Введение
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одной из самых значимых сфер деятельности любого государства, что обосновано высокой степенью зависимости экономических субъектов, определяющих социально-экономическое развитие страны, от потребности в энергоресурсах, в частности топлива и электроэнергии. Государственное регулирование ТЭК определяет основные направления в генерации собственных запасов топливно-энергетических ресурсов, а также реализации их импорта и экспорта в зависимости от обеспеченности страны ими. Ключевыми сферами топливной промышленности являются: нефтяная, газовая и угольная. Однако стоит выделить высокую значимость атомной энергетики, которая также является важной частью ТЭК в большинстве развитых экономик мира [1].
В настоящее время Китай является самой быстрорастущей экономикой в мире, что стало возможным благодаря многолетнему развитию производства и промышленности. Ключевые сферы промышленности Китая находятся в тесной взаимосвязи с ТЭК, поскольку такие отрасли, как машиностроение, автомобилестроение, производство вычислительной техники, коммуникационного оборудования и прочие формы производства промежуточного сырья и материалов (в частности металлопродукции), требуют колоссальных затрат ресурсов ТЭК. Для обеспечения страны необходимым объемом ресурсной базы государственные органы власти постоянно совершенствуют политику регулирования ТЭК в стране, ориентируясь на актуальные достижения научно-технического прогресса и развитие продуктивных международных отношений с ключевыми поставщиками ресурсов ТЭК [2].
Государственное регулирование ТЭК в Китае имеет ряд особенностей, учитывая положение страны на мировой экономической арене, а также в рамках обладания определенным потенциалом в ключевых для мира отраслях промышленности. Наиболее значимым фактором регулирования ТЭК в Китае является низкая степень разработки и использования природных ресурсов, в частности относящихся к ТЭК, что, с одной стороны, формирует защищенность страны от ресурсных кризисов, однако определяет ключевую проблему, которая в долгосрочной перспективе может негативно отразиться на промышленном секторе страны – высокая зависимость от внешних ресурсов [2].
В рамках темы исследования была поставлена цель – рассмотреть особенности государственного управления в области регулирования ТЭК Китая, определить тенденции и перспективы развития, а также отразить динамику внешнеэкономической деятельности Китая в рамках государственной политики регулирования ТЭК.
Материалы и методы исследования
В рамках исследования были рассмотрены различные статистические данные, которые отражают изменения в структуре государственного управления ТЭК в Китае, в особенности различные данные о потреблении и использовании ресурсной базы ТЭК. В основе информационной базы относительно развития регуляторных мер и стратегических планов лежат актуальные исследования отечественных авторов, которые, применяя исторический метод, оценивали динамику развития законодательства и различных национальных программ Китая в отношении регулирования ТЭК.
Методологическая база исследования полагается на общенаучные методы анализа: синтез, индукция, дедукция, абстракция, обобщение и т.д. Кроме того, для оценки динамики и выявления тенденций был применен метод статистико-математического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
В первую очередь была рассмотрена специфика финансирования одной из ключевых отраслей ТЭК, нефтегазовой промышленности, на практике Китая и ряда стран, которые имеют существенную зависимость от эффективности реализации мер поддержки ТЭК в стране. В табл. 1 отражены общие данные по финансированию нефтегазовой промышленности с учетом распределения долей источников финансирования в Китае и ряде стран, включая Россию.
Было выявлено, что в Китае существенную долю финансирования нефтегазового сектора осуществляет частный бизнес (76,11 %), что соответствует практике большинства представленных зарубежных стран в таблице. Данная отличительная особенность заметно проявляется в сравнении с российской практикой, где основным источником финансирования нефтегазовой отрасли является государство, что является следствием сформированной структуры экономики, которая сфокусирована на добыче и реализации нефти и газа другим странам-производителям. Как отмечалось ранее, китайская структура экономики не основывается на добыче и сбыте ресурсной базы ТЭК, что и формирует зависимость от импорта таких ресурсов, а следовательно, и влияет на долю государственного финансирования данной сферы промышленности.
