Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Дадашев Э.Р. 1
1 Бакинский государственный университет
В статье анализируется формирование институциональной среды в Азербайджане в период становления независимости. Процесс, начатый национальным лидером Гейдаром Алиевым, стал первым шагом к восстановлению экономики и ее постепенной реализации в суверенное государство, после установления сильной социальной и политической стабильности в Азербайджане. Эта политика была продолжена президентом Ильхамом Алиевым, с его современным подходом, диверсификацией глобализационных процессов в интеграцию Азербайджана, стимулируя развитие экономики революционными методами воздействия. Несмотря на кризисно-экономическую обстановку в мире, главной целью нового этапа является обеспечение стабильности динамичного социально-экономического улучшения, достигнутого в стране в долгосрочной перспективе с помощью тезисов экономической эффективности, социальной безопасности и повышения конкурентоспособности национальных товаров. Итог этого диверсификационного процесса – насыщенное становление ненефтяного сектора, в частности производства сельскохозяйственных продуктов и их экспорт, что создаст повышенную занятость населения. Одним из приоритетов стратегии экономического процветания является постоянное оздоровление бизнес-процессов, развитие институциональной базы, получение внутренних и иностранных инвестиций, инновационных технологий, новых методов управления и, как правило, производство качественной и прибыльной продукции.
экономика Азербайджана
экономические реформы
рыночная экономика
развитие малого и среднего бизнеса
замещение импорта
1. Гаджиева С.Т. Основные направления стимулирования малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской республике // Вестник науки и образования. 2019. № 6–1 (60). C. 5–10.
2. Мазилкина Ж.В. Теории предпринимательства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015 № 2 (7). C. 171–173.
3. Шибаев C.Р. Феноменология предпринимательства // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011 № 1. С. 78–84.
4. Официальный сайт Государственного комитета статистики Азербайджана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.az (дата обращения: 23.04.2021).
5. Официальный сайт Министерства экономики Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.az/ru (дата обращения: 23.04.2021).
6. Указ Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 2012 г. «Об утверждении Концепции развития "Азербайджан 2020: взгляд в будущее"». [Электронный ресурс]. URL: https://president.az/files/future_ru.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
7. Официальный сайт Агентства развития малого и среднего бизнеса Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.az/nav/o-nas (дата обращения: 23.04.2021).
8. Официальный сайт президента Азербайджанской республики. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.president.az/documents/decrees (дата обращения: 23.04.2021).
9. Дадашев Э.Р. Роль СЭЗ на современном этапе экономического развития бизнес-климата в Азербайджане // Кооперация. 2019. № 3 (54). С. 160–166.
10. Дадашев Э.Р. Этапы бизнес-планирования для усовершенствования методов развития малого и среднего бизнеса // Вестник науки и образования. 2020. № 24 (78)/4. C. 9–13.
11. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения. [Электронный ресурс]. URL: http://sosial.gov.az (дата обращения: 23.04.2021).
12. Официальный сайт МБРР. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/who-we-are/ibrd, http://cityexp.ru/index.php/upravlenie/edinaya-servisnaya-platforma (дата обращения: 23.04.2021).
13. Официальный сайт ГНКАР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.socar.az/socar/az/home/ (дата обращения: 23.04.2021).

Хотя мы мало что можем сказать об экономическом положении далекого исторического прошлого древнего Азербайджана, наше понимание экономического положения пленения империей, которое совпало с наступлением капитализма, гораздо шире. В течение длительного периода колониализма развитие экономики Азербайджана происходило в общем политическом климате, присущем этой системе, а также с неоправданным предвзятым и противоречивым отношением к этой стране. Тем не менее развитие некоторых важных направлений экономики Азербайджана, основанное на использовании богатых местных ресурсов, в интересах колониального режима создало впечатление, что империя в то же время зависела от него. Поэтому стремление империи к вечному овладению всеми средствами Азербайджана, части его территории, насильственно оккупированной временем, было очень сильным. Благодаря прямому влиянию нефтяной промышленности в Азербайджане, которая начала быстро развиваться со второй половины XVIII в., ряд других секторов экономики также начали свое формирование. Азербайджан, который уже был признан в мире благодаря стремительному развитию нефтяной промышленности в начале XX в., также проявил себя в сфере машиностроения, электроэнергетики, строительных материалов, легкой и пищевой промышленности. А сельское хозяйство имело более широкую производственную структуру, которая больше соответствует возможностям и условиям, созданным временем, и даже имеет тенденцию к международному разделению труда.

