Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

МЕТОДЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Асанова Н.А. 1 Ешугова Ф.Р. 1 Исачкова Л.Н. 1
1 Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
Развитие сельских территорий является актуальной проблемой исследований и принятия структурированных и оперативных решений. На сегодняшний день перед экономистами стоит задача разработки универсального механизма оценки уровня развития сельских территорий в каждом субъекте Российской Федерации. Существует множество теоретических и практических разработок в этой области. Тем не менее, нет единой классификационной градации сельских территорий по уровню их развития, нахождения в соответствующих условиях хозяйствования. Отсутствие фундаментального подхода в определении класса или типа сельских территорий по экономико-социальным и политическим параметрам не позволяет провести качественный анализ уже выполненных работ по увеличению привлекательности территорий и определить резервы увеличения уровня развития в целом. Поэтому вопрос разработки методов типологизации является актуальным. В статье представлены основные направления исследования российских ученых-экономистов в данной области, а также результаты и последующие рекомендации по внедрению разработок. Коллективом авторов предложена своя концепция типологизации сельских территорий по уровню развития. Применение кластерного анализа в исследованиях позволит выявить как количественные, так и качественные характеристики хозяйственной деятельности сельских территорий. Исследования проводились на основе данных о развитии сельских территорий Краснодарского края.
сельские территории
кластеризация
классификация
развитие сельских территорий
1. Шеина С.Г., Федоровская А.А., Сердюкова А.А. Разработка методики планирования сельских территорий в рамках развития аграрнопромышленного комплекса Ростовской области // Недвижимость: экономика, управление. 2018. № 1. С. 41-46.
2. Никифорова Ф.В. Формы и методы стимулирования оплаты труда на предприятии. В сборнике: Тенденции и технологии управления процессами и системами в современной экономике: материалы Всероссийской конференции. Орёл, 2022. С. 152-158.
3. Губайдуллина И.Н. Направления совершенствования политики пространственного развития региона // Горизонты экономики. 2015. № 2 (21). С. 104-106.
4. Коваленко Е.Г., Полушкина Т.М., Якимова О.Ю., Автайкина Е.В., Зайцева О.О., Седова К.С. Модернизация механизма устойчивого развития сельских территорий: монография / Под общей редакцией Е.Г. Коваленко. М., 2014. 166 с.
5. Ешугова С.К. Повышение конкурентоспособности как фактор развития регионального АПК (на примере Республики Адыгея) // Наука, образование и инновации для АПК: состояние, проблемы и перспективы: материалы VI Международной научно-практической онлайн-конференции. Майкоп, 2020. С. 649-651.
6. Асанова Н.А., Цыбуля В.В., Старшинов А.А. Потребительская кооперация как инструмент повышения устойчивости развития сельских территорий // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 2-1. С. 12-15. DOI 10.17513/vaael.2685.
7. Проскура Н.В., Проскура Д.В., Денисова Н.В. Подход к определению понятия «сельские территории» с точки зрения устойчивого развития и требований в инфокоммуникациях // Вестник НГИЭИ. 2020. № 11(114). С. 102-112.
8. Волков, С. К. Сельские территории современной России: тренды развития и механизмы трансформации (на примере Волгоградской области) / С. К. Волков, Н. В. Кетъко // Регион: Экономика и Социология. – 2020. – № 4(108). – С. 100-122.
9. Ушачев И.Г. Сельские территории России: состояние и приоритеты развития // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2021. № 1-2(184-185). С. 5-12.
10. Намруева Л.В. Сельские территории юга России: динамика хозяйственных укладов // Власть. 2020. Т. 28, № 5. С. 34-40.
11. Татарова Л.Т. Сельские территории региона: рынок труда, прогноз, политика занятости // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 9(54). С. 103-110.
12. Крапчина Л.Н., Князькина А.А. Сельские территории в системе обеспечения продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. 2019. Т. 6, № 3. С. 181-188.
13. Яковчик Н.С., Шибеко А.Э., Мельник О.М. Сельские территории как объект государственного управления, развития аграрного бизнеса и дополнительного профессионального образования кадров // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2021. № 41. С. 53-64.
14. Луговской С.И. Влияние факторов пространственного развития на сельские территории России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 3, № 9(117). С. 69-75.
15. Сельские территории – ключевой ресурс России // Аграрная наука. 2021. № 10. С. 79.

