Миграция – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему [1, с. 143]. В широком смысле под трудовой миграцией можно понимать перемещения с целью трудоустройства, включая переезд на постоянное место жительства, в случае если основным мотивом являются поиски работы. Получается, что независимо от того, по какой причине и на какое время человек переехал, если он попадает на рынок труда, то может считаться трудовым мигрантом [2, с. 34]. Следует отметить, что существуют особые факторы, которые направляют потоки людей в ту или иную страну или заставляют их покидать свои родные места в поисках лучшего будущего в чужой стране. Экономический спад, безработица и низкая зарплата, бедность, войны вынуждают людей встать на путь миграции. С другой стороны, такие факторы, как экономический рост, мир и спокойствие, лучшие жилищные условия, наличие предложения на рынке труда и высокая зарплата притягивают мигрантов в развитые страны. В настоящее время в Армении нет стратегических программ, регулирующих вопросы внешней трудовой миграции, и государство само не предпринимает активных мер в направлении заключения межгосударственных соглашений в области занятости населения или вообще выявления новых, законных путей миграции для своих граждан, выезжающих на заработки за рубеж [3, с. 343].
Цель исследования: представить миграционные потоки в РА и предложить соответствующий механизм регулирования трудовой миграции.
Материалы и методы исследования
Аналитическая часть статьи выполнена, основываясь на анализе статистических данных, которые были определены посредством обзора литературы. В частности, число прибывших в Армению и выбывших из нее, денежные переводы. В статье применены экономико-статистические и графические методы, а также методы факторного и сравнительного анализа, которые позволили разработать и рекомендовать инструментарий для регулирования процессов выезда эмигрантов.
РА считается страной, обеспечивающей сверхактивные миграционные потоки, что обусловлено рядом экономических, социальных и политических факторов. Как видно из рис. 1, в 2004–2006 гг. миграционное сальдо было положительным, а начиная с 2007 г. – отрицательным, достигнув своего пика в 2016 г. (48200 человек). Основываясь на данных Национальной статистической службы РА о численности постоянного населения, можем констатировать, что с 2002 по 2016 г. население РА сократилось на 225700 человек (соответственно с 3211.8 тыс. чел. до 2992.5 тыс. чел.). Указанное число является весьма значимым для страны с малочисленным населением. Однако в 2017 г. наблюдалось снижение отрицательного сальдо миграции (с – 48 200 человек до – 26 900 человек), составившее 21 300 человек, что обнадеживает, если будет носить продолжительный характер.
Необходимо отметить, что отток населения из РА обусловлен многими причинами и целями. Взяв за основу сопоставление данных научно-исследовательской работы по теме «Three year (2015–2017) monitoring of external migration of the RA», выполненную Российско-Армянским (Славянским) университетом, можем констатировать, что в течение последних лет в структуре причин отъезда населения произошли определенные сдвиги. В качестве причин выезда мигрантов упоминаются такие, как «не могут найти работу/не имеют работы» и «зарабатывание денег для содержания домашнего хозяйства», удельные веса которых значительно выросли. Один лишь этот факт говорит о том, что состояние внутреннего рынка труда и экономики страны в целом не только не улучшилось, но и ухудшилось, [5, с. 93–94] (рис. 2).
В структуре причин отъезда вернувшихся мигрантов имели место определенные сдвиги. За счет снижения доли всех других упомянутых причин выросли доли причин «не могут найти работу/не имеют работы» с 24,6 % до 35,3 % и «зарабатывание денег для содержания домашнего хозяйства» – с 16,2 % до 25,4 %, что свидетельствует об определенном ухудшении ситуации на внутреннем рынке и состоянии экономики в целом.
Нынешняя внешняя миграционная ситуация Армении характеризуется двумя основными признаками.
Рис. 1. Число прибывших в Армению и выбывших из нее с 2010 по 2017 г. (тыс. чел.), [4]
Рис. 2. Удельный вес упомянутых причин последнего отъезда вернувшихся мигрантов в общем числе упоминаний по данным исследований 2013 и 2015 гг. ( %) [5, с. 106]
Динамика денежных переводов с некоммерческой целью физическим лицам посредством банковской системы с 2010 по 2017 г.*(тыс. долларов США) [7]
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Всего |
1293736 |
1546959 |
1687263 |
1869788 |
1728558 |
1208470 |
1532883 |
1756485 |
РФ |
1102113 |
1192871 |
1342876 |
1600113 |
1434242 |
915952 |
896916 |
1064984 |
США |
78567 |
85698 |
77834 |
101567 |
103610 |
119412 |
176569 |
183253 |
Примечание. * До 2016 г. Центральный банк РА предоставлял статистические данные об объеме притока денежных переводов на имя физических лиц, совершаемые через банковскую систему РА, в том числе с некоммерческой целью. Начиная с 2016 г. Центральный банк РА предоставляет данные об общем объеме притока денежных переводов на имя физических лиц, совершаемых через банковскую систему Армении, не выделяя переводы, выполненные с некоммерческой целью.
Во-первых, сформировалась достаточно устойчивая масса временных трудовых мигрантов (в основном длительных) и сопровождающих их лиц, движение которых приводит к накоплению за рубежом ежегодно в среднем 15–16 тыс. человек, или 0,5 % общей численности населения страны [6, с. 33].
Во-вторых, имеют место небольшие постоянные внешние миграционные потоки с устойчивым отрицательным сальдо (по официальным данным ежегодно в среднем 7,5 тыс. человек, по данным исследований – 10–11 тыс. человек, т.е. соответственно около 0,2 % и 0,3 % населения) [6, с. 39]. Необходимо отметить, что эмигрировавшие из страны лица отправляют денежные переводы, что, смягчая проблему неплатежеспособности населения, способствовало преодолению жилищно-коммунального и экономического кризисов и началу подъема экономики страны. Также благодаря переводам была предотвращена опасность серьезных социальных потрясений и взрывов, что явилось одним из важнейших факторов укрепления государственности, результаты представлены в таблице.
