Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

FEATURES OF FORMATION OF CREATIVE POTENTIAL OF A BUSINESS ENTITY

Sekacheva T.V. 1
1 Volgograd State Technical University
To date, the success of the economy depends on the development of entrepreneurship, including small. It is entrepreneurship that carries out new combinations in production activities, creates new products, promotes them to new markets. The main feature of modern entrepreneurship is creativity, and the result of its activity is a new product. The creative team is able to generate new ideas, creating a system in which individual actors will reinforce each other. The article analyzes the role of the creative potential of the business entity, which allowed to determine its impact on the achievement of creative maximum (synergy) in the organization. Synergy is embodied in the unification and cohesion of all employees of the business entity, and the creative energy generated at the same time, allows you to make a leap, and sometimes a breakthrough in the direction being developed. At the same time, the business entity receives competitive advantages and leaves far behind its competitors. It is possible to preserve the obtained advantages if the collective of the business entity is a team with a creative approach and strategic thinking that allows to respond flexibly and easily adapt to the rapidly changing market conditions.
entrepreneurship
creativity
synergy
creativity
competitive advantage
development strategy

Предпринимательство в обычной жизни ассоциируется, прежде всего, с такими понятиями как «инициатива», «новаторство», «смелость», «динамизм», «упорство», «настойчивость», «целеустремленность», «независимость», «самоуверенность», «энергичность», «предприимчивость». Оно обращает в реальность многие интересные идеи и способствует инновационному развитию и прогрессу во всех сферах экономики. Поэтому творчество предпринимательского субъекта является одним из ключевых факторов конкурентоспособности.

В основе творчества предпринимательской деятельности лежит закон свободы и необходимости. Именно он определяет степень ответственности предпринимательского субъекта за свою деятельность [1]. Это особенно актуально для организационно-экономических отношений субъектов малого предпринимательства.

Цель исследования заключается в теоретическом исследовании и целостном анализе творческой основы предпринимательской деятельности в процессе функционирования субъектов малого бизнеса в условиях рыночной системы с учетом российского опыта.

Материалы и методы исследования

Работа выполнена на основе теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, дедукции и индукции и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Малый бизнес как вид экономической деятельности является основой хозяйственного творчества, раскрывающей его сущностную основу. Гибкость творческого процесса связана с поиском новых возможностей и постоянной корректировкой целей. Применение новых комбинаций, а также оценка соотношения поставленной цели, средств и результатов творческой деятельности становится основой предпринимательской системы хозяйствования.

Поэтому специфика управления малым предприятием заключается именно в предпринимательском творчестве (рис. 1).

sek1.wmf

Рис. 1. Особенности предпринимательского творчества. Источник: составлено автором

Можно предположить, что самостоятельной творческой задачей для предпринимательского субъекта является формулировка цели. При этом очень важным является процесс вдохновения всех сотрудников предприятия на достижение поставленной цели. В результате происходит превращение из отдельных разрозненных единиц в участников творческого процесса, которые при этом сохраняют свою независимость и заинтересованность в общем результате.

Современный предприниматель – это лидер и инноватор. Поэтому основной уникальной характеристикой современного российского руководителя является способность учиться быстрее своих конкурентов. Инноватика позволит использовать в работе предпринимательского субъекта последние научные тенденции, достижения, новые идеи. Скорость изменений на нашем рынке такова, что если ты чуть-чуть не успеваешь за ними, то автоматически выбываешь из борьбы [2].

Но какими бы талантливыми ни были руководители, как бы эффективно ни работали менеджеры, организация состоит не только из них. Каждый сотрудник должен быть источником творчества и креатива, только в этом случае созданная команда предпринимательского субъекта сможет достигнуть творческого максимума и синергия станет неизбежной. Эффективные сотрудники – сильная сторона любой организации. Чтобы профессионалы захотели работать, их необходимо мотивировать. Это позволит им реализоваться не только как профессионалам, но, прежде всего, реализовать свои человеческие качества и главные жизненные ценности – «Три П» (рис. 2).

sek2.wmf

Рис. 2. Главные жизненные ценности эффективного сотрудника

sek3.wmf

Рис. 3. Формула синергии в предпринимательстве. Источник: составлено автором по материалам [4]

Открывшись для совместного творчества, сотрудники предпринимательского субъекта смогут взаимодействовать, предлагая новые идеи и варианты возможных решений. А поскольку организация – это, прежде всего, система, то синергия будет выгодой, полученной от совместной деятельности всех участников этой системы, а результат от полученной комбинации станет выше, чем сумма ее отдельных участников. Формула синергии 1*1*1 = 111 (рис. 3) [4]. Следовательно, при проектировании законов синергии на коллектив предприятия становится очевидным, что знания, усилия и опыт нескольких сотрудников, при их слаженной, совместной работе, позволят расширить возможности бизнеса. И тогда человеческий потенциал предприятия станет самым главным его конкурентным преимуществом.

Талант и культурный креатив – ключ к успеху любого бизнеса. Основой креативного предпринимательства является творческий подход, в результате которого создаются новые технологии, анализируются и по- новому излагаются привычные знания, создаются новые парадигмы и новые модели бизнеса. Однако существует риск, что креативные и талантливые не станут отличными бизнесменами. Поэтому основой успеха является создание команды, объединяющей все возможные функции – от креатива и инноваций до управления и технологий [5]. Высокотехнологичный бум, ориентированный на эффективность и качество, позволяет находить новые пути решения проблем, стремиться достигнуть совершенства, делая вещи лучше, быстрее и дешевле, улучшает стандарты эффективности [6].