Целью исследования является систематический анализ институционального формирования рыночной экономики в Азербайджане, после становления независимости. Изучение своевременности реформ, проводимых в стране, которые заложили основу для перехода на качественно новый этап социально-экономического развития. Сегодня наша главная цель – обеспечить устойчивость динамичного развития, достигнутого в стране, на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики и ее эффективной интеграции в мировую экономическую систему, ускорения развития ненефтяного сектора и предпринимательства.

Материалы и методы исследования

В период после обретения независимости в 1993 г. развитие институтов, направленных на формирование бизнес-среды в Азербайджане, можно разделить на следующие этапы:

Этап до 1993 г. Осуществление экономических реформ на систематической основе, последовательным и взаимодополняющим образом является важной предпосылкой для восстановления экономики. Ожидается, что понимание роли каждой из экономических мер, предпринятых в ходе радикальных экономических изменений, окажет серьезное влияние на результаты фундаментальной реформы. Что касается реальности Азербайджана, то в первые годы нашей независимости было ясно, что ситуация не является удовлетворительной. Как в теории, так и в экономике республики приватизация, в частности, должна была предшествовать либерализации цен, которая формировала финансовую основу предпринимательства. Однако ряд объективных и субъективных причин вынуждают страну начать процесс либерализации цен при монополии государственной собственности в экономике. Таким образом, важная стратегическая мера для перехода к рыночной экономике – приватизация перешла к фискальным целям. Учитывая тот факт, что реальная финансовая стабильность в этой ситуации возможна только за счет увеличения производственной активности и, следовательно, увеличения предложения денег в обращении, ясно, что предпринятые тактические шаги не будут иметь реального эффекта. Ситуация в экономике страны после либерализации цен превратила процесс приватизации в ядро реформ, необходимых для развития предпринимательства и формирования конкурентной среды [1]. К 1993 г. замедление этих процессов оказало значительное влияние на дальнейшее замедление и коллапс экономики, что привело к значительным финансовым потерям. Таким образом, задержка в приватизации еще более затруднила преодоление рецессии и обеспечение макроэкономической стабильности в стране [2].

Этап с 1993 по 2002 г. Этот этап может характеризоваться реализацией мер, направленных на установление макроэкономической стабильности в стране. В результате целенаправленной политики и систематических мер, проводимых Гейдаром Алиевым, страна достигла политической и макроэкономической стабильности, которая заложила прочную основу для экономических реформ. Хотя в течение этого периода были предприняты определенные усилия для создания и развития предпринимательства, с 1996 г. произошли серьезные преобразования. Лучшим свидетельством жизнеспособности и эффективности экономических реформ и модели развития Азербайджана является недавний прогресс, достигнутый в нашей стране в области социально-экономического развития. Таким образом, политика, проводимая по этой модели, очень быстро привела к значительным качественным изменениям в экономике страны: сдерживалась инфляция, а дефицит бюджета сократился до 1–2 % ВВП [3]. В результате этих изменений макроэкономическая стабильность была достигнута в условиях глубокого экономического кризиса, и стало возможным обеспечить динамичное экономическое развитие. Темпы роста ВВП в 1996 г. составили 1,3 %, в 1997 г. – 5,8 %, а в 1998–2004 гг. – 10 % [4]. Исходя из особенностей экономического развития нашей республики, была проведена успешная экономическая политика по разработке нефтяной стратегии. Это, в свою очередь, дало импульс развитию вспомогательных секторов, связанных с развитием нефтяного сектора, и укрепило позиции местных предпринимателей в этих областях. Воспользовавшись стратегическим положением страны, началась реализация успешных международных экономических проектов. Структурные реформы в сфере экономики и государственного управления дали мощный импульс развитию всех секторов экономики, включая предпринимательский сектор. Таким образом, создание Министерства экономического развития Указом Президента Азербайджанской Республики от 30 апреля 2001 г. заложило основы консолидации и управления государственной поддержкой развития предпринимательства и его управления в единой структуре, сделав предпринимательство неотъемлемой частью общего экономического развития [5]. За прошедшие годы правовая база для предпринимательства в Азербайджанской Республике была усовершенствована в соответствии с международной практикой с целью создания благоприятных условий для развития предпринимательства. Конституция Азербайджанской Республики содержит положения, касающиеся создания условий для развития экономики на основе рыночных отношений, гарантии предпринимательства, формирования и развития конкурентного механизма и защиты конкуренции. Законы Азербайджанской Республики и другие законодательные акты, принятые для создания необходимой правовой среды для развития предпринимательства, создали правовую основу для предпринимательства как системы [6]. Необходимая правовая база для приватизации уже была сформирована. В связи с этим особое значение имеет принятие государственных программ приватизации государственного имущества в Азербайджанской Республике, которые играют ключевую роль в правовом обеспечении процесса. Принятые государственные программы в области развития предпринимательства сыграли особую роль в развитии этого сектора, сделав государственные меры по развитию малого и среднего бизнеса одним из приоритетных направлений экономической политики Азербайджана. В рамках этих государственных программ были приняты важные меры по регулированию экономики и предпринимательства, а также сформирована система государственной финансовой поддержки предпринимателей. Были предприняты значительные шаги по созданию предпринимательской инфраструктуры, созданы структуры для предоставления предпринимателям необходимой технической помощи. На государственном уровне были предприняты определенные шаги по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Таким образом, ставки налога на прибыль и налог на добавленную стоимость, обязательные страховые взносы были снижены, а ставки единого налога были применены к малым предприятиям.

