В современных условиях хозяйствования, основанных на определенных закономерностях и особенностях развития экономических взаимоотношений, когда управление деятельностью напрямую зависит от качества и своевременности информации, ведение любого бизнеса невозможно успешно осуществлять в течение длительного периода без такой функции управления как контроль, являющейся важным элементом системы управления, нацеленной на эффективность и успешность. Для повышения качества управления любым хозяйствующим субъектом сегодня все более необходимы: постоянный мониторинг его деятельности, внедрение действенных системы управления и системы внутреннего контроля (СВК).
Экономическая категория «контроль» в той или иной мере всегда присутствовала там, где имело место ведение хозяйственной деятельности. Появившись в начале XVIII века, понятие контроля в процессе эволюции и значительного расширения выполняемых функций и сферы приложения к началу XX столетия преобразовалось в понятие системы контроля, включающее в себя определенные элементы. Новые функции контроля и требования времени стимулировали необходимость развития его концепций от так называемого «подтверждающего» к системно- и риск-ориентированному, с укреплением тесных взаимосвязей с управленческим учетом [4].
В отечественной науке и практике контроль имел определенное место и в условиях административно-командной (плановой) экономики, и в рыночных условиях хозяйствования с принципиальным отличием в целевых установках данных экономических систем. Если в директивной экономике, в общем понимании, система контроля была направлена на обеспечение выполнения централизованно «спущенных свыше» плановых показателей вышестоящих органов хозяйственного управления и носила скорее формальный, чем реальный характер, не способствуя прогрессивному развитию, то в условиях рыночного хозяйствования система контроля, в первую очередь, в прямом смысле слова, должна контролировать и обеспечивать основные показатели эффективного функционирования в каждом конкретном случае хозяйствования [2]. И сегодня в условиях конкуренции и наличия неопределенности и риска в рыночной среде хозяйствования актуализируются вопросы повышения эффективности контроля и организации, развития и интеграции действенной СВК.
Исследованию теоретических и практических аспектов методологии и методики контроля и развитию СВК посвящены научные труды многих ученых: И.В. Аверчев, В.В. Бурцев, А.Д. Шеремет, В.П. Суйц, Б.Н. Соколов, В.В. Рукин, Ю.А. Ткаченко, И.А. Слабинская, Т.Н. Гущина, А.А. Шпиг, А.К. Солодов, Т.Д. Попова, А.А. Шмельцер, А.А. Чернова, В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко, М.Ф. Овсийчук, и других. Анализ точек зрения на определение контроля ученых-экономистов дает возможность, основываясь на его характерном функциональном назначении и, как следствие, участии на всех стадиях процесса управления, рассматривать контроль как функцию управления. Тесная связь с управленческим учетом и многоплановость системы управления позволяет обозначить роль и значение контроля в деятельности хозяйствующего субъекта наравне с ролью любой управленческой функцией: планирования, организации, регулирования, учета и анализа [5, 8].
По мнению В.В. Бурцева, контроль характеризуется двойственной ролью в процессе управления: интегрируя с другими элементами процесса управления, он по сути постепенно приобрел характер основы, которая присутствует на всех направлениях, стадиях и уровнях управления. На практике действительно не возможно достаточно четко разграничить функционал работника, который относится только к какому-то одному элементу управления. Являясь, с одной стороны, неотъемлемым элементом присущим каждой стадии процесса управления, контроль, с другой стороны, функционирует как самостоятельная стадия, направленная на обеспечение качества и эффективности процесса управления на всех его других стадиях [2]. Таким образом, организация процесса контрольных действий может осуществляться через, регламентировано организованные функциональные связи между структурно выделенными подразделениями и в виде формы прямого контроля, являющейся функцией организованных специализированных структур (отделов, служб).
Внутренний контроль, по мнению А. Д. Шеремет и В. П. Суйц, представляет собой систему, направленную на выявление, предотвращение и своевременную корректировку существенных ошибок на всех этапах процесса обработки информации [9]. И. В. Аверчев характеризует СВК как систему, которая «...позволяет выявлять моменты неэффективности в системе управления, злоупотребления и махинации», подчеркивает, что оценка корректности самого учетного процесса входит в ее компетенцию [1, с. 189]. Обобщение теоретических и практических аспектов в исследовании понятия «система внутреннего контроля», дают возможность рассматривать данную категорию как многогранную совокупность четко определенных процессов и действий, регламентируемых внутренними требованиями управленческой системы в целях обеспечения рациональной эффективности деятельности.
Различая внешний (со стороны внешней среды) и внутренний контроль на уровне хозяйствующего субъекта (микроэкономическом уровне), необходимо подчеркнуть их взаимосвязь: именно от качества и эффективности внутреннего контроля напрямую зависит, в первую очередь, эффективность функционирования и успешность данного субъекта, и, как следствие эффективность и успешность общественного производства.
