Введение
Агропромышленный комплекс (АПК) – это важнейший сектор экономики России, от которого зависит продовольственная безопасность страны, занятость сельского населения, развитие сельских территорий. Свое «второе» развитие он получил в 2006 г., когда приняли Национальный проект «Развитие АПК», а также Закон «О развитии сельского хозяйства» – он дал старт госпрограмме развития сельского хозяйства. В последние годы для поддержки АПК и улучшения его устойчивости было принято несколько национальных проектов. Основными целями этих проектов являются обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства, улучшение продовольственной безопасности, модернизация инфраструктуры и повышение качества жизни на селе.
В условиях сильных экономических изменений, санкций со стороны иных государств и изменяющегося внутреннего спроса предприятия АПК сталкиваются с вызовами, требующими адаптации и усиления экономической безопасности.
Ключевыми инструментами для укрепления экономической устойчивости сельскохозяйственных предприятий являются национальные проекты, которые направлены на поддержку и развитие АПК. Эти меры обеспечивают финансовую, инфраструктурную и кадровую поддержку, способствуют модернизации производства и повышению производительности, а также стимулируют экспорт аграрной продукции. Реализация национальных проектов помогает российским агропредприятиям повысить свою конкурентоспособность. Поэтому анализ эффективности этих проектов позволяет оценить реальное влияние проектов на экономическую безопасность предприятий АПК, выявить сильные стороны и возможные риски аграрного сектора.
Цель исследования – проанализировать влияние национальных проектов на обеспечение экономической безопасности предприятий АПК.
Материалы и методы исследования
В Российской Федерации разработаны и реализуются различные национальные проекты, в рамках которых есть федеральные проекты, которые непосредственно связаны с развитием АПК и обеспечением его экономической безопасности. Перечислим основные из них:
Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [1];
Федеральный проект «Экспорт продукции АПК» в рамках Национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [2];
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» [3].
Планируемое финансирование для реализации каждого из основных проектов по срокам их проведения представлено в табл. 1.
После рассмотрения бюджетов национальных и федеральных проектов обратимся к подробному рассмотрению каждого из них в отдельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Он реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Проведение проекта назначено на срок с 15 октября 2018 г. по 31 декабря 2024 г. [4]. В рамках данного проекта было утверждено постановление Правительства Российской Федерации, которое предоставляет из федерального бюджета средства на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в субъектах. Сумма предоставляемых средств равна 37,368 млрд руб. [5].
Целью проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» считается увеличение количества лиц, занимающихся малым и средним предпринимательством в сельском хозяйстве. Увеличение планируется до 126 тыс. чел. к концу 2024 г. Также целью является создание и развитие субъектов МСП в АПК. К ним относят сельскохозяйственные потребительские кооперативы, фермерские хозяйства. В целом этот проект обеспечивает развитие и поддержку МСП в субъектах РФ. Результаты проекта помогут повысить устойчивость агропромышленной отрасли страны.
В рамках рассматриваемого проекта были установлены плановые показатели по различным критериям (табл. 2).
Таблица 1
Финансирование национальных проектов, млрд руб. [1–3]
Наименование проекта |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации |
– |
7,373 |
1,836 |
4,608 |
5,914 |
8,514 |
9,123 |
Экспорт продукции АПК |
1,225 |
91,035 |
79,419 |
128,849 |
233,535 |
226,174 |
197,769 |
Производительность труда и поддержка занятости |
1,471 |
7,254 |
7,991 |
7,996 |
8,776 |
9,136 |
9,504 |
Итого |
2,696 |
105,662 |
89,246 |
141,453 |
248,225 |
243,824 |
216,396 |
Таблица 2
Плановые показатели проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» [5]
Наименование показателя |
Период, год |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта «Система поддержки фермеров и развития сельской кооперации», чел. (нарастающим итогом) |
18216 |
31222 |
46845 |
66895 |
95760 |
126690 |
Количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в г. получения грантов «Агростартап», чел. (нарастающим итогом) |
2562 |
4356 |
6549 |
9390 |
13524 |
17982 |
Количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) из числа субъектов МСП, включая личные подсобные хозяйства и крестьянские хозяйства, в году предоставления государственной поддержки, ед. (нарастающим итогом) |
13127 |
22319 |
33347 |
47688 |
68915 |
92260 |
Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, единиц (нарастающим итогом) |
2519 |
4911 |
7634 |
10671 |
14245 |
18029 |
В рамках проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» осуществляются реализация гранта «Агростартап» и субсидии на «Развитие сельской кооперации».
