Государственное регулирование механизмов оказания социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и практика их применения на протяжении последних двух десятилетий свидетельствуют о наличии в обществе такого явления, как социальное иждивенчество.
В жизнедеятельности современного социума присутствуют лица, по тем или иным причинам относящиеся к категории находящихся у общества на иждивении. И тот уровень качества жизни, который им обеспечивается за счет работающего населения, напрямую зависит не только от численности последнего, но и от количества недобросовестных иждивенцев, способных в силу своего социального статуса трудиться, но не желающих реализовывать эту способность и стремящихся получать содержание, не имея на то достаточных оснований [1].
Однако не все нуждающиеся в помощи граждане приспосабливаются к иждивенческому образу жизни целенаправленно.
Объективными факторами, способными повлечь вынужденное иждивенчество, могут быть такие, как социальная незащищенность, недееспособность, инвалидность, уязвимость, когда человек в силу определенных причин вынужден прибегнуть к подобного рода существованию.
Таким образом, сегодняшняя действительность демонстрирует иждивенчество как в недобросовестном его проявлении, так и вынужденном.
Вынужденное иждивенчество, как правило, может быть вызвано малообеспеченностью, а также иными показателями трудной жизненной ситуации, когда имеются обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности гражданина, которые он не может преодолеть самостоятельно [1].
Поддержать уровень жизни малообеспеченных семей (граждан) призван такой мотивирующий правовой механизм, как предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключаемого между государственным уполномоченным органом и имеющим определенный трудовой и (или) имущественный потенциал гражданином (семьей).
Основы правового регулирования указанного механизма путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов устанавливает Российская Федерация, а конкретные размеры, условия и порядок в каждом регионе определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы на оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов РФ, предусматриваются в бюджетах субъектов РФ и имеют программно-целевое назначение [2].
Например, в Красноярском крае с 2021 г. действует порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, установленный соответствующей государственной краевой программой, которой регламентируется механизм ее оказания отдельным категориям граждан из числа жителей Красноярского края [2].
Право на получение государственной помощи предоставляется малоимущим одиноко проживающим гражданам (семьям) и иным категориям граждан, предусмотренным действующим законодательством о государственной социальной помощи, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного для соответствующих основных социально-демографических групп населения [2].
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам в целях побуждения их к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации и предусматривает такие мероприятия, как:
а) поиск работы, где одним из условий является регистрация взрослого члена семьи в качестве безработного (ищущего работу) в службе занятости. Размер выплаты составит сумму прожиточного минимума и будет осуществляться в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и в течение трех месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства, общей продолжительностью не более 9 месяцев [2].
При реализации данного мероприятия в случаях, когда социальным контрактом установлено обязательство прохождения стажировки, по результатам которой заключен трудовой договор с работодателем, последнему возмещаются расходы на ее проведение.
Возмещение работодателю расходов на проведение стажировки, продолжительность которой составляет не более трех месяцев, при условии соответствия работодателя определенным требованиям согласно действующему законодательству.
Работодатель, претендующий на возмещение расходов на проведение стажировки, должен заключить с заявителем срочный трудовой договор с указанием срока проведения стажировки, в течение которого выплачивать заработную плату в размере не ниже величины минимального размера оплаты труда;
б) осуществление индивидуальной трудовой деятельности, когда заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере до 250 000 рублей. Контракт заключается на срок не более 12 месяцев;
в) ведение личного подсобного хозяйства, когда заявителю может быть назначена единовременная денежная выплата в размере не более 100 000 рублей при предоставлении документов, подтверждающих стоимость планируемых к покупке в период срока действия социального контракта необходимых для такой деятельности товаров и сельскохозяйственной продукции [2];
г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей (в приоритетном порядке – с детьми) трудной жизненной ситуации [2].
Решение о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи принимается органом соцзащиты по месту жительства обратившегося гражданина на основании его заявления с прилагаемым пакетом необходимых документов.
