Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ

Серкова А.В. 1 Ерохина Е.В. 1
1 КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
В статье исследованы и проанализированы особенности развития таможенной логистики. В XXI веке актуальность данной темы имеет особое значение для управления импортом и экспортом. Цель статьи – проанализировать особенности развития таможенной логистики. В данной статье изучены потоки логистики и внешней торговли в рамках Европейской организации свободной торговли. Внешнеторговый поток приобретает цифровой формат, что позволяет минимизировать уровень контрабанды и следить за налогами при их строжайшем контроле и обеспечить защиту конечных потребителей в рамках внедрения единой системы отслеживания для стран ЕАЭС. В результате анализа установлено, что таможенный контроль международной перевозки товаров основан на общем техническом плане и сотрудничестве других соответствующих отделов контрольной службы для определения времени и последовательности каждой службы для выполнения своих прямых обязанностей. Отмечено, что перемещение через таможенные границы связано с использованием специальных информационных технологий для выполнения таможенных процедур. Подструктура компонентов таможенной логистики учитывает логистические характеристики таможенных процедур. Согласно Таможенному закону Таможенного союза, таможенные процедуры представляют собой набор правил, определяющих требования и условия использования и распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Сделан вывод, что целью таможенной деятельности является эффективная организация логистики и оптимизация процессов и таможенных операций.
таможенная логистика
международные организации
внешнеторговый бизнес
экспортно-импортный товарный поток
международные логистические процедуры
таможенный кодекс
1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: Интегрированная цепь поставок. 2-е изд. М.: Олимп-Бизнес, 2015. 640 с.
2. Рыжиков Ю.И. Логистика и теория очередей: учебное пособие. 2-е изд., испр. СПб.: Издательство «Лань», 2019. 456 с.
3. Лебедев Е.А., Миротин Л.Б., Покровский А.К. Инновационные процессы в логистике: монография / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. М.; Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. 392 с.
4. Ващило А.А. Проблемы развития транспортно-логистических услуг в странах Евразийского экономического союз // Вестник БНТУ. 2016. 262 с.
5. Гудков В.А., Миротин Л.Б., Ширяев С.А., Гудков Д.В. Основы логистики: учебник для вузов / Под ред. В.А. Гудкова. 3-е изд., доп. М.: Горячая линия – Телеком, 2015. 386 с.
6. Стаханов Д.В., Стахановский В.Н. Таможенная логистика. М.: Приор, 2015. 96 с.
7. Черенков В.И. Основы международной логистики. СПб.: СПбГУ, 2016. 415 с.

Сегодня большое внимание уделяется экономической деятельности производственного характера. Главный критерий оценки деятельности – продажи. Этот традиционный индикатор представлен различными функциями: анализ рынка, сегментация рынка, создание серии продуктов, ценообразование и т.д. Однако рыночная экономика эффективна только при ускорении оборачиваемости ликвидных активов. Такое ускорение во многом связано с решением проблемы грузоперевозок, что является основой отрасли логистических знаний. Целью использования международной логистики является оснащение непрерывного потока сырья, изделий и услуг на материковом и межконтинентальном уровнях.

Цель исследования: проанализировать особенности развития таможенной логистики.

Материалы и методы исследования

Исследовательские материалы являются электронной версией публично напечатанных статей, полный текст которых доступен бесплатно. Для выполнения работы использовался теоретический анализ и метод обобщения.

Анализ развития таможенной логистики

Таможенная логистика – это комплекс мероприятий, основная задача которого состоит в решении вопросов организации, поддержания грузовых перевозок между странами. В структуру таможенной логистики входит проверка соответствия товаров декларации, подготовка всех необходимых документов и т.д. Все методы и средства таможенной логистики предназначены для оптимизации экономической деятельности за рубежом [1, с. 115].

Активная глобализация и либерализация мировой торговли породили предрассудки и создали оптимальную систему взаимодействия между всеми участниками внешнеполитической деятельности в ходе процедур проверки и регулирования товаров и транспортных средств.

Сегодня таможенная логистика привлекает внимание влиятельных международных организаций, таких как ООН и ВТО. Торговля и транспортные услуги приобретают все более важное значение для конкурентоспособности и возможностей экономического развития стран. Европейская экономическая комиссия и Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) провели многочисленные исследования, анализ и консультации по вопросу о процедурах поддержки торговли и оказанию технической помощи развивающимся странам.

