Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

REGULATION OF THE PROCESS OF EXITING EMIGRANTS FROM THE REPUBLIC OF ARMENIA

Dallakyan S.A. 1
1 M. Kotanyan Institute of Economics National Academy of Sciences
1122 KB
One of the most characteristic features of the modern world is globalization, in terms of which there is an increasing role of labor migration- the most important component of the international labor market. The article considers the current migration situation of the Republic of Armenia for the period from 2010 to 2017, the motives and purpose of emigrants, as well as the dynamics of remittances through the banking system of Armenia. Developing countries and countries with economies in transition seek to formulate such policies, legislation and structures that will help in the employment and transfer of funds of their migrants, while also taking measures to ensure their safety. In the context of emigration, the main porpous of labor migration policy is to create legal ways for migrant workers to: reduce unemployment, help protect the rights and interests of migrant workers, to ensure migration to the most attractive countries in which the interests of migrants will be protected and they will be able to count on a decent income; stimulate the acquisition of new skills and exchange of experience; to ensure the savings and remittances of migrants in foreign currency. The article developed and recommended tools for regulating the processes of emigrant exit, and also proposed two schemes (mechanism) for regulating the process of employing emigrants on the basis of an interstate agreement between the RA and the recipient country.
recipient country
donor country
migration saldo
money transfer
emigrants declaration
unemployment

Миграция – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему [1, с. 143]. В широком смысле под трудовой миграцией можно понимать перемещения с целью трудоустройства, включая переезд на постоянное место жительства, в случае если основным мотивом являются поиски работы. Получается, что независимо от того, по какой причине и на какое время человек переехал, если он попадает на рынок труда, то может считаться трудовым мигрантом [2, с. 34]. Следует отметить, что существуют особые факторы, которые направляют потоки людей в ту или иную страну или заставляют их покидать свои родные места в поисках лучшего будущего в чужой стране. Экономический спад, безработица и низкая зарплата, бедность, войны вынуждают людей встать на путь миграции. С другой стороны, такие факторы, как экономический рост, мир и спокойствие, лучшие жилищные условия, наличие предложения на рынке труда и высокая зарплата притягивают мигрантов в развитые страны. В настоящее время в Армении нет стратегических программ, регулирующих вопросы внешней трудовой миграции, и государство само не предпринимает активных мер в направлении заключения межгосударственных соглашений в области занятости населения или вообще выявления новых, законных путей миграции для своих граждан, выезжающих на заработки за рубеж [3, с. 343].

Цель исследования: представить миграционные потоки в РА и предложить соответствующий механизм регулирования трудовой миграции.

Материалы и методы исследования

Аналитическая часть статьи выполнена, основываясь на анализе статистических данных, которые были определены посредством обзора литературы. В частности, число прибывших в Армению и выбывших из нее, денежные переводы. В статье применены экономико-статистические и графические методы, а также методы факторного и сравнительного анализа, которые позволили разработать и рекомендовать инструментарий для регулирования процессов выезда эмигрантов.

РА считается страной, обеспечивающей сверхактивные миграционные потоки, что обусловлено рядом экономических, социальных и политических факторов. Как видно из рис. 1, в 2004–2006 гг. миграционное сальдо было положительным, а начиная с 2007 г. – отрицательным, достигнув своего пика в 2016 г. (48200 человек). Основываясь на данных Национальной статистической службы РА о численности постоянного населения, можем констатировать, что с 2002 по 2016 г. население РА сократилось на 225700 человек (соответственно с 3211.8 тыс. чел. до 2992.5 тыс. чел.). Указанное число является весьма значимым для страны с малочисленным населением. Однако в 2017 г. наблюдалось снижение отрицательного сальдо миграции (с – 48 200 человек до – 26 900 человек), составившее 21 300 человек, что обнадеживает, если будет носить продолжительный характер.

Необходимо отметить, что отток населения из РА обусловлен многими причинами и целями. Взяв за основу сопоставление данных научно-исследовательской работы по теме «Three year (2015–2017) monitoring of external migration of the RA», выполненную Российско-Армянским (Славянским) университетом, можем констатировать, что в течение последних лет в структуре причин отъезда населения произошли определенные сдвиги. В качестве причин выезда мигрантов упоминаются такие, как «не могут найти работу/не имеют работы» и «зарабатывание денег для содержания домашнего хозяйства», удельные веса которых значительно выросли. Один лишь этот факт говорит о том, что состояние внутреннего рынка труда и экономики страны в целом не только не улучшилось, но и ухудшилось, [5, с. 93–94] (рис. 2).

