Введение
Нефтедобыча и сопряженные с ней процессы (нефтепереработка, сервисное сопровождение разработки нефтяных месторождений, логистика) остаются в центре внимания экономистов на протяжении многих лет. Пристальное внимание является следствием большого значения результатов работы предприятий нефтяной отрасли для национальной экономики стран, где сырьевой сектор обеспечивает значительный вклад в валовой внутренний продукт.
Стратегия развития отрасли, с учетом ее высокой капиталоемкости, со свойственными ей продолжительными сроками окупаемости вложений, значимостью для развития экономики страны, неизбежно предполагает масштабные инвестиционные программы и сочетание производственных и национальных интересов. В связи с этим вопросы организации инвестиционной деятельности, минимизации инвестиционных рисков, как свойственных самому инвестиционному направлению, так и привносимых спецификой функционирования «нефтянки», с течением времени не утрачивают своей актуальности.
Цель исследования – формирование представления об отраслевых особенностях функционирования предприятий отрасли и применяемых принципах разработки и реализации инвестиционных решений.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили федеральные законы, нормативно-правовые акты президента и правительства Российской Федерации, а также научные публикации и мнения экспертов по теме исследования. Основными методами исследования стали методы анализа и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
Для России вопрос стабильного функционирования и развития нефтяной отрасли приобрел особую актуальность в конце XX в., когда в результате реформ изменился подход к организации функционирования экономики в целом и резко возросло значение добывающих отраслей промышленности. Начало XXI в. ознаменовалось стремительным ростом цен на энергоносители, изменением подходов к налогообложению нефтяных предприятий, существенным увеличением вклада добывающих отраслей в доходную часть бюджета страны (до 40 % доходов по оценкам Минфина РФ на 2022 г.) [1].
Эффективное развитие нефтедобывающих и технологически сопряженных с ними предприятий предполагает сочетание присущих экономике нефтяной отрасли особенностей с реальными условиями хозяйствования и организацию финансов предприятий сообразно ситуации в экономике.
Важной особенностью производственных процессов в нефтедобыче является высокая капиталоемкость. Производство на всех его этапах (разведка, добыча, транспортировка до перерабатывающих заводов, переработка, доставка конечному потребителю) сопряжено с потребностью в постоянных значительных финансовых вложениях.
К существенным характеристикам продукта отрасли относятся его уникальность и отсутствие товаров-заменителей с сопоставимыми свойствами. Эти характеристики обуславливают неэластичность спроса на нефть и продукты ее переработки по цене. Одновременно особенности технологического процесса нефтедобычи определяют невозможность существенно регулировать объемы добываемого продукта в зависимости от складывающейся ценовой конъюнктуры или, иными словами, неэластичность предложения.
Неэластичность спроса и предложения в совокупности определяют свойственную рынку нефти высокую волатильность цен. Так, в период с 1992 по 2022 г. средняя цена марки Brent поднялась с 19,32 доллара за баррель в 1992 г. до 101,32 в 2022 г. Динамика цен на нефть, помимо вышесказанного, отражает также и многие другие факторы, в числе которых изменения геополитической ситуации (дестабилизация ситуации на Ближнем Востоке из-за вторжения Ирака в Кувейт привела к резкому росту цен и удержанию их на высоком уровне в течение нескольких месяцев 1990 г.), прорывные изменения применяемых технологий и связанное с этим расширение состава разрабатываемых месторождений (так, обусловленный технологическим прорывом взрывной рост добычи сланцевой нефти в США в 2015 г. привел к расширению предложения нефти), экономические кризисы («схлопывание» рынков в периоды финансовых кризисов 1998, 2008, 2014 гг., кризиса в период пандемии коронавируса 2020 г. проявились в резком снижении цен).
Описанные специфические условия функционирования нефтяных предприятий отражаются на их экономической политике, влияют на формирование инвестиционных программ. Высокая ценовая волатильность, зависимость результативности сбыта продукции от ряда факторов глобального (неподконтрольного менеджменту предприятий, плохо поддающихся планированию) характера определяет высокую зависимость финансовых планов от конъюнктуры мирового рынка нефти, перманентную потребность в привлечении заемных средств на финансирование капитальных и текущих затрат.
Традиционно нефтяные компании придерживаются политики продолжения поставок нефти, невзирая на значительные колебания цен. Поставки остаются стабильными как минимум до тех пор, пока цены позволяют покрывать относительно небольшие переменные издержки. Это особенно характерно для небольших нефтяных компаний, возможности диверсификации рисков и многообразие источников доходов для которых ограничены.
К современным характеристикам нефтяной отрасли относится и ухудшающееся качество месторождений, и связанный с этим рост себестоимости добычи. Мировой опыт нефтедобычи свидетельствует о том, что решением проблемы роста затрат при ухудшении качества месторождений является совершенствование технологий добычи [2], либо (с учетом наличия соответствующего опыта, накопленного зарубежными компаниями) приобретение таких технологий в готовом виде с последующей адаптацией под особенности российской нефтедобычи. Именно такой сценарий применялся российскими нефтяными компаниями до введения санкций.