Транспортные маршруты играют важную роль в мировой торговле. В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве тоннеля под проливом Беринга для создания новых международных транспортных коридоров, особенно в Сибири, США [2, с. 42]. Появились новые маршруты перевозки из Юго-Восточной Азии в Китай и страны СНГ (Узбекистан, Казахстан, Киргизия). В настоящее время ведется строительство Шведско-Европейской южной линии (включая мосты и тоннели с обеих сторон – Морской пояс и туннель Эресунн).

На национальном и международном уровнях различия в материально-техническом обеспечении основаны на соответствующих системах материально-технического обеспечения. Использование логистики на национальном уровне ограничивается национальными границами, не пересекающими соответствующие производственно-сбытовые цепи. Использование таможенной логистики связано с пересечением границ страны. Предприятия, использующие таможенную логистику, должны принимать во внимание внешнюю политику стран, участвующих в международной системе логистики, и детали их международной торговой политики.

Среди различных задач, которые выполняет таможенная логистика, необходимо выделить следующие [3, с. 42]:

1. Повысить эффективность процедур по установлению цен на предоставляемые изделия и услуги.

2. Отдать предпочтение либо доставке и складской организации, либо снабжению без промежуточного хранения.

3. Улучшить логистические услуги.

4. Осуществить работу внешних филиалов компании.

5. Пересмотреть международные законы и положения о поставках товаров и услуг.

В развитии внешнеторговых операций потоки логистического капитала подразделяются на две части. Первая часть включает платежи от поставщиков товаров. Одной из особенностей этого процесса является то, что он регулируется большинством Штатов и международным правом. Она также включает страховые взносы, платежи и принадлежности. Вторая часть потоков логистического капитала во внешнюю торговлю включает таможенные платежи, в соответствии с которыми страны регулируют объем, структуру и направление потоков импортно-экспортной торговли.

Что касается потока информации, следует отметить, что в таможенной логистике перемещение физических объектов через таможенные границы связано с использованием специальных информационных технологий в таможенных процедурах. Согласно хорошо известному исследованию объема рабочего процесса, сопровождаемого типичным международным обменом, было задействовано 27 участников, которые должны были подготовить 40 оригиналов документов и 360 копий [4, с. 96]. Стоимость информационного сопровождения составляет 3,5-7 % от общего объема транзакции. При этом временные затраты соразмерны, и в большинстве случаев их стоимость во много раз превышает время доставки.

Таможенный контроль международной перевозки товаров основан на общем техническом плане и сотрудничестве других соответствующих отделов контрольной службы для определения времени и последовательности каждой службы для выполнения своих прямых обязанностей.

Управление процессами международных логистических процедур определяется следующими взаимосвязанными факторами:

– характер потока импортных и экспортных товаров;

– наиболее подходящие таможенные процедуры использования товаров;

– таможенный тариф;

– экономические и неэкономические меры.

Основное различие между традиционным логическим подходом к регулированию потоков экспортно-импортных товаров заключается в том, что он устанавливает наиболее упорядоченную систему взаимодействия между иностранными участниками экономической деятельности в рамках таможенных процедур.

Подструктура компонентов таможенной логистики учитывает логистические характеристики таможенных процедур. В соответствии с Законом о таможне таможенные процедуры являются сводом правил, определяющих требования и условия использования и утилизации товаров в рамках Таможенного союза или за его пределами. Из сказанного можно отметить, что каждая процедура включает в себя расчет и уплату таможенных пошлин, которая состоит из [5, с. 215]:

1) выпуска внутреннего использования.

Изготовление изделий для внутреннего производства в соответствии с таможенными процедурами:

- оплата пошлины и налогов;

- соблюдение запретов и ограничений;

- предоставление документов, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с использованием специальных документов;

- защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Как только эти условия будут выполнены, товару будет предоставлен статус Таможенного союза;

2) экспорта (товары, произведенные за пределами таможенной зоны Таможенного союза, должны постоянно находиться за пределами таможенной территории);

3) таможенного транзита (в случае запрета и ограничения (кроме тарифов и технических мер) товары вывозятся с места таможенного контроля в пределах таможенной территории Таможенного союза с таможни места назначения, а затем перемещаются по территориям государств-членов нетаможенного союза без уплаты пошлин, налогов);

4) таможенного склада, на котором хранятся товары в соответствии с таможенными процедурами; таможенный склад представляет собой специально созданную структуру, в которой товары хранятся в соответствии с таможенными процедурами таможенного склада. Склад может быть открытый, где хранятся любые товары, и закрытый, предназначенный для владельцев таможенного склада;

5) обработки на таможенной территории, срок которой не превышает трех лет. Утилизация начинается со дня помещения товаров на таможенную территорию. Решением Комиссии Таможенного союза по отдельным категориям товаров может быть определен срок обработки товаров в таможенной зоне;

6) обработки вне таможни – таможенной процедуры, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы территории для операций по переработке в определенные сроки;

7) переработки для внутреннего потре- бления.

