Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Чириканова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Статья посвящена анализу и выявлению механизмов повышения эффективности развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В статье рассматриваются вопросы различия критериев определения субъектов малого предпринимательства. Анализируются вопросы структурных изменений малого предпринимательства, определяются льготы и преференции для субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и за рубежом, приведен опыт развития малого бизнеса в других странах. В сложившейся ситуации анализ проблем, факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие малого бизнеса, является актуальным. Локомотивом развития рынка, экономики страны может стать малое и среднее предпринимательство, в котором самоуправление реализуется с наибольшей эффективностью при разумном контроле со стороны государства. Место объекта исследования в экономике и в социальной жизни населения значительно. Наблюдается отдельное количественное увеличение показателей экономики малого и среднего предпринимательства, но нет его качественного, стабильного развития. Различия в оценке принадлежности субъекта к малому бизнесу в России и за рубежом приводят к некорректным сравнениям. Потенциал института малого предпринимательства не используется в той мере, в которой это было бы возможно, и опыт других стран это подтверждает. Существует необходимость стабильности налогового законодательства и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства.
критерии
малый бизнес
экономическое развитие
налогообложение
предприятие
экономика
субъект
предпринимательство
реестр
поддержка
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Справочно правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/5fe8b4bb79963ee83f19de5d78912c3bbf4ef7d4/ (дата обращения: 19.04.2020).
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 19.04.2020).
3. Матанцева О.Ю. Устойчивое развитие транспорта в городах России: опыт и актуальные задачи // Юг России: экология, развитие. 2018. Т. 13. № 4 (49). С. 24–46.
4. Sukhorukov A., Koryagin N., Sulyagina J., Ulitskaya N., Eroshkin S. Digital Transformation of Airline Management as the Basis of Innovative Development. VIII International Scientific Siberian Transport Forum: Trans Siberia. 2019. Vol. 1. Р. 845–854. DOI: 10.1007/978-3-030-37916-2_83.
5. Улицкий М.П., Чириканова Е.А. Изменения таможенных пошлин на автотранспортные средства в границах Таможенного союза // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2012. № 1 (28). С. 85–90.
6. Хмельницкий А.Д. Роль автомобильного транспорта в производственно-социальной инфраструктуре России и перспективы его развития // Russian Journal of Management. 2014. Т. 2. № 6. С. 303–310.
7. Телушкина Е.К. Механизмы государственной поддержки словацкой внешней торговли // Горизонты экономики. 2019. № 6 (52). С. 115–118.
8. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71270186/#ixzz5RLn KQ gn2. (дата обращения: 19.04.2020).
9. Serbskaya O.V., Kozyrev M.S., Pankratov E.P., Bondaletova N.F., Chizhankova I.V. Features of the ideological mechanism of the modern Russian State. Аmazonia Investiga. 2019. Vol. 8. № 23. Р. 318–327.
10. Улицкий М.П., Холодова А.О. Развитие системы государственной поддержки МСП в Российской Федерации с учетом мирового опыта // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2014. №3 (38). С. 60–65.
11. Чириканова Е.А. Зарубежная практика регулирования автомобильного рынка с использованием налоговых механизмов // Автомобильная промышленность. 2015. № 9. С. 37–39.
12. Du K., O’Connor A. Entrepreneurship and advancing national level economic efficiency. Small Business Economics. 2018. V. 50(1). Р. 91–111.
13. Terebova S.V. Small business as the factor increasing the employment rate and incomes of the population. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2013. № 5 (29). Р. 100–109.
14.  Чириканова Е.А. Экономические проблемы и направления развития локализации производства автотранспортных средств // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2014. № 2 (37). С. 60–65.

С развитием рыночной экономики в последние десятилетия происходит становление малого предпринимательства как эффективного сектора экономики России. Создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность субъектов малого предпринимательства, формируются элементы современной рыночной инфраструктуры, с помощью которых могут предоставляться информационные, консультационные и финансовые услуги представителям малого бизнеса. Малый бизнес способствует решению большинства социально ориентированных проблем в экономическом развитии современной России. Основной законодательной базой в России, определяющей деятельность малого и среднего предпринимательства, является Закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки [1].

Цель исследования: анализ вопроса об определении критериев отнесения к субъекту малого предпринимательства в Российской Федерации и за рубежом.

