Scientific journal
Научное обозрение. Экономические науки
ISSN 2500-3410
ПИ №ФС77-57503

SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH IN THE REGION BASED ON THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN VOLGOGRAD REGION

Kravchenko E.N. 1 Sheveleva N.E. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
In an effort to stimulate the economy, each state, despite the differences in the legislative base and budget, is interested in promoting small business, using traditional methods, as well as developing innovative, more advanced support tools. For Russia, the development of small business is still problematic, which forces the state to make more and more new efforts to reverse the current situation. Special attention is paid to the creation of state support infrastructure, which would contribute to ensuring favorable conditions for the formation and development of small business. At the same time, as practice shows, it is also necessary to develop a balanced regional and municipal infrastructure. The article discusses the infrastructure of support for small and medium-sized businesses in the Volgograd region, the task of which is to create a constructive interaction between government bodies, local governments and the business community. Interaction, first of all, consists in the qualitative and operatively represented spectrum of property, financial, information and consulting services, assistance to the development of scientific, technical, industrial, trade and information communications of small and medium-sized businesses. In particular, measures initiated at the regional and municipal levels within the framework of local and regional programs are presented in order to maximize the potential of small business.
state support of small business
infrastructure to support small and medium-sized businesses
small business development
investment attractiveness of the region

Во всем мире малые предприятия признаны одним из ключевых факторов экономического роста, оперативно реагирующим на изменения рыночной конъюнктуры, способствующим устранению дефицита товаров, работ, услуг, поддерживающим свободную конкуренцию на товарном рынке. Способствуя укреплению экономики страны в целом, малые предприятия являются движущей силой сбалансированного регионального развития, в том числе и создания новых рабочих мест. Учитывая важность предпринимательства, тема механизмов поддержки предпринимательства не утрачивает своей актуальности как для государственных, так и для негосударственных организаций. В соответствии с этим инвестиции в экономическое развитие и инфраструктуру поддержки малого бизнеса отражают важность этого сектора экономики [1].

Для России развитие малого предпринимательства по-прежнему остается проблематичным. Экономическая оценка динамики развития малых предприятий в Волгоградском регионе в целом отражает общие тенденции практически отсутствующего роста предприятий малого бизнеса [2]. Такое положение вынуждает государство предпринимать все новые и новые усилия системного характера с целью переломить сложившуюся ситуацию. Особое внимание уделяется созданию государственной инфраструктуры поддержки, которая способствовала бы обеспечению благоприятных условий становления и развития малого бизнеса. В статье рассматривается инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, в частности меры, инициированные на региональном и муниципальном уровнях, а также оценивается степень доступности информации о проводимых мероприятиях.

Материалы и методы исследования

Анализ поставленной проблемы проводился по нормативным документам, регулирующим меры государственной поддержки малого бизнеса, принятым и действующим в Волгоградском регионе, с учетом информации, размещенной на интернет-порталах инфраструктурных подразделений комитета экономической политики и развития Волгоградской области, что, в частности, отражает степень доступности этой информации для предпринимателей.

В рамках государственных законодательных инициатив система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечивается путем реализации органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления [3]:

− федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

− региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

− муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. в Волгоградской области реализуются областные и муниципальные программы создания и развития организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) [4]. Основополагающей для разработки таких программ является государственная программа Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятая в 2017 г. Подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» ставит своей задачей не просто поддержку субъектов малого бизнеса, но и развитие молодежного предпринимательства [5]. Так, в Волгоградском филиале Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в 2018 г. открыта программа подготовки молодых предпринимателей «Капитаны России». Результатом реализации программы должно спать создание предприятий новой экономики, новых рабочих мест, что позволит создать новую траекторию развития экономики страны.

В настоящее время в Волгоградской области инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечивают организации, являющиеся институтами развития бизнеса Волгоградской области [6]. Общая схема реализуемой системы в Волгоградской области представлена на рисунке.

krav1.wmf

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области

Ассоциация (некоммерческое партнерство) «Гарантийный фонд Волгоградской области» предоставляет поручительства по банковским кредитам субъектов МСП, не имеющих полного залогового обеспечения [7].

