Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНДИКАТОР РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Савенкова И.В. 1 Холодова К.А. 1
1 АНО ВО «Белгородский университет кооперации экономики и права»
Внешнеэкономический фактор относится к числу важнейших источников повышения эффективности общественного производства. Эффективная внешнеэкономическая деятельность обеспечивает выход страны на передовые рубежи мировой экономики, а грамотная политика в сфере внешней торговли является основой обеспечения интеграции национальной экономики в глобальную конкурентоспособную систему экономических связей. Целью данной статьи является аналитическое исследование тенденции развития внешней торговли Российской Федерации как одного из основных индикаторов роста конкурентоспособности страны в мировом пространстве. Достижение указанной цели предопределено тем, что в числе национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2025 г. – вхождение государства в число пяти крупнейших экономик мира, а среди направлений приоритетных национальных проектов и программ развития – международная кооперация и экспорт товаров, то есть создание возможных условий и формирование эффективной системы разделения труда в целях увеличения объемов торговли между государствами. В ходе исследования авторами изучены позиции конкурентоспособности России в мировом рейтинге государств; проанализированы объемы и тенденции экспорта и импорта товаров во внешнеторговом обороте страны; прослежена динамика ее внешней торговли как со странами дальнего зарубежья, так и со странами ЕАЭС. Особый акцент уделен выявлению основных преимуществ внешней торговли Российской Федерации, определению ее проблем и направлений развития.
национальная конкурентоспособность
Российская Федерация
внешняя торговля
внешнеторговый оборот
экспорт
импорт
торговые партнеры-государства
1. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности // Гуманитарный портал. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219 (дата обращения: 05.02.2020).
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 05.02.2020).
3. Сведения о деятельности ФТС России. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 05.02.2020).
4. Шаламов Г.А., Фа Жу, Ли Шаофай. Девальвация российского рубля и падение цен на нефть // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 2. С. 291–295.
5. Марку К.Ю., Маркарьян Ю.А., Шевченко Е.И. Современные тенденции внешнеэкономической деятельности РФ // Аллея науки. 2018. № 2 (18). С. 250–256.
6. Якунин О.В. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в условиях международной изоляции и экономических санкций // Дискуссия. 2015. № 3. С. 52–58.

Национальная конкурентоспособность – это термин, который можно трактовать как с точки зрения способности страны достигать высокого уровня экономического роста, так и с точки зрения способности страны конкурировать на международном рынке. Ежегодно эксперты Всемирного экономического форума представляют рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности их экономик, в соответствии с которым в 2018 г. Россия поднялась на 43 место с 53 – в 2015 г. и с 67 – в 2013 [1]. Комплексная оценка национальной конкурентоспособности представляется в виде индекса глобальной конкурентоспособности и рассчитывается на основе 114 показателей, каждый из которых особо важен, но в контексте конкурентных преимуществ, обеспечивающих выход страны на передовые рубежи мировой экономики, можно выделить степень эффективности внешнеэкономической политики, долю конкурентоспособных организаций в стране, уровень конкурентоспособности товаров и услуг, готовность и достижение высокого уровня международной интеграции и кооперирования труда и т.д. – они являются индикаторами и одновременно рычагами улучшения национальных конкурентных позиций в мировом рейтинге.

Одним из важнейших векторов внешнеэкономической деятельности любого государства, а также основой хозяйственного развития стран и регионов во всем мире и значительным фактором экономического роста выступает внешняя торговля, которая подразумевает под собой взаимодействие страны с иностранными государствами в перемещении товаров и услуг через национальные границы.

Целью данной статьи является аналитическое исследование тенденции развития внешней торговли Российской Федерации как одного из основных индикаторов роста конкурентоспособности страны в мировом пространстве. Достижение указанной цели предопределено тем, что в числе национальных целей и стратегических задач развития РФ на период до 2025 г., согласно Указу Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. [2] – вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых, а в числе направлений приоритетных национальных проектов и программ развития – международная кооперация и экспорт товаров, то есть создание возможных условий и формирование эффективной системы разделения труда в целях увеличения объемов торговли между государствами.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в рамках системного подхода. Использовались общенаучные аналитические, графические, экономико-математические методы исследования, сравнительный, динамический анализы.

