Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В КИТАЕ

Дударев Г.Н. 1 Харчилава Д.Х. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Цель исследования – формирование современных тенденций развития топливно-энергетического комплекса на практике Китая в рамках государственного регулирования, что обусловлено лидерством страны в рамках экономического роста за последние несколько лет. В процессе исследования были использованы статистические данные и результаты оценки государственного управления Китая различными отечественными и зарубежными авторами, которые выявляли ключевые этапы развития государственного регулирования в отношении энергетической сферы страны. Использовались методы исторического анализа и статистико-математические методы для оценки динамики и тенденций. В результате исследования был сделан вывод, что государственное регулирование сферы энергетики в Китае направлено на развитие дифференцированного внешнеэкономического сотрудничества страны с партнерами, а также на снижение рисков зависимости от импорта энергоресурсов. В практике государственного регулирования топливно-энергетического комплекса Китая отражается также соблюдение международных направлений развития экологической повестки, при этом на высоком уровне, что заметно по динамике роста возобновляемых источников энергии в энергетическом фонде Китая. Также в заключении было подчеркнуто, что Китай ведет крайне директивную политику в области контроля за энергетическим сектором с целью исключения пагубного влияния на высокие темпы экономического роста страны.
топливно-энергетический комплекс Китая
государственное регулирование энергетики
энергетическая революция
1. Чжао Ди. Энергетическая политика Китая на современном этапе // StudNet. Vol. 3. № 6. 2020. С. 111–119.
2. Рахимьянова И.Ф. Особенности участия государства в обеспечении энергетической безопасности КНР // Вестник МГИМО. 2015. С. 139–143.
3. Воронина Т.В., Гамбарян Р.Г. Влияние инвестиций в НИОКР на объем высокотехнологичного экспорта // Финансовые исследования. 2023. Т. 24, № 1 (78). С. 132–142. DOI: 10.54220/finis.1991-0525.2023.78.1.014.
4. Крюков В.А., Крюков Я.В. ТЭК Китая и России в контексте перехода на траекторию низкоуглеродного развития // Пространственная экономика. 2022. Т. 18, № 3. С. 141–167. DOI: 10.14530/se.2022.3.141-167.
5. Карзанова И.В., Лянь Ж. Развитие альтернативной энергетики Китая // Горизонты экономики. 2024. № 4 (84). С. 178–186.
6. Жуков С.В., Резникова О.Б. Энергетический переход в США, Европе и Китае: новейшие тенденции // Проблемы прогнозирования. 2023. № 4 (199). С. 15–31. DOI: 10.47711/0868-6351-199-15-31.
7. Мастепанов А., Томберг И. Китай диктует энергетическую политику XXI века // Международные процессы. 2018. Т. 16, № 3 (54). С. 6–38. DOI: 10.17994/IT.2018.16.3.54.1.
8. Рубан Л.С., Гриб Н.С. Энергетические стратегии Китая и их реализация // 1 Institute of the Socio-Political Researches FSRSC RAS. 2020. № 4. URL: https://burneft.ru/archive/issues/2020-04/4 (дата обращения: 30.10.2024).
9. Матвеев В.А. Современная энергетическая политика Китая: внешние и внутренние вызовы: монография. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2022. 168 с.
10. Глобальное энергетическое управление и топливно-энергетический комплекс КНР // Neftegaz RU. № 1. 2021. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/makroekonomika/ 660926-globalnoe-energeticheskoe-upravlenie-i-toplivnoenergeticheskiy-kompleks-knr/ (дата обращения: 30.10.2024)

Введение

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одной из самых значимых сфер деятельности любого государства, что обосновано высокой степенью зависимости экономических субъектов, определяющих социально-экономическое развитие страны, от потребности в энергоресурсах, в частности топлива и электроэнергии. Государственное регулирование ТЭК определяет основные направления в генерации собственных запасов топливно-энергетических ресурсов, а также реализации их импорта и экспорта в зависимости от обеспеченности страны ими. Ключевыми сферами топливной промышленности являются: нефтяная, газовая и угольная. Однако стоит выделить высокую значимость атомной энергетики, которая также является важной частью ТЭК в большинстве развитых экономик мира [1].