Государственный фонд «Региональный микрофинансовый центр» (микрокредитная компания) предоставляет займы микрофинансовым организациям, которые в свою очередь предоставляют микрозаймы субъектам МСП. Фонд микрофинансирования предпринимательства Волгоградской области (микрокредитная компания) предоставляет микрозаймы субъектам МСП [8].

На базе Государственного автономного учреждения Волгоградской области «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» (далее – ГАУ ВО «ВОБИ») действуют: Центр поддержки предпринимательства Волгоградской области, Центр инжиниринга Волгоградской области, Центр поддержки экспорта Волгоградской области и Центр инноваций социальной сферы. ГАУ ВО «ВОБИ» предоставляет начинающим предпринимателям льготную аренду офисных помещений бизнес-инкубатора [9].

Центр поддержки предпринимательства предоставляет бесплатную консультационную и экспертную поддержку по вопросам финансового планирования, маркетингового, патентно-лицензионного, правового сопровождения деятельности, бизнес-планирования и другие информационно-консультационные услуги, оказывает услуги по организации специальных программ обучения для субъектов МСП с целью повышения их квалификации.

Следующая организация – Центр инжиниринга оказывает консультационную и экспертную поддержку субъектам МСП Волгоградской области в сфере технологического и проектного инжиниринга, в том числе по проведению экспресс-оценки индекса технологической готовности предприятия, разработке инвестиционных проектов, программ модернизации, перевооружения, реконструкции производства, брендированию, продвижению продукции, разработке бизнес-планов, ТЭО, проведению аудитов (технических, финансовых и др.), антикризисному консалтингу и другие [10].

Центр поддержки экспорта создан в целях предоставления бесплатной консультационной и экспертной поддержки субъектам МСП по вопросам ведения экспортной деятельности. На этой основе данный Центр осуществляет организацию встреч субъектов МСП с иностранными партнерами, организацию участия субъектов МСП в международных выставочно-ярмарочных, конгрессных мероприятиях в РФ, в международных бизнес-миссиях, оказывает содействие в адаптации товаров к экспортным требованиям, в оформлении прав на результаты интеллектуальной деятельности в РФ и за рубежом.

Не менее важной структурной единицей в списке организаций, оказывающих помощь СМП, является Центр инноваций социальной сферы Волгоградской области (ЦИСС), который осуществляет содействие по профессиональному взаимодействию всех участников социальных инициатив, по обеспечению реализации проектов, направленных на решение социальных проблем, интеграции в общество и экономику социально незащищенных категорий граждан. Еще одним из основных направлений, достаточно востребованным у бизнеса, по которому ЦИСС оказывает консультационные услуги в области социального предпринимательства, являются обучающие мероприятия, мастер-классы, акселерационные программы.

В соответствии с положениями Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области обеспечивается предоставление услуг субъектам МСП через многофункциональные центры (МФЦ). Открыто 24 специализированных окна, которые созданы как в формате бизнес-окон, так и в формате центров оказания услуг (далее – ЦОУ) первого уровня. В декабре 2017 г. открыт первый офис МФЦ для бизнеса в г. Волжском с 7 окнами обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства, а в сентябре 2018 г. начал работу центр оказания услуг на базе банка Центр-Инвест на территории моногорода Михайловка Волгоградской области.

Для повышения инвестиционной привлекательности региона, а также улучшения его социально-экономического положения, создано АО «Корпорация развития Волгоградской области», целью деятельности которого в регионе является интеграция инвестиционного потенциала государства и частных инвесторов [11].

Для содействия экономическому развитию региона с 2017 г. действует Региональный фонд развития промышленности, который предоставляет займы под реализацию инвестиционных проектов в размере от 20 до 100 млн руб. под 1; 3 и 5 % годовых на срок не более 5 лет по программам софинансирования с федеральным Фондом развития промышленности.

Кроме того, осуществляется взаимодействие со следующими федеральными институтами развития: АНО «Агентство стратегических инициатив», АО «Федеральная Корпорация развития малого и среднего предпринимательства», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», АО «Российский экспортный центр»; АО «Деловая среда».

Как отмечалось выше, в настоящее время уделяется достаточно большое внимание обеспечению содействия развитию молодежного предпринимательства. В регионе данное направление реализуется через программу «Ты – предприниматель», а также путем формирования центров молодежного инновационного творчества, являющихся площадкой для создания благоприятных условий, в том числе для субъектов МСП, в научно-технической, инновационной и производственной сферах.