Исходя из цели внутреннего контроля, которая в широком смысле, представляет собой информационную «прозрачность», обеспечивающую принятие и исполнение эффективных, управленческих решений, в его структуре выделяют отдельные, характеризующиеся особенностями методологии и своей целевой направленностью, виды: внутренний управленческий контроль и внутренний бухгалтерский контроль. Между данными видами внутреннего контроля существует тесная взаимосвязь в общей системе управления аналогично тому, как взаимосвязаны направления функционирования управленческого и бухгалтерского (финансового) учета, предусматривающие единое информационное, организационное и методическое обеспечение [5].
Выделяют предмет внутреннего контроля (наличие и функционирование управляемого элемента), субъект внутреннего контроля (участники контрольных действий, выполняющие свои функции на разных уровнях деятельности) и объект внутреннего контроля (имеющиеся ресурсы и процессы деятельности) [2]. В процессе управления хозяйствующим субъектом через внутренний контроль осуществляется реализация механизма обратной связи между субъектом и объектом управления, от качества и эффективности, которой зависит и эффективность функционирования всей системы управления.
Таким образом, встраиваемая контрольная деятельность, формируя внедрение контрольных процедур и функций во все процессы деятельности хозяйствующего субъекта, испытывающие влияние внешних и внутренних факторов, с учетом охвата всего объема информационных потоков, должна быть направлена на повышение эффективности и рациональности, как всей деятельности, так и каждого отдельного процесса, а именно: достоверно определять фактическое состояние частей или в целом объекта контроля, проводить сравнение фактических и планируемых (базовых) данных, своевременно выявлять, оценивать и проводить анализ возникших отклонений, степени их влияния, причин и последствий [2].
Выделяют следующие целевые аспекты внутреннего контроля как составляющей процесса управления [3]:
• эффективность и рациональная результативность, подразумевающая рациональность и эффективность всех направлений деятельности, и экономичность проводимых операций;
• своевременность и достоверность, направленная на обеспечение достоверности формирующейся финансовой отчетности;
• законности и соответствия, подразумевающая соблюдение норм законодательства, внешних и внутренних регламентов.
Несмотря на то, что первичным является аспект эффективности, все целевые аспекты тесно взаимосвязаны: например, своевременная и достоверная информация о наличие и движение денежных средств обеспечит рациональное выполнение операций, учитывающее оптимальное управленческое решение сначала о необходимости, а потом и о возможности получения кредитных продуктов.
Реализация любой эффективной системы должна быть обеспечена выполнением ряда основных принципов ее организации. Так основными принципами эффективной СВК, по мнению Ю.А. Ткаченко, И.А. Слабинской и Т.Н. Гущиной, являются принципы [8]:
• плановости;
• системности;
• непрерывности;
• эффективности (действенности).
Основные принципы эффективной СВК, предложенные Б.Н. Соколовым и В.В. Рукиным, более детализированы и конкретизированы – это принципы [7]:
• ответственности;
• сбалансированности;
• интеграции;
• своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях;
• соответствия контролирующей и контролируемой систем;
• постоянства;
• комплексности;
• согласованности пропускных способностей сопряженных звеньев;
• распределения обязанностей;
• разрешения и одобрения.
Все принципы тесно взаимосвязаны, в большей части, являющиеся схожими и дополняющими друг друга – их сочетание напрямую зависит от конкретных условий хозяйствования и способствует выполнению СВК поставленных задач [6].
По мнению В.В. Бурцева основными задачами СВК является достижение таких показателей эффективности управления хозяйствующим субъектом, как [2]:
• соответствие деятельности целевым установкам и ориентирам;
• соблюдение требований законодательных норм разного уровня;
• устойчивость с точек зрения финансово-экономической, рыночной и правовой;
• должное качество, полнота, точность и безошибочность первичной информации (документов);
• рациональное и экономически обоснованное использование всех видов ресурсов;
• соблюдение работниками установленных внутренних требований и правил.
Кроме того, по мнению Б.Н. Соколова и В.В. Рукина при внедрении в процесс управления СВК необходимо внутреннее нормативное закрепление определенных требований, что подчеркивает и В.В. Бурцев. Не смотря на то, что эти требования не являются принципами, они также способствуют выполнению обозначенных задач и повышению эффективности СВК [2, 7]:
• подконтрольность на предмет качества в обязательном порядке каждого субъекта контроля;
• ущемление интересов, то есть экономическое стимулирование к устранению и недопущению отрицательных отклонений и их причин;
• недопущение единоличного права контроля «в одних руках» на всех его объектах, как предотвращение необъективности полученных отчетных результатов;
• заинтересованность и ответственное участие высшего руководящего звена;
• компетентность, профессионализм, добросовестность и честность работников, в чьи функции входит осуществление контрольной деятельности;
• адаптация методик и программ СВК, их целесообразность и рациональность;
• непрерывное развитие и совершенствование, ориентированное на гибкость и мобильность к изменяющимся внутренним и внешним условиям функционирования;
• приоритетность стратегических направлений с учетом реальных рисков;
• рациональность, существенность и экономическая обоснованность проведения контрольных процедур, исключение «ненужных» этапов и работ;
• единичная ответственность за осуществление контрольных действий;
• функциональное потенциальное замещение, обеспечивающее непрерывность процесса контрольных процедур по различным причинам;
• регламентация и точность выполнения;
• взаимодействие и координация всех подразделений в процессе проведения контрольных действий на разных уровнях.