В настоящее время Китай является самой быстрорастущей экономикой в мире, что стало возможным благодаря многолетнему развитию производства и промышленности. Ключевые сферы промышленности Китая находятся в тесной взаимосвязи с ТЭК, поскольку такие отрасли, как машиностроение, автомобилестроение, производство вычислительной техники, коммуникационного оборудования и прочие формы производства промежуточного сырья и материалов (в частности металлопродукции), требуют колоссальных затрат ресурсов ТЭК. Для обеспечения страны необходимым объемом ресурсной базы государственные органы власти постоянно совершенствуют политику регулирования ТЭК в стране, ориентируясь на актуальные достижения научно-технического прогресса и развитие продуктивных международных отношений с ключевыми поставщиками ресурсов ТЭК [2].

Государственное регулирование ТЭК в Китае имеет ряд особенностей, учитывая положение страны на мировой экономической арене, а также в рамках обладания определенным потенциалом в ключевых для мира отраслях промышленности. Наиболее значимым фактором регулирования ТЭК в Китае является низкая степень разработки и использования природных ресурсов, в частности относящихся к ТЭК, что, с одной стороны, формирует защищенность страны от ресурсных кризисов, однако определяет ключевую проблему, которая в долгосрочной перспективе может негативно отразиться на промышленном секторе страны – высокая зависимость от внешних ресурсов [2].

В рамках темы исследования была поставлена цель – рассмотреть особенности государственного управления в области регулирования ТЭК Китая, определить тенденции и перспективы развития, а также отразить динамику внешнеэкономической деятельности Китая в рамках государственной политики регулирования ТЭК.

Материалы и методы исследования

В рамках исследования были рассмотрены различные статистические данные, которые отражают изменения в структуре государственного управления ТЭК в Китае, в особенности различные данные о потреблении и использовании ресурсной базы ТЭК. В основе информационной базы относительно развития регуляторных мер и стратегических планов лежат актуальные исследования отечественных авторов, которые, применяя исторический метод, оценивали динамику развития законодательства и различных национальных программ Китая в отношении регулирования ТЭК.

Методологическая база исследования полагается на общенаучные методы анализа: синтез, индукция, дедукция, абстракция, обобщение и т.д. Кроме того, для оценки динамики и выявления тенденций был применен метод статистико-математического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь была рассмотрена специфика финансирования одной из ключевых отраслей ТЭК, нефтегазовой промышленности, на практике Китая и ряда стран, которые имеют существенную зависимость от эффективности реализации мер поддержки ТЭК в стране. В табл. 1 отражены общие данные по финансированию нефтегазовой промышленности с учетом распределения долей источников финансирования в Китае и ряде стран, включая Россию.

Было выявлено, что в Китае существенную долю финансирования нефтегазового сектора осуществляет частный бизнес (76,11 %), что соответствует практике большинства представленных зарубежных стран в таблице. Данная отличительная особенность заметно проявляется в сравнении с российской практикой, где основным источником финансирования нефтегазовой отрасли является государство, что является следствием сформированной структуры экономики, которая сфокусирована на добыче и реализации нефти и газа другим странам-производителям. Как отмечалось ранее, китайская структура экономики не основывается на добыче и сбыте ресурсной базы ТЭК, что и формирует зависимость от импорта таких ресурсов, а следовательно, и влияет на долю государственного финансирования данной сферы промышленности.

Таблица 1

Структура источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в нефтегазовой промышленности по разным странам в 2019 г. [3]

Страна

Доля секторов в финансировании затрат на НИОКР, %

Государство

Частный бизнес

Национальные и иностранные инвесторы

Прочие источники

Япония

16,01

78,10

5,17

0,72

Корея

22,68

78,15

0,85

0,87

США

25,07

61,85

7,24

5,21

Китай

21,01

76,11

2,25

0,63

Россия

68,18

27,10

1,03

3,69

Энергетическая дипломатия Китая сфокусирована на потреблении зарубежных ресурсов ТЭК, в частности в рамках постоянного укрепления сотрудничества со странами Центральной Азии и Ближнего Востока, а в рамках актуального развития геополитических событий Россия также является ключевым партнером в рамках регулирования ТЭК в Китае, поскольку поставляет существенную долю ресурсной базы. Учитывая сферу нефтегазовой промышленности, в основе энергетической стратегии Китая заложен проект «Экономического пояса Шелкового пути», который ориентируется на выстраивание результативных логистических цепей поставок нефти и газа, в особенности за счет таких стран, как Казахстан, Киргизия, Туркменистан [1].

