Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ РОССИИ: НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ

Гриненко С.В. 1 Титова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Основные направления модернизации системы взаимодействия Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб России в условиях усиления сотрудничества для повышения собираемости обязательных платежей и пресечения правонарушений в данной сфере являются актуальной проблемой в современных условиях социально-экономического развития страны. Существующие в настоящее время подходы к организации совместных мероприятий показали эффективность данного взаимодействия, но недостаточный уровень интеграции, в т.ч. информационной, что обусловило интерес авторов к данной проблеме. В статье определены перспективы совершенствования информационных систем, как средств создания единого информационного пространства и проведения скоординированных контрольных мероприятий, что позволит повысить результативность деятельности государственных служб. В качестве принципов создания информационной управленческой системы взаимодействия федеральных служб – налоговой и таможенной – используются прозрачность, интегрированность, отсутствие дублирования информации, сопряженность потоков данных.
межведомственная кооперация
взаимодействие таможенных и налоговых органов
скоординированные контрольные мероприятия
управленческая информационная система
1. Бормотова Е.Г. Межведомственное информационное взаимодействие-элемент совершенствования организации и повышения эффективности деятельности таможенных органов // Транспортное дело России. – 2013. – №3. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 28.03.2017).
2. Бондаренко Н.П. О взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – №12.
3. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2015 год / ФТС РФ. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения: 28.03.17).
4. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2016 год (проект) / ФТС РФ. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения: 28.03.17).
5. Логинова А.С. К вопросу о целесообразности объединения Федеральной таможенной службы РФ и Федеральной налоговой службы РФ / А.С. Логинова, Л.А. Травина // Народ и власть: взаимодействие в истории и современности: сб. науч. тр. / отв. ред. И.В. Михеева, Ф.А. Селезенев. Вып. 2 – Нижний Новгород: ООО «Растр», НИУ ВШЭ. – Нижний Новгород, 2015. – 281 с.
6. О ходе работ по совершенствованию взаимодействия информационных систем ФТС России и ФНС России 16.08.2016 / ФТС РФ. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения: 28.03.17).
7. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28 дек. 2012 г. № 2575–р : [ред. От 15 апр. 2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 2. – C. 109.
8. Семенов, К.О. Основные тенденции развития взаимодействия налоговых и таможенных органов Росиийской Федерации // Вопросы экономики и права. – 2015. – № 9. – C. 21–24.
9. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. № 01–69/1/ММ-27–2/1. – Электрон. текстовые дан. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» Режим доступа: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.03.17).
10. Указ Президента РФ от 15.01.2016 N12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации». – Электрон. текстовые дан. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ ( дата обращения:23.03.17).
11. Храпова Е.А. Усиление взаимодействия налоговых и таможенных органов в России / Управление экономическими системами: электронный научный журнал 3/2012.
12. Чухина Г.Я. Взаимодействие налоговых, таможенных органов и полиции при осуществлении налогового контроля // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. – 2012. – №2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 28.03.2017).

Первостепенной задачей таможенных и налоговых органов является обеспечение роста поступлений в федеральный бюджет. Повышение экономического эффекта деятельности данных ведомств возможно при усилении взаимодействия с целью пресечения правонарушений в области налогового и таможенного законодательства. Устранение несогласованности между таможенным оформлением и налоговым декларированием товаров, а так же ограниченности пределов ответственности и влияния служб, позволит повысить качество администрирования платежей за счет межведомственной кооперации.

Для достижения максимальных результатов возможно несколько уровней объединения, рассматриваемых правительством Российской Федерации, а именно слияние ведомств в единый орган исполнительной власти, создание общей информационной среды и механизмов совместной работы. Следует учитывать, что Федеральная налоговая служба (ФНС) и Федеральная таможенная служба (ФТС) России крупные государственные структуры, имеющие различное сложное организационное и информационное строение, обусловленное спецификой выполняемой деятельности и возложенными функциями. Тенденции укрупнения и интеграции, вытекающие из общности целей и необходимости получения синергетического эффекта должны учитывать различную направленность и узкую специализацию объектов. Так, ФТС России занимается оперативно-розыскной деятельностью, возбуждением уголовных дел, ведением административного процесса, что не предписано ФНС [5]. Поскольку функции, закрепленные в положениях о налоговой и таможенной службе Российской Федерации не аналогичны, то объединение возможно не за счет пересечения областей деятельности, а как следствие усиления взаимовыгодного сотрудничества.

Первым шагом на пути к единому аппарату управления обязательными налоговыми и таможенными платежами стала передача ФТС в подчинение Министерству финансов в 2016 году [10]. В федеральных округах созданы координационные советы, которым в последующих этапах предстоит составить и внедрить новые процедуры контроля, усовершенствовать информационное взаимодействие и обеспечить слаженную работу служб.