Результаты исследования и их обсуждение

Наиболее важными формами внешней торговли являются экспорт и импорт, ведь эти процессы составляют внешнеторговый оборот страны. Экспорт представляет собой вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты. Он, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая различные занятости. Импорт – это ввоз товаров и услуг из-за границы с соответствующей платой. Увеличение импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока и финансовых ресурсов за границу.

Анализируя результаты внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, заметим, что объемы экспорта в значительной степени превышают объемы импорта в стоимостном выражении (рис. 1).

Так, наибольшие величины прослеживались в 2014 г.: объем экспорта составлял 496,9 млрд долл. США, а импорта всего лишь 286 млрд долл. США. Наименьшие объемы наблюдались в 2016 г.: 287,6 против 183,6 млрд долл. США. До 2017 г. экспорт не превышал 350 млрд долларов, однако в 2017 он увеличился на 25 % в сравнении с 2016 и составил 357 млрд долларов. Объем импорта нашей страны также сокращался, но в 2017 превысил отметку 220 млрд долларов, и его рост в сравнении с 2016 составил 24 %.

Стоит отметить, что на протяжении исследуемого периода наблюдается неоднозначная тенденция в развитии данных показателей. Последствия введения санкционного режима в отношении страны не могли не оставить свой след и на мировой торговле. Согласно сведениям ФТС России, отрицательные темпы роста как в объемах экспорта, так и в объемах импорта прослеживаются с 2014 по 2016 гг., а в 2017 и 2018 гг. – положительные. Последнее свидетельствует о начале «выздоровления» мирового сотрудничества.

Резкий и наиболее существенный спад наблюдался в 2015 г.: объем экспорта – 30,39 %, объем импорта – 35,49 %. Такая же интенсивность, только в положительную сторону прослеживалась в 2017 и 2018 гг.

Российская Федерация сотрудничает со многими странами дальнего зарубежья, а также сама является членом ЕАЭС. Объемы, поставляемые в нашу страну данными партнерами, различны (рис. 2).

Согласно данным рис. 2, размер операций по экспорту России со странами дальнего зарубежья в 2016 г. составлял 99 млрд долларов. В последующие годы данный показатель значительно увеличивался и уже в 2018 г. составил 170 млрд долларов США. Экспорт с государствами-членами ЕАЭС имеет меньший объем в товарообороте Российской Федерации и в 2016 г. остановился на отметке в 25,5 млрд долларов. Но доля данной формы отношений стран также росла и в 2018 г. достигла 37,6 млрд долларов, что на 47,5 % выше показателей 2016 г. Импорт с данными торговыми партнерами имел аналогичную структуру. По данным рис. 2 можно увидеть, что разница объемов импорта стран дальнего зарубежья и стран-членов ЕАЭС достигает более чем в 5,5 раз в 2016 г. Однако объемы импорта стран-членов ЕАЭС, в отличие от стран дальнего зарубежья, стабильно возрастали и в 2018 г. составили 18,3 млрд долларов. Причину понижения объемов импорта со странами дальнего зарубежья можно рассмотреть на примере сотрудничества с конкретными странами.

saven1.wmf

Рис. 1. Динамика объемов экспорта и импорта во внешнеторговом обороте РФ за 2014–2018 гг. [3]

saven2.wmf

Рис. 2. Динамика объемов экспорта и импорта РФ со странами дальнего зарубежья и государствами-членами ЕАЭС за 2016–2018 гг., млрд долл. США [3]

saven3.wmf

Рис. 3. Динамика объема экспорта и импорта РФ с основными торговыми партнерами среди стран дальнего зарубежья за 2016–2018 гг., млрд долл. США [3]

Основными торговыми партнерами России на протяжении нескольких последних лет являются такие страны, как Китай, Германия, Нидерланды, Италия. Объемы экспорта и импорта в стоимостном выражении отображены на рис. 3.

