На сегодняшний день мировая экономика испытывает «бум» малого бизнеса. В развитых странах малое предпринимательство – это неотъемлемая часть рыночного хозяйства и играет роль источника передовых экономических изменений. Малые и средние предприятия создают рабочие места и обеспечивают существенную долю населения доходами, во многом определяя социально-экономическое положение страны в целом и ее регионов в частности. Концепция поддержки бизнеса – это национальные интересы общества, определяющие важные для предпринимательства цели и принципы [1].
Цель исследования: обоснование необходимости поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом, а также анализ существующих отечественных программ поддержки предпринимательства.
Материалы и методы исследования
Исследование базируется на трудах отечественных и зарубежных исследователей, анализе нормативно-правовой документации. Главными методами были избраны общенаучные методы анализа и синтеза. С учетом данного в работе даны присущие признаки анализируемых вопросов.
Результаты исследования и их обсуждение
Поддержка помогает компаниям ускорить экономическое развитие, повысить уровень занятости и обеспечить здоровую конкурентную среду. Присутствие и формирование субъектов малого и среднего бизнеса в нынешних экономических условиях является острой задачей для российской экономики. В эпоху экономического кризиса 2008 г. и в посткризисное время стимулирование развития малого бизнеса стало приоритетной задачей всех уровней власти [2].
И данный факт неудивителен, ведь у малых предприятий есть бесспорные преимущества по сравнению с крупным бизнесом, поскольку они, как правило, специализируются в одном направлении научных разработок, которое не требует больших организационных расходов и вложений.
В России принадлежность организации к малому предпринимательству определяется значениями двух основных показателей: численностью работников и величиной дохода (таблица). Крупный, средний и малый бизнес являются связями однородной экономической системы, в которой эти подсистемы выполняют определенные функции, но имеют главные цели, инфраструктуру и развитую сеть отношений. Малый бизнес представляет собой самый бесчисленный пласт собственников, которые в силу своего количества в большой мере определяют социально-экономический и частично политический уровень развития страны. Множество исследований подтверждают положительную связь между относительным размером сектора малого бизнеса и благосостоянием прироста населения и экономического роста. Кроме того, рост числа малых предприятий приводит к увеличению уровня конкуренции в экономике.
Критерии малого предпринимательства в России
Критерии |
Ед. измерения |
Средний бизнес |
Малый бизнес |
Микропредпритие |
Доходы |
Руб. |
2 млрд |
800 млн |
120 млн |
Сотрудники |
Человек |
101–250 |
Около 100 |
15 |
Процент участия иных лиц в капитале |
% |
Процент участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25 %. Процент участия юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49 %. Процент участия юридических лиц, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не ограничен |
Сегодня доля малого бизнеса в России составляет около 20 % в ВВП [3], что в три раза ниже, чем в западноевропейских странах (рис. 1).
Рис. 1. Доля малых предприятий в ВВП в РФ и некоторых зарубежных странах [4]
Рис. 2. Число субъектов МСП (юридических лиц) на 100 человек населения [5]
Приведенные на рис. 1 результаты сопоставлений демонстрируют, с одной стороны, существенную роль, отводимую малому предпринимательству в экономиках других стран. И, с другой стороны, низкий уровень и большой потенциал развития малого предпринимательства в России. По удельным показателям, характеризующим долю сектора малого предпринимательства в экономике, Россия сильно уступает другим странам (рис. 2).
По этому показателю в Чехии в 4,7 раз больше малых и средних предприятий, чем в России, в Швеции – в 3,4 раза, в Испании – в 2,7 раз, в Польше – 2,1 раз.
Среди основных проблем низкого уровня малых предприятий в России предприниматели называют экономические факторы – растущие издержки и снижение спроса, повышение ставок страховых тарифов на индивидуальных предпринимателеи?, что привело к сокращению их числа, но на первом месте – экономическую неопределенность. Малое предпринимательство обладает и другими недостатками, наиболее важным считается небольшая величина начального капитала и недостаток финансирования. Это объединяется в проблему, связанную с высокими процентными ставками на услуги кредитования предпринимательства.
Для решения указанных вопросов нужно государственное содействие малому предпринимательству.
В список основных видов государственной поддержки предпринимательства, осуществляющего деятельность на территории РФ, можно отнести [6]:
– гранты для открытия своего бизнеса;
– субсидирование процентной ставки по кредитам;
– субсидирование первого взноса по договорам лизинга;
– компенсация части расходов, связанных с обучением и повышением квалификации работников;
– предоставление субсидий начинающим фермерам;
– предоставление кредитов бизнесу на льготных соглашениях;
– субсидии предпринимателям для возмещения расходов на покупку оборудования для производства тепла и электроэнергии путем применения альтернативных источников и др.