Введенные в отношении экономики России санкционные ограничения сократили возможности исполнения финансовых планов нефтяных компаний по привлечению кредитов, зарубежных инвестиций и ранее импортировавшихся технологий, высокотехнологичного оборудования и сервисных услуг зарубежных поставщиков. Особенно болезненны эти ограничения для компаний, занятых разработкой трудноизвлекаемых запасов нефти, а также вовлеченных в проекты добычи в Арктике, на шельфовых территориях, поскольку отсутствие возможности применения высокотехнологичного оборудования ставит под сомнение реализацию подобных проектов. В этих условиях существенное внимание при финансовом планировании должно занимать обеспечение необходимыми ресурсами процессов импортозамещения.
Данные Федеральной службы государственной статистики [3] свидетельствуют об общей для экономики России ограниченности использования предприятиями заемных средств (за 2002–2022 гг. доля заемных средств колебалась в диапазоне от 55 до 47 %). Главенствующая роль в финансовом обеспечении функционирования предприятий закрепляется за собственными источниками финансирования (от 45 % в 2002 г. до 53 % в 2022 г. от общего объема инвестиций в основной капитал).
И, наконец, важнейшей особенностью нефтяной отрасли является присутствие природной ренты в доходах предприятий. Эта особенность оказывает детерминирующее влияние на финансовые отношения нефтяных компаний и государства. Государственная собственность на недра и природные ресурсы определяет применение государством рентных либо ресурсно-рентных налогов как одного из основных способов получения доходов от предоставления права на добычу.
Аргументы в пользу применения этого вида налоговых платежей (в России это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)) базируются на гарантированном получении государством доходов независимо от факта и периода достижения окупаемости при эксплуатации конкретных месторождений. Однако этот подход негативно сказывается на финансовых возможностях предприятий. Во многом аналогичного рода влияние на финансовые возможности нефтяных компаний оказывает взимание государством экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Российским правительством на протяжении ряда лет (с 2015 г.) проводится реформа налогообложения, преследующая в качестве конечной цели отказ от применения вывозных таможенных пошлин с одновременным ростом ставок НДПИ. При таргетировании этих преобразований предполагалось, что бюджет не потеряет в доходной части при одновременном упрощении фискального механизма и высвобождении финансовых средств нефтяных предприятий.
Достигнутые результаты и экспертные прогнозы [4, 5] развития реформы подтверждают эти ожидания. В результате реформы за период с 2014 по 2017 г. государственный бюджет дополнительно пополнен на 3,5 трлн руб., одновременно эксперты прогнозируют рост чистой прибыли и повышение эффективности инвестиций нефтяных предприятий на период до 2030 г.
Многообразие и разнонаправленность воздействия на деятельность нефтяных компаний факторов внутреннего и внешнего характера, обстоятельств национального и международного уровня, субъективных и объективных особенностей ведения бизнеса усугубляют риски, присущие отраслевым инвестиционным решениям. Применительно к реализации инвестиционных программ (независимо от отраслевой принадлежности предприятия, занятого инвестиционной деятельностью) стоит отметить наличие таких объективных обстоятельств, как продолжительность инвестиционного цикла (который может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет) и низкая ликвидность объектов инвестирования (направленные на инвестиции в основной капитал средства не могут быть оперативно мобилизованы в случае необходимости).
В совокупности эти обстоятельства формируют неопределенность результатов инвестирования, связанные с инвестиционным процессом риски успешности инвестиций (способности принести положительный экономический эффект после ввода в эксплуатацию объекта инвестирования). Эта неопределенность естественным образом приводит к увеличению горизонта планирования инвестиций, пониманию того, что инвестирование не может быть самостоятельным и единичным проектом, инвестиционный проект или (при соответствующих масштабах производства) инвестиционная программа предприятия должны быть неотъемлемой частью последовательно реализуемой стратегической программы развития.
Принятая в рамках такой программы развития инвестиционная стратегия сочетается со стратегиями развития иных направлений функционирования предприятия (финансовой, инновационной, социальной, экологической стратегиями, стратегией маркетинга, производства и др.). При этом через инвестиционную стратегию предприятием, по сути, реализуются возможности и планы, заложенные в стратегиях других направлений. Инвестиционная стратегия, таким образом, служит целям развития бизнеса в целом, что обуславливает согласование ее этапов и составляющих с целями и этапами реализации стратегий по иным направлениям.
В свою очередь, изменение инвестиционной стратегии, расширение либо сужение масштаба инвестиционной программы в зависимости, например, от внешних условий (ставки кредита, доступности и разнообразия привлекаемых средств и инструментов инвестирования и т.д.) влияет на реализацию планов предприятия по всем направлениям его деятельности.