Так, объем импорта из Китая в 2016 г. составлял 38 млрд долларов; Германии – 19 млрд долларов; Нидерландов – 3 млрд долларов; Италии – 8 млрд долларов; США – 11 млрд. Значения данных показателей как в 2017, так и в 2018 гг. увеличились более чем на 25 %. Уменьшение импорта со странами дальнего зарубежья составило – 2 %.

Это может быть связано со значительным уменьшением доли США на рынке импортеров Российской Федерации. Рост показателей остальных стран был незначительным или не изменялся вовсе. На рынок экспорта со странами дальнего зарубежья данная ситуация повлияла иначе, и экспорт в 2018 г. почти на 35 % превзошел предыдущий показатель. Произошло это в результате увеличения объема поставок в Китай на 43,5 %, Германию – более чем на 30 %, а также других партнеров. Наряду с этим необходимо отметить и Турцию, объем поставок в которую составил 21 млрд долларов.

Список торговых партнеров среди стран-членов ЕАЭС, в отличие от стран дальнего зарубежья, был неизменным. К основным торговым партнерам среди государств-членов ЕАЭС можно отнести Беларусь, объем импорта которой в 2016 г. составил 9,4 млрд долларов; Казахстан – 3,6 млрд долларов; объемы импорта Армении и Киргизии были значительно ниже и составили 0,4 и 0,2 млрд долларов соответственно (рис. 4). Общий темп роста объема импорта стран-членов ЕАЭС составил более 34 %. Из них на Беларусь пришлось – 29,7 %; на Казахстан – более 47 %.

Основными торговыми партнерами в экспорте среди стран-членов ЕАЭС были те же страны, что и составляли основной объем импорта. Экспорт данных стран был выше импорта, и в 2016 г. объем экспорта Беларуси составил 14,1 млрд долларов США; Казахстана – 9,4 млрд долларов; Армения и Киргизия также составили меньший объем экспорта и были на отметке 0,9 и 1 млрд долларов соответственно. Темп роста экспорта стран-членов ЕАЭС достиг 48 % и составил 37,6 млрд долларов, из которых 21,8 млрд долларов приходился на Беларусь, на Казахстан – 12,9, Армению – 1,3, Киргизию – 1,6.

Представленная динамика внешнеторговой деятельности обусловлена рядом факторов, среди которых и экономические факторы, и ресурсные, и политические взаимоотношения, и научно-техническое развитие страны. Экономические факторы обусловлены неравномерностью экономического развития различных стран мира, так как каждая страна имеет свою структуру, уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др. Наличие дружественных политических связей между странами служит укреплению внешнеторговой деятельности. Различия и особенности географического положения, природных и климатических условий, а также ресурсных факторов способствуют обмену недостающими товарами [4]. Но в данном контексте необходимо сказать, что в числе факторов развития внешнеторговой деятельности РФ имеют место такие, как введение санкций; негативные стороны вступления РФ в ВТО; падение цен на нефть; большой объем экспорта сырьевых товаров.

Проблема введения санкций, например, повлекла за собой: ограничение на поставку ряда категорий машин со стороны стран ЕС, что сказалось на объеме внешней торговли России; снижение динамики стоимостных объемов отечественного экспорта в связи с сокращением вывоза продукции на Украину; изменение вектора развития экономических связей в сторону развивающихся, в частности азиатских, стран; сокращение вывоза минерального топлива в страны ЕС.