Период с 2002 г. На данном этапе реструктуризация экономики страны направлена на ускорение развития предпринимательства, усиление роли сектора в решении социально-экономических проблем страны, дальнейшую адаптацию его деятельности к потребностям экономики страны и расширение масштабов мер государственной поддержки в этой области и необходимую реализацию имеющегося потенциала для развития предпринимательства в регионах. «Государственная программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджане на 2002–2005 годы» дала мощный импульс развитию предпринимательства в стране, сыграв важную роль в обеспечении систематического характера осуществляемых правительственных мер [7]. В результате экономической политики Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева за эти годы валовой внутренний продукт Азербайджана увеличился в пять раз. Рассмотрим наиболее важные революционные методы воздействия Правительства Азербайджана на экономическое развитие. 6 марта 2007 г. президент Ильхам Алиев подписал указ «О создании особых экономических зон в Азербайджанской Республике» [8]. После чего в разных регионах Азербайджана началось строительство промышленных парков, свободных экономических зон. Забегая немного вперед, отметим, что в мае 2017 г. Ильхам Алиев вновь вернулся к этому вопросу, подписав распоряжение об ускорении создания свободной экономической зоны. Президент Азербайджана Ильхам Алиев 17 сентября 2018 г. подписал распоряжение о мерах по созданию в поселке Алят Гарадагского района Баку специальной экономической зоны типа свободной торговой зоны, включая территорию нового Бакинского международного морского торгового порта. В отличие от пограничных и внутренних сухих портов Азербайджана, новая свободная экономическая зона будет играть ключевую роль в международных мультимодальных перевозках и в евразийской цепочке поставок через Азербайджан. Прочная внутренняя и региональная логистическая сеть и логистический рынок обеспечат крепкую основу для проекта Алят. Порт будет выступать в качестве основного логистического узла в Каспийском регионе, обслуживающем как европейские и азиатские рынки, а также будет являться частью обширной международной логистической сети, связывающей Европу и Азию [9]. Для азербайджанской общественности одним из грандиозных событий в области усовершенствования социального уровня стало создание центров «ASAN» сервиса, в соответствии с Указом Президента № 685 от 13 июля 2012 г. при «Государственном агентстве по обслуживанию граждан и социальным инновациям». Первый центр «ASAN» сервиса был запущен 15 января 2013 г. Благодаря современным и удобным технологиям, установленным в центре, граждане могут пользоваться государственными услугами, экономя при этом время и расходы. С внедрением этой модели в жизни людей произошли положительные изменения и была обеспечена удовлетворенность граждан использованием государственных услуг. Таким образом, хотя граждане больше не пользуются общественными услугами более эффективно и действенно, они также повышают доверие общественности к правительству. С этой точки зрения деятельность «ASAN» сервиса положительно приветствуется электоратом. Для кардинального изменения социально-экономического уровня населения, улучшения бизнес-среды для предпринимателей разного уровня, Указом Президента Азербайджанской Республики № 1138 от 6 декабря 2016 г. утверждены 12 стратегических дорожных карт по 11 секторам народного хозяйства и экономики. Эти сектора включают нефтегазовую отрасль, сельское хозяйство, малый и средний бизнес, тяжелую промышленность и машиностроение, специализированный туризм, логистику и торговлю, жилье, профессиональную подготовку и обучение, финансовые услуги, телекоммуникации и информационные технологии и коммунальные услуги. Стратегическая дорожная карта для национальной экономической перспективы охватывает краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы, стратегию экономического развития и план действий до 2020 г., долгосрочное видение на период до 2025 г. и цель на период после 2025 г. Документ охватывает не только цели и принципы развития, но и глобальные тенденции в каждой области, всестороннюю диагностику экономики, меры, которые необходимо предпринять, необходимые инвестиции и показатели эффективности. «Стратегическая дорожная карта для национальных экономических перспектив Азербайджанской Республики», утвержденная соответствующим указом президента, гласит: «За последние 10 лет Азербайджан стал лидером по темпам экономического роста в мире». Была модернизирована инфраструктура, развита ненефтяная экономика, улучшено социальное обеспечение, созданы стратегические валютные резервы на уровне, превышающем ВВП, на основе доходов от успешной нефтяной стратегии. Возникла необходимость перехода к новому подходу экономического развития в Азербайджане в 2014 г. на фоне резкого снижения цен на нефть и экономического кризиса в странах – торговых партнерах, замедления экономического роста в стране, институциональных и структурных