Планирование определяет действия, которые должна осуществить организация для достижения своих целей.
В настоящее время для рыночной экономики все большую актуальность имеют вопросы формирования источников прибыли, собственных инвестиционных ресурсов. Однако контроль над этими категориями невозможен без грамотного стратегического планирования и последующего контроля. Долгосрочное планирование представляет собой реальную перспективу организации, состоящую из мероприятий, направленных на более эффективную деятельность на протяжении долгого периода. В итоге стратегическое планирование является инструментом достижения желаемого результата, документом, который определяет позицию организации в экономическом пространстве, и средством интеграции действий всех отделов и подразделений.
В данной статье мы разберем этапы развития бизнес-планирования и итоги полученного опыта на примере некоторых стран.
Материалы и методы исследования
Источниками для написания данной работы являлись научные статьи, учебная литература, электронные ресурсы. Для выполнения исследовательской части были применены следующие методы: проведение аналогий, классификация, обобщение, изучение и анализ литературы.
Результаты исследования и их обсуждение
В начале XX в. возникает такое научное направление, как управление фирмой. Однако на начальных этапах применялось лишь краткосрочное планирование. Связано это было с тем, что раньше экономика рассматривалась как система, не подверженная постоянным изменениям, а значит, в долгосрочном планировании не было необходимости.
Во второй половине XX в. начинает развиваться и долгосрочное планирование, основанное на анализе тенденций и их переносе на будущее. Связано это с изменением политических режимов и как следствие – экономических. Основателями теории о стратегическом планировании общепризнано считаются Альфред Д. Чандлер и Кеннет Эндрюс. Поэтому опыт управления российских и постсоветских предприятий во многом схож с концепцией управления зарубежных предприятий-аналогов. Однако стоит отметить, что, несмотря на общее начало, подходы к рассмотрению проектирования сложились разные.
Исследованиями в данной сфере была выделена следующая статистика: предприятия, осуществляющие систематическое долгосрочное планирование, имеют более высокие экономические результаты, в отличие от своих конкурентов, пренебрегающих стратегическим проектированием. Также стоит отметить, что, несмотря на то, что управленческий учет необходим в коммерческой сфере, он активно развивался и в бюджетной сфере, на государственном уровне [1].
В общей истории планирования принято выделять три этапа.
Конец XIX в. – начало XX в.: целью данного этапа было выявление направленности спроса на определенные продукты и общие тенденции производства.
Средством достижения этой цели стало использование методов экспертных оценок и экстраполяции. Первый метод основывался на мнении специалистов в этой сфере и на их прогнозах, базирующихся на научном и практическом опыте, второй – на накладывании прошлого опыта и явлений в качестве прогнозов на будущее, а также выявлении некоторых показателей-индикаторов, определяющих изменения экономического климата.
Второй период включает 1929–1959 гг. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг., а следом и военные события 1941–1945 гг. показывают мировому сообществу, насколько экономика слаба и нестабильна. Поэтому целью данного этапа являлся выход из тяжелого экономического застоя.
Большой вклад в науку этого периода внесли К. Ландауэр, В.С. Войтинский, Ф. Тарнов, Ф. Бааде. В этот же период появилось планирование бюджетов, включающее финансовую и денежно-кредитную политику, на макроуровне. Основными методами являлись системный анализ, линейное программирование и прогнозирование на основе модели «затраты – выпуск».
Период 1950–1970 гг. характеризуется усилением интеграции производств, загрязнением окружающей среды, экономической неустойчивостью. Появляются первые плановые органы, сфера планирования расширяется [2].
В послевоенные годы большое количество стран перешло на директивный метод управления экономикой. Однако со временем данный вид планирования стал неактуален, и ему на смену пришел индикативный метод.
Рассмотрим три модели планирования (таблица).