В качестве основных направлений взаимодействия выделяют: методологическое сотрудничество, информационный обмен, проведение совместных мероприятий таможенного и налогового контроля [11]. Перечисленные составляющие процесса интеграции взаимосвязаны и должны рассматриваться в общей совокупности мер по усовершенствованию и развитию всех уровней управления общей таможенной и налоговой деятельностью.

В первую очередь необходима разработка унифицированных форм взаимодействия, что подразумевает подведение общих правил и стандартов, совершенствование законодательства и создание новых нормативно правовых актов, регулирующих таможенно-налоговую сферу [8]. Необходим анализ существующих процессов, с целью последующей оптимизации и реинжиниринга в условиях кооперации. Внедрение новых подходов, ориентированных на слияние, может оказать положительное влияние и на смежные бизнес процессы. Отсутствие единого интерфейса межведомственного взаимодействия вызывает проблемы со своевременным получением необходимой информации, усложняет согласование и составление общих планов работы, затрудняет оценку проведенных совместных мероприятий, а также делает невозможным агрегирование и использование полученного опыта и наработок.

На данный момент в таможенной службе существуют отделы взаимодействия, отвечающие за формирование запросов в другие государственные структуры, получение и обработку данных, в том числе из налоговых органов, что демонстрирует важность информационного обмена для выполнения задач [1]. Актуальность единого электронного информационного пространства продиктована тем, что процедуры получения сведений доступны лишь на федеральном уровне и требуют значительных временных затрат [12]. Невозможность консолидации данных в режиме реального времени объясняется использованием ведомствами специализированных инструментов и программных средств, что требует согласования полей баз данных и преобразования форматов для передачи. При этом различная техническая оснащенность является не только сдерживающим фактором, но и предоставляет широкие возможности переноса и объединения технологий. Например, ФНС обладает развитой структурой центров обработки данных, способствующих автоматизации контроля и повышению качества предоставления информации. Таким образом, для усиления вычислительных мощностей и обеспечения защиты данных необходимо скооперированное использование как информационных, так и технических систем.

Создание единой информационной системы на основе имеющихся в таможенной и налоговой службе, равно как и слияние баз данных в единую, сопряжено с технической сложностью реализации, представляет из себя длительный процесс, требующий значительных финансовых вложений. Следует также учесть, что информационные системы, используемые ФНС и ФТС, существенно отличаются, так ФНС собирает сведения как о физических, так и о юридических лицах, в то время как база данных ФТС содержит сведения о юридических лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. При этом в случае объединения велика вероятность возникновения избыточности и дублирования информации, могут потребоваться решения, связанные с разграничением доступа. Учитывая специфику задач, возможно создание отдельной системы управления взаимосвязанными процессами и предоставления доступа к информационным ресурсам, что по сути и станет интерфейсом взаимодействия и точкой слияния. С этой целью, необходима детализация сквозных процессов таможенного и налогового регулирования, выделение совместно используемой информации, налаживание электронного обмена, механизмов автоматизации и выработки общих технологических решений. На данном этапе необходимо синхронизировать работу ведомств, не нарушая реализованного функционала и обеспечивая непрерывность деятельности. Таким образом, в соответствии с приказом от 27 января 2016 г. № 27, утверждающего «План мероприятий по созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей» следует сформировать технические задания на доработку программных средств, что необходимо реализовать в 2017 году [6]. Для выделения и формализации требований к разрабатываемым решениям, определения места в технологическом процессе налогового и таможенного дела, целесообразно произвести комплексное исследование, включающее моделирование и анализ имеющихся информационных систем и потоков данных при взаимодействии структур.

Информационная система, как элемент управления взаимодействием, позволит быстро и эффективно планировать совместные контрольные мероприятия для обеспечения полноты и своевременности перечисления платежей в федеральный бюджет. Качественное выполнение предписанных функций зависит от правильности выбора объектов проверки и методов контроля, что с использованием общей информации и новых принципов обработки станет более точным. Несмотря на применяемый в 2016 году комплексный подход и значительный объем реализованных проверок и правоохранительных мер, в том числе и совместных, остаются актуальными проблемы занижения таможенной стоимости, правильности классификации и обоснованности предоставления льгот и преференций, что обуславливает исключительную необходимость модернизации технологий для пресечения несоблюдения таможенного и налогового законодательства Российской Федерации. Приведенная в таблице статистика количества и результатов совместных и скоординированных контрольных мероприятий (СМК) ФТС России и налоговых органов 2015 и 2016 году демонстрирует положительную динамику усиления взаимодействия.

В 2016 году из 274 СМК результативными оказались 199, что составляет 73 %. Сумма взысканных таможенный платежей, пеней и штрафов за прошедший год превышает показатели 2015 года в 2,35 раза (рисунок).

Таблица 1

Количество и результаты совместных мероприятий ФТС и ФНС России за 2015 и 2016 гг. [3, 4].

