Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

Мокеева Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»
В современном российском обществе происходят процессы реформирования всех сфер жизнедеятельности. Сфера культуры и искусства, в том числе система оплаты труда работников отрасли также вынужденно меняются. Реформирование системы оплаты труда работников учреждений культуры и искусства, согласно ряда принятых нормативно-правовых актов на федеральном уровне, должно способствовать увеличению качества предоставленных учреждениями услуг (работ) и развитию кадрового потенциала путем привлечения в сферу высококвалифицированных специалистов. В связи этим особенно важным является процесс правового регулирования трудовых отношений сферы культуры и искусства в условиях реформирования бюджетной сферы в целом. Современная система оплаты труда в качестве основного принципа формирования заработной платы определяет зависимость от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. В статье рассмотрены наиболее важные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный процесс.
реформирование бюджетной сферы
оплата труда ратников культуры
профессиональный стандарт
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 N 197–ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
3. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190–р О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг. [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 мая 2013 г. N 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета» [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
5. Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016 г. «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год» [Электронный ресурс] / ЭПС «Система ГАРАНТ».
6. Смирнов, А.Н. Профессиональные стандарты: новые подходы к оценке специалистов / А.Н. Смирнов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – №1. – С.5–10.
7. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/.
THE SYSTEM OF PAYMENT OF WORKERS OF CULTURE IN THE CONTEXT OF REFORMING OF BUDGETARY SPHERE

Mokeeva E.Y. 1
1 Orel state Institute of culture

Abstract:
In the modern Russian society is undergoing a process of reforms in all spheres of life. The field of art and culture, including the system of remuneration of workers in the industry also forced to change. Reforming the system of remuneration of employees of institutions of culture and art, according to the number of adopted normative-legal acts at the Federal level, should help to increase the quality of care provided by institutions of services (works) and the development of human potential by bringing into the sphere of highly qualified specialists. In this regard, it is particularly important that the process of legal regulation of labor relations in the sphere of culture and art in the conditions of reforming of budgetary sphere as a whole. The modern remuneration system as the main principle of wage formation determines the relationship from the employee’s qualification, complexity, quantity and quality of labour expended. In the article the most important normative legal acts, regulating the process.

Keywords:
 reforming the budget sphere
payment for labor culture warriors
professional standard

В современном российском обществе происходят перманентные процессы реформирования всех сфер жизнедеятельности. Сфера культуры и искусства и система оплаты труда работников отрасли также вынужденно реформируется. В 2015 году в Российской Федерации осуществляли деятельность почти 24 тыс. учреждений культуры. При этом среднесписочная численность работников данных учреждений культуры по сравнению с 2013 годом (670 тыс. человек) сократилась в целом на 96,4 тыс. человек и составила 573,6 тыс. человек.

Система оплаты труда работников культуры, согласно ряда принятых нормативно-правовых актов [1–4], должна обеспечивать соответствие оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ). В связи с этим особенно актуальным является изучение правового регулирования данного процесса.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 доведение средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе осуществляется с учетом повышения оплаты труда в первоочередном порядке работникам, относимым к основному персоналу.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016 г. в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Рекомендации). В Рекомендациях раскрыта специфика начисления и выплаты заработной платы работников культуры, формируются нормированные задания для соответствующих учреждений.

Типовые отраслевые нормы труда вводятся в целях формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ и установления необходимой штатной численности персонала. Данный процесс регламентирован приказами Министерства культуры:

– от 30 декабря 2014 г. № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках»;

– от 30 декабря 2014 г. № 2478 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа»;

– от 30 декабря 2015 г. № 3448 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа».

К примеру, типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, разработаны в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 804, в целях реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», и предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в библиотеках, определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.

За 2015 год уровень средней заработной платы работников учреждений культуры, установленный региональными «дорожными картами», достигли и превысили 76 регионов. При этом все 85 регионов в 2015 году обеспечили уровень средней заработной платы не ниже уровня 2014 года. [7]

К регионам-лидерам относятся:

1. Свердловская область – 110,7 % к плану на 2015 год (или 93,8 % к средней заработной плате по региону);

2. Приморский край – 109,2 % (или 91,9 %);

3. Владимирская область – 108,3 % (88,4 %);

4. Калининградская область – 107,7 % (87,6 %);

5. Тульская область – 105,3 % (93,4 %).

По Крымскому федеральному округу запланированный на 2015 год уровень средней заработной платы работников учреждений культуры – 18,5 тыс. рублей выполнен в:

Республике Крым – на 107,0 % к плану на 2015 год (или 104,5 % к средней заработной плате по региону);

г. Севастополь – на 111,8 % (или 104,9 %) [7].

В остальных 9 регионах уровень средней заработной платы работников учреждений культуры, предусмотренный региональными «дорожными картами», за 2015 год выполнен на 95,0 % – 99,0 процента:

1. Республика Мордовия – на 96,0 % (или 72,6 % к средней заработной плате по региону);

2. Еврейская автономная область – на 96,7 % (или 72,6 %);

3. Курская область – на 97,2 % (или 73,0 %);

4. Карачаево-Черкесская Республика – на 98,0 % (или 75,7 %);

5. Республика Тыва – на 98,7 % (или 69,3 %) [7].

Отклонение от показателя соотношения, установленного в отраслевой «дорожной карте» (70,3 %), более 5 % у регионов:

Забайкальский край – 105,9 % к плану на 2015 год (или 62,9 % к средней заработной плате по региону);

Красноярский край – 104,1 % (или 63,9 %). [7]

Современная система оплаты труда в качестве основного принципа формирования заработной платы определяет зависимость от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. В связи с этим для учреждений культуры и учреждений образования в области искусств обязательным является применение профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая нужна сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарты разрабатываются как для определенной должности или профессии (музейный хранитель, педагог), так и на виды деятельности, в которые входят отдельные группы родственных должностей и профессий (управление персоналом, СМИ и др.).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 в период с 2013–2018 гг. Министерство труда и социальной защиты должно разработать и утвердить около 800 профессиональных стандартов.

Перечень проектов профессиональных стандартов утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.05.2013 № 200. В их числе – стандарты специалистов в области культуры и искусства (таблица).

Профессиональные стандарты в области культуры и искусства

Продюсер в области кинематографии

Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 610н

Специалист по техническим процессам художественной деятельности

Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 611н

Хранитель музейных ценностей

Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 537н

Специалист по учету музейных предметов

Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 521н

Экскурсовод (гид)

Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 539н

 

Профессиональные стандарты являются новой формой определения квалификации работников культуры, и более детализированно описывают разработанные ранее для отрасли культуры «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 122–ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» применение профессиональных стандартов работодателями с 1 июля 2016 г. является обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовых функций.

В целом нужно отметить, что реформирование системы оплаты труда работников учреждений культуры во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» должно осуществляется установленными темпами, что, несомненно, будет способствовать увеличению качества предоставленных учреждениями услуг, а также развитию кадрового потенциала путем привлечения в сферу высококвалифицированных специалистов.


Библиографическая ссылка

Мокеева Е.Ю. СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 60-62;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=954 (дата обращения: 08.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074