В структуре причин отъезда вернувшихся мигрантов имели место определенные сдвиги. За счет снижения доли всех других упомянутых причин выросли доли причин «не могут найти работу/не имеют работы» с 24,6 % до 35,3 % и «зарабатывание денег для содержания домашнего хозяйства» – с 16,2 % до 25,4 %, что свидетельствует об определенном ухудшении ситуации на внутреннем рынке и состоянии экономики в целом.

Нынешняя внешняя миграционная ситуация Армении характеризуется двумя основными признаками.

dal1.tif

Рис. 1. Число прибывших в Армению и выбывших из нее с 2010 по 2017 г. (тыс. чел.), [4]

dal2.tif

Рис. 2. Удельный вес упомянутых причин последнего отъезда вернувшихся мигрантов в общем числе упоминаний по данным исследований 2013 и 2015 гг. ( %) [5, с. 106]

Динамика денежных переводов с некоммерческой целью физическим лицам посредством банковской системы с 2010 по 2017 г.*(тыс. долларов США) [7]

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

1293736

1546959

1687263

1869788

1728558

1208470

1532883

1756485

РФ

1102113

1192871

1342876

1600113

1434242

915952

896916

1064984

США

78567

85698

77834

101567

103610

119412

176569

183253

Примечание. * До 2016 г. Центральный банк РА предоставлял статистические данные об объеме притока денежных переводов на имя физических лиц, совершаемые через банковскую систему РА, в том числе с некоммерческой целью. Начиная с 2016 г. Центральный банк РА предоставляет данные об общем объеме притока денежных переводов на имя физических лиц, совершаемых через банковскую систему Армении, не выделяя переводы, выполненные с некоммерческой целью.

Во-первых, сформировалась достаточно устойчивая масса временных трудовых мигрантов (в основном длительных) и сопровождающих их лиц, движение которых приводит к накоплению за рубежом ежегодно в среднем 15–16 тыс. человек, или 0,5 % общей численности населения страны [6, с. 33].

Во-вторых, имеют место небольшие постоянные внешние миграционные потоки с устойчивым отрицательным сальдо (по официальным данным ежегодно в среднем 7,5 тыс. человек, по данным исследований – 10–11 тыс. человек, т.е. соответственно около 0,2 % и 0,3 % населения) [6, с. 39]. Необходимо отметить, что эмигрировавшие из страны лица отправляют денежные переводы, что, смягчая проблему неплатежеспособности населения, способствовало преодолению жилищно-коммунального и экономического кризисов и началу подъема экономики страны. Также благодаря переводам была предотвращена опасность серьезных социальных потрясений и взрывов, что явилось одним из важнейших факторов укрепления государственности, результаты представлены в таблице.

Особо следует подчеркнуть, что внешняя миграция была и остается фактором развития человеческого потенциала страны: смягчения проблем бедности, здравоохранения, стимулирования образования. Ежегодно увеличиваются объемы денежных переводов в РА, что является достаточным основанием для утверждения о том, что социально-экономическое положение значительной части населения главным образом и непосредственно зависит от продолжительности и колебания величины зарубежных поступлений, в частности трансфертов трудовых мигрантов из РФ.

Результаты исследования и их обсуждения

Как заметили, процесс трудовой миграции граждан РА в последние годы приобретает достаточно большой размах. Трудовая миграция, по сути, является основной наиболее важной составляющей миграционного процесса. В связи с этим регулирование процесса выезда мигрантов на заработки является важнейшим фактором и оно должно выполнять следующие задачи:

  • направление граждан РА в страны с наиболее благоприятными условиями труда;
  • применение эффективных механизмов защиты прав и интересов граждан РА;
  • создание благоприятных условий для возвращения трудовых мигрантов РА из-за рубежа на родину;
  • внедрение в экономику РА опыта работы и финансовых возможностей вернувшихся на родину трудовых мигрантов.

В то же время следует заметить, что в качестве важнейших составляющих подсистемы регулирования процесса выезда, миграционных потоков выступают те инструменты и принципы, посредством использования которых должно осуществиться регулирование.