Каждый предприниматель, совмещающий уже известные идеи и создающий на их основе что-то новое, обладает конкурентными преимуществами. Другими словами, он делает что-то по-другому, не так как его конкуренты и аналоги, уникально комбинируя имеющиеся ресурсы. Результатом такой комбинации являются выгоды для потребителя, улучшающие качество его жизни. В этой связи необходимо рассмотреть два аспекта. В первом случае конкурентным преимуществом будет именно предпочтение потребителей, отданное новым товарам и услугам, в ущерб другим аналогичным товарам. Второй аспект напрямую касается деловой сферы предприятия. Отстаивая свои конкурентные преимущества, предпринимательские субъекты стараются реализовать новую расстановку сил на рынке. Партнерские отношения в данном случае и будут новыми синергетическими связями. Таким образом, товары, которым отдают свое предпочтение покупатели, и предприятия, приглашаемые к сотрудничеству, выделяются своей исключительностью, поскольку оказываются лучше и успешнее других и, следовательно, обладают конкурентными преимуществами.

Бизнес-партнерство является важным элементом ведения бизнеса. Немногие предприниматели могут самостоятельно осуществить полный цикл производства и сбыта продукции. В той или иной сфере им требуется сторонняя помощь, и чаще всего небезвозмездная. В этом случае предприниматель, использует деловые контакты как средство достижения своих целей. При нахождении точек соприкосновения и взаимных интересов сторон, возникает так называемая синергия. А усилия двух и более компаний дают гораздо более мощный эффект, чем работа каждой компании в отдельности.

Независимо от выбранного вида деятельности, сотрудничество должно содержать мотивацию на совместную деятельность, на взаимодействие. Партнеры должны зависеть друг от друга в достижении цели и в решении поставленной задачи, но при этом они должны сохранять свою индивидуальность и автономность деятельности. Также деловое партнерство, должно быть направлено на повышение социально-экономического положения статуса каждого партнера.

Особой гранью реализации процесса синергии в работе предприятия можно считать действия законной организации и самоорганизации, позволяющие перейти от неравновесного состояния к упорядоченному [3]. Предпринимательский субъект, как самоорганизующаяся система, стремится преодолеть неустойчивое состояние и направить все имеющиеся ресурсы на повышение финансового благополучия и дальнейший экономический рост. Такое моделирование развития предпринимательской системы определяется как базовые основы существования и управления любым хозяйствующим субъектом в современных российских условиях (рис. 4).

sek4.wmf

Рис. 4. Базовые основы управления предпринимательским субъектом. Источник: составлено автором по материалам [3]

Исходя из положения, которое приведено выше, а именно о том, что предпринимательскую деятельность необходимо трактовать как вид хозяйственного творчества, направленный на поиск оптимальных вариантов достижения поставленных целей, оценкой соотношения затраченных средств и полученных результатов деятельности, логично сделать вывод, что только стратегическое целеполагание может определяться как ресурс эффективного управления предприятием. Стратегически правильно выстроить все бизнес-процессы возможно за счет разработки концептуально новой организационной структуры управления, которая будет охватывать все уровни управления и рабочие процессы хозяйственной деятельности предпринимательского субъекта. Творчество предпринимателя будет заключаться именно в стратегическом целеполагании. При этом его организационной формой будут комплексные целевые планы и мероприятия, а содержательной формой – стратегическое управление.

Модель организационной структуры управления предпринимательским субъектом, основанная на принципах стратегического управления, характеризуется следующими особенностями:

– наличием устойчивой обратной связи между процессами предпринимательской деятельности;

– реализацией не только разработанных планов, но и текущей корректировкой стратегических мероприятий, формированием и мобилизацией ресурсов;

– использованием принципов стратегического планирования и выбора позиции в конкурентной борьбе;

– современной и адекватной реакцией хозяйствующего субъекта на непрогнозируемые быстроразвивающиеся события, а также слабые сигналы из внутренней и внешней среды (примером может служить модель ранжирования стратегических целей и управление слабыми сигналами).

Организационную структуру управления предпринимательским субъектом можно интерпретировать как систему интегрального внутрифирменного планирования [7], обеспечивающую равновесие между стратегической и текущей ориентацией деятельности предприятия на основе координации стратегических и тактических планов.

В данной системе необходимо учитывать наличие постоянных изменений внутренней и внешней среды. А для того, чтобы предпринимательский субъект мог воздействовать на события как во внешнем, так и во внутреннем окружении, управление должно быть гибким и двойственным, то есть долговременным и оперативным одновременно. Долговременное управление подразумевает долговременную реакцию на изменения и закладывается в стратегические планы, оперативное же управление или, другими словами, оперативная реакция на изменения, непосредственно реализуется в реальном времени. В итоге процесс управления предпринимательским субъектом становится в большей степени упреждающим, чем реактивным [8].

Заключение

Итак, специфика современного предпринимательского субъекта заключается именно в творческом подходе каждого члена команды к выполнению своих управленческих и производственных функций. Формирование творческого потенциала в предпринимательских структурах происходит постоянно. Современные условия таковы, что невозможно разработать единственно правильную стратегию на длительный период, поэтому стратегическое мышление является основой предпринимательской деятельности в современных российских условиях. Кроме того, чем быстрее организация будет реагировать на все изменения, как во внешней, так и во внутренней среде, тем лучше сможет адаптироваться к быстро меняющимся российским условиям. Для этого нужна команда, обладающая творческим подходом к решению поставленных задач и владеющая инструментами стратегического планирования.