Таблица 1
Структура источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в нефтегазовой промышленности по разным странам в 2019 г. [3]
Страна |
Доля секторов в финансировании затрат на НИОКР, % |
|||
Государство |
Частный бизнес |
Национальные и иностранные инвесторы |
Прочие источники |
|
Япония |
16,01 |
78,10 |
5,17 |
0,72 |
Корея |
22,68 |
78,15 |
0,85 |
0,87 |
США |
25,07 |
61,85 |
7,24 |
5,21 |
Китай |
21,01 |
76,11 |
2,25 |
0,63 |
Россия |
68,18 |
27,10 |
1,03 |
3,69 |
Энергетическая дипломатия Китая сфокусирована на потреблении зарубежных ресурсов ТЭК, в частности в рамках постоянного укрепления сотрудничества со странами Центральной Азии и Ближнего Востока, а в рамках актуального развития геополитических событий Россия также является ключевым партнером в рамках регулирования ТЭК в Китае, поскольку поставляет существенную долю ресурсной базы. Учитывая сферу нефтегазовой промышленности, в основе энергетической стратегии Китая заложен проект «Экономического пояса Шелкового пути», который ориентируется на выстраивание результативных логистических цепей поставок нефти и газа, в особенности за счет таких стран, как Казахстан, Киргизия, Туркменистан [1].
Внешняя политика в отношении регулирования ТЭК Китая имеет два ключевых направления в рамках обеспечения национальной энергетической безопасности:
1. Оптимизация процессов использования энергии на промышленных предприятиях страны, а также развитие собственных месторождений.
2. Диверсификация источников ресурсной базы ТЭК в рамках международной торговли, что позволяет снизить риски для прерывания экономического роста. Данная стратегия реализуется за счет инвестирования в ТЭК стран-партнеров, которые поставляют важные ресурсы [1].
Среди ключевых функций государственного управления Китая в области ТЭК выделяют следующие:
− Реализация налоговых мер и установка стандартов недропользования, осуществляя также регулирование доступа к минеральным ресурсам страны, в частности в рамках выдачи прав и лицензирования организаций на операции по геологической разведке и добычи.
− Контроль распределения энергоресурсов между их потребителями, в частности субъектами промышленности.
− Тарифное регулирование и установка квот на поставки ресурсов ТЭК, в особенности сделок купли-продажи различных нефтепродуктов.
− Регулирование полномочий различных госкорпораций в рамках внешнеэкономического взаимодействия с зарубежными партнерами (переговоры, заключение контрактов и договоров).
− Регламентирует и контролирует численность объектов ТЭК, которые формируются с участием иностранного капитала, при этом от значимости проекта зависит возможность владения более крупной долей иностранного партнера, однако Правительство Китая всегда должно иметь контрольный пакет акций.
− Регулирование ценообразования, в особенности в рамках нефтегазового сектора экономики [2].
Отдельного внимания заслуживает экологическая повестка в мировой практике, которая также влияет на государственное регулирование в системе ТЭК Китая, в особенности на развитие и совершенствование стратегии декарбонизации страны в перспективе до 2060 г. На рисунке представлена инфографика выбросов диоксида углерода в 2020 г. по ряду стран и групп стран.
Объемы выбросов диоксида углерода в Китае и ряде стран в 2020 г., млрд т [4]
Таблица 2
Доля чистого импорта в потреблении нефти и газа Китая в 1970–2021 гг., % [6]
Период |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
2010 |
2021 |
Нефть |
-11 |
-29 |
-26 |
30 |
56 |
74 |
Газ |
0 |
0 |
0 |
-11 |
11 |
45 |
Ключевой причиной высокого уровня выбросов является промышленное лидерство Китая в мире, однако существенным фактором также называют использование угля как источника для производства электроэнергии, что обусловлено значительными запасами и лидерством в добыче данного ресурса ТЭК в Китае.
На основании представленных тенденций и актуальных перспектив развития государственные власти Китая, как и большинство стран, запустили активное финансирование сферы «зеленой» энергетики, которая опирается на использование возобновляемых природных источников энергии (гидроэнергия, солнечная, волновая, ветровая и прочие экологические виды добычи энергии). Данная разработка реализуется в рамках деятельности Национального управления энергетики Китая (NEA – National Energy Administration), которое в рамках государственного регулирования активно развивает ТЭК в стране. Кроме того, NEA организует курирующие функции в рамках реализации научно-исследовательской деятельности в данном направлении и ведет обширную базу данных научных достижений, как национальных, так и международных [5].
Постепенный переход к зеленой энергетике в Китае аргументирован не только экологической повесткой, но и стремлением государства снизить уровень зависимости от импорта ресурсной базы ТЭК; так, статистика, представленная в табл. 2, демонстрирует постоянный рост доли чистого импорта Китая, как нефти, так и природного газа.