Внешняя политика в отношении регулирования ТЭК Китая имеет два ключевых направления в рамках обеспечения национальной энергетической безопасности:

1. Оптимизация процессов использования энергии на промышленных предприятиях страны, а также развитие собственных месторождений.

2. Диверсификация источников ресурсной базы ТЭК в рамках международной торговли, что позволяет снизить риски для прерывания экономического роста. Данная стратегия реализуется за счет инвестирования в ТЭК стран-партнеров, которые поставляют важные ресурсы [1].

Среди ключевых функций государственного управления Китая в области ТЭК выделяют следующие:

− Реализация налоговых мер и установка стандартов недропользования, осуществляя также регулирование доступа к минеральным ресурсам страны, в частности в рамках выдачи прав и лицензирования организаций на операции по геологической разведке и добычи.

− Контроль распределения энергоресурсов между их потребителями, в частности субъектами промышленности.

− Тарифное регулирование и установка квот на поставки ресурсов ТЭК, в особенности сделок купли-продажи различных нефтепродуктов.

− Регулирование полномочий различных госкорпораций в рамках внешнеэкономического взаимодействия с зарубежными партнерами (переговоры, заключение контрактов и договоров).

− Регламентирует и контролирует численность объектов ТЭК, которые формируются с участием иностранного капитала, при этом от значимости проекта зависит возможность владения более крупной долей иностранного партнера, однако Правительство Китая всегда должно иметь контрольный пакет акций.

− Регулирование ценообразования, в особенности в рамках нефтегазового сектора экономики [2].

Отдельного внимания заслуживает экологическая повестка в мировой практике, которая также влияет на государственное регулирование в системе ТЭК Китая, в особенности на развитие и совершенствование стратегии декарбонизации страны в перспективе до 2060 г. На рисунке представлена инфографика выбросов диоксида углерода в 2020 г. по ряду стран и групп стран.

missing image file

Объемы выбросов диоксида углерода в Китае и ряде стран в 2020 г., млрд т [4]

Таблица 2

Доля чистого импорта в потреблении нефти и газа Китая в 1970–2021 гг., % [6]

Период

1970

1980

1990

2000

2010

2021

Нефть

-11

-29

-26

30

56

74

Газ

0

0

0

-11

11

45

Ключевой причиной высокого уровня выбросов является промышленное лидерство Китая в мире, однако существенным фактором также называют использование угля как источника для производства электроэнергии, что обусловлено значительными запасами и лидерством в добыче данного ресурса ТЭК в Китае.

На основании представленных тенденций и актуальных перспектив развития государственные власти Китая, как и большинство стран, запустили активное финансирование сферы «зеленой» энергетики, которая опирается на использование возобновляемых природных источников энергии (гидроэнергия, солнечная, волновая, ветровая и прочие экологические виды добычи энергии). Данная разработка реализуется в рамках деятельности Национального управления энергетики Китая (NEA – National Energy Administration), которое в рамках государственного регулирования активно развивает ТЭК в стране. Кроме того, NEA организует курирующие функции в рамках реализации научно-исследовательской деятельности в данном направлении и ведет обширную базу данных научных достижений, как национальных, так и международных [5].

Постепенный переход к зеленой энергетике в Китае аргументирован не только экологической повесткой, но и стремлением государства снизить уровень зависимости от импорта ресурсной базы ТЭК; так, статистика, представленная в табл. 2, демонстрирует постоянный рост доли чистого импорта Китая, как нефти, так и природного газа.

