Развитие бизнес-среды Кыргызстана непрерывно связано с этапами формирования, становления, развития современной экономики Кыргызстана. История развития национальной экономики страны насчитывает не более тридцати лет. Она связана с приобретением независимости КР и возникла на основе трансформации существующей более 70 лет советской, социалистической, планово-директивной системы экономики. Следует особо подчеркнуть, что некоторые, даже большая часть существующих на современном этапе хозяйствующих бизнес-субъектов – вновь созданные, новые. Допускается, что часть из них были образованы на месте существовавших в советское время предприятий, организаций посредством купли-продажи объектов бизнеса. Но, они совершенно новые бизнес-субъекты с новыми собственниками, видами экономической деятельности. Разумеется, относительно неизменной осталась среда бизнеса: регион, местность, природно-климатические условия, население, рядом расположенные другие хозяйствующие субъекты, инфрастуктура и многое другое. Но и они изменились соответственно по структуре, скажем, состав населения или инфраструктура.
В изучении современной бизнес-среды и ее истории необходимо опираться на теоретические положения почти всех школ экономических учений, начиная с меркантилистов, заканчивая современными теоретиками экономических концепций. Дело в том, что за краткий период самостоятельного развития национальная экономика страны проделала путь, который прошли многие развитые государства мира за долгие годы. Современный этап состояния экономики страны не дает четкого ответа на многие вопросы, прежде всего теоретического и прикладного характера: какая она, экономика, смешанная, однородная, индустриальная, сельскохозйственная, торговая, посредническая, сервисная; какие модели экономического строя, какие концепции теоретиков рыночной экономики управляют хозяйственной жизнью страны. К примеру, за краткий срок самостоятельного существования экономики страны предлагались различные подходы по развитию экономики: либеральная, кейнсианская, монетарная, подходы институционалистов, рассматривающая экономику во взаимосвязи с другими неэкономическими факторами. Для нашей современной экономики наиболее подходящими моделями развития являются сочетания различных концепций применительно к нашей экономике. О причинах укажем на примере двух компаний, вкратце.
Развитие новых отраслей экономики, связанное с достижениями НТР и новыми видами продуктов, привело совершенно к иному типу экономики во многих странах мира. Такая тенденция не могла обойти и экономику КР. Начнем с обычного примера. В экономике страны есть достаточно известная, и в то же время скандально известная компания – «Кумтор», которая занимается добычей золота. Ее доля в ВВП страны довольно существенная [4]. Пока не будем прибегать к количественным показателям из статистических сборников. Она самая крупная компания в сфере горнодобывающей отрасли страны. Компания производственная. В течение многих столетий в экономике всех развитых стран преобладала сфера производства, и она давала значительную долю ВВП. Теперь второй пример: не менее известная в КР компания сотовой связи «Мегаком». Она не производственная компания, функционирует в сфере коммуникаций, проще говоря связи. И последние годы налоговые отчисления «Мегакома» в бюджет стала вторым после «Кумтора». Ни банки, ни гиганты торговли «Дордой», «Кара-Суу», ни другие субъекты экономической деятельности в КР даже близко не подошли к таким объемам отчисленияй в бюджет. По сути она молодая компания. О чем это говорит. О том, что бизнес и бизнес среда очень изменчива, новые гиганты экономики могут появиться неожиданно, но могут и рухнуть быстро. Мы как-то привели примеры жизнеустойчивости и конкурентоспособности двух мировых лидеров в области производства и сбыта мобильных телефонов: Nokia и Apple. Первая уступила свои лидирующие позиции на этом сегменте рынка, вторая еще больше развивается. О причинах в другой статье.
Из двух небольших примеров можно сделать некоторые гипотезы относительно будущих тенденции развития экономики. По прогнозам многих экономистов производство в традиционных сферах экономики не будет снижаться, но их объем в денежном выражении, их доля будут снижаться в пользу новых отраслей, создающих новые товары, услуги. Также будет увеличиваться доля непроизводственной сферы в объеме ВВП во многих странах мира. Буквально сто лет назад, никто не мог допустить мысль о том, что футбольный или хоккейный клуб, или отдельно взятый спортсмен, актер, певец, писатель будут зарабатывать больше, чем какая-либо известная компания средних размеров по выпуску товаров повседневного спроса. Такая же тенденция и у нас. Мало кто обращает внимания, что в мире шоу-бизнеса страны появляются состоятельные люди. К чему мы об этом пишем. Налоговая, инвестиционная политика государства должны учитывать новые виды экономической деятельности, новые бизнес-сферы.