Представленная динамика является достаточно общей для большинства развитых стран, которые ориентируются на промышленность и импорт высокотехнологичной промышленности, так как это формирует потребность в большом количестве энергоресурсов, однако перспективная стратегия Китая в данном случае до 2060 г. предусматривает заметное сокращение импорта этих ресурсов за счет активного масштабирования зеленой энергетики в стране. Впервые документально начало развития зеленой энергетики в Китае было объявлено в 2014 г. генеральным секретарем ЦК КПК и председателем КНР, в рамках национального проекта «энергетическая революция» [6].
Заметная строгость регуляторных мер в отношении ТЭК Китая проявляется в рамках атомной энергетики, что определяется нормативами законодательства в отношении безопасности атомных объектов энергетики, вплоть до контроля всего жизненного цикла таких объектов. Отмечается также перспективный план удвоения мощности АЭС в стране в рамках строительства новых станций, при этом регуляторные органы усилили надзор за всеми этапами строительства АЭС в Китае [7].
В целом же государственное регулирование ТЭК Китая в настоящее время направлено на снижение зависимости от импортируемых ресурсов, как минимум в рамках диверсификации поставщиков этих ресурсов. Дополнительно наблюдается существенный прогресс в государственном и иностранном финансировании проектов «зеленой» энергетики, что формирует перспективы для формирования большей доли собственных источников энергии в стране, при этом благоприятно влияя на экологическую составляющую страны [8].
Учитывая все вышесказанное, в частности заметную роль Китая в мировой экономической системе, тенденции развития государственного управления ТЭК в стране определяют не только перспективы для самого Китая, но и в рамках глобализации и двусторонней зависимости страны от ресурсной базы ТЭК, развитие «зеленой» энергетики и «революция» в данном контексте доберется до большинства стран мира, экономики которых ориентируются на деятельность ТЭК в большей степени.
Ключевой же особенностью государственного управления ТЭК в Китае является подход к директивному управлению со стороны государства субъектов ТЭК, что позволяет в полной мере контролировать использование и обмен основных энергоресурсов внутри страны и в рамках внешнеэкономической деятельности. Несмотря на зависимость страны от импорта энергоресурсов на данный момент, масштаб и доля Китая в мировой экономике также позволяют государственным органам власти реализовывать регулирование для поддержания собственных интересов во внешнеэкономической деятельности, в особенности за счет регулирования тарифов и цен по сделкам на энергоресурсы [9, с. 110–111].
Как отмечают эксперты, энергетическая революция в Китае хоть и имеет возможности повлиять на мировую практику развития и модернизации ТЭК, а также на импортно-экспортные внешнеэкономические связи между государствами, однако в рамках торговли природным газом, негативного влияния на снижения его потребления в Китае не ожидается, поскольку ключевую проблему выбросов углеродов в атмосферу в Китае составляет использование угля для выработки энергии [9, с. 113].
Наиболее актуальной государственной стратегией Китая в рамках развития ТЭК является увеличение доли возобновляемых источников энергии в процессе ее добычи; так, на 2015 г. доля составляла 12 % в ТЭК, а уже в 2020 г. – 15 %. Однако такой рост можно назвать неактивным, поскольку к лету 2024 г. в рамках деятельности государственных органов власти Китая и реализуемых национальных программ доля выработки электричества за счет возобновляемых источников энергии выросла до рекордных 38,4 % [10].
Заключение
В рамках исследования государственного регулирования ТЭК Китая было выявлено, что руководство страны придерживается директивной политики, которая позволяет достаточно жестко контролировать процессы выработки энергии в стране (использование различных ресурсов в разной доле), а также контролировать операции импортно-экспортного характера, чтобы обеспечить энергетическую и общую экономическую безопасность.
Актуальным на данный момент является направление государственной политики Китая, которое стимулирует развитие «зеленой» энергетики в стране, что в первую очередь позволяет снизить уровень зависимости страны от импорта энергоресурсов, а также соответствует актуальной экологической повестке, что благоприятно сказывается на внешнеэкономической деятельности в глобальной экономике, в частности на привлечении инвестиций для дальнейшего развития ТЭК в стране.
Библиографическая ссылка
Дударев Г.Н., Харчилава Д.Х. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В КИТАЕ // Научное обозрение. Экономические науки. 2024. № 3. С. 12-16;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1145 (дата обращения: 19.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/sres.1145