Перечень соответствующих товаров определяется законодательством государств-членов Таможенного союза. К условиям помещения товаров на внутреннюю переработку относят:

- обращение к уполномоченным органам членов Таможенного союза с просьбой об условиях внутреннего потребительского регулирования;

- выявление таможенными органами иностранных товаров в своей переработанной продукции;

- переработанную продукцию, которая не может быть экономически восстановлена в прежнем состоянии.

Пройденные проверку товары в соответствии с таможенными процедурами получают статус иностранных товаров внутреннего потребления;

8) временного въезда (эти таможенные процедуры, в которых иностранные товары используются на таможенной территории Таможенного союза в течение определенного периода времени, условно освобождаются от импортных пошлин, налогов и нетарифных правил, а затем следуют процедурам реэкспорта);

9) временного вывоза (временное таможенное оформление является таможенной формальностью Таможенного союза, и товары экспортируются за пределы таможенной территории в течение определенного времени, полностью освобождаются от экспортных пошлин, не подлежат нетарифному контролю, а затем реэкспортируются в соответствии с таможенными процедурами);

10) реимпорта отечественной продукции из-за рубежа и ранее ввезенной продукции из таможенной зоны Таможенного союза, не подлежит ввозным пошлинам и налогам, равно как и нетарифные правила;

11) реэкспорта ввозимых в страну товаров для перепродажи в другие страны;

12) беспошлинной торговли (таможенная система, при которой товары, ввезенные из-за границы или произведенные на территории государства, должны продаваться в магазинах беспошлинной торговли);

13) ликвидации (иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты импортных пошлин и налогов, а таможенные процедуры нетарифного надзора не применяются);

14) отказа от поддержки страны. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, а также товары, запрещенные на территории государств-членов Таможенного союза, не подлежат процедурам, способствующим отказу государства;

15) свободной таможенной территории – данная процедура позволяет резидентам свободной экономической зоны хранить, использовать и обрабатывать иностранные товары в свободной таможенной зоне;

16) размещения иностранных товаров без взимания таможенных пошлин;

17) таможенные процедуры определяют правила и конъюнктуру использования или распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза и за ее пределами.

На рисунке показан пример движения внешнеторговых потоков международной организации региональной экономической интеграции Евразийского экономического союза.

serkov1.wmf

Схема движения логистических внешнеторговых потоков на территории ЕАЭС

В процессе таможенной деятельности логистика определяет открытость данной модели управления внешнеторговыми потоками. В этой модели общая стоимость участников цепочки поставок обычно будет поддерживаться на минимальном уровне с учетом обязательных таможенных и международных требований. Таможенная логистика формируется в соответствии с требованиями таможенных правил на основе планирования и организации внешнеторговых потоков.

Внешнеторговые потоки приобретают цифровой формат, позволяющий минимизировать уровень контрабанды, отслеживать налоги под строжайшим контролем и обеспечивать защиту конечных потребителей в рамках внедрения единой системы отслеживания для стран ЕАЭС [6, с. 54]. С точки зрения хозяйствующих субъектов, преимущества цифровой трансформации в процессе передачи внешнеторговых потоков заключаются в следующем:

– снижение операционных издержек путем упрощения операций и связанных с ними издержек;

– устранение дублирующих функций в системе отслеживания движения грузов и единообразное прохождение процедур таможенного контроля.

Расширение функций единой системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС и реализация ее инновационного потенциала позволят ускорить свободное обращение товаров и своевременно формировать актуальные аналитические и статистические отчеты.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что таможенная логистика объединяет важные функции таможенной деятельности, такие как надзор за тарифами, анализ информации, контрольно-пропускные пункты, а также финансы и экономика. Целью таможенной деятельности является прежде всего эффективная организация логистики и ускорение всех типов процессов, которые существуют в таможенных операциях [7, с. 209]. Комплексный характер таможенных и логистических потоков соответствует сложной структуре таможенной логистики, включающей компоненты, регионы и функциональные подструктуры. В соответствии с Таможенными правилами Таможенного союза подпроекты логистического компонента таможни раскрывают логистические характеристики таможенных процедур. Региональная подсистема является отличительной чертой таможенных и логистических систем, а функциональная подсистема таможенной логистики отражает таможенные особенности в различных видах перевозок.


Библиографическая ссылка

Серкова А.В., Ерохина Е.В. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2020. – № 4. – С. 41-45;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1063 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674