Модели экономического планирования зарубежных стран
Модель |
Описание |
Страны- представители |
Особенности развития |
Американская |
Характеризуется большой и эффективной долей коммерческого сектора |
США |
В последние годы в США наибольшее внимание направлено на развитие ценности фирмы. Разработка бизнес-планов в США имеет огромное значение. Нередко потенциальные инвесторы отказывают в рассмотрении заявок на инвестирование, если становится известно, что в процессе долгосрочного планирования не принимали участия менеджеры высшего звена |
Канада |
В Канаде, как и в США, распространено стратегическое планирование, возникшее в результате развития частного сектора. Особое внимание уделяется финансовому плану как источнику для составления прогнозов финансовых результатов и определения источников для финансирования |
||
Азиатская |
Характеризуется тесной связью частного и государственного секторов |
Япония |
Основная идея заключается в общности ценностей всех сотрудников и в их индивидуальном вкладе в общее дело. Стратегия компании отражает цели и задачи. Пример-лозунг в 1979 г. компании «Мацусита»: «Прицел на вершины электронной промышленности» |
Южная Корея |
Развитие планирования началось в государственном секторе с директивной политики. В 1954 г. Южная Корея стала феноменом в экономической сфере. Планирование перешло и в коммерческую сферу, большую роль здесь играют ценности компании и менталитет жителей страны |
||
Европейская |
Отличается большим и хорошо финансируемым госсектором |
Франция |
Отличием французской модели от американской считается масштабная доля государственного сектора. В конце 1960-х гг. был совершен переход к индикативному планированию, позволяющему координировать позиции приватизированного и частного бизнеса. Широкое распространение получил классический подход к организации планирования: сверху вниз. Подход гласит: планирование – это удел руководителей высшего уровня управления (топ-менеджеров) [3] |
Российское законодательство не закрепляет за предприятиями частного сектора обязанность разработки стратегических планов. Данная категория является новой для нашего рынка и не так распространена в этой среде. Кроме того, в противовес новому течению существует позиция, отрицающая необходимость планового бизнеса, делающая упор на мнение о том, что в условиях постоянной смены рыночных условий имеют смысл лишь краткосрочные технические планы, а долгосрочные перспективы могут быть заменены пониманием «внутренней кухни» отечественного бизнеса и интуицией. Понятие «бизнес-планирование» является относительно новым для России. Часто в компаниях нет квалифицированного персонала, способного составить грамотный и применимый к реалиям план [5].
Однако для предприятий, успешно применяющих нововведение, бизнес-план – ключевой документ планирования. Во внутрифирменном документе должны раскрываться следующие вопросы: анализ рынков потенциальных потребителей, конкурентов и ресурсов, анализ инвестиционной, финансовой и производственной деятельности и ее рисков, анализ способов оптимизации производства и вероятности ее внедрения в реалии. Такие планы имеют типологию, одной из самых распространенных является разделение бизнес-планов на общие и локальные. Такая структура имеет иерархию: совокупность локальных бизнес-планов служит доработанным общим планом, разделенным между подразделениями, отделами.
В связи с небольшим опытом использования стратегического планирования в частном секторе, в основе которого в основном лежит плановое государственное планирование, имеет смысл обратиться к зарубежной школе. При этом стоить помнить о том, что разные страны имеют разную специфику, поэтому любой применимый опыт стоит пропустить через фильтр необходимых модификаций для адаптации к российской действительности.
Примером для рассмотрения различий может служить США.
1. Первым отличием является непосредственно отношение предпринимателей к собственному бизнесу в двух странах. Если для россиянина бизнес – это в первую очередь способ заработка, то для американца эта категория имеет философский смысл.
Для американцев начать собственный бизнес значит стать независимым, это способ самореализации. С учетом их менталитета вполне естественен тот факт, что вначале придется «затянуть пояса», уровень жизни снизится, но собственный бизнес есть стиль жизни. Поэтому нередко американцы ассоциируют собственное дело с понятиями о воле и свободе.
