Актуальной проблемой повышения качества процесса преподавания экономико-правовых дисциплин является разработка и организация использования инструментальных средств, облегчающих режимы поиска и использования нормативно-законодательной информации. К ним, в первую очередь, относятся инструментальные технологии, основанные на нелинейном способе представления информации (гипертекстовая интеграция) и способствующие единению разнородных баз знаний, которые позволяют сформировать синтетический предмет в целом и интенсифицировать его усвоение. В частности, высокоскоростной информационный поиск в базе данных Справочно-правовой подсистемы позволит существенно повысить точность поиска и сократит время нахождения студентами нужных правовых документов при освоении теоретического материала учебной дисциплины и при решении практических экономических задач.
Кроме того, инструментальные технологии достаточно эффективны при разработке и совершенствовании Электронных учебников (Образовательной среды), особенно в условиях быстрого обновления их содержания по экономическому законодательству и правилам ведения бизнеса.
Несмотря на полученные результаты, все еще остаётся нерешенным ряд задач в области, связанных с организацией базы нормативно-законодательной информации, необходимой как для ведения качественного образовательного процесса, так и для разработки адекватных ему учебных материалов.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в учебный план подготовки специалистов экономического профиля включены экономико-правовые учебные дисциплины. Особенностью данного комплекса дисциплин является объединение информации экономики и права в единый блок в рамках синтеза экономико-правовых знаний.
Например, правовой составляющей учебного курса Финансовое право является перечень действующих бюджетных законодательств федерального, регионального уровня, а также нормативных актов местного самоуправления по финансовому праву, позволяющих выявить тенденции развития законодательства, а также анализировать действующее валютное и бюджетное законодательство. Более того, студенты должны понимать причины их изменений, ориентироваться в разнообразных проявлениях судебной практики по вопросам применения Бюджетного кодекса РФ и т.д.
Очевидно, что при изучении экономико-правовых дисциплин для усвоения теоретического материала и решения экономических задач необходим оперативный доступ к материалам с обоснованными ссылками на действующие нормативно-законодательные документы.
Выявлено, что в действительности базовой основой изучения синтетических дисциплин являются учебные пособия со ссылками на утратившие силу, недействующие правовые документы. Учебный материал необходимо постоянно корректировать в свете актов правового законодательства, принятых после выхода учебников, что практически невозможно без информационных технологий. Подобная ситуация негативно сказывается как на процессе преподавания экономико-правовых дисциплин, так и на качестве профессиональной подготовки будущих экономистов в области экономического права.
В этой связи существует объективная необходимость использования программно-методических средств и инструментальных технологий при изучении экономико-правовых дисциплин, способствующих быстрому поиску, подборке и доступу к нормативно-законодательной информации с учетом содержания действующих редакций законодательства.
При этом, несмотря на множество педагогических программных средств различного назначения – компьютерных обучающих систем, электронных учебных пособий, компьютерных средств обучения, тренажеров, деловых игр и т.д., их прямое использование не позволяет качественно организовать изучение экономико-правовых дисциплин на правовой основе.
Для решения этой проблемы предлагается использовать разработанный автором Программный комплекс (рис. 1), состоящий из:
Рис. 1. Программный комплекс
1. Подсистемы для создания экономико-правовых учебников.
2. Обучающей системы с информационно-правовой поддержкой, состоящая из:
2.1. Набора Электронных учебников по экономико-правовым дисциплинам (Образовательной среды).
2.2. Справочно-правовой подсистемы (СПП).
2.3. Тестовой подсистемы.
2.1. При разработке подсистем Программного комплекса был использован объектно-ориентированный метод программирования и итеративный подход: анализ выполненных работ, дальнейшее проектирование, реализация результатов проектирования.
Определены функциональные назначения составляющих Программного комплекса.
Подсистема для создания экономико-правовых учебников реализует оперативное создание преподавателями-предметниками новых учебников по синтетическим дисциплинам.
Процесс создания нового учебника реализуется в режиме Мастера, представляющего собой ряд диалоговых окон, этапов.