проблем, платежного баланса и дефицита ненефтяного бюджета, процессов в финансовом и банковском секторах. Концентрируясь на новых «авангардных» секторах, которые будут обеспечивать устойчивое развитие, структура экономики включала коммерческий сектор и некоммерческий сектор, обрабатывающую промышленность относительно производства, частное предпринимательство относительно государственного предпринимательства, высокотехнологичные сектора относительно низкотехнологичных секторов и низкоквалифицированную рабочую силу. Он был перебалансирован благодаря превосходному росту рынков с высоким доходом по сравнению с рынками с низким доходом и секторами высокой стоимости по сравнению с секторами с низкой стоимостью. Обновление структуры национальной экономики стало возможным благодаря дальнейшему улучшению бизнес-среды, реализации новой политики в рамках среднесрочной стратегии расходов, укреплению финансовой и банковской системы и совершенствованию денежно-кредитной политики в режиме плавающего обменного курса, а также расширению доступа к иностранным рынкам [10]. Поэтому в рамках национальной экономической перспективы были выбраны четыре стратегические цели. В результате реализации этих целей и стратегических дорожных карт для 11 секторов устойчивое экономическое развитие станет возможным благодаря обеспечению баланса между реальным и финансовым секторами. Общий уровень реализации «Стратегической дорожной карты для национальной экономики Азербайджанской Республики» составляет 92 %. В 2017 г. первая цель Стратегической дорожной карты для национальной экономики – укрепление бюджетной устойчивости и принятие устойчивой денежно-кредитной политики – была полностью выполнена на 67 %, частично реализована на 25 %, и только 8 % не были выполнены. В связи с этим планируется обеспечить макроэкономическую координацию, внедрить «золотое правило», нацелить новый альтернативный якорь, осуществить переход к полностью плавающему режиму обменного курса, улучшить функционирование межбанковского рынка, среднесрочные рамки затрат, формирование и управление адекватными экономическими ожиданиями. Меры были приняты. Для контроля каналов денежной массы была принята финансовая программа (на 2017 г.), и в конце года эта программа была реализована. Вторая цель Стратегической дорожной карты для национальной экономической перспективы – уровень реализации реформ, связанных с приватизацией и государственными предприятиями – заключается в следующем: полное выполнение 71 % и частичное внедрение 29 %. Следует отметить, что «Перечень государственных предприятий, которые должны находиться в государственной собственности в среднесрочной перспективе» был обновлен с учетом критериев, определяющих спрос на основе государственной собственности. Процесс приватизации государственного имущества был ускорен, и было принято решение о приватизации около 40 предприятий и объектов, 13 из которых были приватизированы. Была подготовлена единая база данных о предприятиях и объектах, объявленных открытыми для приватизации, «Портал приватизации» и «Повестка дня приватизации» на 2018 г. При участии авторитетных международных консалтинговых компаний были оценены предприятия, охватывающие преимущественно приоритетные отрасли, и проанализированы потенциальные тенденции развития. Еще один момент, который будет рассматриваться как новый подход, заключается в том, что отныне приватизированные производственные предприятия будут приватизироваться в основном посредством инвестиционных конкурсов, а потенциальные покупатели будут обязаны реализовывать инвестиционную программу (бизнес-план). Третья цель в Стратегической дорожной карте для национальной экономической перспективы – уровень реализации развития человеческого капитала – составила 100 %. В 2017 г. вступили в силу законы Азербайджанской Республики «О дошкольном образовании» и «О страховании на случай безработицы», диагностическая оценка учителей, утверждены «Правила приема на работу в общеобразовательные учреждения» по итогам конкурса. 198 человек были наняты в качестве директоров. Кроме того, был разработан законопроект «О профессиональном образовании», утверждены «Требования по предоставлению статуса исследовательского университета высшим учебным заведениям» и проведен конкурс грантов на развитие и инновации в образовании. Проект программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Азербайджанской Республики был подготовлен на основе изучения международного опыта привлечения инвестиций в инновационную деятельность в стране. Четвертая цель Стратегической дорожной карты для национальной экономической перспективы – развитие благоприятной деловой среды – в 2017 г. 94 % запланированной части были выполнены, 6 % были выполнены частично. В рамках комиссии был подготовлен новый проект Кодекса о конкуренции для улучшения деловой среды в стране и дальнейшего улучшения положения страны в международных рейтингах. Утвержден План действий по выполнению распоряжения Президента Азербайджанской Республики от 13 июля 2016 г.