Основу современной экономики КР составляет бизнес-структуры функционирующие в рыночной среде. Рыночная экономика, ее составляющие в первую очередь бизнес-субъекты созданы двумя основными способами:
– в результате и как итог широкомасштабной разгосударствлении, приватизации объектов государственной, общественной собственности [1]. Во всех секторах экономики посредством преобразования их в частную, АО смешанной формой собственности, муниципиальные предприятия;
– в процессе создания новых субъектов бизнеса, во всех ранее существующих, традиционных секторах экономики, а также в новых, не существовавших в советское время сферах, с инновационными видами экономической деятельности. Это связано в первую очередь с развитием НТР, с новыми технологиями. Примеры, сотовые компании, имеющие огромное число клиентов и большой капиталооборот.
С развитием бизнеса будет развиваться и соответствующая бизнес-среда. Отметим только, под бизнес-средой принято называть условия, в которых функционирует бизнес. Она характеризуется как объективная система и состоит из внешней и внутренней среды. Внешняя среда по своей природе в основном является объективной и находится вне зоны контроля бизнеса. Внутренняя же среда, наоборот, формируются самими бизнесменами, и ими можно управлять. Сущность бизнеса, бизнес-среды как экономические категории присущи к рыночной экономике. О них написана в другой статье.
На 1 января 2016 г. доля действующих хозяйствующих субъектов по формам собственности выглядела следующим образом (табл. 1) [2].
Таблица 1
Доля действующих хозяйствующих субъектов по формам собственности
Всего |
100,0 |
– государственная собственность |
1,1 |
– муниципиальная собственность |
0,8 |
– частная собственность |
98,0 |
Из табл. 1 видно, что в стране практически полностью преобладают предприятия с частной формой собственности. С изменением формы собственности соответственно изменились условия функционирования этих хозяйствующих субъектов. Сложилась рыночная, конкурентная среда. Механизмом регулирования хозяйственных, производственных, коммерческих, финансовых и иных множественных отношений данных субъектов стали рыночные отношения.
Чтобы прийти почти к стопроцентной доле частной собственности в экономике страны, правительству страны пришлось проделать титанические по объему работы начиная с 1991 г. по 2016 г. включительно. Были приняты и реализованы в общей сложности десять программ по приватизации государственной собственности. Об этапах и особенностях каждого этапа приватизации объектов государственной собственности, достижениях и упущениях была написана другая статья. Здесь мы рассматриваем итоги приватизации в другом аспекте.
Хотя этапы приватизации и этапы формирования новых хозяйствующих субъектов, с новыми собственниками с другой формой ведения хозяйствования хронологически совпадают, это отнюдь не означает совпадение по времени, по периодам эффективного, активного, действительного, фактического функционирования всех преобразованных предприятий, организаций в сферах своей операционной деятельности. Дело в том, что с завершением приватизации отдельно взятого объекта фактически только начинается настоящая, самостоятельная деятельность хозяйствующего субъекта или с другими словами, завершение приватизации для государства является конечным итогом при выполнении задач по программе приватизации, а для вновь преобразованного субъекта бизнеса только началом новой деятельности в качестве хозяина своего дела. Хотя следует отметить, что приватизировать объект не означает начать все с нуля. Это продолжение работы существующего предприятия, только в другом качестве – в качестве собственника. С изменением формы собственности меняется вся привычная деятельность, существовавшая до этого периода. Начинается преобразование всей структуры, методов работы в соответствии с новыми условиями, требованиями нового собственника приватизированного предприятия. Благоприятным считается, если приватизированные предприятия одновременно с завершением процесса приватизации начали успешно функционировать в своей сфере деятельности. Однако, на практике очень редки такие успешные случаи.