Грант «Агростартап» предоставляется фермерам, которые только начинают свою предпринимательскую деятельность для развития своего хозяйства. С 2019 по 2024 г. грант «Агростартап» оказал поддержку многим фермерским хозяйствам и кооперативам. Только в одном Пермском крае за весь период было предоставлено 96 грантов. Так же важно упомянуть, что финансирование этого гранта в 2023–2024 гг. было увеличено в связи с всеобщим повышением цен. На полученные средства возможно приобретение оборудования и материалов для ведения хозяйства, крупного и мелкого рогатого скота, семян, саженцев и иных товаров для ведения аграрного хозяйства.
Субсидии на «Развитие сельской кооперации» могут получить сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Средства с субсидии могут быть направлены на развитие производственно-технической базы кооператива и на пополнение оборотных средств. В некоторых регионах сумма полученных субсидий превышает сотни миллионов рублей ежегодно. С помощью данной субсидии кооперативы могут приобрести необходимую материально-техническую базу и сельскохозяйственных животных. Также разрешается оплата услуг по подключению необходимой техники.
Чтобы получить вышеназванные средства, фермеры и кооперативы должны подать заявки в региональное министерство сельского хозяйства. Уже там им окажут помощь и дадут советы для правильной подачи заявки на получение гранта или субсидии.
Помощь государства грантами и субсидиями дает начинающим фермерам и кооперативам возможность меньше зависеть от кредитования. Благодаря выделенным средствам у представителей МСП агропромышленности появилась возможность приобрести дорогостоящее оборудование и технику на льготных условиях. Вообще, объединения в кооперативы позволяют предприятиям коллективно закупать сырье, оборудование и осуществлять сбыт продукции, что снижает производственные и финансовые риски, уменьшает зависимость от крупных посредников и обеспечивает доступ к рынкам сбыта на более выгодных условиях. Кооперация, созданная на основе национального проекта, позволила снизить издержки на 7–12 % в среднем для участвующих фермерских хозяйств. Это так же хорошо влияет на экономическую стабильность отрасли. В реальных условиях внешних санкций кооперативы стали важным источником ресурсов для малых и средних предприятий.
Следующим проектом по улучшению состояния АПК России является национальный проект «Международная кооперация и экспорт», в рамках которого проводится федеральный проект «Экспорт продукции АПК». «Его цель – достижение объема экспорта продукции АПК (в стоимостном выражении) 45 млрд. долларов США к концу 2024 г. за счет создания новой товарной массы, устранения торговых барьеров и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК» [6]. Для его реализации государство приняло множество различных действий, таких как «создание льготного кредитования организаций и индивидуальных предпринимателей, компенсация части затрат на сертификацию продукции АПК, субсидии на перевозку продукции железнодорожным транспортом для предприятий-экспортеров» [7]. В 2020–2021 гг., время пандемии, аграрии, взявшие льготные кредиты, смогли воспользоваться отсрочкой по выплатам. В 2021–2023 гг. были улучшены и перестроены порты на Дальнем Востоке и в Северо-Западном регионе, которые имели крупные транспортные узлы – порты Владивостока и Санкт-Петербурга. Это позволило снизить транспортные затраты для продукции, экспортируемой в Китай и Европу. Также в 2023 г. было завершено строительство экспортного терминала для хранения и отправки скоропортящейся продукции в Приморском крае. Такая новая технология сможет увеличить экспорт мяса и рыбы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в 2024 г. Вложения в расширение железнодорожной сети в том же году составили 6,8 млрд руб., что способствовало развитию поставок зерна и масложировой продукции в страны Средней Азии и Турцию. В 2022 г. Россия заключила соглашения с Объединенными Арабскими Эмиратами и Египтом о снятии торговых барьеров для российской продукции, включая зерно и молочные продукты. Из-за этих соглашений экспортные поставки в названные страны увеличились на 17 % по сравнению с 2021 г. К тому же, в 2024 г. подписаны соглашения с Китаем. Они предусматривают взаимную сертификацию мясной и молочной продукции.
Рассмотрим данные по объему экспорта продукции АПК Российской Федерации (табл. 3).
Благодаря всем вложениям государства, в 2023 г. экспорт российской продукции АПК составил 43,5 млрд долларов США, получается, что цель уже выполнена на 97 %. Это стало возможным из-за комплексного подхода, включающего финансовую поддержку государства, инфраструктурное развитие и кооперацию с зарубежными партнерами [11]. В целом российская зерновая продукция является одной из наиболее доступных по соотношению цены и качества, что также играет на руку российскому АПК.
