Научный журнал
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петров И.С. 1
1 СФУ «Институт управления бизнес-процессами и экономики»
В рамках настоящей статьи затронута проблема инфляции. Данная проблема актуальна не только на уровне отдельного социального объекта или конкретного государства, но и в масштабе всего мира. С инфляцией связывают жестокие социальные потрясения, самые глубокие экономические кризисы нашего и прошедших веков, в то же время контролируемая ползучая инфляция является эффективным средством стимулирования деловой активности. С развитием общественных отношений, развитием рынка, их постоянным усложнением изменялась и инфляция, принимая новые формы на разных исторических этапах экономики. В настоящее время, инфляция – один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Представлен аналитический обзор показателей инфляции в стране, а также обозначен прогнозный уровень инфляции на период 2019–2022 гг. Рассмотрена денежно-кредитная политика Центрального Банка России, направленная на удержание показателей инфляции на допустимом для роста экономики страны уровне. Проведен анализ последствий инфляции, предложены пути сдерживания скачков инфляции в России. Кроме того, предпринята попытка моделирования разделения полномочий и ответственности в реализации антиинфляционной политики государства.
антиинфляционная политика
гиперинфляция
инфляция
инфляционные процессы
санкции
1. Белов В.И., Пусенкова А.А. Инфляция как одна из макроэкономических проблем современной экономики РФ // Синергия Наук. 2018. № 22. С. 423–429.
2. Карапетян Е.Э. Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 282–288.
3. Ильяшенко В.В. Влияние рестриктивной денежной и финансовой политики на инфляцию в России // Журнал экономической теории. 2016. № 13 (23). С. 162.
4. Прогнозируемые уровни инфляции [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document (дата обращения: 25.05.2019).
5. Зубащенко А.А. Инфляция как индикатор уровня социально-экономической жизни общества: сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции. В 4-х т. 2018. С. 238–240.
6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов // Официальный сайт ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2017.pdf (дата обращения: 25.05.2019).
7. Бондарев А.С. Антиинфляционная политика и проблема согласованности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики // Хроноэкономика. 2018. № 3 (11). С. 57–62.

На наш взгляд, абсолютно любой вид инфляции кроет в себе негативные, не только экономические, а также и социальные последствия. Тем не менее напрашивается вывод, что умеренная инфляция привносит определенную оживленность в экономическую конъюнктуру страны. Однако же не стоит забывать, что даже самый низкий уровень инфляции способен исказить ценовой сигнал. Кроме того, процессы экономики, которые принимают во внимание фальсифицированную ценовую информацию, пусть даже они учтены по всем правилам, со временем утрачивают свою эффективность. Цены на товары и услуги, которые включают несколько искаженную информацию, только будут усугублять неравномерность в экономике страны и, при других одинаковых условиях, уровень инфляции будет только возрастать.

Безусловно, основным аспектом в решении проблемы, мы считаем, является действенный контроль над эмиссией, за счет нее невозможно производить финансирование. Данные методы не могут снизить уровень инфляции до ее естественного уровня. Дабы добиться стабильности отечественной экономики, целесообразно предоставлять населению наиболее правдивую информацию, раскрывающую экономическую обстановку в стране. В свою очередь, это предоставит возможность хозяйствующим субъектам достаточно быстро начать действовать. Однако же следует отметить, что увеличение государством кредитов вовсе не решит сложившуюся проблему, а только лишь усугубит ситуацию.

Необходим кардинальный пересмотр всей финансовой политики государства, а именно подлежат прекращению нерентабельные проекты, следует пересмотреть всю структуру производства и далее направить все силы на развитие хозяйства в целом, несмотря на то, что сделать это довольно трудно.

Цель исследования: рассмотреть положительные и отрицательные стороны инфляции, провести анализ уровня инфляции за последние годы, выявить проблемы и предложить пути выхода из них.

Материалы и методы исследования

В качестве теоретической и методологической базы настоящего исследования послужили работы различных ученых-экономистов, направленных на изучение проблем инфляции в России. Основополагающим является системный анализ теории и практики, который имеет конечной целью разработку определенных методических рекомендаций по развитию сдерживающих инфляцию факторов. В исследовании были применены следующие методы: логический, сравнительный, статистический.