В регионе созданы центры молодежного инновационного творчества по направлениям: «Робототехника, обучающие компьютерные игры и робототехнические наборы»; «3D-технологии: сканирование, моделирование и печать», «Бионика и нейротехнологии» и «Биомедицина».

В целях развития научно-технического потенциала в регионе комитет оказывает активную поддержку субъектам инновационной деятельности на всех этапах реализации – от стадии поисковых научных исследований до создания новых конкурентных мест.

Так, в целях устойчивого развития экономики региона и создания благоприятного инвестиционного климата региональным налоговым законодательством предусмотрены существенные меры поддержки отдельных отраслей экономики в виде предоставления налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, направленные на увеличение в регионе эффективных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса [12].

Региональным законодательством предусмотрены налоговые льготы:

− для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Волгоградской области;

− для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

− для организаций пивоваренной промышленности;

− для организаций, созданных общественными объединениями инвалидов;

− для организаций, осуществляющих производство и выпуск средств массовой информации;

− для организаций, являющихся собственниками газораспределительной системы.

Налоговым законодательством для субъектов МСП предусмотрены специальные налоговые режимы, которые создают более простые условия налогообложения за счет низкой ставки налога и освобождения от уплаты ряда налогов.

Предусмотрено снижение ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. На территории региона действуют «налоговые каникулы», предусматривающие дополнительные меры поддержки для предпринимателей, планирующих начать свой бизнес в производственной, социальной или научной сфере, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.

Во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» Минэкономразвития России разрабатывается национальный проект «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который включает 5 федеральных проектов [13]:

− улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;

− расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию;

− создание системы акселерации субъектов МСП;

− создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;

− популяризация предпринимательства.

Следует отметить, руководством регионального комитета экономики совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти Волгоградской области постоянно проводится работа по совершенствованию регулирования и поддержки со стороны государственных органов на уровне области малого предпринимательства, так, в 2018 г. соответствующими структурами были сформированы и направлены в Минэкономразвития России предложения в национальный проект [14].

Результаты исследования и их обсуждение

Материалы проведенного исследования были представлены на круглом столе, посвященном вопросам развития цифровой экономики в сфере оказания потребителям государственных и финансовых услуг в рамках проведения международной научно-практической конференции «Развитие бизнеса и финансового рынка в условиях цифровизации экономики» (14–15 ноября 2018 г., Волгоградский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, комитет экономической политики и развития Волгоградской области). Практические аспекты отношений государственных структур и бизнеса, а также их цифровизация, обсуждались с руководителем и специалистами управления развития предпринимательства комитета экономической политики и развития Волгоградской области. Прежде всего, это касалось информированности малого бизнеса о мерах государственной поддержки. Результаты представленного исследования позволили участникам круглого стола оценить доступность и качественную наполненность интернет-ресурсов информацией, а также определить действия в сторону упрощения поиска программ поддержки, самостоятельного определения соответствия критериям этих программ. Этот итог представляется весьма важным, так как начало 2019 г., как и в предыдущие периоды, отмечено весьма сдержанными ожиданиями предпринимателей, связанными с увеличенными налоговыми нагрузками на бизнес, снижающейся покупательной способностью населения. Широкая информированность о мерах имущественной, финансовой и иной поддержки может уменьшить нагрузку на малый бизнес, а значит, способствовать его развитию.

Заключение

Поддержка малого предпринимательства на современном этапе развития экономики определена государственной политикой как одна из основных экономических функций, которая позволяет выделить два существенных направления – обеспечивающее и управленческое. Первое направление позволяет государству оказывать помощь МСП не только на федеральном, но и на региональном уровне с предоставлением информации о возможности использования различных видов ресурсов – материальных, финансовых, информационных, принимать участие в госзаказах и т.д. Второе направление позволяет сконцентрировать внимание предпринимателей на решении организационно-административных вопросов, планировании и контроле.

Таким образом, меры, инициированные на региональном и муниципальном уровнях в рамках местных и областных программ, приобретают системный характер и подтверждают их эффективность с точки зрения развития малого бизнеса в регионе. Все реализуемые мероприятия направлены на раскрытие потенциала малого бизнеса, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, что означает обеспечение устойчивого экономического роста Волгоградского региона.