Развитие сельских территорий является на сегодняшний день приоритетной задачей экономики страны. Гармоничное распределение трудовых ресурсов, согласно региональной специализации производства и потребления ресурсов, предопределяет целостное экономическое и социальное развитие территории. В частности, благоприятные природно-климатические условия и особенности географического положения сельских территорий Краснодарского края позволяют осуществлять производство и реализацию продукции сельского хозяйства, развивать перерабатывающую промышленность и успешно проводить инвестиционную политику региона [1].

Современное состояние агропромышленного комплекса России обусловлено множеством накопившихся проблем – от устаревшей производственно-технической базы до слабой инвестиционной привлекательности, неразвитости конкурентной среды. Региональный агропромышленный комплекс оказывает сильнейшее влияние на экономическую, политическую и социальную обстановку в регионах: предприятиями АПК производятся более 70% потребительских товаров для населения и треть валового продукта.

Кластеризация сельских территорий имеет ряд преимуществ. В первую очередь, она способствует повышению конкурентоспособности продукции аграрного сектора экономики путем объединения малых производителей в более крупные кластеры. Это позволяет снизить издержки на производство и сбыт продукции, улучшить качество и расширить ассортимент продукции.

Кроме того, кластеризация помогает решить социальные и демографические проблемы, связанные с оттоком населения из села и сокращением численности населения в сельских районах. Кластеры могут привлечь новые инвестиции и создать рабочие места, что повысит уровень жизни местных жителей и укрепит экономическую базу территории.

Также кластеризация может способствовать развитию инфраструктуры и улучшению условий жизни на сельских территориях. Благодаря объединению малых производителей в кластеры у них будет больше возможностей для взаимодействия и обмена опытом, что может улучшить качество производства и повысить уровень технологических знаний.

Таким образом, кластеризация сельских территорий является актуальной научной задачей, которая может способствовать устойчивому развитию сельской местности, повышению ее экономической и социальной значимости и улучшению качества жизни населения.

Ключевыми аспектами устранения диспропорций в структуре регионального производства, создания условий для сбалансированного роста экономики регионов становятся развитие агропромышленного производства на инновационной основе, формирование условий для развития научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий и продукции, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса, привлечение инвестиций в отрасль [2, 3].

Учитывая необратимость процессов перехода агропромышленного комплекса на инновационный путь развития, повышения.

Указанные обстоятельства подтверждают необходимость разработки теоретико-методического базиса формирования и развития ресурсного потенциала регионального агропромышленного комплекса [4].

Согласно статистическим данным по основным показателям сельского хозяйства Краснодарского края, в 2021 г. всего получено 556 249 млн руб. от реализации продукции растениеводства и животноводства хозяйствами всех категорий. Из них сельскохозяйственные организации за отчетный период реализовали продукции сельского хозяйства на общую сумму 342 750 млн руб., а хозяйства населения – на 89 710 млн руб.

При этом Краснодарский край специализируется на выращивании зерновых, зернобобовых, бахчевых и технических культур, имеются многолетние насаждения. В отрасли животноводства особенно выделяется мясо-молочное производство. На выращивании и откорме в основном находятся крупный рогатый скот, свиньи, овцы и козы. Поголовье птиц в сельскохозяйственных организациях в 2021 году составило 12 299 тыс. голов, что на 830 тыс. голов меньше по сравнению с предыдущим годом.

Согласно приведенным данным, основным направлением развития сельских территорий Краснодарского края является сельское хозяйство.

В качестве индикаторов оценки развития сельских территорий применяются различные экономические аналитические методы и методики. Тем не менее, до сих пор существует проблема единого подхода классификации населенных пунктов, вследствие чего предложенные авторами методики не являются универсальными для применения в системе мониторинга развития сельских территорий. Стоит отметить, что открытый вопрос типологизации является базовым для разработки новых механизмов оценки эффективности развития сельских территорий.

Целью исследования является представление кластерного подхода для типологизации сельских территорий. Такой подход способен наиболее полно охарактеризовать уровень развития сельских территорий, а запрашиваемые данные не противоречат нормативно-правовым документам регионального и федерального уровня. Достижение цели потребовало решения следующих задач:

− обзор теоретических рекомендаций и разработок российских авторов в области классификации и дальнейшей оценки уровня развития сельских территорий;

− разработка рекомендательных кластеров оценки развития сельских территорий с целью типологизации жизни и деятельности.