«О дополнительных мерах по улучшению бизнес-среды в Азербайджанской Республике и дальнейшему улучшению позиций нашей страны в международных рейтингах». В рамках этого плана действий проводятся мероприятия по улучшению деловой среды в 18 областях на основе пяти авторитетных международных докладов. В 2017 г. было проведено исследование для продвижения эффективной налоговой системы. В целях повышения гибкости и эффективности государственных услуг были проведены такие исследования, как «Анализ данных в организации общественных услуг», «Использование открытых государственных данных» и «Решения электронного правительства». В то же время был изучен опыт ряда стран, а также принципы Всемирного банка «Надлежащее управление в оценке эффективности деятельности государственных органов: прозрачность, эффективность, подотчетность и эффективность». Были проведены исследования по использованию «Открытой правительственной информации» в организации государственных услуг, применению передовых технологий и электронных решений, были организованы визиты. Для заключения соглашений о свободной торговле был изучен опыт ряда стран, проведены аналогичные соглашения, заключенные этими странами, и проведен подробный анализ их взаимодействия в торговле. Комиссия, учрежденная Президентом Азербайджанской Республики 13 июля 2016 г., и Совет по финансовой стабильности реализовал 100 % мер, предусмотренных в «Стратегической дорожной карте для национальных экономических перспектив» в 2017 г. Государственный комитет по имущественным вопросам имеет показатель исполнения 83 %, Центральный банк – 69 %, а Министерство налогов – 50 %. Успешная реализация Стратегических дорожных карт под руководством президента Ильхама Алиева способствует макроэкономической стабильности, росту ненефтяного сектора и экспорта, улучшению торгового и налогового баланса, благоприятной деловой среды и инвестиций, устойчивому улучшению инфраструктуры и социального обеспечения, а также укреплению международных позиций нашей страны. Можно с уверенностью сказать, что четкие и конкретные взгляды президента Ильхама Алиева на управление и социально-экономическое развитие нашей страны, его политическую волю, одобрение главой государства конкретных государственных программ во всех областях и их реализация обеспечили выполнение определенных задач. C целью дальнейшего совершенствования механизмов обеспечения новыми экономическими базами, повышением уровня предоставляемых услуг в этой области, повышения эффективности мер, предпринимаемых для повышения благосостояния населения, обеспечения социальной защиты и достойного уровня жизни, послужил Указ Президента Азербайджанской Республики от 25 декабря 2017 г. «Об утверждении стратегической дорожной карты для основных отраслей народного хозяйства и экономики» в связи с выполнением Указа Президента Азербайджанской Республики № 1138 от 6 декабря 2016 г., открытия акционерного общества «Азербайджанский ипотечный фонд». Фонд осуществляет работу по созданию механизма долгосрочного ипотечного кредитования населения Азербайджанской Республики, помощи в привлечении местных и иностранных финансовых ресурсов для ипотечного кредитования, а также поручительств по кредитам, получаемым предпринимателями из уполномоченных банков и организаций. Для поддержки развития малого и среднего предпринимательства в стране и координации и регулирования услуг государственных учреждений, Указом Президента Азербайджанской Республики от 28 декабря 2017 г. было создано «Агентство по развитию малого и среднего бизнеса Азербайджанской Республики». Устав и структура Агентства были утверждены Указом Президента от 26 июня 2018 г. Агентство является публичным юридическим лицом, которое и действует при Министерстве экономики. Цель Агентства заключается в том, чтобы, участвуя в регулировании деятельности МСБ, использовать гибкую систему управления (обширно применяющуюся в этой области согласно международному опыту и отвечающую современным требованиям) и эффективный механизм координации с целью усиления вклада субъектов микро, малого и среднего предпринимательства в экономику страны, повышения их удельного веса и конкурентоспособности, расширения их