С осуществлением программы приватизации появились многочисленные субъекты бизнеса. Но не все они смогли выжить в новых, непривычных условиях рыночной экономики с ее специфическими законами, не все субъекты смогли психологически быть готовыми к самостоятельной работе, тем более многие предприятия были приватизированы с бывшими работниками, привыкшими работать по плану, по директивам. Многие не смогли адаптироваться и принять условия рыночной, конкурентной экономики. Но это не основная причина. Основными были те же причины, что привело к развалу советской системы хозяйствования: невостребованность продукции, выпуск ненужных, некачественных товаров, изношенность оборудования, отсталая, устаревшая технология, непривлекательный дизайн продукции, незнание потребностей покупателей, высокая себестоимость, низкая производительность труда, неэффективное управление и многие др.
Иногда причиной остановки приватизированных объектов выступали причины неэкономического характера. Такими были приватизация многих объектов государственной собственности людьми, обладающими в те времена финансами, связями, имеющими доступ к властным структурам, или даже работающими в самой власти людьми. Они были не совсем заинтересованы в кропотливой работе над приватизированными предприятиями, законсервировали многие приватизированные объекты. За эти годы произошла сильная девальвация национальной валюты, на конец 2015 г. чуть ли в 18 раз или более 1800 процентов за небольшой период времени (для справки: национальная валюта введена в 1993 г., и примерный курс к доллару США в тот момент был около четырех сом за один доллар, к концу 2015 г. до 77 сомов за один доллар, правда в 2016 г. курс сома поднялся до 68–69 сом) [7]. За последующие годы сильно выросли цены на все объекты бизнеса: участки, земля, здания, сооружения, другие материальные ресурсы. Вследствие чего некогда приватизированные за бесценок объекты стали предметом купли-продажи и неким огромным стартовым капиталом. Собственники за эти годы ничего не вкладывали в эти объекты, разве только распродавали материальные ресурсы и оставшиеся запасы еще советских времен, правда, затрачивались на охрану этих объектов. Не все категории объектов подорожали за эти годы, а в зависимости от месторасположения, региона, местности, перспективности, многих других факторов. Другой причиной подоражания стало завершение процессов приватизации, т.е., как и все ресурсы, количество приватизируемых предприятий были ограничены и в определенный период закончились, стало нечего приватизировать, кроме не подлежащих и запрещенных к приватизации объектов.
Справедливости ради следует отметить, такие случаи не имели массового характера. Но сбрасывать их со счетов экономического развития страны тоже нет причин. Ибо такие моменты как раз и стали впоследствии причиной развития теневой, коррумпированной, мафиозной, скрытой, незаконной экономики. Истинные масштабы теневой экономики достоверно неизвестны. Но они существуют, может и в не в таких масштабах, о которых пишут иногда оппозиционеры всех властей. К счастью, такие явления преходящи, ибо они противоречат условиям, природе рыночной экономики. В перспективе все хозяйствующие субъекты станут вести легальный, прозрачный бизнес. Этому будут способствовать развитие электронных средств мониторинга, учета, всеобщая компьютеризация всех видов экономической деятельности, повсеместное использование кассовых аппаратов, новых форм бухгалтерской отчетности и многое новое в области администрирования бизнеса, всеобщая декларация доходов и т.д.
Как отмечено выше, бизнес-субъекты появлялись в стране по итогам приватизации, на базе существующих в советское время организаций, объектов и в результате создания и регистрации новых предприятий, т.е. вновь созданные предприятия бизнеса. Они по количеству даже больше, чем число приватизированных объектов. Это связано с тем фактором, что после распада СССР произошел разрыв существующих годами хозяйственных связей, где все предприятия страны были интегрированы в единый хозяйственный механизм Советского Союза. Это привело к началу спада экономики страны и обнищанию большой части населения, к безработице. В связи с появлением такой кризисной ситуации в экономической и общественной жизни страны, в самом начале становления своей независимости наша страна была вынуждена выбрать экономическую систему, успешно осуществленную в развитых индустриальных странах мира – основанную на принципах свободного предпринимательства, свободной системы ценообразования, конкуренции. Таким образом в целом в начале была выбрана правильная стратегическая модель развития, либеральная экономика. Либерализация цен в 1992 г., ввод национальной валюты в 1993 г., период массовой приватизации мелких и средних объектов государственной и коммунальной собственности, начатой в 1991 г., плюс тотальный дефицит всей необходимой для жизненных благ продукции и понимание того, что нет возврата к социализму, где государство обеспечивало всех работой и социальными гарантиями, заставило людей принимать решения о самозанятости.