Таким образом, с 2019 по 2024 г. экспорт продукции АПК увеличился примерно на 20 %, что позволило агропредприятиям улучшить свои финансовые результаты и накопить валютные резервы, защищающие их от колебаний курса рубля и внутренней инфляции. В рамках национальных проектов были построены и модернизированы инфраструктурные объекты (логистические центры, терминалы, системы транспортировки), что способствовало и снижению логистических затрат, и сокращению потерь при транспортировке.
Таблица 3
Экспорт АПК продукции Российской Федерации, млрд долларов США [8–10]
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
|
Экспорт АПК продукции РФ |
24 |
25,5 |
25 |
30,6 |
28 |
37,7 |
34 |
41,6 |
41 |
43,5 |
45 |
Объем экспорта продукции масложировой отрасли |
4,0 |
4,0 |
4,4 |
4,7 |
5,0 |
7,0 |
6,7 |
5,0 |
7,6 |
8,5 |
8,6 |
Объем экспорта рыбы и морепродуктов |
5,4 |
4,67 |
5,5 |
5,4 |
6,0 |
6,7 |
6,7 |
4,18 |
7,5 |
5,8 |
8,5 |
Объем экспорта мясной и молочной продукции |
1,1 |
0,88 |
1,3 |
1,1 |
1,6 |
1,6 |
2,0 |
1,6 |
2,5 |
2,4 |
2,8 |
Это улучшило доступ российских агропредприятий к международным рынкам и снизило зависимость от внутренней логистики. Рассматриваемый проект помог российским предприятиям укрепить позиции на азиатских и ближневосточных рынках. К 2024 г. Россия заключила ряд новых экспортных контрактов на поставку зерновых, молочной продукции и мяса с Китаем, Турцией и странами Ближнего Востока. Это снизило риски, связанные с торговыми барьерами на западных рынках, и повысило стабильность доходов агропредприятий.
Следующий национальный проект – «Производительность труда и поддержка занятости». «Ключевые цели – рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, увеличение количества привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов федерации, увеличение количества средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики» [3]. Согласно этому проекту предприятия малого и среднего бизнеса, обратившись в федеральный или региональный центр компетенций, могут улучшить, ускорить и модернизировать работу на всех этапах и повысить эффективность без дополнительных затрат. Участниками такой программы в целом могут стать юридические лица, являющиеся коммерческими организациями и соответствующие следующим критериям:
? принадлежность к пяти базовым несырьевым отраслям (обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство);
? объем годовой выручки от 400 млн руб. до 30 млрд руб.;
? применение общего налогового режима или плательщики единого сельскохозяйственного налога;
? доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не превышает 25 %;
? принадлежность к региону – участнику национального проекта (юридическая регистрация предприятия на территории субъекта Российской Федерации) [3].
В рамках проекта «Производительность труда и поддержка занятости» АПК получил довольно высокую поддержку, чтобы повысить эффективность операционных процессов через методы бережливого производства и оптимизации этих процессов. Вообще, такая методология основана на принципах снижения затрат, уменьшения простоев и минимизации потерь. Государство же инициировало создание центров компетенций по производительности труда, которые бы занимались обучением предприятия АПК методам Lean (бережливого производства). За время реализации проекта свыше 8,6 тыс. руководителей предприятий повысили свою квалификацию. В 2022 г., в рамках нацпроекта, предприятия АПК получили около 8 млрд руб. в виде грантов на внедрение цифровых технологий и улучшение технологических процессов, направленных на повышение производительности, а предприятия, демонстрирующие рост производительности труда, могли рассчитывать на льготные займы с низкой процентной ставкой. Важно отметить, что подготовке и переподготовке сотрудников предприятий уделяется особое внимание в проекте. За период с 2018 года по 2024 г. инструментам повышения производительности труда обучено 79500 сотрудников предприятий – участников национального проекта [12]. Все вышеназванные действия со стороны государства позволили участникам сократить издержки и повысить эффективность своего производства на 10–15 % за счет оптимизации логистических процессов, переработки и сокращения сроков выполнения заказов.
Рассмотрим динамику индекса производительности труда в сельском хозяйстве России за 2019–2023 гг. (табл. 4).
Согласно приведенным данным, становится понятно, что результаты неоднородны. В моменты падения производительности труда в целом по России производительность труда в сельском хозяйстве продолжала показывать хоть и нестабильные, но положительные результаты. Объяснение можно найти в различных факторах: макроэкономических, климатических, технологических и структурных [13].