Результаты исследования и их обсуждение

В современном экономическом мире важной проблемой является ускоренный темп роста инфляции. Инфляция представляет собой обесценивание денежной массы, что приводит к серьезным последствиям экономики. Конечно, среди них есть не только отрицательные аспекты, но и положительные. К ним можно отнести и стимулирование покупательной способности, благодаря чему спрос на товары постоянен и находится на нормальном уровне. Инфляция также помогает оставить на рынке только те фирмы, которые отличаются наибольшей стабильностью, а фирмы слабее разоряются. Инфляция заставляет людей вкладывать деньги под проценты в банк, чтобы уменьшить их обесценивание, тем самым стимулируется также и вложение денег в производство [1, с. 423].

Совсем другая ситуация возникает, когда инфляция приобретает галопирующий характер или в стране наступает гиперинфляция. Это наносит сильнейший удар по экономике страны. Главной проблемой является повышение цен на товары и услуги, причем улучшения их качества не происходит. В итоге на одно и тоже количество денег возможно купить уже меньшее количество товара или услуги, чем вчера. То есть можно говорить о снижении реальной покупательской способности и обесценивании денег. У компаний возникает необходимость раз за разом менять ценники на товарах, чтобы не уйти в «минус». Существуют и так называемые «издержки стоптанных башмаков», когда людям необходимо постоянно бегать по банкам и вкладывать свои деньги, так как инфляция не позволяет хранить их в кошельке.

В итоге эта бесконечная «беготня» заставляет тратить свое драгоценное время. Важной проблемой также является перераспределение дохода от кредитора к кредитующему, в результате которого снижается реальный процент, который получит сам кредитор, давая деньги в долг. Таким образом, из-за инфляции снижается стоимость денег, и, соответственно, для должника это является плюсом, а для кредитора – существенным минусом. Так, например, если процент по вкладу составляет 20 %, а уровень инфляции – 15 %, то кредитор получает прибыль всего в 5 %, а не в 20 %. То же самое касается и вкладчиков: процент в результате инфляции со своего вклада получат существенно меньший. Менее всего «защищены» от инфляции те специалисты (или домохозяйства), доход у которых фиксированный: их зарплаты стали позволять не жить, а существовать. Больше повезло тем, чья зарплата определяется не государством, а рынком. Можно в целом отметить, что инфляция затрагивает и фирмы, и домохозяйства, влияет не только на сферу экономики, но и на остальные, вызывая массовые волнения и нестабильность ситуации [2, с. 282].

Основным и очень важным показателем уровня инфляции выступает индексный показатель цен. Однако инфляция в нашей стране, к примеру в отличие от множества других стран, измеряется вовсе не дефлятором ВВП, а собственно индексом потребительских цен. Согласно утверждениям экспертов Международного валютного фонда, 2 % – это только приблизительный уровень «нормальной» инфляции для стран с развитой экономикой. Еще на 2 % эксперты МВФ допускают рост уровня инфляции непосредственно для развивающихся экономик [3, с. 162].

Проследим динамику инфляции в нашей стране за последние годы. Так, согласно данным, представленным на рис. 1, мы можем наблюдать, что уровень инфляции в России за последние три года снижается. При этом можно наблюдать, что годовой уровень инфляции в России по итогам 2016 г. соответствует показателю в 5,4 %, при ключевой ставке на конец 2016 г. в 10,00 %. Весьма очевидно, что такой несколько низкий уровень инфляции в нашей стране стал также наиболее низким за всю историю России. Уровень инфляции в сравнении с показателем 2015 г. существенно снизился и его значение составило 12,9 %. А уже в апреле 2017 г. показатель инфляции в стране составил 0,33 %, что превышает значение показателя в марте на 0,20 % [2, с. 283].

petr1.tif

Рис. 1. Уровень инфляции в России [2, с. 283]

Для того чтобы в России стабилизировать уровень инфляции, целесообразно проводить мониторинг ее показателей и на основании полученных данных делать определенные прогнозы дальнейшего развития ситуации в экономике страны. Данная функция возложена непосредственно на Центральный банк России, в полномочия которого входит проведение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в РФ.

Поэтому если проследить прогнозные значения показателя инфляции в 2020 и 2021 гг., сделанные Центробанком России, то мы можем увидеть повышение показателя инфляции на 3 и 4 процентных пункта соответственно. В дальнейшем уровень инфляции будет снижаться – в 2021 г. составит 3 %, а в 2022 г. – 2,9 %. Прогнозируемые минимальные и максимальные значения уровня инфляции представлены в таблице «Прогнозируемые уровни инфляции» [4].

