Счётная палата – это орган внешнего государственного контроля, а также высший орган финансового аудита, деятельность которого основана на Федеральном законе № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05 апреля 2013 г. Главными задачами Счётной палаты являются:
1. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
2. Аудит реализуемости достижения стратегических целей социально-экономического развития России.
Ежегодно Счётная палата публикует отчёт о результатах своей деятельности, отражая основные моменты и контрольные цифры по итогам проведённых мероприятий.
Анализ публикуемых результатов деятельности позволяет понять недостатки различных мероприятий и программ, а также оценить эффективность расходования средств и реализации проектов.
Цель исследования: раскрытие результатов деятельности Счётной палаты
Материалы и методы исследования
В работе используются статистические методы обработки информации, а также метод наблюдения. В основе работы лежат открытые данные Счётной палаты, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Счётной палаты.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках своей деятельности Счётная палата проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. По результатам деятельности Счётной палаты за 2019 г. было проведено 319 мероприятий. Данные мероприятия включали:
1. 242 контрольных мероприятия, представляющие собой проверку документов с последующим составлением списка требований по исправлению ошибок.
2. 45 экспертно-аналитических мероприятий, представляющих более полную и детальную проверку состояния отрасли или выполнения государственной программы. Наибольшую долю из данного количества занимают тематические мероприятия, проведённые 35 раз, оставшиеся количество приходится на бюджетные экспертно-аналитические мероприятия.
3. 32 иных мероприятия, включающие 30 бюджетных и 2 тематических меропри- ятия [1].
По результатам деятельности Счётной палаты за 3 года наблюдается преобладающая доля контрольных мероприятий в числе всех завершённых мероприятий. При этом не наблюдается явной динамики в сторону их увеличения или уменьшения (рис. 1).
Рис. 1. Динамика завершённых мероприятий Счётной палаты в 2017–2019 гг.
Также в 2018 и 2019 гг. Счётная палата провела 74 и 32 иных мероприятия, в то время как в 2017 г. данные мероприятия не проводились.
В 2019 г. в рамках мероприятий анализа государственных программ особое значение имел детальный анализ эффективности реализации национальных проектов. По результатам данного анализа был выявлен общий уровень реализации национальных проектов, а также определены проекты, имеющие наименьшее исполнение по итогам года. Так, национальные проекты «Цифровая экономика» и «Экология» были реализованы на 73,82 и 36,9 % соответственно [1].
Были выявлены факторы, повлиявшие на низкое исполнение национальных проектов. К ним относятся:
1. Слабость взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти.
2. Отсутствие прозрачности и методики в определении целевых показателей.
3. Несоответствие целевых показателей программ реальным возможностям регионов по их реализации.
По результатам проведённых мероприятий Счётная палата выявила 4443 нарушения по итогам 2019 г. и 9235 и 6455 нарушений за 2018 и 2017 гг. соответственно [1]. При этом при отсутствии тренда на увеличение или уменьшение в количестве нарушений за данные годы наблюдается значительное уменьшение в денежных объёмах данных нарушений.
Так, в 2017 г. было выявлено нарушений на общую сумму более 1,8 трлн руб., в то время как в 2019 г. данная сумма составляла 0,8 трлн руб., что показывает уменьшение объёма нарушений в денежном выражении в 2,2 раза за 3 года (рис. 2).
Рис. 2. Нарушения, выявленные Счётной палатой в ходе внешнего государственного аудита в 2017–2019 гг.
В результате роста числа выявленных нарушений до 9235 в 2018 г. и при одновременном снижении нарушений в денежном выражении средняя сумма одного нарушения уменьшилась почти в 3,5 раза и составила 83,5 млн руб. Однако в 2019 г. данный показатель увеличился ввиду значительного уменьшения числа нарушений и составил 199 млн на одно нарушение [2]. Это показывает эффективность деятельности Счётной палаты, так как в результате уменьшения количества мероприятий достигается большая выявляемость объёмов нарушений в денежном выражении.
По результатам проверок руководителям организаций, в деятельности которых выявлены нарушения, Счётной палатой направляются документы: представления и предписания о необходимости принятия мер по пресечению нарушений, возмещении причинённого государству ущерба, а также о привлечении к ответственности виновных лиц.
По итогам деятельности Счётной палаты наблюдается уменьшение представлений и предписаний по результатам мероприятий. Так, в 2017 г. число направленных документов составляло 437, в то время как в 2018 и 2019 гг. их количество составило 436 и 313 соответственно [2, 3].
Результатами выполнения представлений и предписаний стало:
1. Изменение законодательства.
2. Принятие необходимых ведомственных актов.
3. Корректировка правового регулиро- вания.