Материалы и методы исследования

Использовались методологические пояснения и основные показатели сельского хозяйства, предоставленные Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Также приведены теоретические разработки российских авторов в части оценки уровня развития сельских территорий [5, 6].

Одним из главных положений неоклассической экономической теории является то, что рынок, свободный от государственного вмешательства, служит наилучшим инструментом распределения ресурсов и достижения максимальной производительности. Теория утверждает, что рынок саморегулируется и достигает равновесия между спросом и предложением, что приводит к оптимальному использованию ресурсов и максимальной эффективности экономики [7, 8].

Институциональная экономическая теория, наоборот, утверждает, что институты, то есть формы организации экономических отношений, играют ключевую роль в формировании экономики. Институты могут быть как формальными (например, законы и правила), так и неформальными (обычаи и традиции). Эти институты определяют правила игры на рынке, а также отношения между участниками рынка. Институциональная экономика заявляет, что в некоторых случаях государственное регулирование может быть необходимо для создания благоприятных институциональных условий в целях экономического развития [9, 10].

В области агропродовольственного сектора неоклассическая экономическая теория уделяет внимание производству и потреблению сельскохозяйственной продукции, а также рыночным инструментам ее регулирования. Однако институциональная экономика отмечает роль государства в организации сельского хозяйства и в разработке правил и стандартов для обеспечения качества продукции и защиты прав потребителей.

В целом, обе теории имеют свои преимущества и недостатки и часто применяются совместно для более полного понимания экономического развития региона и его агропродовольственного сектора [11].

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно мнению ученых Омского ГАУ, оценка развития сельских территорий на первоначальном этапе сталкивается с проблемой типизации сельских районов. С целью более детальной классификации видов экономической деятельности, осуществляемых на сельских территориях, необходима дифференциация по производственному, демографическому, социально-экономическому, экологическому признакам. Далее возможна разработка соответствующих индикаторов развития сельских территорий: уровень смертности на 1 тыс. человек, рождаемости, миграции, количество образовательных учреждений на 1 тыс. человек и т.д. Такой подход призван выделить проблемы той или иной сельской территории субъекта Федерации [12].

А.А. Каганович в своем исследовании устойчивого развития сельских территорий выделяет конкурентоспособность как основной показатель. Ссылаясь на естественный процесс конкурентной борьбы, он уточняет, что муниципальные образования естественным образом соперничают по следующим аспектам деятельности: привлечение экономически активного, трудоспособного населения, создание новых рабочих мест посредством поддерживания предпринимательской инициативы граждан, привлечение новых инвестиционных потоков для развития сельских территорий в целом, наличие туристических потоков и проведение крупномасштабных мероприятий в области культуры, производства, спорта, политики [13].

В свою очередь, О.Н. Кусакина и Ю.А. Дыкань предлагают методику анализа состояния, прогнозирования процессов развития сельских территорий. В своей работе они отталкиваются от понятия поликомпонентности индикаторов, а рейтинговое моделирование, позволяющее представить градацию результатов от 0 до 1 предопределяют экспресс – оценку уровня развития сельских территорий в целом [14].

С.Г. Шеина, А.А. Федоровская, А.А. Сердюкова предложили использовать электронные карты, иллюстрирующие природно-ресурсный потенциал, антропогенную нагрузку на территории и существующую ситуацию по развитию отраслей сельского хозяйства в регионе [15].

Согласно исследованиям А.Х. Якубова, необходимо с помощью методов статистики, в частности корреляционно-регрессионного анализа, представить зонирование по четырем категориям сельских территорий.

Первая категория характеризуется низким социально-экономическим потенциалом сельских территорий. Эта категория самая непривлекательная для работы и жизни специалистов, требующая существенных денежных вложений не только в развитие инфраструктуры, но и в создание рабочих мест.

Вторая категория предполагает относительно высокий уровень доходов населения, но низкий уровень социально-экономического развития сельской территории.

В третью категорию сельских территорий следует отнести населенные пункты с высоким потенциалом экономического развития, но с относительно низкими доходами населения.