Прогнозируемые уровни инфляции ( %) [4]

Год

Прогнозное значение

Максимальное прогнозное значение

Минимальное прогнозное значение

2018

2,8

3,8

1,8

2019

3,1

4,1

2,1

2020

3,2

3,7

2,7

2021

3,0

3,

2,5

2022

2,9

3,4

2,4

Из-за резкого скачка индекса инфляции могут возникнуть ухудшения социально-экономической обстановки, а именно: снижение заработной платы, пенсий, перераспределение национального дохода в пользу государства, монополистов, возможно и сокращение персонала на рабочих местах. К примеру, массовые санкции в отношении России осенью 2014 г. вызвали падение курса рубля и ознаменовали это время спадом экономики нашей страны. Последствиями стали, во-первых, увеличение количества безработных, во-вторых, рост уровня инфляции. Инфляция в свою очередь зависит от множества факторов, именно из-за этого процесс создания модели инфляционных процессов трудоемок и в первую очередь требует обоснованных и точных расчетов и выводов о проделанном анализе. В любой экономике имеются отдельные особенности, которые напрямую или косвенно касаются инфляции. Поэтому и модели обесценения денежных средств могут совершенно различаться друг от друга [5, с. 238].

Таким образом, подводя итог, отметим, что возможность возврата уровня инфляции к показателям в 4 % к концу 2019 г. обоснована достаточно большим спектром индикаторов ценовой динамики. Значения показателей инфляции, показывающие в большей степени устойчивую ее часть, в последнее время занимали стабильные позиции либо же начали расти. Базовая инфляция в июле 2018 г. составляла 2,4 % (в июне 2018 г. данный показатель соответствовал отметке в 2,3 %, а в мае соответственно 2 %). В июле 2018 г. граница распределения приростов цен держала уровень в 2,5 %. В большей степени плотная концентрация приростов цен сместилась к показателям в 2,9–3,0 % (в июне 2018 г. данный показатель соответствовал 2,5 %) [6].

По прогнозам Банка России ожидается временный рост годового уровня инфляции 4 % в 2019 г. согласно запланированным в бюджетно-налоговой политике налоговым мерам. Несмотря на то, что налог на добавленную стоимость увеличивается с января 2019 г., однако же влияние на цены проявилось уже в 2018 г. Подобная ситуация в общем сходна с опытом тех государств, которые ранее уже повысили налог на добавленную стоимость. Центробанку России необходимо более тщательно мониторить динамику инфляционных ожиданий и проводить анализ их влияния на цены в процессе проведения в России намеченной денежно-кредитной политики. В целом же проводимая в России денежно-кредитная политика является весьма успешной. Как мы можем наблюдать, созданы все условия для сдерживания роста инфляции, что, в свою очередь, благоприятно скажется на экономике страны в целом и на качество жизни ее граждан [6].

Не вызывает никаких сомнений, что целесообразно осуществлять контроль над уровнем инфляции, поскольку высокий уровень инфляции может в дальнейшем перерасти в гиперинфляцию, которая будет настоящим бедствием для отечественной экономики в целом. Гиперинфляция, безусловно, мешает платежным средствам выполнять их основную функцию, кроме того, наносит непоправимый ущерб банковской системе государства. Необходимо отметить, что вовсе искоренить инфляцию в экономике страны невозможно, однако же целесообразно снизить темпы ее развития до минимального значения. Для этого со стороны государства должна быть проведена действенная антиинфляционная политика. Имеется несколько методов для эффективной реализации государственной антиинфляционной политики, одним из которых можно считать метод «шоковой терапии». Другим же методом снижения уровня инфляции можно считать многократное, но небольшое снижение уровня роста денежной массы, что не дает «просесть» уровню производства, однако же и не способствует скорому снижению уровня инфляции в стране.

Как показала практика, Центральный банк России далеко не всегда может справиться с инфляцией в стране даже в самые ответственные периоды. Тем самым напрашивается вывод, согласно которому на инфляцию в России оказывает влияние не столько политика Центрального банка РФ, но также немонетарные факторы, которыми, к сожалению, Центральный Банк РФ на данный момент не может управлять. К таким факторам можно отнести бюджетные расходы, а также монополизацию либо, по крайней мере, отсутствие должного уровня конкуренции во многих отраслях экономики.