Вследствие таких изменений в стреотипах людей все большее количество людей начали осваивать или намеревались осваивать и создавать собственный бизнес. Мы были современниками тех событий и помним повальное увлечение людей в регистрации многочисленных МП, других форм субъектов хозяйствования. Иногда встречались такие люди, которые одновременно создавали несколько МП, были участниками и учредителями в нескольких ОсОО, в иных видах хозяйственных товариществ, были членами различных АО. Правда, не все зарегистрированные субъекты бизнеса стали жизнеспособными, некоторые так и остались только на стадии регистрации. Однако первые бизнесмены страны оказались успешными в своем выборе, они и составляют сегодняшнюю элиту бизнеса. Они создали основу сегодняшней рыночной экономики.
Сказанное выше нами предположение о преобладании вновь созданных субьектов бизнеса подтверждает следующие данные (чтобы не утомлять цифрами начала 1990-х гг., мы их опустим, ибо они в основном известны всем, т.е. итоги приватизации были темой многочисленных исследований, публицистических и научно-популярных статей, теле-, радиопередач, интернет обсуждений и т.д., к тому же по каждому периоду приватизации были отчеты правительства страны): на 1 января соответствующего года, единиц [2].
Таблица 2
Количество действующих хозяйствующих субъектов
2010 г. |
438 276 |
2011 г. |
474 862 |
2012 г. |
505 116 |
2013 г. |
541 263 |
2014 г. |
580 192 |
2015 г. |
603 643 |
2016 г. |
637 624 |
Как видно из табл. 2, количество хозяйствующих субъектов стремительно увеличивается из года в год. За наблюдаемый период они увеличились на 199 348 ед. или на 45,5 процентов. Увеличение составляет в среднем за год около 29,0 тыс. ед., или по 6,5 процентов ежегодно. Но данные цифры интересны нам в другом аспекте. Ведь, уже к началу 2010 г. в основном завершилась приватизация объектов государственной собственности. Остались только стратегические крупные предприятия, их считанные единицы. Отсюда следует вывод, что, с 2010 г. и последующие годы создаются только новые предприятия. Допускаем, что часть из них создавались на базе разорившихся, переориентированных на другой вид бизнеса, в результате диверсификации бизнеса, филиалы, дочерние предпрития, в результате расширения, (как в случаях, известных точек общественного питания: Арзу, Бухара, Набат, Фаиза, где они именуют новые точек такими же именами, но они в принципе новые юридические лица, или частные предприниматели, но в любом случае самостоятельные хозяйствующие субъекты), слияния, объединения, поглощения, продажи и т.д. Но большинство их вновь созданные предприятия в новых сферах бизнеса или в существующих видах деятельности. Большая часть этих субъектов находятся в сельском хозяйстве, в сфере торговли, услуг, обслуживании и в промышленном секторе (преимущественно пищевая и легкая промышленность).
Увеличение количества хозяйствующих субъектов связано с еще одним фактором административного характера, как мы указывали в другой статье, в настоящее время ведется полный и точный учет службой ЕГРСЕ – Единый государственный регистр статистических единиц. Допускается также, часть зарегистрированных субъектов функционируют сезонно, периодично, часть вообще только числятся. Но налицо тенденция и динамика роста расширения экономики путем создания новых субъектов. Также способствуют появлению субъектов бизнеса благоприятные, упрощенные процедуры открытия бизнеса. За последние годы в результате многих ошибок и проб в стране упростились процедуры государственной регистрации, постановка на учет, упрощенные виды отчетности, налогообложения для индивидуальных и мелких предпринимателей, да и налоговое бремя не такие уж существенные, созданы соответствующие нормативно-правовые акты, унифицированы многие виды услуг. Есть консультативные и другие центры, готовые бизнес-компании для продажи, если есть желания, существуют все услуги по открытию и успешного ведению бизнеса, самое главное, есть наработанный опыт и практика, пройденные первыми бизнесменами Кыргызстана. Опираясь на готовые модели и усовершенствуя их, введя свои инновации, новое поколение бизнесменов страны быстро опережает своих конкурентов, осваивают новые для страны бизнес-сферы.