Четвертую категорию составляют поселения с имеющимся высоким уровнем социально-экономического развития в целом и высокими доходами населения.

Согласно проведенным исследованиям, предлагаем разработку соответствующей типологизации населенных пунктов не только по территориальному различию, но и по качеству жизни и деятельности населения. Все используемые показатели находятся в открытом доступе и не являются коммерческой или государственной тайной.

Следует отметить, что параметры пространственного развития обусловливаются как объективными особенностями конкретной территории (ее географическим расположением, рельефом, природно-климатическими факторами и т.д.), так и последствиями освоения этой территории человеком, уровнем ее экономического и социального развития.

В качестве объектов исследования в первом кластере следует выделить развитие инфраструктуры для:

− осуществления производственной деятельности;

− реализации произведенной продукции;

− доставки готового продукта к потребителю.

Следовательно, нужно в первом кластере рассмотреть в отдельности состояние дорог, в том числе дорожного полотна, способного выдержать большегрузный автотранспорт; пути подъездов поездов и состояние железнодорожных станций на предмет возможности и удобства загрузки и выгрузки продукции; наличие мест сбыта (розница и опт), состояние газо-, водопровода, канализации, численность занятого населения в процессе производства в сельских территориях, укомплектованность служб экстренной помощи населению и помощи по предотвращению, ликвидации чрезвычайных ситуаций на производстве.

Во втором кластере «Развитие инфраструктуры для населения» предлагаем использование показателей, определяющих состояние медицины, дошкольного, начального, среднего и среднего специального образования, а также наличие вузов, в том числе их филиалов. Газификация, наличие центрального водопровода, отопление, медицинских пунктов, тротуаров и дорог, мест розничной торговли.

К социальным и демографическим аспектам, отраженным в третьем кластере, следует отнести уровень заработной платы, показатели, определяющие уровень занятости населения, смертности, рождаемости, количество привлеченных молодых специалистов, число сданных в эксплуатацию жилых домов, выданных сертификатов на жилую площадь в личное пользование, качественный и количественный состав населения, темпы прироста (убыли) численности населения (также по качественным и количественным признакам), общественный автотранспорт, транспортные услуги вахтовым методом, плотность населения.

К экологическим аспектам четвертого кластера предлагаем отнести внедрение новых технологий очистки и переработки продукции сельского хозяйства, площадь, состав и структуру сельских угодий, в том числе пашни, учет вносимых пестицидов и гербицидов, а также использование ветеринарных препаратов в животноводческой отрасли экономики.

В пятом кластере стоит выделить показатели спецификации деятельности сельских территорий. В частности, на территории Краснодарского края выделяют производство и реализацию продукции животноводства и растениеводства, перерабатывающую промышленность и реализацию инвестиционной политики.

Далее необходимо определить уровень значимости каждого рассчитанного показателя внутри кластера по трем критериям:

− выше среднего;

− средний;

− ниже среднего.

Для кластеризации аграрных территорий важно четко определить, какое количество кластеров стоит выделять. Метод иерархической кластеризации по алгоритму Джо Варда (метод Варда) позволяет объединить близко расположенные кластеры.

Запрашиваемая информация для использования кластерного анализа развития сельских территорий не противоречит требованиям нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней.

Заключение

На основе проведения кластерного анализа сельских территорий возможно выявлять наиболее или менее развитые территории, осуществлять их сравнительный анализ, а также группировать по соответствующим признакам. Последний пункт особенно актуален для составления плана работ, услуг и прочих задач, касающихся поселений в рамках программы развития сельских территорий страны.

Предлагаемая методика кластеризации позволяет определить как количественные, так и качественные характеристики хозяйственной деятельности сельской территории. Например, показатели из первого кластера: доля сельскохозяйственных организаций в структуре производства сельскохозяйственной продукции муниципального образования; доля животноводства или растениеводства в структуре производства сельскохозяйственной продукции и т.д. Количество передовых сельских территорий по каждому кластеру в отдельности может являться условным расчетным показателем для выявления резервов развития экономической деятельности менее развитых районов.


Библиографическая ссылка

Асанова Н.А., Ешугова Ф.Р., Исачкова Л.Н. МЕТОДЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2023. – № 2. – С. 5-9;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1118 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674