возможностей доступа к финансовым ресурсам и совершенствования механизмов оказания им институциональной поддержки, осуществления координации деятельности государственных и частных организаций в этой области, создания благоприятных условий в регионах для развития предпринимательства и привлечения местных и иностранных инвестиций в этой сфере [11]. Для дальнейшего содействия совместной сельскохозяйственной деятельности сельхозпроизводителей, создания благоприятных условий для организации сельскохозяйственных кооперативов на добровольной основе, обеспечения устойчивой работы кооперативов, а также для поддержки становления и развития кооперации в аграрном секторе было утверждено много указов Президента Азербайджанской Республики, отметим некоторые из них: «Государственная программа по развитию производства хлопка в Азербайджанской Республике на 2017–2022 годы» от 13 июля 2017 г.; «Государственная программа по развитию табака в Азербайджанской Республике на 2017–2021 годы» от 10 августа 2017 г.; «Государственная программа развития сельского хозяйства в Азербайджанской Республике на 2018–2025 годы» от 9 февраля 2018 г.; «Государственная программа развития чая в Азербайджанской Республике на 2018–2027 годы» от 12 февраля 2018 г.; «Государственная программа по развитию цитрусовых в Азербайджанской Республике на 2018–2025 годы» от 13 февраля 2018 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты экономических реформ к 2020 г. В 2018 г. ВВП страны увеличился на 1,4 %, доля частного сектора в ВВП достигла 85 %, ненефтяной сектор вырос на 1,8 %, ненефтяная промышленность – на 7,4 %. В то же время инвестиции в экономику составили 15,3 млрд долл. США. В первом квартале 2019 г., благодаря экономическому росту, были проведены комплексные экономические реформы, осуществляемые правительством Азербайджана. В первом квартале 2019 г. ВВП увеличился на 3 %, ненефтяной сектор на 1,7 %, ненефтяная промышленность на 16,1 %, агробизнес на 3,6 % и валютные резервы сократились до 46,7 млрд долл. Уровень инфляции составил 2,1 %. Оборот вырос на 37,6 % – до 7,6 млрд долл. [12]. Развитие частного сектора в целом и особенно малых и средних предприятий остается одним из главных приоритетов государственной политики. Агентство по развитию малого и среднего бизнеса Азербайджана уполномочено предоставлять сервисные платформы G2B и B2B, анализировать состояние бизнес-среды, управлять механизмами поддержки бизнеса, защищать интересы МСП, расширять финансовые возможности МСП и зарубежных рынков. Созданные благоприятные условия для инновационного и высокотехнологичного развития индустриальных парков в Сумгайыте, Гарадаге, Мингячевире, Балаханах и Пираллахи, продвигает устойчивую промышленность и поддерживает предпринимательство в этой области. В эти индустриальные парки, было вложено до 3,3 млрд долл., что привело к созданию 10 000 новых рабочих мест. Ожидается увеличение инвестиций в существующие проекты, будут дополнительные инвестиции до 400 млн долл. В то же время ряд созданных промышленных зон в Нефтчале, Масаллы, Гаджигабуле и Сабирабаде будут содействовать осуществлению политики индустриализации, особенно для МСП, действующих в этих районах. В этих зонах уже производят машины, изделия из пластмассы, сельскохозяйственную технику, мебель и изделия из дерева, продукты питания и другие товары. Ожидается, что объем инвестиций во все эти четыре зоны составит 46 млн долл. Реализация государственных программ в области хлопководства, тутового шелкопряда, цитрусовых и виноградарства, а также других потенциальных направлений придаст дополнительный импульс развитию сельского хозяйства. Кроме того, ведется большая работа по созданию сельскохозяйственных парков, интенсивная технология, используемая фермами для развития сельского хозяйства. План включает более 50 сельскохозяйственных парков и крупных ферм в 33 регионах страны общей стоимостью 2,2 млрд манатов на площади, около 257 тыс. га. На сегодняшний день 17 сельскохозяйственных парков и ферм занимают большую площадь 96 тыс. га. Для облегчения доступа предпринимателей к финансовым ресурсам Фонд развития предпринимательства при Министерстве экономики предоставил