Ведение успешного бизнеса и конкурентоспособность современной организации в условиях информационного общества нуждаются в эффективных подходах к обеспечению непрерывного функционирования ключевых бизнес-процессов [1]. Очевидно, что даже для крупной фирмы кратковременный отказ работы клиентской системы ведет к финансовым убыткам, а для небольшой компании может оказаться фатальным. Первоочередной задачей руководства становится потребность в организации бизнес-процессов компании таким образом, чтобы ее функционирование не прекращалось при возникновении критических или внештатных ситуаций либо было возобновлено в кратчайшие сроки.
Управление непрерывностью бизнеса – «целостный процесс управления, в ходе которого выявляются потенциальные угрозы для организации и определяются возможные последствия для хозяйственных операций в случае осуществления этих угроз, а также создается основа обеспечения способности организации восстанавливаться и эффективно реагировать на инциденты, что гарантирует соблюдение интересов основных заинтересованных сторон, сохранение репутации, брэнда и деятельности по созданию добавленной стоимости» [2]. Согласно стандарту BS 25999-1:2006 «Business continuity management. Part 1: Code of practice», процесс управления непрерывностью включает в себя управление восстановлением и продолжением хозяйственной деятельности в случае нарушения нормального хода бизнеса, а также управление общей программой обеспечения непрерывности бизнеса посредством проведения обучения, учений и анализа с целью поддержания одного или нескольких планов обеспечения непрерывности бизнеса в актуальном состоянии [3, 4].
В данное время существует ряд стандартов в области управления непрерывностью деятельности организации, описывающих лучшие практики процесса управления непрерывностью и аварийного восстановления функционирования компании в чрезвычайных ситуациях. Наибольшее распространение среди них получили стандарты BS 25999-х Business Continuity Management, на базе которых в 2009–2012 гг. была разработана серия российских стандартов ГОСТ Р 53647.Х «Менеджмент непрерывности бизнеса». В шести его частях представлены практическое руководство, требования, руководство по внедрению, руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности», требования к системе менеджмента персональной информации для обеспечения защиты данных, а также описаны положения, обуславливающие готовность организации к опасным ситуациям и инцидентам [4].
По мнению Сергея Петренко, в зависимости от области профессионального становления выделяются два основных подхода к обеспечению непрерывности бизнеса: обеспечение непрерывности выполнения ИТ-процессов и ИТ-сервисов (ИТ-подход) или поддержка работы систем, обеспечивающих основные бизнес-процессы и сведение данных в единые отчетные формы (бизнес-подход) [5]. Как мы видим, в обоих случаях основным механизмом обеспечения непрерывности бизнеса выступают информационные технологии. Возникает закономерный вопрос: как оптимально выстроить работу организации, опираясь на стандартные современные информационные технологии, с учетом потребностей непрерывного ведения деятельности, а также реагирования на возможные инциденты? По нашему мнению, основой решения этой проблемы выступает анализ бизнес-процессов с позиции их устойчивости к инцидентам, среди которых в первую очередь необходимо выделить наиболее критичные для ведения бизнеса и затем сгруппировать их относительно ИТ-процессов и услуг.
Согласно Business Continuity Management, первым шагом для разработки политики непрерывности бизнеса является «первичный анализ воздействия на бизнес, BIA – Business Impact Analysis, целью которого является ранжирование бизнес-процессов и ИТ-сервисов предприятия по степени критичности и получение первичной, достаточно общей, оценки вероятных потерь для бизнеса в случае нарушения функционирования названных процессов и сервисов» [3]. По мнению экспертов, проведение BIA является наиважнейшим пунктом для разработки функциональной программы ВСМ, поскольку непосредственно данные BIA дают руководству понимание того, что именно и в какой степени нуждается в защите и особом отношении. Стандарты BCM рекомендуют начинать BIA с разработки схем бизнес-процессов и основных информационных потоков организации. Одновременно с этим необходимо просчитать масштабы потерь от нарушения работы критичных бизнес-процессов и проанализировать основные информационные сервисы и их связи с бизнес-процессами и информационными потоками организации.
Сформулируем основные внутренние угрозы ведения бизнеса:
– утечка или утрата ценной информации (коммерческая тайна, информация о клиентах и поставщиках, экономическая информация);
– нарушение производственного цикла (прекращение или задержка предоставления услуг, остановка или задержка создания/предоставления продукта, задержка документационной поддержки услуг/продуктов);
– проблемы внутреннего управления организацией (задержка актуальной информации, проблемы контроля, оперативное взаимодействие разных структур, скорость принятия решений различными отделами и т.п.).
Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что все выделенные угрозы так или иначе связаны с используемыми в компаниях информационными технологиями и, следовательно, организация любого уровня имеет критичную привязку к современным информационным технологиям, системам и сервисам.
Обеспечение информационной безопасности организации
Современные реалии ведения бизнеса таковы, что невозможно отделить процесс управления непрерывностью деятельности организации от процесса обеспечения информационной безопасности организации [6]. Безопасность функционирования любого бизнеса зависит от уровня понимания руководством организации значимости внедрения в деятельность компании ИТ-решений, связанных с защитой информации и информационной безопасностью.
Неоспорим тот факт, что стоимость и масштаб программного обеспечения для поддержки информационной безопасности будет различным для организаций различного уровня и различных областей, однако возможно выделить необходимый и рекомендуемый набор программных продуктов, уникальный для любого бизнеса. Основным объектом должны стать системы разграничения доступа, согласно штатным уровням работы с конфиденциальной информацией. Парольная защита должна быть естественной для работников на любой должности, и они должны понимать всю ответственность за нарушения работы с системой доступа. Применение такой системы позволит снизить риски утечки информации и облегчит контроль за действиями пользователя с информацией [7].
Следующими по важности становятся системы резервного копирования и правила их включения в деятельность организации. Резервное копирование – процесс создания копии информационного объекта на независимом носителе информации. Распространенными ошибками являются временные периоды создания резервной копии информации, хранение резервной копии на сервере с исходной информацией и ведение резервного копирования в рабочее время. Третьими по значимости можно выделить системы антивирусной защиты. Современные вредоносные программы могут проникать на рабочие станции даже при отсутствии подключения к интернету или запрете скачивать и загружать файлы из сети, их разнообразие и механизмы воздействия меняются с такой скоростью, что обычный пользователь не может быть подготовлен к самостоятельному противодействию и защите от заражения. Обновление вирусных баз так же является обязательным требованием, в противном случае неактуальный антивирус не сможет обеспечить полную защиту информации на рабочей станции и серверах.
Системы управления бизнес-процессами
Системы управления бизнес-процессами включают в себя методологию (чаще всего workflow-нотации, eEPC, BPMN) моделирования бизнес-процессов и программного обеспечения для их автоматизации.
Любая система управления бизнес-процессами содержит в себе следующие модули [8]:
- графический инструментарий, который предназначен для описания и анализа процессов;
- сервер выполнения заданий (сервер workflow) – основной сервер, на котором выполняются описанные процессы, при этом сервер контролирует состояние каждого процесса и бизнес-события в рамках этого процесса;
- средства оперативной работы для внесения изменений в ходе выполнения процесса, например при управлении списками заданий и рабочими приоритетами;
- инструменты мониторинга и управления, которые показывают, насколько процесс выполнен или на какой стадии находится, при каких условиях.
Развитие и интеграция интеллектуальных технологий в программные продукты расширили функционал систем управления бизнес-процессами и привели к появлению нового класса систем – iBPMS (intellectual Business Process Systems), которые кроме перечисленных выше компонентов включают в себя:
- дополнительные методы анализа выполнения бизнес-процессов, обеспечивающие непрерывность бизнес-процессов компании: реал-тайм бизнес-анализ, интерактивные панели управления, оповещения в исключительных ситуациях;
- более мощные инструменты бизнес-правил;
- социальные инструменты, позволяющие подключить как можно больше внешних источников, к которым относятся экспертные оценки и отзывы заказчиков;
- инструменты для работы с неструктурированной информацией, включая видео, аудио и социальные потоки;
- средства интеграции с разными аналитическими инструментами;
- поддержку мобильных устройств, позволяющих иметь доступ к бизнес-процессам 24 часа в сутки;
- средства обеспечения доступа на основе ролей, навыков и шаблонов взаимодействия.
Другими словами, управление непрерывностью бизнеса является одной из обязательных функций таких iBPMS.
Ежегодно Gardner Group анализирует рынок IBPM систем, группируя программные решения с помощью «Магического квадрата». Сопоставление и анализ квадратов позволили выявить следующие тенденции на рынке iBPMS [9].
1. На протяжении последних пяти лет лидирующие позиции занимают продукты Pegasystem, Appian и IBM, при этом наметилось отставание последней от своих конкурентов.
2. Несмотря на продолжающуюся консолидацию на рынке BPMS, в квадранте Gartner регулярно появляются новые вендоры. При этом стоит отметить две категории новичков: 1) вендоры, которые сфокусированы на своем BPMS-решении и при этом нейтральны к прочему ИТ-окружению (Bizagi, Auraportal, Axon Ivy); 2) вендоры, которые ориентированы на тесную интеграцию с продуктами Microsoft (K2, AgilePoint), что позволит с наименьшими затратами организовать управление непрерывностью бизнеса в организациях, информационная инфраструктура которых построена на ИТ-решениях Microsoft.
