|
Млн руб. |
В % к итогу |
||
1 |
Охрана атмосферного воздуха и предотвращения изменений климата |
139 191 |
15,96 % |
2 |
Сбор и очистка сточных вод |
257 214 |
29,50 % |
3 |
Обращение с отходами |
112 216 |
12,87 % |
4 |
Защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод |
35 570 |
4,08 % |
5 |
Сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий |
49 699 |
5,70 % |
6 |
Прочее |
278 103 |
31,89 % |
Всего: |
871 993 |
100,00 % |
Источник: составлено автором по [14].
Как показывают данные табл. 1, в составе расходов на природоохранную деятельность в России преобладают затраты на охрану очистку воздуха, вод и обращение с отходами. Важно отметить, что 28,7 % расходов было произведено частными компаниями, 57,2 % государством и 14,1 % компаниями, предоставляющими услуги по природоохранной деятельности. В табл. 2 представлены расходы нефтегазовых компаний-лидеров, выделенных на основании рейтинга открытости экологической информации нефтегазовых компаний за 2019 г. Как показывают данные табл. 2, объемы и структуры расходов на охрану окружающей среды компаний различны, что связано со спецификой условий разрабатываемых запасов и проводимой природоохранной политикой.
Таблица 2
Расходы на охрану окружающей среды нефтегазовыми компаниями, 2019 г.
№ п/п |
Направление расходов |
Зарубежнефть |
Сургутнефтегаз |
Лукойл |
|||
в млн руб. |
В % к итогу |
в млн руб. |
В % к итогу |
в млн руб. |
В % к итогу |
||
1 |
Энерго-эффективность |
– |
– |
215 |
0,73 % |
4 973 |
9,83 % |
2 |
Охрана водных объектов |
10,31 |
4,73 % |
180,9 |
0,61 % |
16 104 |
31,83 % |
3 |
Охрана атмосферного воздуха |
7,72 |
3,54 % |
2 662 |
9,02 % |
24 912 |
49,24 % |
4 |
Охрана земельных ресурсов |
181,7 |
83,34 % |
823,3 |
2,79 % |
1 088 |
2,15 % |
5 |
Прочее |
18,3 |
8,39 % |
25 618,8 |
86,84 % |
3 521 |
6,96 % |
Всего: |
218,03 |
100,00 % |
29 500 |
100,00 % |
50 598 |
100,00 % |
Источник: составлено автором по [15–17].
Несмотря на производимые затраты, экологическая обстановка в РФ продолжает ухудшаться, следовательно, проводимые государством и частными компаниями меры нельзя назвать достаточными. Именно поэтому следует искать механизмы повышения эффективности реализуемых инвестиционных нефтегазовых проектов. В качестве одного из таких механизмов авторам перспективным видится государственно-частного партнерство.
Как показало исследование, возможности повышения результативности природоохранной деятельности при помощи проектов государственно-частного партнерства обусловлены тремя основными факторами: институциональным, экономическим и историческим.
Первый фактор – это институциональные особенности самого механизма государственно-частного партнерства, позволяющие гармонизировать общественные и частные интересы [18]. Механизм государственно-частного партнерства сам по себе является механизмом, призванным повышать эффективность проектов, прежде всего социально значимых [19], что и определяет причины для участия государства в данных проектах. Если же рассматривать государственно-частное партнерство с точки зрения частного партнера, то следует не забывать, что для компании такие проекты – возможность получения ресурсов, к которым обычно доступ ограничен, а также неких гарантий от государства по мере ведения долгосрочного проекта. Таким образом природоохранные проекты, реализуемые при помощи государственно-частного партнерства, соответствуют интересам и государства, и частного партнера, и общества в целом.
Применение государственно-частного партнерства в природоохранной деятельности в нефтегазовом секторе, в котором периодически случаются экологические катастрофы из-за специфики области, видится как крайне перспективный механизм, который мог бы помочь решить серьезные проблемы сферы в области ведения хозяйственной деятельности и повысить качество жизни людей [20].