Остановимся вкратце на этапах формирования, становления, развития бизнеса и бизнес-среды в Кыргызстане. Сразу оговоримся, что нижеприведенные этапы или периоды развития бизнеса, бизнес-среды носят условный характер. Пока в отечественной экономической науке нет четкой и окончательной хронологии по этапам развития бизнеса. Причиной является то, что само понятие и сущность терминов бизнеса, бизнес-среды относительно новые для отечественной экономики.
В отличие от этапов развития бизнеса, этапы приватизации очерчены четко и по годам и имеются точные статистические данные, отчеты правительства по итогам приватизации. За все годы было принято и реализовано десять программ приватизации [6].
На наш взгляд, этапы развития бизнеса и бизнес-среды примерно выглядят так:
Конец 1980-х гг. Существовала советская система, планово-директивная экономика. Но тогда еще появились первые зачатки новых форм хозяйствования. Правда они были организованы на базе и внутри действующих советских предприятий и организаций, но формы и способы ведения хозяйства были новыми – аренда, подряд, хозрасчет. Эти хозяйствующиие организации занимались в основном в сфере производства товаров народного потребления, в сфере услуг, в торговле, в общественном питании, в бытовом обслуживании. Следует добавить, в сельском хозяйстве за все годы советской системы всегда существовали личные подворья, небольшие самостоятельные хозяйства.
Первый этап. 1991–1993 гг. С принятием государственных программ началась так называемая малая приватизация. Уже к концу 1993 г. была сформирована многоукладная экономика. В процессе приватизации основной упор был сделан на объекты торговли, общественного питания, и сферы бытового обслуживания. И итоги не заставили ждать, к концу 1993 г. уровень приватизации в торговле и общественном питании составил 81,5 %, в бытовом обслуживании 98,7 %. Хотя этот период нельзя называть переломным в развитии бизнеса, но именно на данном этапе начало изменяться общественное мнение в пользу рыночной экономики. Первые предприниматели на деле начали показывать свою жизнеспособность в самостоятельной работе.
Второй этап. 1994–1997 гг. На конец 1997 г. общий уровень приватизации составил 64 %. Уровень приватизации в промышленности – 88,2 %, в строительстве – 57,4 %, на транспорте – 51,90 % – в торговле, в общественном питании и в сфере бытового обслуживания почти завершились. На этом этапе были приватизированы крупные и средние предприятия. К июню 1997 г. была завершена так называемая малая и массовая приватизация. Итогом стала модификация государственной собственности, формирование негосударственного сектора, появилась реальная база рыночных отношений в экономике, а самое главное, произошло психологическое изменение в поведении хозяйствующих субъектов и в целом в обществе. 1996–1997 гг. характеризуются появлением первых признаков замедления гиперинфляции и началом стабилизации макроэкономических показателей, что говорит о первых результатах функционирования новых хозяйствующих субъектов.
В итоге двух этапов приватизации начато формирование первых отечественных бизнес-субъектов, появилась и соответствующая среда бизнеса.
Третий этап. 1998–2005 гг. Была осуществлена приватизация в базовых, стратегических отраслях экономики. К началу 2004 г. преобразованы в частную форму собственности более 70 % государственных объектов, имевшихся в 1991 г.
С 1991 по 2005 гг. в стране в основном завершено формирование первых отечественных бизнес субъектов по итогам приватизации. Не приватизированными остались крупные, стратегические объекты. Как известно, предприниматели в основном хорошо работают в средних и мелких бизнес-структурах. В 1997–2001 гг. наступил период относительной экономической стабилизации. Рост экономики наблюдался в сельском хозяйстве, в торговле, в обслуживающей сфере. Это тоже говорит об эффективности частных структур, ибо именно в этих отраслях прежде всего начались изменения формы собственности.
Также следует особо отметить, что на конец третьего этапа новые условия хозяйствования, рыночные отношения ассимилировали в свою среду много хозяйственников, убежденных сторонников социалистической системы ведения хозяйства из советской среды. Мы ассоциируем те периоды с разрушением стереотипов советской эпохи, в обиходе в те годы были популярны слова «совковое мышление». В 1998 г. КР вступила в ВТО. Уже в 2003–2005 гг. в структуре ВВП доля сельского хозяйства и сектор услуг значительно выросли. Это тоже объясняется тем фактом, что именно в этих сферах произошла почти полная приватизация. Подавляющая часть продукции, работ, услуг производилась в частном секторе. Большинство рабочих мест обеспечивалось в сфере торговли, услуг, в пищевой и легкой промышленности.
