Одним из ведущих авторов журнала «Бизнес дизайн ревю» является доктор экономических наук, профессор Н.А. Проданова, ставшая автором ряда статей, опубликованных в соавторстве со своими коллегами и учениками.
Статья «Экономическая сущность и значение оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации» [12] посвящена обоснованию важности оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации, как одному из действенных инструментов, позволяющих выработать необходимую стратегию и тактику развития предприятия.
В статье «Опыт применения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в республике Таджикистан» [9] раскрыто современное состояние, опыт внедрения и основные проблемы, связанные с применением международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе экономики Республики Таджикистан.
Статья «Качество управления компанией как фактор, определяющий достоверность финансовой отчетности» [13] посвящена проблеме достоверности финансовой информации, являющейся основой для принятия оптимальных управленческих решений. В не рассматриваются направления решения этой проблемы, такие как судебно-бухгалтерская экспертиза, ревизия и контроль, независимый аудит, а также две группы элементов управления для достижения достоверности информации: превентивные и реактивные. Первая направлена на предотвращение ситуаций, а вторая – на выявление махинаций и минимизацию ущерба от них.
В статье «Отчетность по НДФЛ: изменения 2016 года» рассмотрены основные существующие формы отчетности налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации, а также произошедшие в 2016 г. на законодательном уровне изменения в сроках представления форм отчетности по данному налогу и введенных штрафных санкциях [11].
В статье «Отчетность по страховым взносам: изменения 2017 года» рассмотрены основные изменения, касающиеся отчетности по страховым взносам в 2017 г., контроля над достоверностью сведений, представляемых страхователями и введенных штрафных санкциях. Автор прогнозирует, что принятие новых законопроектов (34-й главы Налогового кодекса РФ Страховые взносы») снизит административную нагрузку на бизнес за счет сокращения числа контролирующих госорганов, оптимизации отчетности, уменьшения количества проверок и улучшения их качества [10].
Наряду с трудами Н.А. Продановой в разделе «Экономика. Экономические науки» журнала «Бизнес и дизайн ревю» были опубликованы статьи и других авторов. Так, статья кандидата экономических наук, доцента И.Ю. Кузовлевой посвящена исследованию аспектов инновационного развития хозяйственных систем на уровне управления страной в целом, регионами и локальными территориями, а также предприятиями и организациями. Автор доказывает, что поиск новых возможностей и механизмов в разработке и внедрении инноваций тесно связан с разработкой моделей инновационного развития, которые предусматривают повышение конкурентоспособности отдельных предприятий, их объединений и национальной экономики в целом на основе использования в производстве интеллектуального и научно-технического потенциала [5].
Статья кандидата юридических наук, заведующего кафедрой рекламы Института бизнеса и дизайна А.Н. Толкачева «Как завести мотор стимулирующего маркетинга» посвящена проблемам разработки и применения новых инструментов стимулирования целевого рынка, начиная с выстраивания стратегии и завершая самыми разнообразными примерами применения стимулирующего маркетинга. Стимулирующий маркетинг во многих случаях – это реальная возможность для малого и среднего бизнеса построить плодотворные коммуникации с целевым рынком, имея сравнительно небольшой бюджет на рекламу [17].
В процессе управления наблюдается тесная взаимосвязь учета, анализа и контроля, при этом в настоящее время не существует единой точки зрения об особенностях разграничения этих элементов управления. Практики настаивают на невозможности выполнения контрольных функций с помощью учета. Теоретики, в свою очередь считают, что ведение учета позволяет отражать хозяйственные операции, своевременно получать о них достоверную информацию и при этом реализовывать функции контроля. Различия в этих позициях раскрываются в статье доктора экономических наук, профессора В.В. Горлова [2].
Кандидат исторических наук, доцент РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева В.Н. Тарасенко [15] в своей статье «НЭП: «Весна потребительства» или практики выживания» рассматривает эпоху Новой экономической политики в СССР сквозь призму повседневности. Анализируется уровень жизни различных социальных слоев, реконструируется быт предпринимателей, рабочих, крестьян. Проводятся параллели между городом и деревней. Дается анализ работам российских ученых, посвященных вопросам повседневности в период НЭПа. Главный результат, полученный автором заключается в том, что он доказал, что с середины 1990-х гг. исследования Новой экономической политики получили мощный импульс, вызванный изменением методологической базы и возможностью работы с ранее недоступными документами.
Цель статьи кандидата юридических наук, доцента ЕГУ имени И.А. Бунина И.В. Целыковского «Независимость, прозрачность и ответственность центрального банка» - показать значимость независимости, ответственности и прозрачности в деятельности центрального банка. В его работе рассматривается взаимосвязь независимости, ответственности и прозрачности в деятельности центрального банка, в том числе и во взаимоотношениях с органами государственной власти [18].
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики менеджмента и агроконсалтинга ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» Н.Ю. Гаценбиллер в статье «Формирование туристско-рекреационного кластера как эффективной площадки для реализации региональной антикризисной программы» рассматривает формирование туристско-рекреационного кластера как эффективную площадку для реализации региональной антикризисной программы. Социально-экономическая ситуация экономики регионов наиболее подвержена спаду в депрессивных регионах и моногородах. Актуальность приобретают вопросы реализации региональных антикризисных программ туристско-рекреационных кластеров. Кластеризация действующих хозяйствующих субъектов с учетом имеющихся уникальных рекреационных ресурсов, опираясь на текущий уровень развития экономики региона, позволяет учесть множественные пространственно-экономические связи между различными элементами социально-экономической системы региона с целью реализации кластерной политики в туристско-рекреационной сфере [1]. В ее работе дается анализ работам российских ученых. Главный результат – автор показывает как опираясь на текущий уровень развития экономики региона, можно учесть множественные пространственно-экономические связи между различными элементами социально-экономической системы региона с целью реализации кластерной политики в туристско-рекреационной сфере.