4. Пресечение действий должностных лиц, влекущих за собой нарушение действующего законодательства.
Должностные лица по итогам выявленных нарушений также могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответственности. По итогам 2019 г. число должностных лиц, привлечённых к ответственности, составило 436 человек, при этом 323 должностных лица получили замечания и выговоры, а 23 должностных лица были сняты с должности (рис. 3).
Рис. 3. Привлечение виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в 2019 г.
Рис. 4. Динамика направленных материалов в правоохранительные органы и возбуждённых уголовных дел за 2017–2019 гг.
Рис. 5. Результаты проверки показателей федеральных органов исполнительной власти за 2017 и 2018 гг.
Всего за 2017 и 2018 гг. были предъявлены 456 и 492 дисциплинарных взыскания соответственно. При этом доля замечаний и выговоров ежегодно растёт. Так в 2017 г. их доля составила около 63 %, в 2018 г. – 65 %, а в 2019 – уже 74 % от общего числа дисциплинарных взысканий [2, 3].
Также наблюдается динамика увеличения числа увольнений: в 2017 г. ни одно должностное лицо не было снято с должности, а в 2018 г. уже 21 человек был уволен [3].
По результатам выявленных нарушений помимо дисциплинарной и административной ответственности в отношении должностных лиц также может быть применена уголовная ответственность ввиду серьёзности нарушений и злоупотреблений полномочиями. Данные меры были реализованы путём направления соответствующих материалов по итогам проверок в правоохранительные органы и Генеральную прокуратуру.
За 3 года динамика направленных материалов показала тренд на увеличение, но при этом уменьшение числа возбуждённых уголовных дел. По итогам 2019 г. Счётная палата направила 73 материала в правоохранительные органы и Генеральную прокуратуру, из которых по 25 были возбуждены уголовные дела, по 20 делам назначены подследственные проверки и оперативно-розыскные мероприятия. В 2018 г. было направлено 44 материала в правоохранительные органа и возбуждено 40 уголовных дел, а в 2017 г. данные значения составили 46 и 35 соответственно [4].
Помимо годового отчёта о деятельности Счётной палаты регулярно публикуются отчёты о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которые публикуются на официальном сайте и в бюллетенях Счётной палаты. По итогам 2019 г. Счётной палатой было опубликовано 104 отчёта, что более чем в 2 раза больше показателя за 2018 г.
Также по итогам 2019 г. был опубликован специальный выпуск Бюллетеня о результатах национальных проектов. Данная мера обусловлена важностью данной информации для граждан и органов власти, а также значимостью национальных проектов в целом для роста национальной экономики. Отмечается, что более чем двухкратный рост публикуемых отчётов обеспечил более широкое распространение информации в СМИ и увеличение количества материалов более чем в 4 раза, что обеспечило большую доступность информации об итогах мероприятий для граждан.
В 2019 г. Счётная палата уделила особое внимание анализу эффективности государственного управления, а именно стратегическому аудиту формирования и достижения целевых показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти [5]. По результатам года было рассмотрено 24 федеральных органа исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство России. По результатам проверки было выявлено:
1. Недостижение целей государственного управления при планировании, корректировке планов, мониторинге, контроле и оценке промежуточных и конечных общественно значимых результатов.
2. Неактуальность нормативно-правовых актов, несоответствие более высоким уровням нормативно-правовых актов, в частности указам президента.
По итогам 2018 и 2017 гг. выявлено 142 и 135 несоответствий результатов поставленным показателям, что составляет около 23 % невыполненных показателей от общего проверенного объёма в среднем за год.
Также Счётной палатой подчёркивается, что доклады реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти носят формальный характер и не могут быть использованы в качестве инструмента принятия управленческих решений.
Заключение
Деятельность Счётной палаты позволяет оценить эффективность управления объектами контроля, расходования средств и фактического соответствия отчётных показателей. Выявление нарушений позволяет реагировать на возникающие несоответствия и оперативно решать их совместно с различными органами государственной власти. Открытость результатов проверок путём публикации информации в отчётах и бюллетенях позволяет оценить результативность различных мероприятий и программ, а также обеспечить доступ к этой информации широким слоям населения.
Анализ результатов деятельности показывает повышение эффективности деятельности Счётной палаты на основе реагирования и обследования наиболее значимых и крупных программ, объектов и предметов контроля, не рассредоточивая ресурсы на множество более мелких мероприятий и программ. Тем самым выявляются более крупные и значимые нарушения при снижении общих затрат на осуществление контрольной деятельности.
Библиографическая ссылка
Лапаев А.А. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2021. – № 1. – С. 5-9;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1065 (дата обращения: 23.11.2024).