Неотъемлемым приложением к социальному контракту в случае положительного решения о предоставлении одиноко проживающему малоимущему гражданину (семье) государственной социальной помощи является программа социальной адаптации, которая разрабатывается должностным лицом уполномоченного органа с участием заявителя на период действия социального контракта и содержит комплекс мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, включающей в себя виды и объем указанных мероприятий, а также порядок их реализации.
Так, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлениям:
1) «поиск работы» – перечень возможных мероприятий программы социальной адаптации может включать постановку на учет в центре занятости населения с целью получения пособия по безработице и дальнейшего трудоустройства; заключение срочного или бессрочного трудового договора и др. [3];
2) «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» – перечень возможных мероприятий может включать cоставление и утверждение бизнес-плана; получение свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; осуществление поиска и аренды помещения; приобретение основных средств и материально-производственных запасов и др. [3].
При этом перечень работ, товаров и услуг, которые могут быть профинансированы, может содержать услуги образовательных организаций, услуги медицинских организаций, аренду помещения, рекламные услуги, основные средства, инструменты, оборудование, регистрационные взносы, услуги по созданию сайта;
3) «ведение личного подсобного хозяйства» – перечень возможных мероприятий может включать приобретение инкубатора, птиц, пчел, крупного рогатого и/или мелкого рогатого скота, кормов, удобрений; посадочного материала, сельскохозяйственной техники, инвентаря, укрывного материала; сельскохозяйственной техники, а также оборудование мест для содержания животных, птиц и иные мероприятия [3].
4) «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» – перечень может содержать мероприятия, связанные с поддержанием жизнедеятельности [3].
Для получателей социальной помощи установлено обязательство подавать отчет о том, как и в каком объеме выполняются мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Орган социальной защиты населения, предоставивший государственную социальную помощь, контролирует выполнение указанных обязательств и на протяжении трех лет со дня окончания срока действия контракта проводит мониторинг условий жизни получателя (его семьи).
Орган социальной защиты населения имеет право в одностороннем порядке прекратить оказание государственной поддержки в случае невыполнения ее получателем своих обязательств, которые в зависимости от конкретной жизненной ситуации семьи или гражданина могут выражаться в устройстве, в том числе временном, на работу, обеспечении надлежащего воспитания детей, в том числе по посещению ими общеобразовательных организаций, содержании жилья в нормальном состоянии, при необходимости в лечении от алкогольной и наркотической зависимостей и прочее.
Обязательствами уполномоченного органа при подписании социального контракта является осуществление выплаты денежных средств, патронаж, психологическая коррекция и др.
Так, в Красноярском крае, как показано в табл. 1, на предоставление нуждающимся семьям (гражданам) денежных выплат на основе встречных обязательств в 2021 г. направлено 990 678 600 руб., за счет которых планируется поддержать более 6000 жителей края.
Таблица 1
Финансирование расходов на социальные контракты в Красноярском крае
Поиск работы |
Предпринимательская деятельность |
Личное подсобное хозяйство |
Иные мероприятия |
Итого |
||||
Объем ассигнований |
Количество человек |
Объем ассигнований |
Количество человек |
Объем ассигнований |
Количество человек |
Объем ассигнований |
Количество человек |
|
339163804, 65 руб. |
1815 |
343560000 руб. |
1227 |
157 300 000 руб. |
1210 |
150654795, 35 руб. |
1803 |
990678600 руб. |
Таблица 2
Статистика принятых заявлений на социальный контракт в Красноярском крае за первый квартал 2021 года
Наименование мероприятия в рамках социального контракта |
|||||
Поиск работы |
Предпринимательская деятельность |
Личное подсобное хозяйство |
Иные |
Итого |
|
Количество заявлений |
45 |
111 |
0 |
550 |
706 |
Количество заключенных контрактов |
10 (1 % от плановых показателей |
9 (1 % от плановых |
0 (0 % от плановых показателей |
169 (9 % от плановых показателей |
188 |
Но статистика проведенного за первый квартал текущего года мониторинга, представленная в табл. 2, показывает, что на начало апреля принято всего 706 обращений, из которых по 188 заключены социальные контракты, что составляет в среднем 2,5 % от плановых показателей на 2021 г.