Особо следует подчеркнуть, что внешняя миграция была и остается фактором развития человеческого потенциала страны: смягчения проблем бедности, здравоохранения, стимулирования образования. Ежегодно увеличиваются объемы денежных переводов в РА, что является достаточным основанием для утверждения о том, что социально-экономическое положение значительной части населения главным образом и непосредственно зависит от продолжительности и колебания величины зарубежных поступлений, в частности трансфертов трудовых мигрантов из РФ.
Результаты исследования и их обсуждения
Как заметили, процесс трудовой миграции граждан РА в последние годы приобретает достаточно большой размах. Трудовая миграция, по сути, является основной наиболее важной составляющей миграционного процесса. В связи с этим регулирование процесса выезда мигрантов на заработки является важнейшим фактором и оно должно выполнять следующие задачи:
- направление граждан РА в страны с наиболее благоприятными условиями труда;
- применение эффективных механизмов защиты прав и интересов граждан РА;
- создание благоприятных условий для возвращения трудовых мигрантов РА из-за рубежа на родину;
- внедрение в экономику РА опыта работы и финансовых возможностей вернувшихся на родину трудовых мигрантов.
В то же время следует заметить, что в качестве важнейших составляющих подсистемы регулирования процесса выезда, миграционных потоков выступают те инструменты и принципы, посредством использования которых должно осуществиться регулирование.
Предлагается в качестве принципов регулирования принять:
- периодическое распространение информации о трудовой миграции в общественных кругах;
- прозрачность и гласность процесса трудовой миграции;
- контроль со стороны государства над процессом трудовой миграции (государство должно знать о том, кто уезжает, сколько уезжает, куда уезжают, какие проблемы имеются в стране-реципиенте, какие возможности имеются после возвращения);
- принятие промежуточных решений и политических шагов на основе периодически осуществляемых углубленных исследований и изучений разных сторон трудовой миграции.
Для регулирования процессов трудовой миграции предлагается применять следующие инструменты:
- «Декларацию о выбывающих/прибывающих»;
- «Список наиболее привлекательных стран для граждан РА с точки зрения трудовой миграции»;
- «Информационную базу относительно наиболее привлекательных стран с точки зрения трудовой миграции»;
- «Оценку соответствия потенциала трудового мигранта требованиям рынка труда страны назначения»;
- «Обзор информационной базы рынка труда РА».
Регулирование процесса внешней трудовой миграции зависит также от того, как организуется сам процесс. В этом смысле можно различить две принципиальные схемы.
1. «Трудоустройство за границей на основе межгосударственного договора, заключенного между РА и страной назначения»;
2. «Трудоустройство за границей по собственной инициативе».
Трудоустройство за рубежом по указанным схемам требует особых механизмов и инструментов. В этой связи рассмотрим каждую схему по отдельности, результаты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Трудоустройство за границей на основе межгосударственного договора, заключенного между РА и страной назначения (составлено автором)
Рис. 4. Трудоустройство за границей по собственной инициативе (составлено автором).
Условные обозначения, использованные в схемах 1 и 2
Поездка на работу за рубеж по межгосударственному договору по своей сути регламентируемый процесс. Он начинается в результате переговоров между РА и зарубежной страной, и в случае взаимного согласия дается приказ Министерству труда и социальных вопросов РА в лице Государственной службы занятости для осуществления работ по распространению информации, сбору работников, организации соответствующего обучения.
После окончательного выбора совместно с заказчиком кандидатов, выезжающих за рубеж на работу, их направляют в МИД РА и Полицию РА с целью подготовки документов необходимых для выезда и предоставления информации и дополнительной консультации о принимающей стране. В результате этого граждане РА, выезжающие на работу за рубеж, в обязательном порядке находятся на учете, возможно при необходимости защищать их трудовые интересы, предвидеть сроки их возвращения на родину, результаты представлены на рис. 4.
Эти условия дают возможность регулировать миграционные потоки в РА и прогнозировать нагрузку на рынок труда в ближайшие годы, связанную с возможным спросом и предложением труда, и на этой основе планировать ежегодные государственные программы содействия занятости с их расходной частью.
Модель этого процесса представлена схемой 2.
Основными исполнителями процесса становятся частная организация по трудоустройству и гражданин. Согласно представленной схеме, в этом процессе принимают участие также другие структуры РА, в частности Полиция РА, МИД РА, Министерство труда и социальных вопросов в лице Государственной службы занятости.
Заключение
Таким образом, существующая миграционная ситуация оценивается как крайне тревожная, поскольку с 2002 по 2017 гг. численность населения Армении сократилась на 222 200 человек (соответственно с 3 208,3 до 2 986,1 тыс. человек) [8], что является довольно большим числом для страны с малочисленным населением. Население в основном эмигрирует в связи с отсутствием рабочих мест, хотя имеются и другие причины: «отсутствие перспектив развития у Армении, невозможность зарабатывать необходимые для обеспечения достаточного уровня благосостояния средства». С целью обеспечения стабильного дохода для семей трудовые мигранты делают денежные переводы, объем которых в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличился на 29119 тыс. долларов США [9]. Поэтому, исходя из угрозы безопасности страны, защиты прав и интересов граждан, уехавших на заработки за рубеж, необходима разработка определенных механизмов и в целом политики для организации и управления существующими потоками трудовых мигрантов. С этой целью разработаны и предложены инструментарий организации процесса трудовой миграции и две принципиальные схемы по их задействованию.