Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

PERFORMANCE OF THE ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Lapaev A.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
Monitoring the legality and efficiency of the use of funds is an important aspect both in public finances and for each citizen, to obtain an appropriate amount of public goods and services. The accounts Chamber of the Russian Federation, performing the function of external state control, representing the interests of the company in the person of the State Duma of the Russian Federation, performs an independent assessment of the activities and achievement of the goals of various objects of control. The paper shows the results of the activity of the accounting Chamber of the Russian Federation, analyzes the dynamics of the results of activity and the evaluation of the published results. The main measures in quantitative and qualitative indicators in the areas of activity, their change and the effect of the identified changes are disclosed. Measures of response and suppression of violations in the dynamics of years are shown, as well as factors of influence on the level of implementation of state programs and tasks. Trends in the development of external state control and the effect of its implementation are revealed. The main trend is the transition from a quantitative to a qualitative method of conducting control and expert-analytical activities, which is based on improving the effectiveness of control while maintaining or reducing the cost of its implementation.
audit Chamber
event
result
control
efficiency

Счётная палата – это орган внешнего государственного контроля, а также высший орган финансового аудита, деятельность которого основана на Федеральном законе № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05 апреля 2013 г. Главными задачами Счётной палаты являются:

1. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.

2. Аудит реализуемости достижения стратегических целей социально-экономического развития России.

Ежегодно Счётная палата публикует отчёт о результатах своей деятельности, отражая основные моменты и контрольные цифры по итогам проведённых мероприятий.

Анализ публикуемых результатов деятельности позволяет понять недостатки различных мероприятий и программ, а также оценить эффективность расходования средств и реализации проектов.

Цель исследования: раскрытие результатов деятельности Счётной палаты

Материалы и методы исследования

В работе используются статистические методы обработки информации, а также метод наблюдения. В основе работы лежат открытые данные Счётной палаты, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Счётной палаты.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках своей деятельности Счётная палата проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. По результатам деятельности Счётной палаты за 2019 г. было проведено 319 мероприятий. Данные мероприятия включали:

1. 242 контрольных мероприятия, представляющие собой проверку документов с последующим составлением списка требований по исправлению ошибок.

2. 45 экспертно-аналитических мероприятий, представляющих более полную и детальную проверку состояния отрасли или выполнения государственной программы. Наибольшую долю из данного количества занимают тематические мероприятия, проведённые 35 раз, оставшиеся количество приходится на бюджетные экспертно-аналитические мероприятия.

3. 32 иных мероприятия, включающие 30 бюджетных и 2 тематических меропри- ятия [1].

По результатам деятельности Счётной палаты за 3 года наблюдается преобладающая доля контрольных мероприятий в числе всех завершённых мероприятий. При этом не наблюдается явной динамики в сторону их увеличения или уменьшения (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Динамика завершённых мероприятий Счётной палаты в 2017–2019 гг.

Также в 2018 и 2019 гг. Счётная палата провела 74 и 32 иных мероприятия, в то время как в 2017 г. данные мероприятия не проводились.

В 2019 г. в рамках мероприятий анализа государственных программ особое значение имел детальный анализ эффективности реализации национальных проектов. По результатам данного анализа был выявлен общий уровень реализации национальных проектов, а также определены проекты, имеющие наименьшее исполнение по итогам года. Так, национальные проекты «Цифровая экономика» и «Экология» были реализованы на 73,82 и 36,9 % соответственно [1].

Были выявлены факторы, повлиявшие на низкое исполнение национальных проектов. К ним относятся:

1. Слабость взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти.

2. Отсутствие прозрачности и методики в определении целевых показателей.

3. Несоответствие целевых показателей программ реальным возможностям регионов по их реализации.

По результатам проведённых мероприятий Счётная палата выявила 4443 нарушения по итогам 2019 г. и 9235 и 6455 нарушений за 2018 и 2017 гг. соответственно [1]. При этом при отсутствии тренда на увеличение или уменьшение в количестве нарушений за данные годы наблюдается значительное уменьшение в денежных объёмах данных нарушений.

Так, в 2017 г. было выявлено нарушений на общую сумму более 1,8 трлн руб., в то время как в 2019 г. данная сумма составляла 0,8 трлн руб., что показывает уменьшение объёма нарушений в денежном выражении в 2,2 раза за 3 года (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Нарушения, выявленные Счётной палатой в ходе внешнего государственного аудита в 2017–2019 гг.

В результате роста числа выявленных нарушений до 9235 в 2018 г. и при одновременном снижении нарушений в денежном выражении средняя сумма одного нарушения уменьшилась почти в 3,5 раза и составила 83,5 млн руб. Однако в 2019 г. данный показатель увеличился ввиду значительного уменьшения числа нарушений и составил 199 млн на одно нарушение [2]. Это показывает эффективность деятельности Счётной палаты, так как в результате уменьшения количества мероприятий достигается большая выявляемость объёмов нарушений в денежном выражении.

По результатам проверок руководителям организаций, в деятельности которых выявлены нарушения, Счётной палатой направляются документы: представления и предписания о необходимости принятия мер по пресечению нарушений, возмещении причинённого государству ущерба, а также о привлечении к ответственности виновных лиц.