Весьма очевидно, что рассматриваемая в рамках настоящей статьи проблема не является для России новой. Так, на динамику инфляции кроме денежно-кредитной политики государства оказывают определенное влияние бюджетная, внешнеэкономическая, а также тарифная, структурно-отраслевая и антимонопольная политика. Общеизвестно, что бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политика страны являются важными направлениями макроэкономического государственного урегулирования. Тем самым вместе данные направления политики государства составляют мощнейший механизм урегулирования современных экономических процессов в России. Тем самым необходимо обеспечить скоординированность важных направлений макроэкономической политики государства для достижения наиболее приоритетных целей. На наш взгляд, наиболее дискуссионным вопросом является то, какая из указанных политик, а именно денежно-кредитная либо же бюджетно-налоговая, должна играть ключевую роль в системе макроэкономического урегулирования. У каждой из данных политик имеются как сильные, так и наиболее слабые стороны. Тем самым твердо заявлять о превосходстве какого-либо из рассматриваемых направлений будет ошибочным.

С позиции финансовой стабильности государства считается, что именно денежно-кредитная политика государства стоит над бюджетно-налоговой в том ключе, что она крайне не допускает финансирование бюджетного дефицита непосредственно за счет эмиссии. Однако же в результате установления целей бюджетная политика государства имеет намного больше полномочий, в отличие от денежно-кредитной политики. Поскольку денежно-кредитная политика государства, как правило, преследует цель прежде всего финансовой и ценовой стабильности в стране, тогда как благодаря бюджетно-налоговой политике государства можно однозначно достигать как экономических, так и значимых социальных интересов [7, с. 57].

Таким образом, как денежно-кредитная, так и бюджетно-налоговая политика нашего государства вовсе не лишены определенных недостатков, однако же они не могут эффективно проводиться без взаимной скоординированности. К примеру, чрезмерное ограничение расходов государства для снижения уровня инфляции на основе традиционной кейнсианской модели должно, как правило, привести к снижению показателей совокупного спроса, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на росте экономики страны. Консультации и координация действий Центрального банка РФ и Правительства РФ особенно значимы в современных условиях нестабильности со стороны внешних рынков, которые ведут одновременно к понижению темпов роста показателей ВВП и, соответственно, ускорению инфляции, поскольку в таком случае целесообразно обеспечить наиболее оптимальный баланс интересов между темпами роста и соответственно ценовой стабильностью. Имеющаяся несогласованность денежно-кредитной и бюджетной политики России проявилась в новом режиме отечественной валютной политики. Центральный банк РФ объявил о том, что произведен переход на плавающий валютный курс и тем самым не считает целесообразным составлять прогнозы его колебаний и устанавливать какие-либо целевые ориентиры по нему. В то время как бюджет страны продолжает формироваться исходя из определенных прогнозов цен на нефть и курса доллара США.

Весьма очевидно, что Банк России в условиях современного развития отечественной экономики может оказывать влияние на весьма ограниченный спектр причин возникновения инфляции, тем самым всю ответственность за достижение целевых показателей по инфляции возлагать только лишь на Банк России было бы, конечно же, несправедливым. Следовательно, возникает проблема установления полномочий и ответственности в рамках государственной антиинфляционной политики. Далее представлена модель разделения полномочий и ответственности в реализации антиинфляционной политики, которая предполагает разделение полномочий и ответственности за монетарную и немонетарную инфляцию (рис. 2) [8, с. 400].

petr2.tif

Рис. 2. Модель разделения полномочий и ответственности в реализации антиинфляционной политики [8, с. 400]

Таким образом, Центральный банк и Правительство должны устанавливать подконтрольный себе целевой ориентир инфляции. Для Центрального банка это может быть уровень монетарной инфляции, для Правительства таким ориентиром должен быть уровень немонетарной инфляции. Такое разделение сразу вносит ясность относительно полномочий и ответственности за результаты проводимой политики. Однако оно же требует наличия научного методологического подхода определения вклада каждого из факторов в конечный уровень инфляции. Далее органы разрабатывают и реализуют соответствующую политику [9, с. 198].

Выводы

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что инфляция – чрезвычайно актуальная проблема современной экономики, которая требует особого внимания и может повлечь за собой серьезные последствия. Поэтому так важно осуществлять контроль роста инфляции и стабилизировать в случае увеличения ее уровня.

Иными словами, необходимо дальнейшее формирование государственной антиинфляционной политики, в которую необходимо ввести мероприятия, которые могут позволить найти решение вышеперечисленным проблемам российской экономики. При этом денежно-кредитная политика, которая осуществляется ЦБ РФ, будет являться только частью этой политики, а общество сбросит с ЦБ ответственность за задачи, которые не могут решаться обособленным монетарным регулированием.


Библиографическая ссылка

Петров И.С. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 3. – С. 20-25;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1012 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674