1 этап – создание информации о дисциплине. Создаются разделы учебника: Аннотация, Методические указания к освоению учебной дисциплины, Программа, Контрольные вопросы, Список литературы.
2 этап – создание теоретического раздела, т.е. Лекций.
3 этап – создание лабораторного практикума. На этом этапе создаются разделы: Практические работы и Типичные примеры.
4 этап – создание раздела Индивидуальные задания.
5 этап – создание раздела Полезный справочник.
Завершающий 6 этап – генерация педагогического учебно-методического материала, т.е. создание единичного файла и передача его администратору Программного комплекса.
Автором разработан инструментальный метод, способствующий автоматическому включению нового учебника в модуль Электронные учебники. Обучающая система с информационно-правовой поддержкой представляет собой совокупность взаимосвязанных программно-методических средств: Электронных учебников по экономико-правовым дисциплинам, Справочно-правовой подсистемы и Тестовой подсистемы.
В работе предлагается формирование Электронных учебников в двух аспектах: содержательной и функциональной. Содержательная структура формируется по аналогии со структурой традиционного учебника, ее основы будут составлять разделы: Аннотация, Методические указания, Программа, Лекции, Практические задания, Типичные примеры, Индивидуальные задания, Контрольные вопросы, Список литературы, Полезный справочник. Однако определяющее значение будет иметь функциональная возможность – гипертекстовая интеграция Справочно-правовой подсистемы в Образовательную среду (Электронные учебники) при выделении или введении в строку поиска необходимого поискового запроса. Гипертекстовая интеграция позволяет поддерживать ассоциативные связи между выделяемыми запросами в разделах Электронных учебников и нормативными данными в базе Справочно-правовой подсистемы. Такая технология облегчает доступ к организованной нормативно-законодательной информации при освоении теоретического материала и при решении экономических задач на правовой основе [2].
2.2. Справочно-правовая подсистема, встроенная в Обучающую систему, – это комплекс автоматизированных технологий, обеспечивающих подготовку, хранение, обновление и поддержку нормативно-законодательной информации с последующим ее использованием при решении экономических задач и при изучении экономико-правового материала. Составляющие Справочно-правовой подсистемы (рис. 2): механизм поиска, база справочно-правовой информации и механизм обработки и отображения осуществят все функции, связанные с организацией, поиском, обработкой и отображением информации.
Подсистема СПП реализует сложные функции: анализ и синтез, логический вывод, экстракция сведений и др. Процессы автоматизированного поиска правовой информации моделируются в СПП посредством двух типов формализованных процедур:
- преобразование потоков (массивов) – информационный поиск, отбор из поискового массива множества сообщений, подчиняющихся определенным условиям;
- преобразование документов (сообщений) – составление поисковых образов индексов (индексирование) документов, отбор из текста документа или вспомогательных лексических единиц для концентрированного отображения содержания сообщения.
Рис. 2. Справочно-правовая подсистема
Предусмотрены следующие ситуации поиска нормативно-законодательной информации:
• гипертекстовый переход из разделов Практические работы и Лекции Электронных учебников в Справочно-правовую подсистему. Выделенный фрагмент автоматически преобразовывается в гипертекст (Текстовой фрагмент (файл) с организацией перехода к другим фрагментам. [Тед. Нельсон.]). Возможно изменение грамматической формы выделенного фрагмента в поисковой строке в разделах Электронных учебников;
• обычный поиск возможен при введении поискового образа в поисковую строку Справочно-правовой подсистемы [1]. В поле ввода поиска можно набрать поисковый запрос с клавиатуры в любой грамматической форме с возможностью использования логического оператора and.
Система может предложить словарь подсказок – введенные в поисковую строку последние 10 запросов. Если в базе СПП поисковой информации нет, об этом выдается соответствующее сообщение.
В работе реализованы следующие варианты поиска:
• поиск по классификатору – данный способ необходим для составления тематических подборок документов;
• поиск по реквизитам – этот способ удобен, если известно точное название документа;
• интеллектуальный поиск по слову или словам возможен:
• при необходимости получения полной подборки нормативных документов;
• при неуверенности знания точности терминов, характеризующих правовую проблему.