По итогам деятельности Счётной палаты наблюдается уменьшение представлений и предписаний по результатам мероприятий. Так, в 2017 г. число направленных документов составляло 437, в то время как в 2018 и 2019 гг. их количество составило 436 и 313 соответственно [2, 3].

Результатами выполнения представлений и предписаний стало:

1. Изменение законодательства.

2. Принятие необходимых ведомственных актов.

3. Корректировка правового регулиро- вания.

4. Пресечение действий должностных лиц, влекущих за собой нарушение действующего законодательства.

Должностные лица по итогам выявленных нарушений также могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответственности. По итогам 2019 г. число должностных лиц, привлечённых к ответственности, составило 436 человек, при этом 323 должностных лица получили замечания и выговоры, а 23 должностных лица были сняты с должности (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Привлечение виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в 2019 г.

missing image file

Рис. 4. Динамика направленных материалов в правоохранительные органы и возбуждённых уголовных дел за 2017–2019 гг.

missing image file

Рис. 5. Результаты проверки показателей федеральных органов исполнительной власти за 2017 и 2018 гг.

Всего за 2017 и 2018 гг. были предъявлены 456 и 492 дисциплинарных взыскания соответственно. При этом доля замечаний и выговоров ежегодно растёт. Так в 2017 г. их доля составила около 63 %, в 2018 г. – 65 %, а в 2019 – уже 74 % от общего числа дисциплинарных взысканий [2, 3].

Также наблюдается динамика увеличения числа увольнений: в 2017 г. ни одно должностное лицо не было снято с должности, а в 2018 г. уже 21 человек был уволен [3].

По результатам выявленных нарушений помимо дисциплинарной и административной ответственности в отношении должностных лиц также может быть применена уголовная ответственность ввиду серьёзности нарушений и злоупотреблений полномочиями. Данные меры были реализованы путём направления соответствующих материалов по итогам проверок в правоохранительные органы и Генеральную прокуратуру.

За 3 года динамика направленных материалов показала тренд на увеличение, но при этом уменьшение числа возбуждённых уголовных дел. По итогам 2019 г. Счётная палата направила 73 материала в правоохранительные органы и Генеральную прокуратуру, из которых по 25 были возбуждены уголовные дела, по 20 делам назначены подследственные проверки и оперативно-розыскные мероприятия. В 2018 г. было направлено 44 материала в правоохранительные органа и возбуждено 40 уголовных дел, а в 2017 г. данные значения составили 46 и 35 соответственно [4].

Помимо годового отчёта о деятельности Счётной палаты регулярно публикуются отчёты о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которые публикуются на официальном сайте и в бюллетенях Счётной палаты. По итогам 2019 г. Счётной палатой было опубликовано 104 отчёта, что более чем в 2 раза больше показателя за 2018 г.

Также по итогам 2019 г. был опубликован специальный выпуск Бюллетеня о результатах национальных проектов. Данная мера обусловлена важностью данной информации для граждан и органов власти, а также значимостью национальных проектов в целом для роста национальной экономики. Отмечается, что более чем двухкратный рост публикуемых отчётов обеспечил более широкое распространение информации в СМИ и увеличение количества материалов более чем в 4 раза, что обеспечило большую доступность информации об итогах мероприятий для граждан.

В 2019 г. Счётная палата уделила особое внимание анализу эффективности государственного управления, а именно стратегическому аудиту формирования и достижения целевых показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти [5]. По результатам года было рассмотрено 24 федеральных органа исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство России. По результатам проверки было выявлено:

1. Недостижение целей государственного управления при планировании, корректировке планов, мониторинге, контроле и оценке промежуточных и конечных общественно значимых результатов.

2. Неактуальность нормативно-правовых актов, несоответствие более высоким уровням нормативно-правовых актов, в частности указам президента.

По итогам 2018 и 2017 гг. выявлено 142 и 135 несоответствий результатов поставленным показателям, что составляет около 23 % невыполненных показателей от общего проверенного объёма в среднем за год.

Также Счётной палатой подчёркивается, что доклады реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти носят формальный характер и не могут быть использованы в качестве инструмента принятия управленческих решений.

Заключение

Деятельность Счётной палаты позволяет оценить эффективность управления объектами контроля, расходования средств и фактического соответствия отчётных показателей. Выявление нарушений позволяет реагировать на возникающие несоответствия и оперативно решать их совместно с различными органами государственной власти. Открытость результатов проверок путём публикации информации в отчётах и бюллетенях позволяет оценить результативность различных мероприятий и программ, а также обеспечить доступ к этой информации широким слоям населения.

Анализ результатов деятельности показывает повышение эффективности деятельности Счётной палаты на основе реагирования и обследования наиболее значимых и крупных программ, объектов и предметов контроля, не рассредоточивая ресурсы на множество более мелких мероприятий и программ. Тем самым выявляются более крупные и значимые нарушения при снижении общих затрат на осуществление контрольной деятельности.