Реализацию выделяемых экспертами [6] принципов формирования и реализации инвестиционных решений проиллюстрируем отдельными примерами из практики крупнейшей российской нефтяной компании – ПАО «Роснефть» [7]:
1. Инвестиционная стратегия должна отвечать интересам и специфике основной (производственной) деятельности компании. Инвестиционные программы формируются в целях претворения в жизнь планов развития производства и стратегии компании в целом, выполняя вспомогательную функцию в достижении и поддержании эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Инвестиционная программа ПАО «Роснефть» на 2023 г. утверждена в составе бизнес-плана на 2023–2024 гг. Согласно данным годового отчета ПАО «Роснефть» за 2023 г. инвестиционный процесс организован в русле стратегических приоритетов компании:
− устойчивый рост компании за счет инвестирования в эффективные проекты;
− повышение результативности по всем направлениям бизнеса за счет контролируемого инвестиционного процесса (от выбора инвестиционного проекта до мониторинга его реализации на всех этапах жизненного цикла);
− повышение инвестиционной дисциплины, подразумевающее постоянное развитие системы оценки проектов и совершенствование системы принятия решений;
− социальная ответственность в области промышленной и экологической безопасности;
− приверженность целям ООН об устойчивом развитии для достижения прогресса в решении глобальных экономических и социальных задач, охране окружающей среды и продвижения углеродного менеджмента.
2. Сформированная компанией инвестиционная стратегия является основой для дальнейшей детализации инвестиционных мероприятий, создания инвестиционных программ с конкретными сроками реализации.
3. Комплексная инвестиционная программа (инвестиционный портфель) компании состоит из различных направлений приложения инвестиционных ресурсов (инвестирование в проекты реального производства, в нематериальные активы, финансовые инвестиции).
4. В дальнейшем инвестиционная программа конкретизируется до отдельных инвестиционных проектов с краткосрочным горизонтом реализации.
5. Реализация инвестиционной программы предполагает следующие этапы:
− выявление инвестиционных предложений, построение системы отбора наиболее перспективных из них с учетом принятых инвестиционной стратегией компании приоритетов;
− разработка технико-экономического обоснования выбранных компанией проектов;
− разработка инвестиционной программы, установление источников финансовых ресурсов для инвестиционной программы, определение сроков их вовлечения в инвестиционные проекты;
− расчет значений индикаторов влияния претворения программы в жизнь на показатели результативности производства.
6. Инвестирование в реальные активы является приоритетным направлением инвестирования с учетом основных видов деятельности компаний нефтяной отрасли.
Направления приложения компанией инвестиционных ресурсов при инвестировании в реальные активы разнятся, исходя из преследуемых компанией целей (увеличение чистого финансового результата, наращивание актива баланса, повышение показателей качества продукции, изменение доли компании на рынке, оптимизация затрат), и включают:
− вложения для максимизации эффективности производства (например, посредством обновления парка оборудования, изменение районов географического присутствия по итогам сравнительного анализа стоимости производства в различных географических районах и районах различного режима благоприятствования инвесторам и новым производствам);
− вложения в расширение масштабов деятельности (например, путем экстенсивного наращивания объемов производства для традиционно занимаемых компанией рынков сбыта);
− вложения в качественно новые производства и технологии (инвестиции в новые и техническое перевооружение действующих производств, переориентация их на новые виды продукции, продукт иного качества);
− вложения, связанные с выполнением нормативных требований регуляторов (в частности, для соблюдения экологических требований и нормативов безопасности и качества продукции).
Реальные инвестиции (в соответствии с выбранными целями инвестирования) осуществляются в форме приобретения физических активов в России и за рубежом, нового строительства, расширения действующих бизнес-единиц, их реконструкции и т.п.
Данные годового отчета ПАО «Роснефть» за 2023 г. свидетельствуют о росте объема капитальных вложений за период с 2021 по 2023 г. с 1049 млрд руб. до 1297 млрд руб. Наиболее высокий удельный вес в объеме капитальных вложений составляют проекты, связанные с укреплением и развитием производственной базы, что отвечает стратегическим целям добычи нефти и газа, восполнения нефтяных и газовых запасов. Кроме того, инвестиции компании направлены на развитие объектов нефтепереработки и розничной сети.
При формировании инвестиционного портфеля компания выделяет приоритеты и распределяет ресурсы между различными направлениями деятельности с учетом складывающейся в экономике страны и отрасли ситуации, учитывая при этом как показатели доходности и рисков, так и собственные финансовые возможности.
Заключение
Стратегическое планирование деятельности нефтяных предприятий в качестве одной из основных составляющих включает планирование инвестиционного направления. Инвестиционные программы, в свою очередь, направлены на решение проблем и задач развития основных направлений функционирования компании, отражая свойственные им особенности. Залогом достижения целей реализации инвестиционной стратегии выступает последовательная реализация принципов выявления и воплощения в жизнь перспективных инвестиционных идей.
Библиографическая ссылка
Глухова Е.В. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НЕФТЯНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2024. – № 2. – С. 13-17;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1140 (дата обращения: 23.11.2024).