До 2000 г. в стране появились и такие гиганты в торговой сфере: ТРК «Дордой», «Карасуу», «Мадина», «Таатан», известные даже за пределами страны и в ЦА регионе. Эти хозяйствующие субъекты многие годы обеспечивали работой людей, поступление иностранной валюты в результате реэкспорта товаров. Причиной относительно медленных темпов приватизации в строительстве называются большой объем незавершенного строительства и высокая стоимость активов, на транспорте – большая доля объектов государственной собственности не подлежащих приватизации за те годы и высокая стоимость активов.
Четвертый этап. С 2006 г. и по настоящее время и в будущем.
После 2004 г. в стране произошли две крупные политические события. Революции 2005 г. и 2010 г. Насколько оправданны и закономерны были эти революции, не входит в тему нашей статьи. Отметим только, что обе революции положили конец семейно-клановым явлениям в экономике. А они не присущи по природе и по определению рыночной экономике. Эти крупные политические события наложили свой отпечаток на процессы экономики. На некоторое время наблюдался спад в экономике, на время сократились иностранные инвестиции. Но уже к этому времени рыночные отношения прочно закрепились, что подтверждает факт: несмотря на сильнейшие изменения в политической жизни страны, бизнес выстоял, и даже развивался. Бизнес демонстрировал свою спососбность решать самостоятельно многие экономические проблемы возникшие на фоне политических катаклизмов.
Так как в будущем новые субъекты бизнеса будут создаваться не в результате приватизации, ибо не стало почти объектов приватизации, а по инициативе бизнесменов, то задачей государства, государственных структур являются поддержка этих структур.
Конечно, в настоящее время и в ближайшей перспективе прямые финансовые вливания и субсидии со стороны государства для поддержки бизнес-структур маловероятны в связи с ограниченными возможностями государственного бюджета, да и в принципе не нужно такой поддержки. Наоборот бизнес-субъекты должны быть социально ориентированными. Поддержка государства должна рассматриваться в другом аспекте: бизнес-структуры на сегодня почти полностью занимают экономику страны, раз хозяйствующие субъекты почти полностью находятся в частном секторе, вся политика государства в области экономики также должна быть направлена на эти структуры.
Задачей государственных структур в поддержке бизнеса должно стать создание благоприятной бизнес-среды способствующей экономической свободе бизнесменов. Государство может содействовать и обеспечить помощь в решении социальных, политических, экономических, технологических факторов бизнес-среды. Могут возникнуть вопросы, какая может быть поддержка в технологическом факторе бизнес-среды. Вследствие отсутствия крупных отечественных компаний в экономике страны в области создании новых технологии, помощь государства может быть выражена в поддержании всех бизнес-структур, работающих в этих направлениях (беспошлинный ввоз оборудования, налоговых льгот, прямые инвестиции, субсидии, кредиты по государственным программам и т.д.). Самой главной поддержкой, конечно, является стабильная, долгосрочная, предсказуемая государственная политика по отношению к бизнесу и бизнес-среде. Должна существовать развитая инфраструктура поддержки бизнеса, состоящая из государственных органов, непосредственно обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности бизнес процессов.
Нужно отметить, многие задачи уже осуществлены и или упрощены, пример, регистрация и постановка на учет, ликвидация, известные ставки налогов, социальных и др. отчислений. Остановимся в общих, обобщенных чертах создания новых субъектов бизнеса.
Согласно статье 1.4 ГК КР [8] предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли лицами зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Также согласно ГК КР субъектами бизнеса могут быть граждане (физические лица) и юридические лица. Чтобы стать самостоятельными, официально зарегистрированными субъектами бизнеса, нужно пройти следующие этапы или действия включающие мыслительные, физические процессы.