Предлагается в качестве принципов регулирования принять:

  • периодическое распространение информации о трудовой миграции в общественных кругах;
  • прозрачность и гласность процесса трудовой миграции;
  • контроль со стороны государства над процессом трудовой миграции (государство должно знать о том, кто уезжает, сколько уезжает, куда уезжают, какие проблемы имеются в стране-реципиенте, какие возможности имеются после возвращения);
  • принятие промежуточных решений и политических шагов на основе периодически осуществляемых углубленных исследований и изучений разных сторон трудовой миграции.

Для регулирования процессов трудовой миграции предлагается применять следующие инструменты:

  • «Декларацию о выбывающих/прибывающих»;
  • «Список наиболее привлекательных стран для граждан РА с точки зрения трудовой миграции»;
  • «Информационную базу относительно наиболее привлекательных стран с точки зрения трудовой миграции»;
  • «Оценку соответствия потенциала трудового мигранта требованиям рынка труда страны назначения»;
  • «Обзор информационной базы рынка труда РА».

Регулирование процесса внешней трудовой миграции зависит также от того, как организуется сам процесс. В этом смысле можно различить две принципиальные схемы.

1. «Трудоустройство за границей на основе межгосударственного договора, заключенного между РА и страной назначения»;

2. «Трудоустройство за границей по собственной инициативе».

Трудоустройство за рубежом по указанным схемам требует особых механизмов и инструментов. В этой связи рассмотрим каждую схему по отдельности, результаты представлены на рис. 3.

dal3.wmf

Рис. 3. Трудоустройство за границей на основе межгосударственного договора, заключенного между РА и страной назначения (составлено автором)

dal4.wmf

Рис. 4. Трудоустройство за границей по собственной инициативе (составлено автором).

Условные обозначения, использованные в схемах 1 и 2

dal5.wmf

Поездка на работу за рубеж по межгосударственному договору по своей сути регламентируемый процесс. Он начинается в результате переговоров между РА и зарубежной страной, и в случае взаимного согласия дается приказ Министерству труда и социальных вопросов РА в лице Государственной службы занятости для осуществления работ по распространению информации, сбору работников, организации соответствующего обучения.

После окончательного выбора совместно с заказчиком кандидатов, выезжающих за рубеж на работу, их направляют в МИД РА и Полицию РА с целью подготовки документов необходимых для выезда и предоставления информации и дополнительной консультации о принимающей стране. В результате этого граждане РА, выезжающие на работу за рубеж, в обязательном порядке находятся на учете, возможно при необходимости защищать их трудовые интересы, предвидеть сроки их возвращения на родину, результаты представлены на рис. 4.

Эти условия дают возможность регулировать миграционные потоки в РА и прогнозировать нагрузку на рынок труда в ближайшие годы, связанную с возможным спросом и предложением труда, и на этой основе планировать ежегодные государственные программы содействия занятости с их расходной частью.

Модель этого процесса представлена схемой 2.

Основными исполнителями процесса становятся частная организация по трудоустройству и гражданин. Согласно представленной схеме, в этом процессе принимают участие также другие структуры РА, в частности Полиция РА, МИД РА, Министерство труда и социальных вопросов в лице Государственной службы занятости.

Заключение

Таким образом, существующая миграционная ситуация оценивается как крайне тревожная, поскольку с 2002 по 2017 гг. численность населения Армении сократилась на 222 200 человек (соответственно с 3 208,3 до 2 986,1 тыс. человек) [8], что является довольно большим числом для страны с малочисленным населением. Население в основном эмигрирует в связи с отсутствием рабочих мест, хотя имеются и другие причины: «отсутствие перспектив развития у Армении, невозможность зарабатывать необходимые для обеспечения достаточного уровня благосостояния средства». С целью обеспечения стабильного дохода для семей трудовые мигранты делают денежные переводы, объем которых в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличился на 29119 тыс. долларов США [9]. Поэтому, исходя из угрозы безопасности страны, защиты прав и интересов граждан, уехавших на заработки за рубеж, необходима разработка определенных механизмов и в целом политики для организации и управления существующими потоками трудовых мигрантов. С этой целью разработаны и предложены инструментарий организации процесса трудовой миграции и две принципиальные схемы по их задействованию.