Показатели совместных мероприятий

2015 г.

2016 г.

Количество проведенных СМК

280

274

Количество проведенных мероприятий по информации сторон

304

384

Всего совместных мероприятий

584

658

Взыскано таможенных платежей, пеней и штрафов

285,7 млн. рублей

672 млн. рублей

Возбуждено ФТС дел об административных правонарушениях

339

772

Возбуждено ФТС уголовных дел

51

99

Налоговыми органами доначисленно

5,9 млрд. рублей

2,7 млрд. рублей

Налоговыми органами отказано в возмещении НДС

4 млрд. рублей

875 млн. рублей

grin1.jpg

Сумма взысканных таможенных платежей в результате совместных мероприятий ФНС и ФТС России, млн. рублей

Высокий показатель эффективности связан с серьезной скооперированной аналитической работой и изменением механизма информационного обмена. В рамках работы по актуализации Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы внесены изменения и дополнения от 5 сентября 2016 г. № 4, расширяющие перечень передаваемой информации [9]. Такой совокупный подход к контрольным мероприятиям направлен на повышение дисциплины и обеспечению своевременной уплаты налогов и таможенных сборов, что подтверждает снижение количества доначисленных взысканий налоговыми органами по результатам совместных проверок в 2016 году.

Одним из перспективных направлений сотрудничества в проведении СМК может стать применение информационной системы управления рисками ФТС России. Перенос технологии в сферу налогового контроля и формирование согласованных профилей риска позволит систематизировать разработку и практическую реализацию мер по предотвращению и минимизации вероятности несоблюдения таможенного и налогового законодательства. Объединение информации об участниках ВЭД создаст единый механизм управления рисками до и после выпуска товаров [2]. Постоянное обновление, дополнение и анализ имеющейся информации для идентификации, определения обстоятельств и условий возникновения рисков поможет не только оценке последствий и прогнозированию, но и разработке продуктивных мер пресечения правонарушений в области налогового и таможенного законодательства.

Положительным эффектом усиления взаимосвязи ФНС и ФТС России станет повышение уровня и комфортности взаимодействия участников ВЭД за счет расширения спектра предоставляемых информационных услуг, посредством единых электронных сервисов в режиме, приближенном к реальному времени. В дальнейшем последует уменьшение количества требуемых каждым органом документов и необходимость однократного представления, поскольку межведомственное электронное взаимодействие позволит их получение через автоматизированный запрос к информационной системе, что в перспективе станет основой для реализации механизмов «единого окна» [7]. Реализуемая автоматизация приведет к сокращению издержек участников ВЭД путем ускорения процедур таможенного оформления и налогового контроля. Проведение совместных мероприятий ведомствами позволит уменьшить совокупное количество проверок, а использование системы управления рисками снизит административные барьеры и создаст благоприятные условия лицам, соблюдающим таможенное и налоговое законодательство Российской Федерации.

Всестороннее сотрудничество таможенных и налоговых органов положительным образом сказывается на оперативности и качестве выполняемой деятельности. Посредством интегрированного развития служб происходит концентрация совместных усилий на решении задач при помощи разных форм взаимодействия, как информационных, так и практических. Взаимное дополнение оптимизирует использование общих и смежных ресурсов, улучшает работу как в общей сфере деятельности по наполнению федерального бюджета за счет обязательных платежей, так и реализацию специфических функций в компетенции налогового и таможенного законодательства. Результатом модернизации взаимодействия ФНС и ФТС России станет оперативное взаимодействие, повышение эффективности правоохранительной деятельности в области совместного ведения, содействие информированности при осуществлении совместных функций, упрощение соответствующих контрольных и надзорных процедур.

Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, развитие системы электронного межведомственного взаимодействия является средством для достижения благоприятного результата в виде совершенствования таможенного регулирования и информационно- технического обеспечения деятельности таможенных органов. Эффективная информационная управленческая система, позволяющая интегрировать базы данных ФНС и ФТС России, позволит обеспечить реализацию таких форм взаимодействия как:

• издание совместных приказов, соглашений, инструкций;

• плановый и оперативный обмен информацией;

• организацию совместных рабочих групп;

• подготовку совместных аналитических материалов;

• подготовку согласованных предложений по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов;

• согласование и утверждение планов совместной работы;

• совместные мероприятия по повышению квалификации кадров;

• проведение совместных служебных расследований.

При этом информационная система в сопряжении с нормативно-правовой регламентацией взаимодействия позволит решить ряд проблем, среди которых: нерегулярность обмена информацией, нарушение сроков обмена, нерегулярный мониторинг предприятий-экспортеров, нестыковки формата передаваемых сведений, дублирование информации и документации по операциям, проходящим через обе службы, что повысит общую результативность деятельности обеих государственных структур.


Библиографическая ссылка

Гриненко С.В., Титова Е.А. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ РОССИИ: НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 29-33;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=949 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674