предпринимателям в ненефтяном секторе льготных кредитов на общую сумму 2,3 млрд ман. В 2018 г. Азербайджан продолжил реализацию крупных региональных проектов, в мае этого года на Сангачальском терминале недалеко от Баку был официально открыт Южный газовый коридор (SGC) стоимостью более 40 млрд долл. в рамках второй фазы разработки месторождения Шах-Дениз в секторе Каспийского моря, предусматривает транспортировку газа в Турцию и за ее пределы. ЮГК будет играть ключевую роль в диверсификации источников энергии в ЕС, повышении безопасности и диверсификации поставок энергоносителей в Турцию и в Европу. Это обеспечит значительную часть спроса на нефтепродукты в Турции и стран Средиземноморья [13]. В начале 2019 г. четвертая «Социально-экономическая программа развития регионов Азербайджана на 2019–2023 годы». Эти программы успешно реализуются с 2004 г. и существенно изменили имидж не только городов и деревень в регионах, но также открыли для них возможности для увеличения пропускной способности, улучшения инфраструктуры, качества общественных услуг, деловой и инвестиционной среды и благосостояния. Законодательные акты, инфраструктурные меры широко применяются в сфере туризма. В 2019 г. страну посетили 2,85 млн иностранных туристов, что на 6 % больше, чем годом ранее. По статистике, иностранные гости потратили 2 млрд долл. В настоящее время в Азербайджане насчитывается более 500 отелей, 150 из которых расположены в Баку. Передовая цель этих реформ – улучшение благосостояния населения и минимальных стандартов социального обеспечения. Наряду с увеличением размера социальных пособий и пенсий, минимальная заработная плата была увеличена более чем на 38 % с 1 марта 2019 г. В 2018 г., согласно соответствующему указу президента Азербайджана, была проделана большая работа по созданию нового агентства и центра для республики «DOST» (Устойчивое и оперативное социальное обеспечение) при Министерстве труда и социальной защиты. Он охватывает 126 служб труда, занятость, социальное обеспечение, адресную государственную социальную помощь, инвалидность, пенсии, социальное страхование и другие. Важная мера социальной политики была введена указом президента «О дополнительных мерах в связи с решением вопроса проблемных кредитов физических лиц в Азербайджанской Республике», который предусматривает выплату компенсаций гражданам, кредитная нагрузка которых увеличилась в результате девальвации местной валюты, маната, в 2015 г.

Заключение

По данным доклада Всемирного банка «Doing Business» за 2019 г., Азербайджан продемонстрировал наиболее заметное улучшение показателей «Doing Business», реализовав рекордное количество реформ и войдя в число 10 стран, максимально повысивших свои показатели. Азербайджан занимает 25-е место среди 190 стран по легкости ведения бизнеса. Расходы госбюджета Азербайджана в 2020 г. достигнут 25 млрд долл. Он составит 617 млн манатов против 427,7 млн манатов в 2019 г. Социальные расходы составят 40,7 % государственного бюджета, что на 2662,2 млн манатов больше, чем в 2019 г., или на 9 % больше. Отметим, что выплата заработной платы составила 6723,4 млн на пенсии и социальные выплаты – 3213,4 млн манатов. по обязательному медицинскому страхованию – 902,9 млн манатов. В 2020 г. дефицит государственного бюджета составит 1133,7 млн манатов, что на 888,3 млн манатов больше, чем в этом году, или на 43,9 % меньше. Традиционно дефицит будет финансироваться за счет внешних займов, внутренних заимствований, включая выпуск ценных бумаг, поступлений от приватизации и остатка на едином казначейском счете. Примечательно, что наша страна входит в первую десятку стран мира по небольшой доле внешнего долга в ВВП. Это положительный показатель, позволяющий избежать обременения будущих поколений. Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что современная экономическая политика, проводимая Правительством Азербайджана, реализуется правильно и эффективно.


Библиографическая ссылка

Дадашев Э. Р. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2021. – № 2. – С. 15-22;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1073 (дата обращения: 20.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674