Второй фактор – экономический. Для проектов в первую очередь необходимо привлечение финансов, и чем больше финансов удастся получить для реализации проектов, тем больше с их помощью можно сделать для региона присутствия. Чтобы попытаться представить, насколько эффективно государственно-частное партнерства влияет на привлечение инвестиций, можно сравнить два показателя: рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства и показатели субъектов Российской Федерации по объему инвестиций в основной капитал (табл. 3).
Таблица 3
Рейтинг субъектов РФ по уровню развития сферы государственно-частного партнерства и объему инвестиций в основной капитал в 2019 г.
№ п/п |
Субъекты РФ |
Уровень развития сферы ГЧП, баллов из 100 |
Объем инвестиций, в % к общему объему |
1 |
г. Москва |
98,6 |
14,79 |
2 |
Московская область |
98 |
5,41 |
3 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
93,9 |
4,94 |
4 |
Свердловская область |
93,5 |
2,33 |
5 |
Тюменская область |
75,4 |
10,98 |
6 |
г. Санкт-Петербург |
72,1 |
3,58 |
7 |
Красноярский край |
71,4 |
2,21 |
8 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
65,7 |
4,48 |
9 |
Краснодарский край |
35,2 |
2,28 |
10 |
Республика Татарстан |
35,2 |
3,32 |
Источник: Составлено автором по [21, 22].
Подавляющее большинство субъектов РФ из табл. 1, являющихся лидерами по инвестициям в основной капитал, расположились в рейтинге по уровню развития государственно-частного партнерства в первой двадцатке субъектов из 85. Этот вывод подтверждается расчетом коэффициентов Фехнера и Спирмена, равных 0,6 и 0,673 соответственно, что по шкале Чеддока означает наличие заметной связи между уровнем развития сферы государственно-частного партнерства и объемом инвестиций. Таким образом, в большинстве своем области с наиболее развитым присутствием проектов государственно-частного партнерства также являются и областями, в которых присутствуют значительные финансовые инвестиции.
Третий фактор, который необходимо учитывать, рассматривая использование механизма государственно-частного партнерства для повышения эффективности проектов, – исторический. Хотя нормативно-правовая база, регулирующая государственно-частное партнерство в РФ, достаточно молода, примеры подобного сотрудничества можно отметить еще в 1555 г. Большое распространение государственно-частное партнерство получило в XIX–XX вв., называемых некоторыми авторами «золотым веком концессии» [23]. Так, за период с 1921 по 1927 г. на территории СССР было заключено 163 договора концессии, представляющей собой одну из форм государственно-частного партнерства, что помогло получить необходимые инвестиции для становления молодой советской промышленности. Таким образом, механизм государственно-частного партнерства исторически не раз доказывал свою успешность.
Заключение
Проблема экологической составляющей ведения хозяйственной деятельности в РФ является чрезвычайно актуальной. Российское государство вкладывает существенные средства в реализацию проектов в данной сфере. Однако, несмотря на всю актуальность, в настоящее время отсутствует цельная система стимулирования природоохранной деятельности для компаний нефтегазового сектора, функционирование которых сопровождается значительным нанесением значительного урона окружающей среде.
В случае соединения усилий государства и частного сектора в разрезе природоохранной деятельности нефтегазовых компаний, можно не только снизить нагрузку на государственный бюджет, но и повысить эффективность подобных проектов. Статистика подтверждает, что в целом в тех регионах, где уровень развития государственно-частного партнерства выше, объем получаемых инвестиций больше.
Возможность объединения сферы природоохранной деятельности нефтегазовых компаний и соглашений государственно-частного партнерства крайне перспективным направлением, которое позволило бы повысить результативность природоохранной деятельности, создать дополнительные рабочие места, стать основой повышения качества жизни людей, проживающих в регионе ведения хозяйственной деятельности нефтегазовых компаний.