3. Растущие требования рынка к BPMS-решениям вынуждают разработчиков постоянно совершенствовать свои продукты.
Впрочем, использование iBPMS могут позволить себе только компании, в которых успешно внедрен процессный подход к управлению: выделены и регламентированы бизнес-процессы, определены основные роли, описано окружение бизнес-процессов. Сфера деятельности компании при этом не имеет значения. В том случае, если процессы компании определены нечетко или же процессный подход не применяется вообще, эффекта от внедрения подобных систем не будет – а это значит, что организация непрерывности бизнеса будет осуществляться на основе типовых офисных пакетов, антивирусного программного обеспечения, автоматизированных рабочих мест и интернет-решений [10].
Облачные технологии
По данным журнала CNews около 90 % организаций используют в своей деятельности облачные технологии – мощный инструмент управления непрерывностью бизнеса за счет обеспечения защиты данных и приложений на стороне поставщика услуг. Облачные инструменты успешно интегрировались в деятельность компаний за счет разнообразия и доступности сервисов, охватывающих любые потребности бизнеса: начиная от офисных программ, электронной почты, платежных систем и заканчивая разработкой программного обеспечения [11].
Выделяют три основных модели предоставления облачных инструментов:
1) инфраструктура как услуга (Infrastructure as a service), в рамках которой клиентам предоставляется компьютерная инфраструктура (объединенные в сеть виртуальные платформы или компьютеры), которые организация настраивает самостоятельно для решения своих бизнес-задач;
2) платформа как услуга (Platform as a service), при которой клиенту передается платформа с установленным системным и прикладным программным обеспечением;
3) программное обеспечение как услуга (Software as a service), при которой клиент получает доступ к лицензионным версиям необходимого ему программного обеспечения. Очевидно, что все эти модели могут использоваться совместно.
Разнообразие потребностей деловой среды привело к появлению дополнительных моделей [12]:
1) все как услуга (Everything as a Service) – организации при наличии доступа в интернет получают полностью информационную инфраструктуру, включая специализированные корпоративные информационные системы, поддерживающие управление бизнес-процессами;
2) аппаратное обеспечение как услуга (Hardware as a Service) – по сути, аренда компьютерного оборудования без программного обеспечения;
3) рабочее место как услуга (Workplace as a Service): в рамках данной модели компания-клиент на основе облачных технологий формирует для своих сотрудников автоматизированные рабочие места, снабженные всем необходимым программным обеспечением; очень часто такая модель используется для организации работы удаленных офисов;
4) данные как услуга (Data as a Service) – в рамках модели клиенту предоставляется дисковое пространство, которое он может использовать для хранения больших объемов информации; модель очень распространена среди физических лиц – пользователей глобальной сети;
5) безопасность как сервис (Security as a Service) – модель, основной идей которой является обеспечение безопасности используемых в компании информационных технологий и услуг.
Следует отметить, что использование облачных технологий не всегда избавляет организации от необходимости самостоятельного управления непрерывностью бизнеса, так как существует вероятность отказа в обслуживании даже у очень крупного и надежного поставщика облачных технологий. По этой причине необходимо продумать стратегии использования услуг альтернативных поставщиков, а также вопросы обеспечения сохранности конфиденциальных данных, составляющих коммерческую тайну. В то же время для некрупных компаний или стартапов зачастую уровень и объем предоставляемых облачных технологий вполне достаточен и, что важнее, финансово доступен.
Итак, несмотря на то, что проблема управления непрерывностью деятельности организации рассматривается достаточно давно (понятие непрерывного производства появилось ещё в XIX в.) [6], в ИТ-контексте эта проблема рассматривается на протяжении последних двадцати лет. В результате выделились два основных подхода к управлению непрерывностью деятельности компаний: ИТ-подход, направленный на обеспечение работоспособности поддерживающих бизнес информационных технологий, и бизнес-подход, связанный с внедрением систем управления бизнес-процессами. Для реализации каждого подхода создан высокопроизводительный ИТ-инструментарий, который, совершенствуясь, позволяет организациям активно работать и развиваться в условиях отечественной кризисной экономики.
Библиографическая ссылка
Чернова Е.В., Гаврилова И.В., Доколин А.С., Романова М.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 5. – С. 46-50;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=967 (дата обращения: 15.09.2024).