Система учета субъектов малого и среднего бизнеса

В июне 2016 г. в Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» были внесены дополнения, появилась статья 4.1. «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» [2]. В этом реестре в настоящее время отражаются сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, соответствующих требованиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства [3]. Дополнительной регистрации для включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не требуется, данные вносятся системой автоматически на основании данных Федеральной налоговой службы РФ из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходе, полученном за предшествующий календарный год. Созданный реестр сформировался к 01.08.2016 г. и должен отражать актуальные сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства на 10-е число каждого месяца; эти сведения должны быть общедоступными в сети Интернет (сайт ФНС РФ) в течение 5 лет с момента их размещения. Создание такой общей информационной базы малых и средних предприятий способствует решению определенных задач и проблем, экономическому развитию:

– хозяйствующим субъектам не нужно подтверждать свой статус субъекта малого и среднего предпринимательства для участия в программах государственной поддержки;

– вся информация о деятельности малых и средних организаций максимально открыта как для контрагентов, так и для физических лиц;

– организации и индивидуальные предприниматели, вошедшие в этот реестр, могли претендовать на освобождение от неналоговых проверок в период 2016–2018 гг. на основании ст. 26.1 Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– государственные органы на основании данных реестра смогут более детально разрабатывать меры государственной поддержки и реализовывать задачи в рамках утвержденной Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г.;

– сведения из реестра позволят заказчикам и кредитным организациям формировать перечень организаций для участия в торгах, тендерах, оказания им гарантийной поддержки, выдачи кредитов и т.д.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.01.2019 г. в Российской Федерации зарегистрировано 6 041 195 субъектов, при этом 95,54 % (5 771 626 ед.) из них составляют микропредприятия (рис. 1) [2].

chirik1.wmf

Рис. 1. Структура субъектов малого и среднего предпринимательства на 10.01.2019 г. Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Преобладание микропредприятий (95,54 %) в общей численности организаций – это естественный фактор, учитывая их малый размер, но в данном случае можно предположить, что причина заключается не только в их размере, но и в том, что малый бизнес сталкивается с проблемами, которые не дают возможности экономического развития из-за неблагоприятной деловой среды [4]. Для целей развития предпринимательства деловую среду можно охарактеризовать как совокупность деловых отношений, которые взаимосвязаны и взаимодействуют на основании базовых и других региональных институтов, структурированных в определенной иерархической последовательности, в целом определяющих правила и ограничения экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Представленная динамика изменения количества субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.01.2017 г. по данным созданного реестра показывает, что за последнее время значительных изменений в динамике не произошло, общая численность субъектов увеличилась за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2019 г. с 5 523 765 субъектов до 6 041 195 (на 9,37 %) (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменения данных о субъектах малого предпринимательства в Российской Федерации из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

Дата

Количество, ед.

Темп прироста, %

Юрид. лица

Индивид. предпр.

на 10.01.2019 г.,

в том числе:

6 041 195

+0,03 %

2 715 388

3 325 807

микро

5 771 626

+0,3 %

2 473 651

3 298 065

малые

250 758

–6,1 %

223 335

27 423

средние

18 811

–7,3 %

18 492

319

на 10.01.2018 г.,

в том числе:

6 039 216

+3 %

2 817 510

3 221 706

микро

5 751 885

+3,1 %

2 558 536

3 193 349

малые

267 033

–0,5 %

239 030

28 003

средние

20 298

–0,3 %

19 944

354

на 10.01.2017 г.,

в том числе:

5 865 780

+6,2 %

2819794

3 078 986

микро

5 576 939

+6,5 %

2 559 939

3 050 000

малые

268 488

+0,3 %

239 904

28 584

средние

20 353

0 %

19 951

402

Примечание. Составлено по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

chirik2.wmf

Рис. 2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства в 2018 г. Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Структурные изменения

Но не все так однозначно – если мы проанализируем структурные изменения, то количество субъектов, относящихся к малым и средним предприятиям, за этот период сократилось; с 268 488 субъектов до 250 758 – по малым (на 6,6 %); с 20 353 субъектов до 18 811 – по средним (на 7,6 %). Фактически мы видим, что даже за такой короткий период времени уже прослеживается динамика перехода определенного количества малых предприятий в категорию микропредприятий или их закрытия и образования новых микропредприятий. Эффективность экономического развития любого хозяйствующего субъекта – это не только результат бизнес-планирования, но и влияние внешней среды на этот план [5, 6]. Рассматривая структуру субъектов малого и среднего предпринимательства, сложившуюся в настоящее время, нельзя не заметить, что основная их часть относится не только к микропредприятиям (95,24 %), но также к индивидуальным предпринимателям (53,35 %) (рис. 2).

Анализируя структуру малых и средних предприятий, необходимо остановиться на критериях, согласно которым их относят к этой категории. Основными из них являются максимальный годовой доход, среднегодовая численность сотрудников и доля участия других организаций в уставном капитале, также учитывается вид основной предпринимательской деятельности [7]. Критерии определения малого предприятия в мире неоднозначны, как правило, во многих странах они включают вышеперечисленные характеристики, но величина этих показателей в каждом государстве своя. Учитывая, что в каждый из этих критериев периодически вносятся изменения как в России, так и за рубежом, сопоставление некоторых показателей не всегда корректно. В России преобразование одного из основных критериев произошло в 2016 г. – изменился показатель максимального дохода за год, он был увеличен в 2 раза (табл. 2) [8].

Таблица 2

Предельная величина дохода за год для отнесения к субъекту малого предпринимательства в России

Период

Для микропредприятия,

млн руб.

Для малого предприятия,

млн руб.