Всякий сформировавшийся, сложившийся субъект бизнеса начинает свои деятельность примерно по следующей схеме:
– выработка идеи, иногда их называют генерированием идей. Идеи могут быть своими собственными (инновационными) или заимствованными из готовых моделей. Идеи включают концепцию, основные направления, вид будущей деятельности (производство, торговля, оказание услуг), правовой статус (юридические лица, индивидуальные предприниматели);
– подготовка себя в качестве будущего бизнесмена.
Исходя из этого создаются бизнес-планы, проекты, осуществляется оценка востребованности продукта будущей деятельности, финансовые возможности. Завершением этих действий является создание бизнес-структуры, с государственной регистрацией в установленном законом порядке. По правовому статусу согласно ГК КР субъектами бизнеса могут быть [5]:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- полное товарищество;
- коммандитное товарищество;
- ОсОО;
- общество с дополнительной ответственностью;
- АО;
- дочерние и зависимые общества;
- кооперативы;
- государственные предприятия;
- муниципиальные предприятия.
После прохождения вышеперечисленных этапов начинается собственно и функционирование бизнес-субъекта, означающее внедрение или реализацию своих бизнес-идей в реальность, создание нового продукта (товаров, выполнения работ, оказания услуг).
Субъекты бизнеса являются организаторами экономической деятельности в стране. Они создают все виды существующих рынков: финансовых (валютный, капитала, денег, кредитов, ценных бумаг, ипотечных, страховых), рынок сырья и материалов, полуфабрикатов, рынок средств производства, рынок труда, рынок производственных услуг (аудит, консалтинг), рынок потребительских товаров и услуг.
Бизнес должен соответствовать существующей среде, в противном случае бизнес идет к потерям или к разорению, частичному сокращению или свертыванию некоторых продуктов или потерю долю в определеных сегментах рынка. А хорошо адаптированные к условиям бизнес-среды бизнесмены – успешные люди в своей деятельности, новаторы и эффективные хозяйственники. Своими достижениями они развивают не только свой личный бизнес и состояние, они в совокупности поднимают экономики страны, и, соответственно, каждый из успешных бизнесменов вносит свой вклад в развитие всего общества. Здесь очень подходит термин А. Смита о невидимой руке, означающий рыночный механизм саморегулирования экономики. «Согласно утверждению А. Смита, в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой рынка и их действия поневоле обеспечивают осуществление интересов других людей и общества в целом» [3].
Часто отмечаем, что страна находится далеко от магистральных, международных морских, железнодорожных путей сообщения. Несмотря на это, в какие-то периоды, до вступления в ЕАЭС, республика выигрывала очень многое, находясь в непосредственной близости с КНР, пользуясь транзитными возможностями нашей страны. Товары КНР проходили транзитом или непосредственно через наши рынки в Узбекистан, Таджикстан, Афганистан, РК, РФ и далее в страны Европы, Кавказа, Турции и страны Ближнего Востока. Но, как отмечали ранее, в современной, глобальной экономике всякие выигрышные позиции быстро проходят под давлением конкурентов. В первую очередь вышли из сферы обслуживания наших рынков «Дордой» и «Кара-Суу» ближные соседние республики. Сперва Узбекистан под различными предлогами закрыл доступ своим торговцам, далее отказался от услуг наших торговцев и Таджикстан. Торговцы этих стран наладили свои прямые связи с рынками КНР, далее по этому пути пошли многие торговцы с рынков РФ, республик Кавказа. Казахстанские торговцы держались за наши рынки до последнего. Одной из причин является то, что на рынках РК в основном работали выходцы из нашей страны, или они были партнерами местных торговцев. Другой причиной являлись до недавнего времени относительно хороший, более высокий уровень жизни казахстанцев, да и рабочих мест у них было больше, социальная обеспеченность тоже была выше за счет реализации богатых природных ресурсов. Однако мировой экономический кризис последних лет, обвал цен на нефть, девальвация тенге изменили ситуацию, товары с наших рынков, уже не привлекают их своей дешевизной. В настоящее время и в ближайшие годы транзитные возможности республики благодаря географическому положению остаются высокими, но уменьшится объем реэкспорта.