Таблица 4
Индекс производительности труда в экономике Российской Федерации в 2019–2023 гг. (в % к предыдущему году)
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
В целом по экономике |
102,4 |
99,6 |
103,9 |
97,2 |
101,9 |
Сельское, лесное хозяйство, охота |
106,0 |
100,2 |
101,2 |
110,1 |
101,6 |
В 2020 г. индекс сельского хозяйства не изменился, причина тому – дефицит рабочей силы из-за ограничений, связанных с пандемией, карантинные меры, невозможность установки нового оборудования и внедрения технологий, ограничения и перебои в цепочках поставок. То же касается и показателя производительности труда по России. К 2021 г. логистические цепочки восстановились, производство продолжило свою работу. Участие в программах национального проекта также возобновилось, предприятия продолжили внедрять технологии. Это дало силы для небольшого роста в показателях, но при этом засуха в некоторых регионах России негативно сказалась на урожайности.
В 2022 г. был сделан акцент на ускорение процессов цифровизации АПК, внедрение автоматизированных систем управления и технологий бережливого производства [14]. Все это позволило индексу производительности труда в сельском хозяйстве увеличиться на 10 % по отношению к прошлому году. В целом же производительность экономики страны снизилась по причине сокращения ВВП на фоне введенных против страны санкций. В 2023 г. темпы роста индекса сельского хозяйства снова сократились. На этом сказались ограничения со стороны стран Запада: предприятия испытали трудности с закупкой оборудования и запчастей, темпы экспорта снизились, а цены на топливо возросли.
Колебания индекса производительности труда в сельском хозяйстве России с 2019 по 2023 г. произошли из-за сочетания внутренних и внешних факторов. В целом национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» внес значительный вклад в модернизацию и улучшение трудовых процессов АПК, но внешние факторы – пандемия и санкции – ограничили его эффект.
Таким образом, внедрение принципов бережливого производства, обучение персонала и использование современных технологий позволили предприятиям АПК сократить издержки и увеличить эффективность производства. За период с 2019 по 2024 г. более 7 тыс. предприятий АПК прошли обучение в центрах компетенции, что позволило увеличить производительность в среднем на 16,2 %. Повышение квалификации работников помогает агропредприятиям более эффективно управлять производственными процессами и снижать производственные потери [15]. В условиях санкций проект стимулировал внедрение отечественных технологий и оборудования. Государственная поддержка позволила предприятиям АПК заменить часть импортной техники российскими аналогами, что снизило их зависимость от колебаний курса валюты и международных ограничений, укрепив экономическую безопасность сектора.
Заключение
В целом национальные проекты, направленные на развитие АПК, оказали значительное влияние на его экономическую безопасность. Они способствовали повышению производительности, снижению операционных и финансовых рисков, а также укреплению кадрового потенциала предприятий. В результате АПК России стал более устойчивым, гибким и менее зависимым от внешнеэкономических факторов, что позволяет ему лучше адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и обеспечивать стабильное развитие в долгосрочной перспективе.
Все национальные проекты, направленные на поддержку и развитие АПК, стали действительно важным инструментом для обеспечения экономической безопасности предприятий отрасли. Увеличение объемов производства, объемов экспорта, внедрение цифровых технологий и расширение доступа к финансированию – все это позитивно сказывается на устойчивости АПК, снижении его издержек и повышении конкурентоспособности. Но все же одной поддержки для дальнейшего укрепления экономической безопасности недостаточно. Необходимо решение текущих проблем, существующих в сельском хозяйстве. Самыми насущными сейчас являются: нехватка кадров, трудности с доступом к рынкам и необходимость повышения квалификации работников.
Результаты национальных проектов показывают, что комплексный подход к поддержке АПК с акцентом на цифровизацию, экологизацию и расширение экспортного потенциала позволит не только повысить экономическую безопасность, но и укрепить продовольственную безопасность страны в долгосрочной перспективе.
Таким образом, Россия принимает различные меры по поддержке АПК, которые оказывают положительное воздействие на экономическую безопасность данной отрасли. Но есть проблемы, с которыми государству придется бороться.
Библиографическая ссылка
Горбунова О.А., Нурутдинова Р.А., Краснова А.А. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА // Научное обозрение. Экономические науки. 2024. № 3. С. 17-23;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1146 (дата обращения: 19.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/sres.1146