Каждая страна заинтересована в формировании малого бизнеса. Рост числа малых предприятий порождает улучшение качества жизни граждан и повышение экономических показателей в целом. Кроме того, большие корпорации не могут стремительно реагировать на изменения рыночных условий и неспособны своевременно удовлетворить меняющиеся надобности населения.
Помощь предпринимателям, государственные программы помощи малому бизнесу – довольно распространенная практика в западных государствах. Заинтересованность у властей вызывают малые местные компании, улучшающие экономическую ситуацию в определенном населенном пункте: предоставление им разнообразных льгот и субсидий позволяет увеличить конкурентоспособность продукции и инвестиционную привлекательность региона. Высокий уровень государственной поддержки в экономически развитых странах способствует созданию однородной структуры экономических предприятий, состоящей в равной степени из организаций с различными доходами, продукцией, уровнем сотрудничества и специализации. В России такая форма помощи осуществляется: местные органы управления, как правило, не имеют необходимого для осуществления подобных мероприятий бюджета. Тем не менее малый бизнес может пользоваться альтернативным вариантом – вводимой на федеральном уровне программой помощи развития предпринимательства, включающей в себя массу способов финансовой помощи основанному бизнесу. Стоит отметить, что государство также оказывает влияние на бизнес процессы посредством информационной и методологической поддержки, созданием различных обучающих курсов и бизнес-инкубаторов, в целях увеличения финансовой и юридической грамотности бизнесменов.
Программы государственной финансовой поддержки малого бизнеса 2018 г. осуществляются на разнообразных административных уровнях. В соответствии с масштабами финансирования их можно классифицировать как федеральные, региональные и местные программы (рис. 3).
В нынешнем году разработано немало федеральных программ, направленных на оказание поддержки малого предпринимательства, в их числе представленные на рис. 4.
Рис. 3. Программы государственной финансовой поддержки предпринимательской деятельности 2018 г. [7]
Рис. 4. Программы субсидирования федерального значения в РФ на 2018 г. [8]
Отметим, что муниципалитеты в начале года уточняют перечень приоритетных видов деятельности. Чаще всего приоритетны научные разработки (30 % от общей суммы финансирования), социальные проекты (30 %), производство и агропромышленный сектор (20 %), а также торговля (12 %), объем финансирования зависит от бюджета региона [7].
Так, в Москве, Самаре или Перми предприниматель может рассчитывать на 500000 руб., тогда как в остальных областях размер гранта ограничен на уровне 300000 руб. Предполагается, что эти средства будут направлены на покрытие 30–50 % от общей сметы проекта. Оставшуюся часть денег предпринимателю придется изыскать самостоятельно [9].
Для обеспечения полноценной работы и развития малого предпринимательства на территории РФ в 2018 г. введены налоговые каникулы для субъектов малого предпринимательства. Первое время работы для бизнеса можно полагать самым трудным – расходы существенно превосходят доходы [10].
Поэтому государственной программой поддержки малого бизнеса введены особые налоговые льготы в 2018 г. [11]:
1. Для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения – вероятность понижения ставки с 6 % до 1 %.
2. Для предпринимателей на патентной системе налогообложения – понижение размера потенциального дохода с 1000000 руб. до 500000 руб. в год.
3. Для предпринимателей, использующих ЕНВД – возможность снижения ставки с 15 % до 7,5 %.
Начинающим предпринимателям льготы 2018 г. могут предоставляться без ограничений, так как закон продлевает срок действия программы по 2020 г. вклю- чительно.
Заключение
Подводя итог работы, отметим, что предприятия малого бизнеса – индивидуальные предприниматели или коммерческие фирмы, созданные в целях получения прибыли. Существуют несколько критериев, по которым предприятия могут отнести себя к предприятиям малого бизнеса. Попадая под эти критерии, они имеют право использовать привилегии и участвовать в государственной программе поддержки малого бизнеса.
Как показал анализ, первые шаги на пути к развитию отечественного малого бизнеса уже сделаны, но этого недостаточно. Существующие механизмы государственной финансовой поддержки бизнеса все еще далеки от создания необходимой корпоративной среды для формирования современного бизнеса, конкурентоспособных на мировых рынках и в рамках российской экономики. Напомним, что успешное предпринимательство может существовать только при наличии концептуально стройной системы государственно-правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства, и развития её инфраструктуры [12].
К сожалению, большинство россиян не знают о существующих мерах помощи. Но стоит учитывать, что без государственно-правовой политики в этой области становление малого бизнеса невозможно, действенность его резко снижается, цели и направление деформируются.