В статье проректора Института бизнеса и дизайна, кандидата экономических наук С.С. Дымовой «Дискретные диапазоны и проблема неудовлетворенности клиентов рекреационного предприятия предоставляемыми услугами» [3] изложена сущность разработанной автором модели, которая учитывая специфику оказания рекреационных услуг, описывает дискретные диапазоны (интервалы), являющиеся причиной неудовлетворенности клиентов рекреационного предприятия предоставляемыми услугами. Эта модель позволяет менеджерам и маркетологам предприятий проводить анализ степени соответствия качества услуг их предприятий современным требованиям.
В совместной работе доцентов ФГБОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» В.П. Дружинина и С. Г. Загурской «Экономика туризма: влияние безопасности на критерии выбора вида транспортного средства пассажирами» [4] показана мотивация и критерии выбора вида транспорта пассажирами, отправляющимися в поездку, анализируются критерии выбора вида транспорта пассажирами. В качестве основополагающего критерия выбора транспорта предпочтение пассажирами отдается безопасности. Безопасность общественного транспорта рассматривается с двух точек зрения: общественного мнения о безопасности транспортных средств и данных статистики о безопасности отдельных видов транспорта. Особое внимание уделяется сложившемуся общественному мнению о безопасности отдельных видов транспортных средств. Авторы показывают, что общественное мнение о безопасности отдельных видов транспортных средств коррелируется с данными статистики о безопасности при правильно выбранной методике статистического исследования.
В статье кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики Института бизнеса и дизайна Е.С. Мальцевой «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России» [6] показана роль и место малого предпринимательства в экономике страны. Приведены данные о состоянии малого предпринимательства в России. Особое внимание уделено Центральному федеральному округу – лидеру среди федеральных округов по числу малых предприятий и количеству занятых в этом секторе.
В коллективной работе ученых «ФБГОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» «Эффективность использования наземного транспорта в условиях высокой стоимости земли» рассмотрена потенциальная эффективность от использования выделенного пространства и эстакадного варианта движения городского трамвайного сообщения. На основе данного подхода предложен расчет эффекта от применения альтернативной трамвайной инфраструктуры (выделено-эстакадной). Рассмотрены риски при использовании традиционного типа инфраструктуры и выделено-эстакадного. Также, на простом примере, показано соотношение занимаемой площади земли при традиционном варианте путевой инфраструктуры и при эстакадном [19].
Ряд работ принадлежат молодым ученым – магистрантам и бакалаврам Института бизнеса и дизайна, обучающихся на Факультете управления бизнесом. Так, в статье М.В. Тверской «Фальсификация финансовой отчетности как вид корпоративного мошенничества» рассматриваются наиболее распространенные способы искажения данных финансовой отчетности: фальсификация таких показателей деятельности фирмы, как совокупные активы, размер выручки и чистая прибыль компании. В связи с этим проводится анализ следующих видов махинаций: махинации с активами и пассивами компании; махинации с размерами выручки и прибыли компании [16].
В статье А.И. Седовой «Проблема продвижения на рынок услуг малого предприятия с использованием новых маркетинговых технологий» обосновывается возможность успеха компании необходимостью наличия у нее эффективных маркетинга и маркетинговых программ. Дальнейшее развитие российских компаний малого бизнеса в секторе услуг ставит перед их руководителями вопрос об активном продвижении своих товаров и услуг на рынке. Показано, что система маркетинговых коммуникаций специфична для сектора рынка В-2-С, но в то же время, возможно её структурирование, прогнозирование результатов и вовлечение сотрудников компании в её реализацию [14].
И завершает цикл публикаций на экономическую тематику работы профессора А.Б. Оришева. Так, в статье «Реклама: определение понятия, экономическая роль и ее особенности в России» [8], дан ретроспективный анализ понятию «реклама». Автор показывает отличия рекламной от нерекламной информации. Особое внимание уделяется экономической роли рекламы, как в России, так и за рубежом. Раскрывается функционал рекламы. Доказывается, что ситуации выбора есть важнейшая предпосылка выполнению рекламой своих функций. Главный научный результат – автор показал особенности рекламы в России. Приведены примеры того как национальный характер русского народа нашел свое отражение в рекламе. Автор привел результаты социологических исследований рекламы, показал как российскую рекламу воспринимают зарубежные маркетологи.
В другой своей статье «Исламский банкинг в Европе» профессор А.Б. Оришев поставил цель показать роль и место исламской банковской системы, с каждым годом приобретающей популярность в Европе [7]. Особое внимание уделяется исламской общине в Англии, ее влиянию на хозяйственный сектор. Показана история становления и развития исламских банков. Освещается деятельность Исламского банка Великобритании – первого полностью исламского банка в Европе, получившего лицензию на право банковской деятельности в стране. Автор показывает, что участие мусульман в экономике и торговых операциях непосредственно затрагивает интересы местного населения. Главный научный результат – доказано, что исламский банкинг содействует исламизации и укрепляет позиции исламской общины в Европе.
Завершая обзор, подчеркнем, что статьи, опубликованные в журнале «Бизнес и дизайн ревю» в 2016 г. обладают несомненной актуальностью и практической значимостью. Выводы и рекомендации автором наверняка вызовут интерес не только у представителей академической науки, но и в сфере реального бизнеса и предпринимательства, в том числе и туризма.
Библиографическая ссылка
Оришев А.Б. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТУРИЗМА: ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ ЖУРНАЛА «БИЗНЕС И ДИЗАЙН РЕВЮ» // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 3. – С. 7-10;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=922 (дата обращения: 23.11.2024).