Для действенности и результативности контрольных процедур в СВК принято выделять следующие структурные части [6, 7]:
• система бухгалтерского (финансового) учета, обеспечивающая внутрихозяйственный контроль на всех стадиях (этапах) учета, в соответствии с принципами его ведения и информационное обеспечение;
• контрольная среда, обеспечивающая разделение не всегда совместимых функций руководителей разных звеньев управления с целью исключения или минимизации возникновения возможных ошибок и принятия комплексных эффективных управленческих решений;
• средства внутреннего контроля, обеспечивающие организационные и технические аспекты исполнения контрольной деятельности;
• система оценки рисков, обеспечивающая своевременную идентификацию и анализ степени влияния потенциально возможных рисков в целях определения направлений управления ими.
Учитывая понимание сущности, принципов, требований и задач СВК можно представить ее модель в виде взаимосвязанных элементов системы:
• организационный, включающий организационную структуру службы внутреннего контроля, соответствующей квалификации, составу и численности персонал, текущие, годовые и перспективные планы работы, технические и программные средства;
• методический, включающий принципы и понятия внутреннего контроля, методы и приемы проведения контрольных процедур, рабочую документацию, планы и программы проверок, методики, инструкции, отчеты и рекомендации;
• регламентирующий, включающий положение об отделе или службе внутреннего контроля, должностные инструкции соответствующих сотрудников, стандарты внутреннего контроля и график документооборота;
• информационный, включающий требования к информации, средства сбора и обработки информации, информационные поисковые системы и базы данных, информационную базу, консультационное сопровождение.
На процесс организации (постановки и внедрении) СВК в системе управления хозяйствующим субъектом сильное воздействие оказывают, в первую очередь, внутренние факторы ведения деятельности: от того насколько правильно понимают руководящие работники роль внутреннего контроля в общей системе управления зависит качество интеграции СВК в процесс управления и грамотная работа на всех направлениях деятельности. Необходимо учитывать стратегические цели и задачи, масштабы и виды (подвиды) деятельности, организационную структуру и ресурсное обеспечение, а также внешние условия функционирования [4].
В каждом конкретном случае встраиваемая контрольная деятельность в виде эффективной СВК представляет собой достаточно сложный многоэтапный процесс, на первом этапе которого проводится критический анализ и сравнение, принятых ранее, стратегии и тактики развития с фактически достигнутыми и с учетом потенциала. На втором этапе разрабатывается и документально закрепляется с учетом внесенных поправок и корректировок новая деловая концепция развития, а также комплекс сопутствующих мероприятий. Именно документально закрепленная политика, охватывающая все направления деятельности хозяйствующего субъекта, даст возможность системно осуществлять контрольную деятельность. На третьем этапе анализируется эффективность реально существующей структуры управления и при необходимости проводится ее корректировка, обеспечивающая координацию функционирования всех звеньев СВК. На четверном этапе разрабатываются типовые процедуры и методики контрольных действий при проведении конкретных хозяйственных (финансовых) операций, регламентирующие взаимоотношения задействованных работников в проводимой контрольной деятельности. На пятом этапе документально определяются потенциально возможные пути развития и совершенствования СВК с учетом непрерывно меняющихся внутренних и внешних факторов воздействия. На шестом этапе, с учетом выявленных организационных и экономических возможностей хозяйствующего субъекта принимается решение об организации СВК с определением функционала специализированного контрольного подразделения (отдела, службы), с разработкой и утверждением положением о нем [2, 6].
Эффективность однажды организованной СВК, не будет постоянна из-за изменений внешних и внутренних условий хозяйствования, требуя со временем соответствующих корректировок и оптимизации. Главным условием эффективного функционирования СВК любого хозяйствующего субъекта является понимание и соблюдение основных требований и принципов, охватывающих все направления контрольной деятельности в приложении к реальному ходу событий. Тесно взаимодействующий с другими функциями управления внутренний контроль, являясь источником информации для принятия оптимальных управленческих решений, по праву занимает ведущее место в системе управления, обеспечивая ее рациональность.
Библиографическая ссылка
Ржавина Ю.Б. СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 78-82;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=957 (дата обращения: 03.12.2024).