Приведенные цифры говорят о недостаточной информированности граждан о возможности стать получателем социальной помощи, а также о настороженности относительно отчетности, которую они должны будут предоставлять в уполномоченный орган [4].
На сегодняшний день практика использования социального контракта отрабатывается в регионах в виде алгоритма пошаговых действий, в рамках которого предусматриваются максимально широкий охват граждан и гибкость предлагаемых мер, а также осуществляется подготовка внесения изменений по совершенствованию указанного механизма, предполагающая:
- необходимость усиления информационно-разъяснительной работы и поиска альтернативных путей в выявлении потенциальных предпринимателей, готовых осуществлять индивидуальную деятельность и (или) вести личное подсобное хозяйство;
- необходимость умелого сочетания оказания материальной помощи с интеграцией в социум нуждающихся в помощи людей [5];
- необходимость с 2021 г. оказания поддержки в рамках федерального софинансирования проектам по развитию личного подсобного хозяйства, которые показывают высокую заинтересованность у граждан, особенно проживающих в сельской местности, в том числе для обеспечения потребностей многодетных семей, а также необходимость стимулирования региональных органов соцзащиты к приоритетному использованию в рамках социальных контрактов указанного мероприятия, а также мероприятий по трудоустройству и открытию собственного дела, так как именно эти направления показывают наибольший результат в устойчивом преодолении дефицита доходов граждан.
В связи с этим, как следует из доклада министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, предлагается: «Установить для регионов следующие ориентиры:
а) не менее 20 % социальных контрактов должно заключаться на поддержку трудоустройства;
б) не менее 10 % – на открытие собственного дела;
в) не более 20 % – на развитие личного подсобного хозяйства и
г) 30 % – на преодоление трудной жизненной ситуации. В пределах этих ограничений регионы смогут самостоятельно определять приоритетные направления с учётом особенностей развития своих территорий: в промышленно развитых регионах может быть сделан больше упор на трудоустройство, а в аграрной территории – на ведение предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства;
– необходимость ведения с 2021 г. на базе Единой государственной системы социального обеспечения (далее – ЕГИССО) электронного реестра заключаемых социальных контрактов, а также мониторинга их исполнения, включая контрольные мероприятия, а с 2022 г. – формирование в ЕГИССО единого рабочего места органов социальной защиты по заключению социальных контрактов и их дальнейшему сопровождению» [6].
В последующие три года, как сказал министр, «на заключение социальных контрактов предусмотрено более 116 млрд руб., из них 79 млрд в федеральном бюджете; 37,5 млрд – в бюджетах регионов, что позволит заключить свыше одного миллиона социальных контрактов, в результате использования которых за три года почти 400 тыс. семей в России смогут увеличить свои доходы; не менее 300 тыс. граждан смогут открыть своё собственное дело, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого (в дальнейшем такой статус позволит им получить доступ и к другим мерам поддержки в качестве уже субъектов предпринимательской деятельности)» [6].
В заключение необходимо сказать, что адресность региональных программ государственной социальной помощи, усовершенствованная процедура проверки нуждаемости граждан, повсеместное внедрение технологии встречных обязательств между государством и гражданином (семьей) должны стать инструментом, позволяющим заинтересовать семьи (граждан) в самостоятельном преодолении обстоятельств, препятствующих их достойному уровню жизнедеятельности и самообеспечения.
Библиографическая ссылка
Чупрова Е.Ю. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПОВЛЕКШИХ ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2021. – № 2. – С. 39-43;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1077 (дата обращения: 21.11.2024).