Рынок конкуренции в Америке очень сильно развит, и руководители понимают, что несут ответственность за все предприятие, они пытаются не только «продержаться на плаву», но и постоянно найти конкурентные преимущества, что делает политику ведения деятельности более интенсивной и творческой.
В России и США по-разному относятся и к бухгалтерской отчетности. У нас это в первую очередь совокупность информации, требуемой вышестоящими инстанциями, либо способ привлечь потенциальных инвесторов. А в Америке это возможность анализа и последующего поиска способов увеличения эффективности работы предприятия и наращения доходности. Кроме того, главной задачей предпринимателя является увеличение продолжительности жизни предприятия. Большое значение в Америке имеет структура баланса. Положительная структура определяется суммарным соотношением стоимости активов и обязательств. В нашей стране соотношение высчитывается между показателями расходов и доходов за отчетный период [4].
2. Второй задачей, которую ставят перед собой предприниматели в США, является наличие денежных средств в кассе. При этом акцент делается не на наличные средства, а на различие между тем, что вам заплатили, и имеющимися обязательствами.
3. Третья задача – это оборот капитала. Перед предпринимателями всегда стоит выбор: инвестировать собственные деньги в свое дело, вложить в банк или инвестировать в стороннюю организацию. При решении данного вопроса необходимо подсчитать, в каком случае вложения окупятся в наибольшей мере. Поэтому возврат капиталовложений тщательно рассчитывается.
4. Еще одной категорией, волнующей бизнесменов, является принадлежащая им доля рынка. Рыночная среда имеет тенденцию к постоянным изменениям, поэтому анализ рынка потребителей, производимого товара занимает важное место в деятельности предпринимателя.
Перечисленные положения волнуют американского предпринимателя в большей степени, чем прибыльность компании. И это в полной мере отражается в бизнес-плане. Начинающий предприниматель в США имеет очень активную поддержку со сторону государства, которая выражается в консультировании и информационном обеспечении.
В России есть множество программ по поддержке малого и среднего бизнеса. Специализированные организации могут предложить помощь в оформлении кредита, аренде помещения, в открытии торговой точки, а также предоставить консультацию в сфере юридических, бухгалтерских и кадровых вопросов.
Сложность финансовых обстоятельств большинства российских компаний вынуждает рассматривать бизнес-план как план по оздоровлению предприятия, имеющий антикризисную направленность. В остальных случаях сущность бизнес-плана отражает намерение «держаться на плаву», что характеризует неуверенность в экономической сфере для составления долгосрочных динамичных планов.
Одним из важнейших критериев для составления бизнес-плана является его актуальность. Стратегические планы должны основываться на имеющихся в наличии ресурсах предприятия.
Российская экономическая сфера весьма специфична, и деловое стратегическое планирование имеет ряд особенностей. Поэтому многие российские бизнесмены столкнулись с проблемой адаптации зарубежного опыта к отечественным реалиям. Большинство книг, переведенных с иностранного языка, не раскрывали рекомендаций по ситуациям, как оказалось, не свойственным западным странам, но естественным в России. Одной из причин такого отличия является еще не вполне завершившийся переход экономики от планового режима к рыночному, в то время как зарубежная школа бизнес-планирования ушла далеко вперед [6].
Выводы
Бизнес-планирование является современной формой планирования на предприятии. Особенностью и сложностью при изучении бизнес-планирования является то, что здесь имеет место творчество, которое тесно перекликается с рутинными операциями: детальными расчетами, интеграцией различных аспектов бизнес-плана и др. Унифицированных методов или способов ведения бизнеса не существует, так как все случаи индивидуальны, но есть большой опыт успешных бизнес-планов. Другими словами, теория предоставляет технологию разработки эффективных бизнес-планов, но выбор инструментов всегда зависит от ситуации, особенностей страны и ее экономического положения.
Библиографическая ссылка
Магомедова А.Х., Магомедова Д.М. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БИЗНЕСЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2020. – № 1. – С. 5-8;URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1029 (дата обращения: 23.11.2024).