С момента вступления в ВТО предполагалось снижение цен на отечественную продукцию, но ряд факторов повлияли не в лучшую для России сторону. Так, курс национальной валюты изменил свое направление, в связи с чем, несмотря на снижение пошлин на ряд товаров, цены продолжали расти; отечественным производителям стало трудно выдерживать конкуренцию с импортными товарами, а себестоимость товаров, выдерживающих конкуренцию, значительно возрастала.

saven4.wmf

Рис. 4. Динамика объема экспорта и импорта РФ с основными торговыми партнерами среди государств-членов ЕАЭС за 2016–2018 гг., млрд долл. США [3]

saven5.wmf

Рис. 5. Соотношение долей топливно-энергетических и несырьевых товаров в экспорте РФ за 2016–2018 гг. [3]

В связи с падением цен на нефть объясняется девальвация и российского рубля, так как сырьевые материалы, в частности нефть, являются основными продуктами экспорта нашей страны. Соотношение долей топливно-энергетических товаров и несырьевых в экспорте РФ и их динамика отражены на рис. 5.

Говоря о национальных целях развития РФ на период до 2025 г. в контексте повышения уровня ее конкурентоспособности, следует заметить, что президентом РФ определена направленность на развитие несырьевой промышленности и на экспорт несырьевых неэнергетических товаров в 1,5 раза до 2024 г. Ориентируясь на достижение международной конкурентоспособности российских товаров в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках, отметим, что в настоящее время не только ценовая составляющая является ключевым фактором роста российского экспорта отечественной продукции на мировом рынке, а все большую роль начинает играть улучшение качественных характеристик и их сопоставимость с мировыми аналогами. Например, позитивные изменения наблюдаются в металлургии, деревообработке, химической и продовольственной продукции. Вместе с тем в части несырьевого экспорта правительство предлагает компаниям создавать свои корпоративные программы повышения конкурентоспособности, гарантируя предоставление различных субсидий.

Заключение

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что Российская Федерация, находясь на 43 месте в мировом рейтинге национальной конкурентоспособности, занимает одну из лидирующих позиций во внешнеторговом обороте. Это обусловлено, прежде всего, высоким экспортом сырьевых продуктов. В 2014 г. падение цен на нефть и девальвация рубля послужили причиной валютного кризиса России, и, как следствие, в 2015 г. внешнеторговый оборот сократился более чем на 30 %, а в 2016 г. его объем достиг самого низкого показателя за последние несколько лет. Девальвация повлияла на отечественные товары и продукцию, сделав их дешевле, вследствие чего возрос экспорт. Следствием девальвации рубля был рост цен на импортную готовую продукцию и сырье для отечественных покупателей, большее число стран стало поставлять товары на внешний рынок. Несмотря на все отрицательные стороны импорта, в России к 2017 г. начали приходить в норму показатели стоимости, и в середине этого года импорт увеличился в связи с ростом средних импортных цен на многие виды несырьевых товаров. Снижение объемов торговли затронуло как страны дальнего зарубежья, так и большинство стран – крупнейших партнеров.

По вине действующих санкций в рамках анализируемого периода в России наблюдалась тенденция перехода к сотрудничеству со странами Восточной Азии ввиду уменьшения доли стран ЕС в структуре внешней торговли, что оказало значительное влияние на всю экономическую ситуацию внешнеторговой деятельности России. С 2017 г. объем внешнеторгового оборота страны стал увеличиваться, что вызвано происходящими структурными изменениями на мировом рынке, так как многие российские экспортеры стали ориентироваться на рынки стран дальнего зарубежья, а импортеры увеличили закупки из стран СНГ.

Введение санкций со стороны ЕС позволило развивать производство отечественной продукции, сельское хозяйство, бизнес. Данные события оказывают положительное влияние, помогая развитию импортозамещения и развитию внешнеторговых связей со странами дальнего зарубежья, в частности с Китаем. Для улучшения взаимоотношений с данными странами необходимо акцентировать внимание на разработке инновационных проектов и технологий в торговой и производственной деятельности. Такие нововведения помогут увеличить конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке и исключат доминирующую ориентацию в экспорте сырьевых видов продукции [5; 6].


Библиографическая ссылка

Савенкова И.В., Холодова К.А. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНДИКАТОР РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 15-20;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1038 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674