Представленная динамика является достаточно общей для большинства развитых стран, которые ориентируются на промышленность и импорт высокотехнологичной промышленности, так как это формирует потребность в большом количестве энергоресурсов, однако перспективная стратегия Китая в данном случае до 2060 г. предусматривает заметное сокращение импорта этих ресурсов за счет активного масштабирования зеленой энергетики в стране. Впервые документально начало развития зеленой энергетики в Китае было объявлено в 2014 г. генеральным секретарем ЦК КПК и председателем КНР, в рамках национального проекта «энергетическая революция» [6].

Заметная строгость регуляторных мер в отношении ТЭК Китая проявляется в рамках атомной энергетики, что определяется нормативами законодательства в отношении безопасности атомных объектов энергетики, вплоть до контроля всего жизненного цикла таких объектов. Отмечается также перспективный план удвоения мощности АЭС в стране в рамках строительства новых станций, при этом регуляторные органы усилили надзор за всеми этапами строительства АЭС в Китае [7].

В целом же государственное регулирование ТЭК Китая в настоящее время направлено на снижение зависимости от импортируемых ресурсов, как минимум в рамках диверсификации поставщиков этих ресурсов. Дополнительно наблюдается существенный прогресс в государственном и иностранном финансировании проектов «зеленой» энергетики, что формирует перспективы для формирования большей доли собственных источников энергии в стране, при этом благоприятно влияя на экологическую составляющую страны [8].

Учитывая все вышесказанное, в частности заметную роль Китая в мировой экономической системе, тенденции развития государственного управления ТЭК в стране определяют не только перспективы для самого Китая, но и в рамках глобализации и двусторонней зависимости страны от ресурсной базы ТЭК, развитие «зеленой» энергетики и «революция» в данном контексте доберется до большинства стран мира, экономики которых ориентируются на деятельность ТЭК в большей степени.

Ключевой же особенностью государственного управления ТЭК в Китае является подход к директивному управлению со стороны государства субъектов ТЭК, что позволяет в полной мере контролировать использование и обмен основных энергоресурсов внутри страны и в рамках внешнеэкономической деятельности. Несмотря на зависимость страны от импорта энергоресурсов на данный момент, масштаб и доля Китая в мировой экономике также позволяют государственным органам власти реализовывать регулирование для поддержания собственных интересов во внешнеэкономической деятельности, в особенности за счет регулирования тарифов и цен по сделкам на энергоресурсы [9, с. 110–111].

Как отмечают эксперты, энергетическая революция в Китае хоть и имеет возможности повлиять на мировую практику развития и модернизации ТЭК, а также на импортно-экспортные внешнеэкономические связи между государствами, однако в рамках торговли природным газом, негативного влияния на снижения его потребления в Китае не ожидается, поскольку ключевую проблему выбросов углеродов в атмосферу в Китае составляет использование угля для выработки энергии [9, с. 113].

Наиболее актуальной государственной стратегией Китая в рамках развития ТЭК является увеличение доли возобновляемых источников энергии в процессе ее добычи; так, на 2015 г. доля составляла 12 % в ТЭК, а уже в 2020 г. – 15 %. Однако такой рост можно назвать неактивным, поскольку к лету 2024 г. в рамках деятельности государственных органов власти Китая и реализуемых национальных программ доля выработки электричества за счет возобновляемых источников энергии выросла до рекордных 38,4 % [10].

Заключение

В рамках исследования государственного регулирования ТЭК Китая было выявлено, что руководство страны придерживается директивной политики, которая позволяет достаточно жестко контролировать процессы выработки энергии в стране (использование различных ресурсов в разной доле), а также контролировать операции импортно-экспортного характера, чтобы обеспечить энергетическую и общую экономическую безопасность.

Актуальным на данный момент является направление государственной политики Китая, которое стимулирует развитие «зеленой» энергетики в стране, что в первую очередь позволяет снизить уровень зависимости страны от импорта энергоресурсов, а также соответствует актуальной экологической повестке, что благоприятно сказывается на внешнеэкономической деятельности в глобальной экономике, в частности на привлечении инвестиций для дальнейшего развития ТЭК в стране.


Библиографическая ссылка

Дударев Г.Н., Харчилава Д.Х. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В КИТАЕ // Научное обозрение. Экономические науки. 2024. № 3. С. 12-16;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1145 (дата обращения: 19.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/sres.1145

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674