Для среднего предприятия,

млн руб.

С 01.08.2016 г. по настоящее время

120

800

2000

С 01.01.2008 г.

60

400

1000

 

Вторым критерием, определяющим субъект малого и среднего предпринимательства, является среднегодовая численность сотрудников. Предельная величина среднегодовой численности сотрудников для отнесения к субъекту малого предпринимательства:

– для микропредприятий – 15 человек;

– для малого предприятия – 100 человек;

– для среднего предприятия – 250 человек.

Необходимо отметить, что в законодательстве в отношении некоторых субъектов малого и среднего предпринимательства имеется уточнение, исходя из которого Правительством РФ могут быть установлены другие нормативы по среднесписочному количеству (подп. 2.1 п. 1.1 ст. 4 Закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). К таким субъектам относятся те, у которых основной вид предпринимательской деятельности (при доле дохода именно от этого производства не менее 70 % в общей сумме): изготовление одежды, выработка текстильных изделий, производство кожи и кожаных изделий. Окончательный показатель среднесписочной численности сотрудников для средних предприятий, осуществляющих деятельность в легкой промышленности, установлен постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 г. № 1412 с 05.12.2017 г. – не более 1000 сотрудников.

Критерии малого предпринимательства за рубежом

Если посмотреть на зарубежные страны, то во Франции к предприятиям малого бизнеса относятся организации с численностью сотрудников не более 500 человек. Такая градация используется в отношении предприятий не всех отраслей экономики. Величина фирмы определяется в отраслях различно. В Европейском Союзе учитываются такие критерии, как количество занятых работников, годовой оборот, сумма баланса и др. Отнесение к малым предприятиям в Швеции в целом аналогично французской модели, но там также учитывают такие показатели, как: географическая сфера деятельности, отрасль, другие специфические характеристики владельцев и управляющих [9, 10]. Исходя из вышесказанного можно отметить, что отсутствие единых критeриев отнeсения к малому прeдприятию в целом затрудняет анализ предпринимательского сектора и не дает вoзможности реально оценивать экономическую ситуацию. Но, несмотря на различные подходы в мире к определению критериев малого предприятия, есть отдельные области, на которые они оказывают влияние, например вклад малых предприятий в общую занятость населения посредством создания рабочих мест, вклад в валовый национальный продукт страны и др. [11]. Необходимо обратить внимание на ряд преимуществ сектора малого предпринимательства: отсутствие необходимости значительного первоначального капитала для образования фирмы или производства, достаточно высокая мобильность, хорошая адаптация к различным изменениям рыночного спроса.

В зарубежных странах многолетний опыт развития малого предпринимательства показывает, что, являясь участником экономических отношений, субъекты малого предпринимательства оказывают влияние на экономическое развитие государства [12, 13]. В наиболее экономически развитых странах количество малых предприятий, приходящихся на 1000 человек, превышает 50. Мировой опыт доказывает значительную роль малого бизнеса в создании конкурентной среды, совершенствовании финансово-кредитных рычагов. Все страны мира уделяют особое внимание поддержке малого и среднего предпринимательства, так как это основа в области обеспечения занятости населения, а также развития экономики страны [14]. Отставание России в этом показателе по сравнению с другими странами говорит о необходимости проведения тщательного анализа сложившейся ситуации и поиска необходимых решений.

Заключение

В заключение можно сказать, что в зарубежных странах одним из факторов, положительно влияющих на развитие малого предпринимательства, являются налоговые льготы и стабильное налоговое законодательство. Сектор малого предпринимательства представляет собой сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей. Они выделяются как особый субъект государственного регулирования во многих развитых странах в связи с тем, что, как правило, работают на местных рынках и действуют в интересах массовых потребителей товаров и услуг, поэтому создаются благоприятные условия для их существования и перспектива развития. В Российской Федерации экономическое развитие малого предпринимательства сдерживают, помимо нестабильной экономической обстановки, такие факторы, как отсутствие льгот, субсидий, налогообложение. Причина высокой налоговой нагрузки на малый бизнес часто кроется в дополнительных сборах, которые носят обязательный характер, но не включены в Налоговый кодекс Российской Федерации. При этом доля малого предпринимательства в России всего около 20 % от ВВП, в то время как в ЕС – около 70 %, в США – 52 %. Необходимо стабилизировать налоговое законодательство и снизить налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов. Другим сдерживающим фактором развития малого бизнеса является недостаток финансовых ресурсов. Несмотря на различные программы поддержки малого бизнеса, для большинства организаций получить дополнительный финансовый ресурс на практике достаточно сложно. Необходима более серьезная и комплексная поддержка субъектов малого предпринимательства со стороны государства как на федеральном, так и на региональном уровне. Без заинтересованности государственных органов муниципальных образований в развитии малых субъектов предпринимательства невозможно создать условия для развития малого и среднего бизнеса.


Библиографическая ссылка

ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Научное обозрение. Экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 38-42;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1042 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674