Распад Советского Союза изменил не только политический, экономический строй в нашей стране, развал коснулся и структуры экономики. До развала единой страны, в нашей республике были развиты промышленный сектор экономики.Этот сектор экономики, наверное, уже не возродится в прежнем уровне. Когда во всем мире шли уже к постиндустриализации, в нашей стране шел процесс деиндустриализации. По программам зарубежных организаций ликвидировались многие промышленные предприятия, а взамен не создавались новые предприятия. В итоге на сегодняшний день в экономике страны преобладает больше аграрный и обслуживающий секторы экономики. В этом нет ничего негативного. Однако такая структура экономики представляет большие трудности в пополнении бюджета, в импортозамещении, а эти факторы приводят в свою очередь к социальным проблемам. Внешняя миграция молодого поколения не прекращается и по сегодняшний день.
Самую главную возможность и в то же время опасность для нашей экономики в целом создают новые, глобальные тенденции современной мировой экономики. Они связаны в первую очередь с развитием НТР, новых технологий в информационно-коммуникационной сфере, в других секторах экономики. Сегодняшняя структура экономики страны представлена бизнес-структурами с противоречивыми на первый взгляд явлениями с точки зрения пополнения бюджета и социальной ориентированностью. Нижеприведенные данные известны всем, и не будем останавливаться на источниках, они указаны в периодических отчетах за каждый соответствующий период времени. Эти же данные говорит, о том, насколько изменилась структура занятости, потребления, спроса, распределение объемов капитала.
Ассоциация «Дордой» платит в бюджет страны налогов примерно 250 млн сомов ежегодно. Сотовая компания «Мегаком» платит налогов примерно больше 3 млрд сомов за 2013 г., за 2015 г. примерно 1,5 млрд сомов, уменьшение налоговых отчислений они объясняют снижением числа международных звонков вследствие появления бесплатных интернет-сообщений и переговоров (другой яркий пример о быстротечности, изменчивости, преходящем характере современных бизнес-явлений. Казалось бы, создание таких крупных компаний в стране способствовало бы развитию страны во всех сферах общественной жизни. Большие объемы налогов и других видов отчислений в казну, легкое администрирование налоговых поступлений свидетельствуют о приоритетном развитии и, соответственно, о создании благоприятных бизнес-условий для таких предприятий в сфере новых технологий. Это только видимая часть таких явлений. Еще одно объяснение, таких больших разниц в объеме налоговых отчислений: в «Мегакоме» государство обладает пакетом акций. Для нас предствляет другой аспект данных примеров, численность занятых в данных организациях. ТРК «Дордой» обеспечивает десятки, с учетом косвенно задействованых в данной организации сотни тысяч рабочих мест. Занятые в данной организации в совокупности, наверное, больше платят в виде косвенных налогов. А объем потреблении созданных данной организацией гораздо больше. А в «Мегакоме» небольшое число занятых. В итоге выходит, что объем отчисленных налогов не основной показатель в социальном плане. Но в то же время нет никакого смысла противопоставлять такие чисто экономические показатели, только следует учесть, желательность присутствия в экономике страны таких разнонаправленных структур бизнеса.
В современном промышленном секторе, в сельском хозяйстве, да и почти во всех секторах производственного сектора будут уменьшаться абсолютные и относительные показатели занятых людей в этих отраслях. Новые технологии, развитие логистических отраслей, глобальный открытый рынок, глобальная конкуренция, увеличение свободного капитала сужают возможности небольших по объему экономик стран мира. Составлять прогнозные, стратегические задачи развития экономики становится все сложнее. Существующие рынки, рабочие места, структура экономики могут в одночасье рухнуть, как случилось с нашими рынками после обвала рубля, тенге и сома в конце 2015 г. и в начале 2016 г. Последствия этих факторов еще не оценены нашими бизнесменами, по инерции в какое-то время будут сглаживаться потери за счет прежних, накопленных ресурсов. Ограниченность ресурсов, небольшой отечественый рынок товаров, услуг, локальность существующих товаропроизводителей вскоре начнут сказываться в экономике страны. Уже наблюдается некоторый спад в строительном секторе. Экономическая активность, мобильность, финансовые переводы наших трудовых мигрантов все еще оказывают положительные воздействия на экономические процессы страны.
Библиографическая ссылка
Мырзакматов С.О. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА, БИЗНЕС-СРЕДЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 5. – С. 32-40;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=965 (дата обращения: 03.10.2024).