Структура хранилища правовой информации представляет собой структурированные каталоги, в которые входят перечни материалов, выявленные по различной тематике. Автором созданы два вида каталога, один из них главный, а другие, входящие в состав главного каталога, группируют информацию по содержанию в определенные алфавитно-тематические рубрикаторы по многим отраслям знаний: Гражданское право, Конституционный строй, Правосудие, Финансы, Налоги и др.
Для пополнения СПП необходимыми правовыми документами существуют несколько источников нормативно-законодательной информации: компьютерные справочно-правовые системы «КонсультантПлюс» и «Гарант», а также опубликованные в периодической печати газеты – «Российская газета», «Вестник ЦБ РФ», «Бюллетень международных договоров» и пр. При этом для целостности конфигурации базы СПП должны учитываться тематика, актуальность и достоверность правовой информации [1].
2.3. Тестовая подсистема, входящая в состав Программного комплекса, позволит оценить уровень усвоения учебной дисциплины, обеспечит контроль остаточных.
Практическая значимость Программного комплекса состоит в возможности использования Обучающей системы в экономических вузах при ведении учебного процесса экономико-правовых дисциплин. Практическое применение разработанной Подсистемы создания Электронных учебников позволяет повысить оперативность обеспечения образовательного процесса учебно-методическими средствами. Создана Обучающая система с информационно-правовой поддержкой, позволяющая интенсифицировать процесс преподавания экономико-правовых дисциплин и повышающая юридическую компетенцию будущих специалистов-экономистов в области экономического права.
Методика изучения экономико-правовой дисциплины состоит в следующем: после просмотра Аннотации и Методических указаний по освоению учебной дисциплины, изучения лекционного материала (раздел Лекции) в соответствии с Программой курса и анализа практических решений показательно решенных экономических задач (раздел Типичные примеры) осуществляется выполнение практических работ на основе разработанной гипертекстовой интеграции Справочно-правовой подсистемы в Образовательную среду [2].
На рис 3. отражен момент выделения значений «Налоговый кодекс» в тексте учебного раздела Практические работы.
Рис. 3. Гипертекстовая интеграция Справочно-правовой подсистемы в Электронный учебник «Налоговое право»
Поисковая система автоматически осуществила фильтрацию данных в базе СПП и выдала результат поиска обработанного запроса в виде списка гиперссылок – заголовков правовых документов: «Налоговый кодекс Часть 1», «Налоговый кодекс Часть 2», «Налоговый кодекс, правонарушение и ответственность».
Следующий этап поиска – работа со списком документов в окне «Результаты поиска». Выделяется нужный правовой документ и просматривается в информационном окне «Предварительный просмотр». Заключительный этап – отправка во внешний текстовой редактор Microsoft Word действующей нормативно-законодательной информации для дальнейшего использования.
Автором рассмотрены также вопросы административного сопровождения подсистем Программного комплекса.
Функциями администратора являются обновление и пополнение базы Справочно-правовой подсистемы необходимой нормативно-законодательной информацией, предоставление доступа к Обучающей системе преподавателей-предметников по локальной сети в компьютерные классы [2].
Экспериментальное исследование решения экономических задач на основе разработанной гипертекстовой интеграции Справочно-правовой подсистемы в Образовательную среду и сравнение решения этих же задач с текстом документов-первоисточников показали эффективность использования Обучающей системы с информационно-правовой поддержкой: высокую скорость поиска, полноту и точность выдаваемой студенту нормативно-законодательной и справочной информации.
Обучающая система с информационно-правовой поддержкой зарегистрирована в Отраслевом фонде алгоритмов и программ Федерального агентства по образованию РФ, № 5340 от 28 октября 2005 г.
Обучающая система с информационно-правовой поддержкой зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ. № 2009611499. М., 03.02.2009 г.
Библиографическая ссылка
Хачатурова С.С. ГИПЕРТЕКСТОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СПРАВОЧНО-ПРАВОВОЙ ПОДСИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 2. – С. 200-205;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=810 (дата обращения: 21.11.2024).